«Снег кружится, летает…»

Задачи:  Продолжать закреплять знания детей о зиме и название зимних месяцев; называть числительные по порядку; Закреплять знания прямого и обратного счёта в пределах 10; Познакомить с числом и цифрой 8, закрепить умение соотносить количество с числом, формировать умение раскладывать число 8 на два меньших.

 

Слайд 2

Тройка, тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица,
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом -
Все покрылось серебром.

 

- Как вы думаете, о чем эта загадка? (О зиме)

- Правильно, о зиме.

- А что же это за тройка, на которой прилетела зима и что за скакуны в этой тройке? (Зимние месяцы)

- Назовите зимние месяц. (Декабрь, январь, февраль)

Слайд 3

- Ребята, посмотрите на эту картинку. (И.Шишкин «Зима»). Ребята, посмотрите на картинку, какое время года здесь изображено? Почему вы решили, что на картине зима?

- Как можно описать зиму? С помощью каких слов можно о ней рассказать? Какая она? (Белая, морозная, снежная, серебристая, холодная, волшебная и. т. д.)

- Только белый снег. Множество деревьев - стволов и веток, огромные снежные сугробы. И больше ничего. Можно ли из этого создать интересную картину? Можно, если кисть в руки возьмет гениальный художник. Это великий русский пейзажист Иван Шишкин. Он сделал это - написал такую картину-пейзаж. И называется картина "Зима".

Перед нами величественное изображение дремучего зимнего леса. Прошел, видимо, не один снегопад и лес хорошенько завалило снегом. На переднем плане мы видим и поваленные старые стволы, и крупные ветви, и молодую поросль - маленькие елочки. Все это покрыто толстым слоем снега, а часто - только угадывается под снегом. На снегу нет ни человеческого, ни звериного следа - это абсолютно пустынный, немой, скованный морозом лес. Жизнь замерла в нем.

Изображение леса абсолютно реальное, его можно было бы даже принять за фотографию, если не знать, что картина написана тогда, когда любители-фотографы еще не ходили по лесам, обвешанные фотоаппаратами. Но, несмотря на реальность изображения, так и хочется сказать о лесе: "сказочный". Есть в этой картине какая-то таинственность, загадка, и если вдруг из-за деревьев выйдет сказочный Морозко или гномик - не удивишься. Именно в этом замерзшем лесу, кажется, и происходили все народные зимние сказки.

Выбрав для картины всего два цвета - белый и черный, художник умело пользуется ими, создавая светлое пятно на переднем плане - здесь расположена небольшая полянка, заваленная старыми деревьями. Взгляд уходит по светлой полосе в глубину картины, где есть еще просвет между деревьями, он залит светом. Так удачно художник соединяет передний, средний и задний планы.

По бокам от светлого пятна и светлой "дорожки" - темные древние деревья. На переднем плане - это мощные вековые стволы. Деревья в перспективе выглядят уже не такими впечатляющими. На всех ветках тяжело лежит снег. Свет легко проникает внутрь зимнего леса, стволы хорошо освещены.

Если хорошо присмотреться, то для изображения деревьев художник взял не черную краску, как кажется с первого взгляда, а все оттенки коричневого. Да и снег написан не только белой краской - здесь множество сероватых и желтоватых оттенков, что дало игру света на снегу и помогло понять, что снег лежит давно, зима началась не вчера. Да и не такой пустынный этот лес - на одной из веток, выступающих в световом просвете, сидит птица. И она тоже кажется какой-то мистической, сказочной в этом пейзаже.

 

- Зима приглашает нас сегодня поиграть и посылает нам своих помощников. Отгадайте, кто они?

Покружилась звёздочка

В воздухе немножко,

Села и растаяла

На моей ладошке. (Снежинка)

- Встаньте в круг.  Давайте посмотрим, как летают наши снежинки. Представьте, что у вас на ладошке лежит красивая снежинка. Сделаем глубокий вздох через нос, выдыхаем медленно через рот и дуем на нашу снежинку. Еще раз. (Дыхательная гимнастика). И наши снежинки полетели, покружились. А теперь давайте и мы покружимся как снежинки.

Мы снежинки, мы пушинки

Покружиться мы не прочь

Мы снежинки балеринки,

Мы танцуем день и ночь.

Как красиво!

- А теперь давайте посчитаем сколько у нас снежинок в кругу. (порядковый счет). Молодцы.  Я буду первая снежинка. Скажи, Ксюша, какая ты по счету снежинка? А ты, Гоша? (Спросить всех детей)

Слайд 4

- Посмотрите, к нам залетели волшебные снежинки. Давайте посчитаем их. (7 белых и 1 голубая). Сколько всего снежинок к нам прилетело? Правильно 8!

Слайд 5

- А на что похожа цифра 8?

Слайд 6

- Давайте сравним число 7 и число 8. Какое число больше, а какое меньше?

Слайд 7

- Ребята, давайте попробуем записать условие нашей задачи про снежинки: 7+1=8

- А давайте попробуем сложить его из математических кубиков.

- Молодцы, вы справились с этим заданием!

Слайд 8

- Посмотрите как еще можно получить число 8. Возьмите счетные палочки и давайте попробуем получить число 8 из двух меньших чисел.

-Вы и с этим заданием успешно справились. За окном у нас зима, идет снег, а кто сможет сложить самую красивую и необычную снежинку из своих палочек?

Слайд 9

-Что нового вы узнали сегодня?

-Какое задание вам понравилось больше всего?

-Какое задание было трудным?

 

-Мне очень понравилось, как правильно вы отвечали, внимательно меня слушали. Молодцы!