Пояснительная записка

 

Программа внеурочной деятельности   «Игра в этикет как способ развития коммуникативных отношений у детей младшего школьного возраста с ОВЗ»(далее «Игра в этикет») составлена в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования

Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников и предназначена для реализации в 1-2 классах.

 

Направленность программы «Игра в этикет»:

по функциональному предназначению – учебно-познавательная;

по форме организации – индивидуально – групповая;

по времени реализации – годичная.

 

Новизна программы состоит в использовании нетрадиционных методов и приемов работы при изучении правил этикета и  включает в себя следующие разделы:

*Воспитание добрых чувств.

*Речевая зарядка.

 * Развитие мышления и воображения.

*Нравственность

*Толерантность

Актуальность.

            Изучение этикета особо актуально в эпоху активного взаимопроникновения культур и обострившейся нетерпимости к людям иной национальности, иных социальных групп и является средством социальной адаптации ребёнка.

Важной составляющей в воспитании личности ребёнка является ознакомление с эстетическими и этическими нормами, принятыми в обществе. В отличие от программ по нравственному воспитанию путём знакомства с этическими и нравственными категориями, притчами, пословицами, Программа «Игра в этикет» более конкретна, связана с повседневной практической деятельностью  человека, опирается на взаимодействие с конкретными людьми.

В связи с необходимостью максимально полного использования потенциала образовательных учреждений, повышению эффективности в духовно-нравственном развитии детей  была разработана программа «Игра в этикет».

 

Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что предлагаемые в программе педагогические средства наиболее действенны для детей младшего школьного возраста. При составлении Программы учтены психолого-возрастные особенности детей данного возраста. Программа «Игра в этикет» разработана с учётом современных педагогических технологий. Работа по формированию творческой личности посредством индивидуально – групповой работы построена на основе следующих принципов:

·  Принцип интеграции (интегративный характер всех аспектов развития личности ребёнка младшего школьного возраста: общекультурных, социально-нравственных, интеллектуальных).

·  Принцип целостности приобщения ребенка к познанию окружающего мира (ребенок познает мир – наблюдая, размышляя, сопереживая – в творческой деятельности);

·  Принцип постепенности погружения в проблему (создание проблемно-ситуативных заданий);

·  Принцип эмоционально-насыщенной тематики игровых упражнений, игр, заданий;

·  Принцип взаимного сотрудничества и доброжелательности (общение с ребенком строится на доброжелательной и доверительной основе).

 

Тематическая направленность и организационная вариативность занятий способствует формированию у детей устойчивого интереса к речевой деятельности, поддерживает положительное эмоциональное отношение детей, а значит, помогает достигнуть лучшей результативности в обучении и воспитании. Занятия включают в себя элементы, имеющие оздоровительную направленность (общеразвивающие упражнения, работа над дыханием, простейшие приёмы массажа, гимнастика для глаз, развитие мелкой моторики).

            Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не выучивается. Во время занятий дети стоят вместе с педагогом в кругу или сидят полукругом (за столом). Такое расположение даёт детям возможность хорошо видеть преподавателя, двигаться и  проговаривать речевой материал синхронно с ним.

 

            Логическая последовательность разделов Программы определяется постепенным усложнением материала – от повседневного к редкому, от простого к сложному. Особый акцент делается на теме «Поведение в общественном месте». Полученные в предыдущих темах знания и навыки реализуются в практических занятиях  - этюдах. На этом этапе дети уже могут сами формулировать принципы взаимодействия с людьми в процессе общения. Последующие темы знакомят детей с более редкими правилами и нормами, дают возможность освоить этикетные нормы «в глубину». Итоговому занятию в форме игры-экзамена предшествуют две наиболее «философские» темы: «Хороший ли ты друг?» и «Своё и чужое».

            Методологически каждая тема организована на основе игрового театрализованного сюжета со сквозным персонажем. Общение с куклой Пеппи Длинныйчулок, например, позволяет детям объяснять правила и нормы поведения, ощущать преимущества «знатока этикета».

            Теория и практика интегрированы в каждом занятии.

            Педагог в образовательном процессе играет роль носителя информации и посредника в общении детей с куклой – «товарищем по учёбе». Таким образом, дети выступают в роли эксперта по этикету, привыкают критично оценивать поведение куклы-героя, учащихся в этюде -  игре, героя книги и т.п.

            Предпосылкой успешного обучения является предварительное или параллельное знакомство с книгой А. Линдгрен «Пеппи  Длинныйчулок» .

            Итоговое занятие по теме «Поведение в общественном месте» приурочивается к новогодним праздникам и служит своего рода репетицией поведения ребёнка в дни активного общения и посещения зрелищных мероприятий  и походов в гости.

 Цель Программы:

 воспитание духовно-нравственной личности ребёнка посредством ознакомления с этическими, эстетическими  и историческими нормами поведения. Приступая к ознакомлению детей с той или иной нормой, начинаем с исторических и нравственных истоков этого правила.

 Задачи:

*Добиться твёрдого усвоения детьми норм, регламентирующих поведение в общественном месте;

*Ввести в сферу внимания детей уважение к культурным обычаям других народов, другой семьи;

*Ознакомить с правилами, регулирующими взаимоотношения членов семьи;

*Дать детям понимание того, чем вызвано разграничение социальных ролей мужчины и женщины, мальчика и девочки.

Возраст учащихся:  7 – 9 лет.

Сроки реализации: данная программа ориентирована на детей 1 – 2 –х классов.

Занятия проводятся в группе от 10 до 12 человек, 1 раз в неделю продолжительностью 40 мин, всего 36 часов в год.

 

Формы и режим занятий.

Формы организации деятельности: групповые, коллективные, индивидуальные.

Виды деятельности: беседа, чтение, слушание, рисование, лепка, игры, инсценировка, просмотр презентаций, просмотр мультфильмов по сказкам, прослушивание музыки  с учетом возрастных особенностей школьников.

 

Ожидаемые результаты реализации программы

Учащиеся должны знать:

*нормы, регламентирующие поведение в семье и общественном месте;

*правила ,регламентирующие взаимоотношения членов семьи;

* культурные обычаи других народов, другой семьи;

*правила поведения в присутствии людей с необычной внешностью, одеждой, аномалиями тела, физическими изъянами;

*причины разграничения социальных ролей мужчины и женщины и формы их проявления

*свои обязанности по отношению к домашним животным;.

*Об  ответственности за чужую вещь; о том, какую вещь можно, а какую нельзя просить или давать в долг; как поступить в случае утери или порчи чужой вещи

*Обязанности гостя и хозяина, роль хозяйки за столом.

Учащиеся должны уметь:

*Правильно здороваться, учитывая возраст и пол собеседника, приветствовать и пожимать руки;

*Мальчики должны закрепить навыки открывать и придерживать дверь, если рядом женщина, уступать ей место, помогать носить тяжести, вставать при знакомстве с дамой;

*Девочки – благодарить за все знаки внимания со стороны мальчиков;

*Культурно вести себя в гостях: усаживать даму за стол, приглашать к столу, правильно пользоваться салфеткой на коленях, уметь утешить и ободрить гостя, совершившего ошибку, научиться дарить и принимать подарки;

*Культурно вести себя за столом во время еды: правильно пользоваться типичными и редкими инструментами , правильно общаться с общими блюдами, хлебом;

*Освоить технику чаепития: придвигать сахарницу и передавать её соседу, пользоваться общей ложкой, правильно брать и есть торт, печенье, крупную выпечку, варенье;

*Разговаривать по телефону, соблюдая правила этикета: уметь вызвать спецслужбы, свободно владеть несколькими типичными моделями разговора;

*Содержать своё тело и одежду в чистоте: правильно пользоваться носовым платком, усвоить  запрет на пользование чужой расчёской;

*Использовать понимание бесконфликтного взаимодействия с товарищами,  приёмы и способы, позволяющие избегать конфликтов.

         В области личностных планируемых результатов будут формироваться следующие УУД:

-      готовность и способность учащихся к саморазвитию;

-      внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе и друзьям;

-      начальные навыки адаптации в динамично меняющемся мире;

-      формирование мотивации дальнейшего изучения Правил этикета

     В области метапредметных планируемых результатов будут формироваться коммуникативные, регулятивные и познавательные УУД.

Коммуникативные УУД:

-   обращаться за помощью;

-    задавать и отвечать на вопросы, для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

-    договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

-    формулировать собственное мнение и позицию;

-     предлагать помощь и сотрудничество;

-     определять общую цель и пути её достижения;

-     осуществлять взаимный контроль;

-      вести устный  диалог;

-    координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

     Регулятивные УУД:

-     формулировать и удерживать учебную задачу;

-     ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;

-     составлять план и последовательность действий;

-     адекватно воспринимать предложения учителя, товарищей, родителей по исправлению допущенных ошибок;

-     адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

-     выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить;

-     различать способ и результат действия;

-     осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия.

Познавательные УУД:

-     поиск и выделение необходимой информации из разных источников в разных формах (текст, рисунок, таблица);

-     сбор, обработка и передача информации;

-     анализ и синтез, сравнение, классификация по заданным критериям;

-     осуществлять рефлексию способов и условий действий;

-     контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

-     построения рассуждения;

-     применение и представление информации;

-     осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме, в том числе творческого и исследовательского характера.

В области предметных планируемых результатов обучающиеся научатся:

-     свободно работать с различными источниками информации;

-     устно  делиться своими впечатлениями и наблюдениями. 

Структура занятий:

-       Беседа, рассказ учителя.

-       Слушание.

-       Различные виды чтения.

-       Озвучивание героев, пантомима, инсценировка.

-       Театрализация.

-       Лепка из пластилина, соленого теста, глины.

-       Иллюстрирование с помощью рисования, аппликаций.

-       Конкурсы, викторины.

-       Творческая работа: изготовление подарков, поздравительных  открыток, приглашений в гости.

 

Способы проверки:

Во время занятий применяется поурочный, тематический и итоговый контроль. Уровень усвоения материала выявляется в беседах, выполнении творческих индивидуальных заданий, применении полученных на занятиях знаний. В течение всего периода обучения педагог ведет индивидуальное наблюдение за творческим развитием каждого обучаемого, результатом которого может стать авторская разработка или выполнение творческой работы по самостоятельно выполненному эскизу.

Занятия не предполагают отметочного контроля знаний, поэтому целесообразнее применять различные критерии, такие как:

-      оценка достигнутого результата самим ребенком;

-      оценка законченной работы;

-      участие в выставках, играх, мероприятиях  и т.д.

-      реализация творческих идей.

Формы проведения итогов реализации программы:

Открытые занятия, организация чаепития с приглашением родителей.

 

Учебно-тематический план

№п/п

Название темы

Общее кол-во часов

теоретические

практические

1

Введение

2

1

1

2

Культура приветствия

2

1

1

3

Знакомство (обычаи, правила поведения)

2

1

1

4

Культурные обычаи других народов и семей

2

1

1

5

Дружная семья

2

1

1

6

Мальчик и девочка

2

1

1

7

Правила поведения в общественном месте

4

1

3

8

Гостевой этикет

2

1

1

9

Этикет приёма пищи

4

1

3

10

Чаепитие: русские и европейские традиции

2

1

1

11

Культура телефонного разговора

2

1

1

12

Этикет общения с животными

2

1

1

13

Правила гигиены с точки зрения этикета

2

1

1

14

Хороший ли ты друг?

2

1

1

15

Своё - чужое

2

1

1

16

Открытые (итоговые) занятия

2

0

2

-

Всего:

36

15

21

 

Содержание занятий рабочей Программы «Игра в этикет»

 

Кол-во

Заня-тий

Кол-во

часов

тема

содержание

контроль

Средства и методы обучения,

УМО (учебно-методическое обеспечение).

2

2

1.Введение

*Роль этикета в жизни общества

*Практические занятия: Знакомство с древними и совре-менными обычаями по видео и иллюстративным материалам. Демонстрация.

 

Входящая диагностика

Практическое занятие, наглядный и словесный  методы//  диски,  видеоматериалы, иллюстрации.

2

2

2.Культура приветствия. Экскурс в ис- торию обычая. Разнообразие обращений: ты и Вы.

Знакомство с возник- новением обычая,его глубоким смыслом. Знакомство с разнооб-

Разными формами об-

ращения и приветствия

*Практические занятия:

Игра «Знакомство», Задание: назвать как можно больше вер-

бальных клише привет-

ствия, сочетаний «сло-

во-жест». Демонстра-

ция исторических пок- лонов. Тренаж.Анализ видеоматериалов, вы-

явления нац. Особен-

ностей в приветствии. Работа с иллюстр. ма-

териалом: гравюра Дю-

рера «Рыцарь», обос-

нование обычаев ры-

царских времён. Тре-

наж навыков опреде-

ления возраста по ро-

левым картам – порт-

ретам. Этюды на при-

ветствие с рукопожа-

тием, головным убо-

ром, перчатками.

Поурочное наблюдение опрос, выполнение задания педагога.

Речевые игры, наглядный и словесный  методы, драматизация, тренаж, проблем-

ный  метод  //  диски с видеоматериаламииллюстрации, гравюры, ролевые карты-портреты, головной убор, перчатки

2

2

3. Знакомство (обычаи, правила поведения).

Приоритетные группы по признакам пола, возраста, социального положения. Приоритетные преимущества. *Практические занятия:

Знакомство с куклой ПеппиДлинныйчулок.

Анализ текста А. Линд-

грен «Пеппи Д.».Определение этикетных ошибок в по

ведении Пеппи при по

сещении школы.Этюд-задание: знакомство по собственной иници

ативе. Этюд – задание: знакомство с посредни ком. Этюд-задание: знакомство с лицами приоритетной возраст ной группы. Ролевая игра «Прогулка с Пеппи».

Поурочное наблюдение опрос, выполнение задания педагога.

Практическое занятие, наглядный и словесный  методы, драматизация,  проблемный метод //книга Линдгрен, кукла Пеппи, предметы, необходимые для драматизации

2

2

4.Уважение к культурным обычаям других народов и других семей.

Знакомство со старин

ными обычаями. Зна

комство с обычаями

других народов, семей. *Практические занятия:

Задание: рассказать о

всевозможных обыча

ях, знакомых по кино и

мультфильмам.

Дискуссия-игра:Пеппи

рассказывает о путешествиях и выдума

нных обычаях.

Дети должны опреде

лить, что правда, а что – выдумка.

*Театрализованный опрос:

Пеппи появляется пере

одетой дамой-иностра

нкой, она просит срав

нить обычаи нашей страны с обычаями дру

гой страны.

Контрольноезанятие, Поурочное наблюдениеопрос, выполнение задания педагога, театрализованный опрос.

Знакомство с книгой, рассуждение дискуссия, иллюстрация.

 

2

 

2

 

5.Дружная семья

 

Знакомство с правила-

ми, регулирующими взаимоотношения членов семьи. *Практические занятия:

Игра-задание: придумай ласковое имя.

 Игра: Чья семья друж

нее? Состязание двух семей.

Игра: Чья работа? Надо поделить работу на мамину, папину и т.д. Определение посильной домашней работы для ребёнка.

Ролевая игра: Мама пришла с работы.

 

Контрольноезанятие, Поурочное наблюдениеопрос, выполнение задания педагога.

 

Рисунок. Ролевые игры. Игровые ме-тоды .Проблемные методы, дискуссия, сравнительный анализ.//Каранда-

ши, бумага.

2

2

6. Мальчик и девочка.

Разграничение социаль

ных ролей мужчины и женщины. Причины, вызывающие те или иные требования к поведению, и различия в поведении мужчины и женщины. *Практические занятия:

Детский рисунок на тему «Что любят девоч

ки?» и «Что любят мальчики?» Обсуждение отрывка из книги Волкова «Вол

шебник Изумрудного города» - сцена с трус-

ливым  львом. Анализ поведения героев.

Приветствие и знаком-

ство

Открытый урок, практи

ческое заня-тие, Поуроч-

ное

наблюдение опрос выполнение задания педагога.

Рисунок, ролевые игры, игровые ме

Тоды,проблемныеметоды,дискуссия сравнительный анализ // карандаши, бумага

предметы, необходимые  для ролевых игр,

книга Волкова.

4

4

7. Поведение в общественном месте

Знакомство с правила-ми поведения в школе, кинотеатре, магазине, на выставке. Единая формула вежливости. *Практические занятия:

Ролевые игры: школа,театр.магазин.

Практическое занятие, Поурочное наблюдение опрос, выполнение задания педагога.

Дискуссия-игра, предметы,  необходимые  для ролевых игр.

 

2

2

8. Гостевой этикет.

Ознакомление с обязанностями

 Гостя и хозяина .Знакомство с элементами гостевого этикета Правила, регла

ментирующие поведе-

ние в гостях . Приглаше

ние к столу. Роль хозяй

ки. Пользование сал-

феткой, положение лок

тей.

 *Практические занятия:

Этюд-игра: мама занята беседой. Хочу эту игрушку. Кому какой подарок. Сюжет

но-ролевая игра: День рождения Пеппи.

Контрольноезанятие, Поурочное наблюдениеопрос.

Анализ текста, игры-этюды// Предметы, необходимые для ролевых игр.

4

4

9. Этикет приёма пищи.

Знакомство с инструментами для еды. Общие правила застолья, общие блюда

*Практические занятия:

Игра-тренаж: Где локти? Обед. Кто хозяй

ка. Как это есть? Положи мне на тарелку.

Поурочное наблюдениеопрос, выполнение задания педагога.

Тренаж навыков. Демонстрация манер и этикета.

Предметы, необходимые для ролевых игр.

2

2

10.Чаепитие – русские и европейские традиции.

Знакомство с приёмами пользования чайной посудой, поведением за столом.

*Практические занятия:

Игра-тренаж: Я- хозяйка, а Я – гость. Чаепитие для куклы. Анализ текста: гл. «Пеппи в гостях».

Контрольноезанятие, Поурочное наблюдениеопрос, выполнение задания педагога.

Практическое занятие. Анализ текста.

Предметы, необходимые для ролевых игр.

 

2

2

11. Культура телефонного разговора.

Речевые формулы телефонного разговора. Особенности вызова спецслужб.

*Практические занятия:

Игры-диалоги: Позвони маме. Мамы нет дома. Не туда попали. Приглашение на день рождения. Научи Пеппи говорить по телефону Когда звонить «01», «02», «03».

Наблюдение.

Этюды по общению и приветствию. Игры//Кукла, телефонный аппарат.

2

2

12. Этикет общения с животными.

Этическая необходи мость бережного отношения ко всему живому.

*Практические занятия:

Игра : какая польза? Мы в ответе за тех, кого приручили. Говорящий хвост.

Наблюдение

Игра с заданиями. Демонстрационный метод // Картинки с животными

2

2

13. Правила гигиены с точки зрения этикета.

Преимущества опрят-

Ности. Пользование носовым платком. Правила гигиены в общественном  месте.

*Практические занятия:

Сюжетно-ролевая игра «Дамская комната и комната для джентельменов», «у зеркала», «В школьной столовой».

Практическое занятие, Поурочное наблюдение опрос, выполнение задания.

Тренаж навыков. Практическое занятие. Сюжетно-ролевая игра //

Предметы, необходимые для ролевых игр.

 

2

2

14. Хороший ли ты друг?

Вопросы взаимодейст

вия с товарищами. Правильная оценка конфликтной ситуации.

*Практические занятия:

Аукцион ласковых имён. Сюжетно-ролевая игра «Ты хочешь- я хочу», «Мирись, мирись…», «Я-мама, ты- ребёнок», «Уговори Пеппи».

Контрольное занятие.

Ролевая игра «Знакомство с куклой».

Предметы, необходимые для ролевых игр.

 

 

2

2

15. Своё – чужое.

Знакомство с понятием собственности.  Уваже

ние к своим и чужим вещам. Соотнесение труда родителей и стоимости вещи.

*Практические занятия:

Сюжетно-ролевая игра «Натуральный обмен», «Булавочная фабрика», «Чужая игрушка».Дискуссия «Что будет с Пеппи?»

Контрольное занятие.

Практическое занятие.Сюжетно-ролевая игра. Дискуссия.

2

2

16. Итоговое занятие.Игра с утра до вечера с Пеппи.

Игра «С утра до вечера с Пеппи  Длинныйчу-

лок». Экзамен на настоящую даму. Чаепитие.

Открытый урок. Определение этикетных ошибок в поведении. Итоговая диагностика.

Анализ текста Игровой метод

 

36

Итого

 

 

 

 

 

 

Учебно-методическое обеспечение Программы:

 

1.                  Кукла Пеппи Длинныйчулок

2.                  Кукла Инопланетянин

3.                  Гравюра Дюрера «Рыцарь»

4.                  Парик с буклями, перчатки, платок

5.                  Очки, шляпа

6.                  Картинки, изображающие людей разного возраста (ролевые карточки)

7.                  Художественные альбомы с иллюстрациями (18-19 вв.)

8.                  Шляпы, веер, перчатки, плащ

9.                  Газета, тапочки, галстук

10.              Бутафорские подарки, игрушки, скатерть

11.              Салфетки, посуда

12.              Телефонные аппараты


 

Список литературы:

 

 

1.                  Абраменко  А.И., Алексеев А.А. Практикум по общей психологии. М.., 1990

2.                  Аксёнова А.К., Якубовская Э.В., Дидактические игры. М., 1991

3.                  Арефьева А.Н. Лексические игры по развитию речи детей 4-8 лет. Методическое пособие. М., 2008

4.                  Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Весёлый этикет. Екатеринбург, «Литур», 2002

5.                  Вандербильт  Э., Этикет. «Авиаль», 1996

6.                  Всё      об этикете. «Феникс», 1995

7.                  Гольдки В.Е. Речь и этикет. «Просвещение»,  1983

8.                  Дубровина И.В., Акимова М.К. Рабочая книга школьного психолога. М., 1991

9.                  Закон Российской Федерации «Об образовании»

10.              Закон Свердловской области « О защите прав ребёнка»

11.              Закон Свердловской области «Об образовании»

12.              Кругляницо Т.Ф. Этика и этикет. «Аз». 1995

13.              Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников. М. 1985

14.              Непомнящая Н.И. Становление личности ребёнка М. 1992

15.              Они И. Спасибо, пожалуйста, здравствуйте . «Человек»,  1991

16.              Парбо В. Лексикон хороших манер. «Ило» . 1991

17.              Правила хорошего тона.  «Ариель», 1993

18.              Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа/ (составитель Е.С. Савинов) – 4-е изд. Перераб.-М.: Просвещение, 2013

19.              Расту культурным. ООО «Полиграф-Проект». М., 2011

20.              Советский этикет. «Знание», 1971

21.              Соловьёва С.В. Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся: содержание и технологии. Екатеринбург, 2014

22.              Тысяча и одна «мелочь»,  или Как себя вести. «Газета», 1992

23.              Федеральный образовательный гост начального общего образования ( в ред. От 25.09.2014.)

24.              Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения «Высшая школа»,1989

25.              Школа этикета. Сред-Урал.кн. изд-во, 1995

 

26.              Шорыгина Т.А. Вежливые сказки. Этикет для малышей. М.,»Прометей»,Книголюб,2003