ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ К ИСКУССТВУ ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ РАБОТЫ ДЕТСКОЙ ФИЛАРМОНИИ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ – ИНТЕРНАТА

 

Высокое искусство не только отображает жизнь,

оно, участвуя в жизни, её меняет.

Илья Григорьевич Эренбург

 

 

Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) – тип специального учреждения, предназначенный для учащихся, страдающих речевыми нарушениями при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте. Основное направление работы школы – развитие психологической базы речи в процессе личностно-ориентированного обучения и воспитания детей с ТНР.

Учащиеся школы имеют низкую степень коммуникативной адаптации, которая выражается в неумении общаться со сверстниками и педагогами, и как итог - агрессивном поведении. По окончании нашего учебного заведения дети вливаются в коллективы массовых школ,  где нередко возникают проблемы адаптации  со сверстниками и взрослыми.

Исходя из практической значимости и актуальности данной проблемы,  одним из основных направлений  педагогической деятельности является воспитание личности ребёнка посредством ознакомления с этическими и эстетическими нормами поведения.

Для этого необходимо:

·                    Добиться твёрдого усвоения детьми норм, регламентирующих поведение  в общественных местах;

·                    Ознакомить с правилами, регулирующими взаимоотношения с членами семьи и коллектива;

·                    Ввести в сферу внимания детей уважение к народным культурным обычаям.

В рамках заявленной темы нам хотелось бы сегодня заострить внимание на реализации третьей задачи, а именно: воспитание у детей уважения к культурным обычаям и традициям; формирование у воспитанников начальных представлений об эстетических идеалах и ценностях.

Помочь в этом детям призваны взрослые наставники и, в первую очередь, педагоги. Именно они должны подсказать школьникам, как можно  стать активными участниками культурных проектов родного города.

В последнее время вырос интерес специалистов к механизму воздействия искусства на ребенка с проблемами обучения и воспитания. Современная специальная психология и педагогика в значительной степени ориентированы на использование в коррекционной работе различных видов искусства как важного средства воспитания личности ребенка с ОВЗ.

Общение  является одним из основных условий развития детей, важнейшим компонентом формирования  личности ребёнка, ведущим видом человеческой деятельности, направленным на познание и оценку самого себя через посредство других людей. Вот почему нами было принято решение о создании на базе школы-интерната Детской филармонии с лирическим названием - «Времена года». . Цель филармонии – приобщение детей с ОВЗ к искусству через организацию творческих встреч с детскими коллективами  образовательных учреждений культуры города  Екатеринбург.

В работе с детьми на базе Детской филармонии нами  широко используются методы «артпедагогики». Особое внимание мы уделяем таким функциям «артпедагогики», как:

Культурологическая функция (обусловленная развитием человека на основе освоения им художественной культуры, становления ее творцом).

Сезонные встречи в Детской филармонии изначально были задуманы нами как знакомство с детьми, обучающимися в детских учреждениях культуры и их исполнительским мастерством. Мы стремились к созданию на этих встречах атмосферы, способствующей обогащению и облагораживанию личности. Все концертные программы были посвящены конкретной теме. Вот лишь некоторые из них:

·                    Чайковский ближе, чем ты думаешь,

·                    Международный День музыки

·                    Музыка и литература и другие.

Занятия в филармонии очередной раз доказали, что слушание музыки оказывает действенную помощь в решении эстетических и коррекционных задач, она (музыка) обогащает эмоциональную сферу детей, расширяет их кругозор, влияет на развитие речи и формирование личности. Важным условием воспитательной работы является формирование у детей художественных и музыкальных впечатлений посредством ознакомления их с образцами мировой художественной культуры, в том числе с классической музыкой, даже несмотря на то, что её исполняют юные артисты.

Образовательная функция (обеспечивающая приобретение знаний в области искусства и практических навыков в художественно-творческой деятельности – музыкальной, изобразительной, художественно-речевой, театральной, игровой).

Постепенно от простого знакомства мы переходили на более высокую ступеньку. На творческих встречах наши воспитанники не просто слушали и смотрели концертные программы, но и приобретали первоначальные знания в области искусства. Так, например, на концертной программе «Чайковский ближе, чем ты думаешь» воспитатели интерната подготовили презентацию биографии и творческих достижений великого русского композитора, затем провели с воспитанниками викторину по полученным знаниям, а в заключении программы  вниманию юных зрителей был представлен фортепианный концерт, подготовленный силами учащихся «Детской музыкальной школы № 1 имени М.П.Фролова».

В декабре 2015 года театральное отделение вышеназванного учреждения (ДМШ №1)выступило перед нашими детьми с музыкально-театральным представлением по басням И.А. Крылова. Зная, что не все учащиеся школы знакомы с баснями русского баснописца, мы провели накануне специальные занятия, на которых вместе со школьниками прочитали  и обсудили самые популярные  басни Крылова. В связи с этим  спектакль воспринимался нашими зрителями легко и заинтересованно.

Воспитательная функция (формирующая нравственные, эмоционально эстетические, коммуникативно-рефлексивные основы личности).

Приведу только один пример, подтверждающий реализацию на занятиях филармонии  основных направлений воспитательной функции. Надолго запомнится нашим ребятам встреча, на которой им предложили стать «юными музыкантами» - принять участие в организации шумового оркестра во время концертной программы. Вместе с учащимися из «Екатеринбургской детской музыкальной школы № 16» они воодушевлённо играли на инструментах, которые раньше видели только на сцене в чужих руках. Именно эта встреча стала поворотной в работе нашей Детской филармонии: после  этого события воспитанники с нетерпением ждали  каждую новую творческую встречу с представителями детских учреждений культуры, готовились к ней.

Коррекционная функция (содействующая коррекции и компенсации недостатков в развитии познавательной деятельности, эмоционально-волевой, моторной, личностной сфер: активизация посредством искусства потенциальных возможностей ребенка с ОВЗ, его творческих проявлений в разных видах художественной  деятельности).

Конечно, само по себе искусство не может прямо «перенести» нравственность в детскую душу, оно способно лишь непосредственно разбудить дремлющие в ней нравственные силы, чтобы ребёнок мог тоньше чувствовать чужую боль и чужие проблемы.

Педагоги школы-интерната, используя методы артпедагогики  на занятиях Детской филармонии с детьми,  обязательно соблюдают  главное условие: пространство, в котором проходят творческие встречи,  должно ощущаться ребёнком как комфортное. Может быть поэтому воспитанники  школы принимают успешное участие не только в конкурсах чтецов ( это для нас главное!), но и в музыкальных(вокальных) и танцевальных фестивалях-конкурсах.

Неотъемлемым компонентом музыкально-ритмического развития детей с ограниченными возможностями здоровья является музыкально – подвижные игры (игры под пение, игры под инструментальную музыку, сюжетные и бессюжетные), которые мы используем , практически, на вех встречах в Детской филармонии. В процессе игры, которая является основным видом деятельности младших школьников, в интересной и непринужденной форме решаются многие коррекционные задачи. Игры, дарят детям, радость и возможность проявлять свои эмоции, способствуют развитию у них познавательных интересов и эмоциональной сферы, воспитанию волевых и нравственных качеств личности, они способствуют развитию произвольности движений и поведения, снижают психоэмоциональное напряжение. Настоящий восторг испытали учащиеся школы-интерната, когда на одной из встреч в Детской филармонии для них был организован танцевальный флешмоб под классическую музыку известных композиторов.

Т.о., развивая социальные и художественно-творческие навыки у ребенка, мы предполагаем, что у него появится возможность творческого самовыражения, повысится самооценка, сформируется позиция активного члена общества, установка «если я с другими, значит я не один».

Дать возможность «особому ребёнку понять себя и найти своё место в мире, приобщиться к высшим духовным ценностям, способны, в первую очередь русская поэзия и литература, русская живопись, русская вера, русская музыка, одним словом – русская культура, которая не только разовьёт разум, но и облагородит душу.

В заключение хочется сказать, что дети всегда остаются детьми, и конечно важно, чтобы им было интересно делать то, что мы им предлагаем. Детская филармония в нашей школе работает недавно, поэтому у неё впереди ещё много новых проектов. Мы планируем провести на базе филармонии семейные концерты, когда на сцену смогут выйти не только учащиеся, но и члены их семьи, чтобы продемонстрировать свои таланты; мы хотим подготовить и провести фестиваль творческих способностей воспитанников, а также организовать  совместные выступления с учащимися детских учреждений культуры.

 

Литература

1.                 Баль  Л.В.,  Барканова С.В. Формировагние здорового образа жизни российских подростков/ Л.В. Баль, С.В. Барканова// ВЛАДОС.- М.2003.

2.                 Монина Т.Б. Развитие познавательных процессов и эстетических чувств через приобщение к изобразительному искусству / Монина Т.Б. // Дополнительное образование 2002 № 5.

3.                 Попова Н.Т., Щеманова А.Ю. Инклюзия в культурологической перспективе/Н.Т. Попова, А.Ю. Шеманова //  Психологическая наука и образование 2011 №1

4.                 Приобщение детей с ограниченными возможностями здоровья к русской традиционной культуре / учебно-методический  комплект ,АРКТИ,  2014

5.                 Симонгорскицй А.Э. Развитие творческого развития детей / Симонгорский А.Э. // Ярославль , 1991