Ломова В.Ф.

                                                                  воспитатель ГКОУ СО

                                               «Екатеринбургская школа-интернат №6»

 

 «Волшебная  сила искусства»:

реализация благотворительного межведомственного проекта на базе школы-интерната № 6.

 

          В своей предыдущей статье «Организация работы Детской филармонии в условиях школы-интерната для детей с тяжёлыми нарушениями речи», опубликованной в материалах  I Всероссийской научно-практической конференции «Культура инклюзии: проблемы, условия, факторы реализации», я рассказала о начальном этапе деятельности Детской филармонии, организованной для детей с ОВЗ в условиях интерната, т.е. для тех, кто не только учится, но и живёт в школе. Несмотря на тридцатилетний педагогический стаж работы, с такими детьми я общалась впервые. Мне хотелось не просто приобщить их к искусству через организацию творческих встреч с учащимися учреждений культуры города Екатеринбурга, но и украсить их досуг, а некоторым помочь  пережить разлуку с родителями.

         На сегодняшний день,  по прошествии 3-х лет серьёзной, вдумчивой и духовно-наполненной работы, у нас сложилась уже стройная система организации музыкально-творческих встреч, а главное -  взаимодействие с учреждениями культуры Екатеринбурга приобрело логическую завершённость.  Количество учреждений, работающих с нами в роли «артистов» возросло до пяти (и это не предел!), на уровне администрации с этими учреждениями заключены Договоры сотрудничества.

         Подобное межведомственное взаимодействие способствует созданию инклюзивного пространства средствами культуры.

         Однако успех деятельности «Детской филармонии»  зависит не только от приглашённых артистов, но и специальных методов и приёмов работы с «особыми» детьми.

В последнее время психологическая служба в образовательных организациях претерпевает период преобразований. Становится недостаточно использовать только традиционные приемы компенсации и коррекции отклонений в развитии. В связи с этим возникает необходимость поиска новых эффективных способов работы, применения новых форм и методов. Наряду с использованием традиционных методов, важную роль в преодолении недостатков развития могут сыграть методы арт-терапии. В связи с чем, в настоящее время все более активно применяется такой инновационный здоровьесберегающий подход, как психотерапия искусством.

Включение в работу педагогов-практиков арт-терапевтических методов соответствует новым ФГОС и строится на принципах разностороннего развития детей с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей. 

В системе психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья  особое место занимает такое направление, как артпедагогига.

 Сущность артпедагогики состоит в воспитании и обучении, развитии лиц с ограниченными возможностями средствами искусства, формировании у них основ художественной культуры и овладении практическими умениями в разных видах художественной деятельности.

Целью артпедагогики является художественное развитие детей с проблемами и формирование основ художественной культуры, социальная адаптация личности средствами искусства.

Основные функции артпедагогики:

  • культурологическая (обусловленная объективной связью личности с культурой как системой ценностей, развитием человека на основе освоения им художественной культуры, становления ее творцом);
  • образовательная (направленная на развитие личности и освоение ею действительности посредством искусства, обеспечивающая приобретение знаний в области искусства и практических навыков в художественно-творческой деятельности);
  • воспитательная (формирующая нравственно-эстетические, коммуникативно-рефлексивные основы личности и способствующая социокультурной ее адаптации с помощью искусства);
  • коррекционная (содействующая профилактике, коррекции и компенсации недостатков в развитии).

Огромную роль играет в воспитании и развитии детей с ОВЗ  музыкотерапия, как активная, так и пассивная, индивидуальная и групповая; которая своим влиянием на чувствительные зоны организма создает все условия для психических изменений организма, создаёт необходимую внешнюю и внутреннюю психологическую обстановку у ребёнка.

Говоря об артпедагогике в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, невозможно не упомянуть такое направление в организации психолого-педагогической помощи детям, как арттерапия.

Арттерапия используется при создании положительной мотивации, помогает преодолеть страхи детей перед трудностями, помогает создать ситуацию успеха, а также воспитывает чувство взаимопомощи, взаимовыручки, помогает детям развивать фантазию.

В своей  работе с детьми  я использую все функции и виды арттерапии – ведь это благодатная почва для коррекционной работы. Вся эта работа имеет положительные результаты для развития и адаптации личности таких учащихся в современном социуме: созданы комфортные условия для обучения и развития таких детей.

     В подтверждение вышесказанного могу сказать, что на сегодняшний день воспитанники интерната с особым чувством нетерпения ожидают каждую встречу в  «Детской филармонии». Мы организовали эти встречи таким образом, что ребята  являются не просто зрителями в концертном зале. В течение года мы изучаем с ними правила культурного поведения в учреждениях культуры. На концерты в школе они приходят всегда нарядными. После концертов воспитатели обязательно проводят беседы о  том, что им больше всего понравилось и почему? А самое главное для нас – мы научились рисовать любимую музыку!

Отрадно отметить, что удовольствие от встреч получают не только наши воспитанники, но юные артисты. Некоторые учащиеся из разных учреждений подружились друг с другом благодаря музыкальным встречам «Детской филармонии».

 

Литература

1.     Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учеб. Для студ. Сред. И высш. Пед. Учеб. Заведений/ Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комисарова, Т.А. Добровольская. –М.: ИЦ “Академия”, 2001. – 248с.

2.     Зайцева И.А., Кукушкин В.С, Ларин Г.Г., Румега Н.А, Шатохина В.И. Коррекционная педагогика / Под ред. В.С. Кукушина. Изд-е 2-е, перераб. И доп. – М.:ИКЦ “МарТ”; Ростов н/Д: Издательский центр “МарТ”, 2004. – 352с. (Серия “Педагогическое образование”)

 

3.     Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. – СПб.: Речь, 2006. – 160 с.,илл.