Методическая разработка

Конспект непосредственно - образовательной деятельности

по развитию речи в подготовительной группе в соответствии с ФГОС

 

Тема: «Путешествие по морю».

Участники: дети подготовительной группы.

Возраст детей: 6-7 лет.

 

Цель : Обогащать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, мышление, память.

 

Задачи

Образовательные :

-закрепить и обобщить знание детей об антонимах, понятии "один - много", умение называть обобщающие слова, находить лишний предмет;

Развивающие: -развивать связную речь, навыки речевого общения, добиваться полных ответов на вопросы

Воспитательные -воспитывать самостоятельность, активность, культуру общения и чувство коллективизма. Способствовать воспитанию доброты, желанию помогать тем, кто нуждается в помощи;

-создавать положительный эмоциональный фон.

 

Образовательные области: познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие.

 

Виды детской деятельности : двигательная , игровая , музыкальная , коммуникативная, речевая.

 

Формы организации детей: групповая.

 

Методы и приемы :

Словесные: беседа, чтение записок пиратов, ответы на вопросы.

Наглядные: рассматривание картинок, иллюстраций, показ действий при выполнении физминутки, пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз.

 Практические: игра с мячом «Один-много», составление слов

 

Материал и оборудование :  ноутбук (для музыкального сопровождения), бинокль, бутылка (с запиской), сундук, мяч, листы, карандаши, ножницы и трафареты, дерево.

 

Предварительная работа :  Беседы о домашних и диких животных, рассматривание иллюстраций о птицах, рисование птиц и животных, чтение познавательной литературы, д/и "Скажи наоборот", "Что лишнее? ", "Лото".

 

 

Ход непосредственно - образовательной деятельности.

 

I часть.  Создание образовательной ситуации.

 

Воспитатель: Посмотрите в окно и скажите: какая сегодня погода?

Дети: Пасмурная.

Воспитатель: Какое настроение навевает на человека пасмурная погода?

Дети: Грустное, печальное, тоскливое…

Воспитатель: Что делает человек в таком настроении?

Дети: Скучает, хмурится, иногда плачет…

Воспитатель: Чтобы пасмурное настроение не поселилось у нас в группе, предлагаю вам взяться за руки и поздороваться, называя друг друга ласковыми словами и пожимая руки (выполняют.) Какое у вас теперь настроение? Что вы почувствовали?

Дети: Мы почувствовали тепло рук друзей. Настроение улучшилось.

Воспитатель: И в группе стало светло, радостно, уютно и тепло от ваших улыбок. Как еще можно сказать о хорошем настроении?

Дети: Доброе, веселое, теплое, ласковое, радостное…

 

Воспитатель: Вот с таким радостным настроением я предлагаю вам отправиться в путешествие.

 Воспитатель: Хотите?

Дети: Да.

 

II часть.  Основная.

 

Воспитатель: А на чём же можно путешествовать?

Дети: На машине, на самолёте, поезде, корабле.

Воспитатель: Мы с вами отправимся в морское путешествие. А чтобы решить на чём же мы отправимся мы должны решить логическую задачку…

Воспитатель: Перед вами поле, расчерченное на клеточки.

По этому полю ходит мы будем двигаться по команде. Двигаться можно вниз, вверх, вправо, влево. Я буду диктовать вам ходы, а вы будете передвигать по полю фишку в нужном направлении.

Воспитатель: Начали. Одна клеточка вниз, одна клеточка вправо. Одна клеточка вверх. Две клеточки влево. Одна клеточка вниз

Дети выполняют задание

Воспитатель: На чём отправляемся в морское путешествие?

Дети: На корабле

Воспитатель: Молодцы

Воспитатель: Займите места на корабле.

Сегодня я ваш капитан. Вы матросы.

Матрос, Дима, поднять якорь! (мальчик поднимает «якорь» по цепочке вверх)

 (Запись на магнитофоне всплеск волн). Поплыли!

Упражнение на развитие сенсорики "Платья моря"

Музыка «Играют маленькие волны».

Воспитатель: У вас в руках платья, вы будете поднимать их того цвета, которого услышите.

В ночь любую, в день любой море занято собой:

По утрам оно одето в платье розового цвета.

Днём – одето в голубое, с белой ленточкой прибоя.

Фиолетовое платье надевает на закате.

По ночам на чёрной глади – мягкий бархатный наряд,

А на бархатном наряде драгоценности горят.

Море, если не секрет, дай, пожалуйста, ответ:

Для чего тебе наряды? - Чтобы дети были рады!

Воспитатель: Вот, ребята, оказывается, какое разное бывает море.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что там за бортом? (Это же бутылка).Но это не просто бутылка - это морская почта.

 Воспитатель: Давайте выловим бутылку, и прочтем письмо, (ребята вылавливают сачком бутылку). Интересно, кто же его написал, может кому – то нужна помощь?

(воспитатель читает письмо)

"Мы нашли сокровища и спрятали их. Вы можете их найти, но только если выполните задания, которые мы для вас придумали.

 «Морские пираты».

Воспитатель: Ребята, вы готовы отправиться за сокровищами?

Дети: Да.

Воспитатель: Тогда полный вперёд!

Руки в стороны ш-ш-ш (изображаем звук волны). Смотрите впереди виднеется остров, поплыли к нему.

Воспитатель: Матрос, Дима, бросить якорь!

 Высаживаемся на него.

Воспитатель: Смотрите, записка, что же там в ней? О, это первое задание от морских пиратов.

 

Игровое упражнение "Скажи наоборот".

Воспитатель: Ребята, я вам говорю слово, а вы мне его противоположное значение.

Ночь-день, грязь-чистота, свет-темнота, холод-жара, мир-война, ложь-правда, добро-зло, друг-враг, радость-грусть, храбрый-трусливый, белый-черный, зима-лето, высокий-низкий, тихо-громко, грустный-весёлый, медленный-быстрый, крупный-мелкий, назад-вперед, верх-низ.

Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы, всё знаете.

 

 

Игра "Назови одним словом"

Воспитатель: дуб, береза, осина, сосна, яблоня;

Дети: деревья

Воспитатель: лошадь, корова, кошка, овца, коза, собака, кролик;

Дети: домашние животные

Воспитатель: волк, лиса, заяц, тигр, шакал, медведь;

Дети: дикие животные

Воспитатель: курица, петух, утка, гусь, индюк;

Дети: домашние птицы

Воспитатель: стриж, ворона, голубь, ласточка сорока, воробей;

Дети: птицы

Воспитатель: -шмель, бабочка, стрекоза, комар, пчела, паук, муха

Дети: насекомые

Воспитатель: акула, треска, сельдь, окунь, скумбрия;

Дети: рыбы

Воспитатель: Молодцы, вы справились с заданием.

 

Следующая игра "Четвёртый лишний".

Воспитатель: Комар, муха, цапля, стрекоза

Дети: Цапля- это птица, а остальные насекомые.

Воспитатель: Воробей, ласточка, заяц, кукушка

Дети: Заяц-это животное, а остальные птицы.

Воспитатель: Лиса, волк, медведь, корова

Дети: Корова - это домашнее животное, а остальные дикие.

 

Ребята встаньте в круг - поиграем в игру "Один-много".

(Воспитатель называет слово и бросает мяч ребёнку, ребёнок ловит мяч, называет противоположное слово и бросает мяч воспитателю).

     Одна кукла-много кукол, один стакан-много стаканов, одна кружка-много кружек, один шар- много шаров, один круг- много кругов, один стул- много стульев, один стол-много столов, одна рука- много рук, одна девочка-много девочек, один мальчик-много мальчиков, один носок-много носков, одна машинка-много машинок и т. д.

 

Воспитатель: Нам пора отправляться дальше, задания, которые были на этом острове мы выполнили молодцы, так держать!

Воспитатель: Матрос, Дима, поднять якорь

 Поплыли дальше на встречу к новым испытаниям. А чтобы нам не скучно было плыть поиграем.

Воспитатель: Игровое упражнение "Закончи предложение".

Воспитатель: осенью птицы улетают, а весной

Дети: (прилетают)

Воспитатель: с дерева кошка слезает, а на дерево

Дети: (залезает)

Воспитатель: лось через канаву перепрыгивает, а через реку

 Дети: (переплывает)

Воспитатель: змея под камень заползает, а из-под камня.

Дети: (выползает)

Воспитатель: воробьи дорогу перелетают, а змеи

 Дети: (переползают).

 

Воспитатель: Как замечательно у вас всё получилось. Плывём дальше. Посмотрите в свои бинокли (кулачки, впереди нас остров, поплыли к нему).

 

Физкультминутка «На кораблике своём»

На кораблике своём крутят руками штурвал

Дружно по морю плывём.

Здесь волна и там волна, смотрят вдаль в «бинокль»

Не нужна нам тишина. топают ногами

Много умненьких ребят повороты вправо и влево

Всем помочь они хотят. хлопают в ладоши.

Воспитатель: Матрос Дима, бросить якорь.

 

Воспитатель: Ещё одна записка, наверное, опять от морских пиратов.

Записка.

«На этом острове живёт птица, она живёт одна и ей скучно. Помогите ей, сделайте так чтобы она не грустила».

 

Воспитатель: Ребята, смотрите, что я здесь нашла: листы, карандаши, ножницы и трафареты.

 Я придумала как мы можем развеселить птицу, мы вырежем из бумаги, а потом раскрасим карандашами птиц, и тогда ей точно не будет грустно, ведь у неё появится столько друзей. Давайте.

 

(Дети обводят трафареты, а потом вырезают птиц, раскрашивают их).

Воспитатель: Вот и печальная птица, я нашла её на дереве, несите сюда своих птиц, мы их посадим на дерево рядом с этой птицей. Посмотрите сколько друзей появилось у птицы, дерево какое красивое получилось. Мы помогли птичке, и она нас благодарит.

Воспитатель: Внимательно приглядитесь к дереву, в какое время года бывают такие деревья?

Дети: весной

Воспитатель: А какие приметы весны вы знаете?

Дети: - снег тает весной;

           -прилетают из тёплых краёв птицы весной;

           -ночь становится короче, а день длиннее весной;

           -солнышко греет сильнее и светит ярче весной;

           -на деревьях появляются листики весной;

Воспитатель: Ребята, вы молодцы знаете приметы весны. На этом острове мы выполнили все задания, нам пора дальше.

Воспитатель: Матрос Дима, поднять якорь!

 

Воспитатель: Ой, ребята, смотрите, что это такое? Это обломки кораблей потерпевших кораблекрушение. На каждом обломке есть задание.

 

«Составь слово»

Воспитатель: Перед вами зашифрованные слова, чтобы их разгадать, мы должны расставить цифры в правильном порядке.

 

24579  14689   578  3568

Акула, пират, дом, море

 

Воспитатель: Давайте прочитаем слова, которые у вас получились. Сколько слогов в каждом слове? Давайте попробуем составить предложения с этими словами.

Воспитатель: Какие вы у меня молодцы! Отличная команда!

 

Воспитатель: Посмотрите, что это плывёт на нас?

Дети: (Это, кажется сундук)

Давайте его выловим и посмотрим, что там внутри. Это же «Азбука», сладкое угощение и записка:

«Вы выполнили все задания и справились вы с ними великолепно, а мы, как и обещали, отдаём вам сокровища. Мы узнали, что вы скоро отправитесь в школу, значит вам нужна Азбука, чтобы научится читать. Азбука-вот что для вас сокровище, поэтому мы её вам дарим, берегите её и обязательно пользуйтесь».

 

Воспитатель: Ребята, ну вот и всё нам пора отправляться домой, наше путешествие подходит к концу.

 

III  часть. Рефлексия деятельности.

 Воспитатель: Плыл кораблик наш большой,

                           Обогнул он шар земной,

                           И вернулся он назад,

                           И куда же?

Дети: В детский сад!

Воспитатель: Что вам запомнилось больше всего в нашем путешествии?

- Какое из заданий для вас показалось самым сложным?

- А какое самым лёгким?

- Вы такие молодцы, были очень умными, внимательными, поэтому мы легко справились со всеми заданиями.