Социальное расслоение современного российского общества и противоречивость основных тенденций его развития, отсутствие национальных идеалов, пропаганда насилия в СМИ и интернете бьет в первую очередь по подрастающему поколению. Растет подростковая преступность, наркомания, алкоголизм, происходит снижение общей культуры молодежи. У детей и подростков происходит потеря ощущения полноты и осмысленности жизни, что зачастую приводит к личностным и социальным деформациям. Необходим комплексный подход в работе с подрастающим поколением. Наряду с традиционными методами (воспитательная работа в учреждениях образования, здравоохранения и социальной защиты) необходимо использовать и инновационные, позволяющие эффективно работать с молодежью, например, через общение детей с живой природой. Это могут быть как экскурсии по экологическим маршрутам и работа «живых уголков» в социально-реабилитационных и образовательных учреждениях, так и средства и методы современной анималотерапии – лечение и профилактика заболеваний и расстройств через взаимодействие пациента с животными.

Использование животных в лечении и последующей реабилитации известно человечеству с древнейших времен. Древние греки обнаружили, что собаки помогают людям справляться с различными душевными недугами, а египтяне возвели кошку в ранг божества за ее удивительную способность лечить болезни. Сохранились исторические документы, согласно которым еще в 1792 году в больнице для душевнобольных в английском Йорке животные использовались как составляющая лечения. Как самостоятельный метод анималотерапия начала приобретать популярность лишь во второй половине ХХ века благодаря детскому психотерапевту Борису Левинсону.

Сегодня использование животных в лечении и реабилитации – официально признанное направление, не смотря на кажущуюся нетрадиционность и экзотичность. Впрочем, применение анималотерапии не ограничивается одной только медициной. Так, в Люберецком социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних уже три года взаимодействие воспитанников с особенностями в развитии и поведении с животными проходит в рамках проекта социально-педагогической поддержки и реабилитации. Сочетание направленной и ненаправленной терапии, контакты с различными животными (собаками, лошадьми, страусами, оленями, енотами и др.) за время реализации проекта доказало свою эффективность и перспективность в сфере социальной реабилитации несовершеннолетних, страдающих трудностями в отношении с ближними. Ведь животное, будь то собака или лошадь,  не имеет часто затрудняющей человеческие взаимоотношения культурной надстройки,  принимает ребенка таким, как он есть.

Основным направлением анималотерапии в ГКУСО МО «Люберецкий социально реабилитационный центр несовершеннолетних» являются конные прогулки. Занятия конным спортом -  незаменимая польза для развития ребёнка. Помимо здоровья и психических качеств, он отлично развивает самостоятельность, ответственность, целеустремлённость, любовь к природе. С приобретением навыков, малыш будет чувствовать гордость и уверенность в себе, ведь не каждый может справиться с управлением лошади. В основном дети любят животных и с интересом за ними наблюдают. Если приучить ребёнка к конному спорту, он достигнет полнейшего взаимопонимания с любимым животным. В процессе занятий дети учатся овладевать своими импульсами, контролировать себя, что приводит к повышению самооценки; учатся испытывать чувство привязанности. Лошадь помогает детям сбросить агрессию и удовлетворить потребность в релаксации. Даже просто общение с этими добрыми и умными животными помогает снять современному подростку стресс и тревожность. Ведь лошади можно рассказать то, что не всегда расскажешь человеку. В процессе занятий ребенок начинает осознавать, что лошадь - живой организм, за который он отвечает, у нее есть свои потребности, свои капризы, желания, которые можно удовлетворить или не удовлетворить, но тогда нужно уметь как-то с ней договориться. Занятия верховой езды формируют и развивают личность, способствуют раскрытию природных талантов и приобретению полезных для жизни умений и навыков; способствуют формированию ценностных ориентаций.

В иппотерапии, применяемой в ЛСРЦН, можно выделить несколько основных функций. Это и снятие стресса, нормализация работы нервной системы и психики в целом. Это и гармонизация межличностных отношений, и удовлетворение потребности в компетентности, выражаемой формулой «я могу», и социальная, и психическая реабилитация детей, оказавшихся в сложных жизненных ситуациях. Это и удовлетворение потребности ребенка в реализации своего внутреннего потенциала, потребности быть значимым для других. И, конечно же, это и функция общения.

Использование иппотерапии является новым именно для деятельности учреждений социально-педагогической поддержки. Проект осуществляется  в виде циклов занятий, продолжительность занятия 30 минут с каждым воспитанником. Продолжительность групповых занятий – 1 час. Кратность проведения занятий 1-2 раза в неделю.

Кроме конных прогулок в Люберецком СРЦН в рамках проекта применяются и иные формы анималотерапии. Воспитанники контактируют с оленями и собаками породы хаски при посещениях оленьей фермы, посещают страусиную ферму и контактные зоопарки. Канистетерапия в настоящее время – широко распространенная практика, обладающая высокой эффективностью для преодоления проблем, связанных с социальной дезадаптивностью детей и подростков. Собака является социальным  животным, тем самым ориентируется на окружающих её людей, искренна в любви и преданна. С помощью канистерапии у детей формируются позитивные социальные установки, развиваются коммуникативные навыки общения, снимается критическое эмоциональное напряжение.

Отдельно стоит отметить и практикуемые в социально-реабилитационном центре посещения воспитанниками контактных зоопарков. Ученые выяснили, что общение с питомцами приносит не только заряд положительных эмоций. Поглаживание, прикосновение и даже прослушивание звуков, издаваемых животными или птицами, обладает лечебным эффектом. Так, взаимодействие с питомцами снимает стресс, улучшает работу нервной системы и психики. Оно также благотворно сказывается на интеллектуальном развитии детей, учит их сопереживанию и самореализации. Анималотерапия в контактном зоопарке позволяет наиболее полно раскрыть личность ребенка.

Большая часть воспитанников Люберецкого социально-реабилитационного центра – дети из неблагополучных семей, где, как правило, не держат домашних животных и не посещают зоопарков и заповедников. Реализация проекта позволяет таким детям прикоснуться к миру живой природы, учиться доверию и взаимопониманию при контактах с лошадьми и собаками. Кроме того, лошадь (не говоря уже о страусах или оленях) – экзотика для города типа подмосковных Люберец, которая не всегда доступна и благополучным семьям, не нуждающихся в мерах социально-педагогической поддержке.

Занятия, проводимые в рамках реализуемого проекта, ставят целью повышение социальной адаптации и реабилитации детей и подростков с девиантным поведением и социально-педагогически запущенных. В ходе занятий решаются следующие задачи:

- развитие максимальной способности подростка достигать гармонии внутреннего и внешнего мира, привитие бережного отношения к окружающей природе через общение с животными;

- формирование коммуникативных навыков у детей и подростков;

- воспитание у детей ответственности, самостоятельности и самоконтроля.

      За время реализации проекта эффективность проводимых занятий была выявлена по таким показателям, как стабилизация положительного эмоционального фона, улучшение координации и равновесия, освоение сложных движений разных частей тела, уменьшение боязни собственных действий и чувства неловкости, улучшение показателей внимания и возможностей произвольной регуляции поведения, повышение самооценки, расширение поведенческого репертуара во взаимодействии со сверстниками и взрослыми.

     Оценивая промежуточные результаты в психоэмоциональной и социальной сферах, были зафиксированы снижение возбудимости, избавление от вялости, безучастности, страхов; изменение отношения воспитанника ЛСРЦН к самому себе, появления ощущения равенства с другими людьми, повышение уверенности в своих возможностях, раскованности, интереса к активной жизни. У  детей произошли положительные изменения в решении психологических проблем. Отмечалось снижение общей тревожности, агрессивного и демонстрационного поведения, появилась адекватная самооценка. Так же наблюдается динамика эмоциональных чувств, повышение адаптационного потенциала, интереса к учебе и творчеству, наметилась тенденция к расширению коммуникативных навыков и социального опыта. В ходе реализации программы у воспитанников выявлены такие позитивные явления, как снижение уровня общей тревожности, агрессивных и демонстративных тенденций, а также приближение уровня самооценки к адекватным параметрам.

     Подводя итоги, можно с уверенностью сказать, что применение анималотерапии в социально-педагогической поддержке и реабилитации детей и подростков – направление хотя и новое для России, но весьма эффективное и перспективное. Опыт реализуемого в Люберецком социально-реабилитационном центре проекта вполне может быть полезен и для других учреждений социальной защиты и применен в них в той или иной форме. Многообразие форм и методов анималотерапии открывает широкие возможности для деятельности воспитателей, психологов и социальных педагогов в сфере социальной реабилитации несовершеннолетних. Даже при отсутствии спонсорской помощи возможно организовать в социальных учреждениях «живые уголки» хотя бы в виде аквариума с рыбками. Породы собак, применяемых в анималотерапии (хаски, лабрадор-ретривер, колли, золотистый ретривер) в настоящее время в Подмосковье в частности и в России в целом достаточно распространены, так что  найти кинологический клуб для совместной деятельности и проведения ненаправленной терапии не составит особого труда.