Экологически – экспериментальное НОД средняя группа

Тема: «Вода»

Воспитатель Кузнецова Нина Ивановна

«Познавательное развитие» (оцкм), «Речевое Развитие», «Социально-коммуникативное развитие»

Цели: Создание условий для формирования представлений о свойствах воды.

Задачи:  

Учить выдвигать гипотезы, сравнивать и делать выводы. Познакомить детей с некоторыми свойствами воды.

Развивать речь.

Воспитывать любознательность, познавательный интерес в процессе экспериментирование с жидкостями.

Воспитывать интерес и добрые чувства к окружающему миру, бережное отношение к воде.

Словарная работа:

- знакомые слова: вода, жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная;

- новые слова: лаборатория, исследователь, опыт.

Оборудование и материалы: наклейки капельки, фартуки, стаканчики по 2 на каждого ребенка, соломинки на каждого ребенка, вода, сахар, песок.

Ход НОД

1.Оганизационный момент. Воспитатель. Для того, чтобы много узнать на нашем занятии, нужно быть внимательным, не кричать, слушать друг друга.

Я загадаю вам загадку, попробуйте ее отгадать.

Она и в озере,                                                                                                                                                            она и в лужице,                                                                                                                                                         она и в чайнике                                                                                                                                                                у нас кипит.                                                                                                                                                                 Она и в реченьке бежит, шуршит (вода)

Сегодня мы с вами будем говорить о воде. Ребята есть живая и не живая природа. Живая природа - это звери, птицы, деревья, человек. Не живая природа – это воздух без которого мы не сможем дышать, - это солнце которое нам светит, -  это вода.

- Что такое вода, для чего она нужна (ответы детей)

2. Путешествие – поиск воды по группе

/ наклеивание капелек в местах где нужна вода, обосновывают почему/

- уголок  природы; ,

- раковина (мойка для посуды);

- в игровом уголке;

- графин с водой;

- в туалетной комнате;

Воспитатель. Вот сколько полезных капелек живет у нас в группе. Без которых нам будет очень плохо. И по этому нам нужно беречь воду. А как мы это можем сделать. (ответы детей).

3. опыты с водой.

Воспитатель. Ребята мы нашли воду в нашей группе, поговорили почему мы не можем без воды, почему нужно беречь воду. А теперь я вас приглашаю в лабораторию – это новое для нас слово. Лаборатория – это то место где можно делать различные опыты. Давайте оденем фартуки и превратимся в исследователей.

 Опыт №1 «Вода –Жидкость»

Предложить перелить воду из одного стаканчика в другой (выводы детей)

Опыт №2 «У воды нет вкуса»

Предложить детям через соломинку попробовать воду (выводы детей)

Опыт №3 «У воды нет запаха»

Физкултминутка  «Дождик»

Капля первая упала «кап - кап»                 - пальцем стучать

И вторая побежала «кап - кап»                  - по ладошке

Мы на небо посмотрели                             -   смотреть вверх

Капельки «кап - кап» запели                      -   постучать по голове

Намочились лица,                                       -   вытирать лицо

Мы их вытираем.

Туфли - посмотрите                                    -     посмотреть на туфли

Мокрыми стали                                          -     показать руками

Плечами дружно поведем                             -   трясти плечами

И все капельки стряхнем

От дождя убежим                                      -     бег на месте

Под кусточком посидим                          -     присесть

 

Предложить понюхать воду (выводы детей)

 Опыт №4 «Вода прозрачная»

(выводы детей)

Опыт №5  «Вода растворитель»

Ребята. У меня на столе стоят блюдца, накрытые салфетками. Чтобы узнать , что там лежит, нужно отгадать загадки.

Белый камень в воде тает (сахар)

В воде родится, а воды боится. (соль)

Как вы думаете, почему соль и сахар боятся воды. (выводы детей)

Рефлексия. Мы сегодня настоящие исследователи, работали в настоящей лаборатории, проводили опыты, какие? (выводы детей)

    

 

 Развивающая задача: Учить детей обобщать, классифицировать транспортные средства: грузовой, пассажирский, тонкой моторики, координации речи с движением, зрительного внимания и восприятия.

Образовательные речевые задачи: составлять описательный рассказ о данной игрушке-транспорта с помощью вопросов:

- упражнять в практическом употреблении слов с ласкательными и увеличительными оттенками;

- практическом употреблении приставочных глаголов;

- согласовывать существительные с прилагательными в числе, роде, падеже;

- учить составлять целое из частей (разрезные картинки).

Коррекционная задача: упражнять детей в употреблении существительных женского и мужского рода; расширять словарь по теме “транспорт”.

Воспитательная задача: учить детей через игровые образы правилам поведения в общественном транспорте.

Материалы: игрушки транспорт, картинки транспорт, разрезные картинки транспорта, аудиозапись “Автобус”, панорама города с изображением транспорта.

Ход занятия

- Ребята, как вы сегодня добирались до детского сада, кто далеко живет, на чем? (Пешком, машине, автобусе)

- Кто живет рядом с детским садом – пришел пешком, кто живет далеко от детского сада – ехали на автобусе, машине, такси (воспитатель помещает на магнитной доске соответствующие картинки). А машина, автобус, такси это что? (Транспорт)

- Как называются люди, которые едут в пассажирском транспорте? (Пассажиры)

- Как называется машина, которая помогает перевозить груз? (Грузовая)

- Какие грузы могут перевозить грузовые машины (Мебель, песок, снег, продукты, бензин, молоко и т.д.)

Обратить внимание на панораму города, рассмотреть изображение транспорта. Пальчиковая игра “Посчитаем”.

Будем пальчики сгибать -
(сжимать и разжимать пальчики)
Будем транспорт называть:
Автомобиль, такси,
Трамвай, метро, автобус
(разжимают пальчики, начиная с мизинца)
5 пальцев мы в кулак зажали,
5 видов транспорта назвали.
(сжимают пальцы в кулачок, начиная с большого).

- Кто водит пассажирский и грузовой транспорт (водитель, шофер).

Обобщение воспитателя: Машины наши помощники, но без водителя они не смогут работать. Водитель должен хорошо знать устройство своей машины, ее части.

- А знаете ли вы, из каких основных частей она состоит?

- Как называется та часть машины, где сидит шофер и управляет машиной? (Кабина)

- Куда складывают груз? (Кузов)

- Где сидят пассажиры? (Салон)

- Без какой части машина никогда не поедет? (Без колеса)

Игровое упражнение “Едем в автобусе”

- А теперь все вместе прокатимся в автобусе. Кем мы будем в автобусе? (Пассажиры). А как должны себя вести пассажиры в автобусе и почему?

Я буду говорить, а вы отвечайте:

- Автобус от остановки (отъехал), к другой остановке (подъехал). Затем на небольшую горку (въехал или заехал) и вместе с нами он мост (переехал). Он быстро в тоннель (заехал) и оттуда вскоре на заправку (поехал, приехал).

Речевая игра “На заправке”

Все машины по порядку
Подъезжают на заправку.
(обеими руками “крутят руль” перед собой)
Бензовоз, мусоровоз,
С молоком молоковоз,
С хлебом свежим хлебовоз
И тяжелый лесовоз.

(Пальцами поочередно, начиная с мизинца, касаются ладошки).

Заправившись, автобус на выставку-салон (приехал, заехал).

- В нашей группе открылась выставка-салон транспортных средств “Веселые моторы”. Я буду директором, а вы менеджерами по продаже автомобиля. Вы должны рассказать о понравившемся транспорте и сделать его рекламу:

Название машины.

Какая она: описать ее внешний вид, цвет.

Назвать части.

Для чего она предназначена.

- Начну я с рекламы: Это автобус. Он красный. У него есть кабина, колеса, много окошек, двери. Автобус перевозит пассажиров.

Заслушать 3-4 рассказа.

- Ребята, а в далекой сказочной стране “Лилипутии” живут маленькие человечки и все у них маленькое: и одежда, и обувь, и транспорт.

Игровое упражнение “Большой-маленький”

Воспитатель

Дети

машина

машинка

автомобиль

автомобильчик

грузовик

грузовичок

трамвай

трамвайчик

троллейбус

троллейбусик

автобус

автобусик

Машины наши верные и надежные помощники. Но чтобы они долго служили за ними нужно следить, во время чинить, ставить в гараж.

Дидактическая игра “Почини машину”

Водители сильно жали на педали,
Развалилась машина на детали.
Помогите, помогите
Машинку из деталей соберите.

Дети собирают машинки по частям (из разрезных картинок). По окончании называют, что у них получилось.

А сейчас я превращаю я вас в машину, кто какую хочет. И с занятия каждая из вас уедет со своим сигналом. Словесная игра “Изобрази сигнал своей машины” (посигналить громко – на прощание, тихо – машины уехали далеко).