ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

дополнительного образования детей

 

 

 

 

 

 

« ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР БИСЕРОПЛЕТЕНИЯ»

Возраст детей: 7-18 лет

 

Автор программы: Кузнецова Анастасия Викторовна

 Срок реализации: 3 года

 


 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Издавна люди использовали различные природные материалы для изготовления украшений. Первоначально это были семена растений, ракушки, различные морские камешки причудливой формы, позднее – драгоценные и полудрагоценные камни, наконец, металлические и стеклянные бусины. В России бисер появился еще в IX- XI веках, но наибольшего расцвета это рукоделие достигло в XVIII веке и частично в начале XIX века. В старину детей приобщали к бисерному рукоделию с шести-семи лет и к десяти-одиннадцати годам они справлялись со сложными изделиями. Сегодня это полузабытое искусство обрело новую жизнь. Современные украшения из бисера прекрасно сочетаются и дополняют одежду, украшают наш интерьер. Каждая выполненная из бисера вещь индивидуальна, хранит тепло рук мастера и может стать оригинальным сувениром или подарком для друзей и близких.

Творческое воображение и безграничная фантазия заложены в каждом ребенке. Для реализации своих идей ребенок очень часто выбирает бисер, который привлекает его не только яркостью красок, разнообразием форм и размеров, но простотой выполнения самых причудливых изделий. По желанию детей бисер и бусинки могут превращаться в веселую игрушку, нарядное украшение или новогодний сувенир. Такое занятие доступно даже для начинающих и не очень умелых ребят.

Считается, что наиболее высокий уровень деятельности достигается человеком в творчестве. Творческая деятельность поднимает личность со ступени потребителя духовных и материальных ценностей до ступени их создания. Люди, у которых слабо развиты навыки репродуктивной деятельности, могут являться потенциальными разрушителями культурных традиций общества. При отсутствии целенаправленного педагогического воздействия на развитие творческих способностей учащихся происходит их угасание. Чтобы не пополнялась категория разрушителей, необходимо детей, независимо от возраста и способностей, приобщать к творческой деятельности.

Образовательная программа «Путешествие в мир бисероплетения» является программой культурно - нравственной ориентации и направлена на художественно-эстетическое воспитание ребенка, обогащение его духовного мира, на развитие художественно-творческого потенциала личности.

Большое значение для творческого развития детей, их эстетического воспитания, имеет знакомство с искусством народных мастеров. Народное искусство поднимает темы большого гражданского содержания, способствует гармоничному развитию личности. Оно помогает детям взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира. Открывает самый широкий простор для выявления творческих способностей, делает их жизнь духовно богатой, многогранной.

В настоящее время педагоги сталкиваются с другой проблемой - развитие мелкой моторики. Многие родители стараются развивать интеллектуальные способности своих детей, забывая о том, что «способности детей находятся на кончиках их пальцев» (В. Сухомлинский). В начальных классах учителя вынуждены решать проблему развития мелкой моторики рук учащихся в больших детских коллективах, а это значительно труднее, чем при индивидуальном обучении. Занятия в творческих объединениях по семь-восемь человек – наиболее эффективный метод для развития мелкой моторики.

Несмотря на то, что приемы работы с бисером у разных народов имеют много общего, сами изделия отражают национальный колорит и своеобразие.

Знакомство с общими чертами народного искусства способствует решению трудных педагогических задач в области эстетического воспитания.

Работа детей в кружке по бисероплетению имеет большое воспитательное значение для развития у детей художественного вкуса, интереса к искусству своего народа, его истории и традициям, для профессиональной ориентации.

Данная образовательная программа всесторонне освещает различные приемы и виды работы с бисером. Изделия, выполняемые обучающимися, служат отчетным материалом работы объединения. Ими оформляются выставки, их представляют на конкурсы, используют как сувенирные подарки.

Целью программы является формирование в детях духовно-культурных ценностей через овладение искусством бисероплетения.

Задачи:  

Образовательные – углубление и расширение знаний об истории и развитии бисероплетения, формирование знаний по основам композиции, цветоведения и материаловедения, освоение техники бисероплетения.

 Воспитательные – привитие интереса к культуре своей Родины, к истокам народного творчества, воспитание эстетического отношения к действительности, трудолюбия, аккуратности, усидчивости, терпения, умения довести начатое дело до конца, взаимопомощи при выполнении работы, экономичного отношения к используемым материалам, привитие основ культуры труда.  

Развивающие - формирование у обучающихся творческого мышления: умение воплощать собственный творческий замысел; умение импровизировать в изделии; развитие аналитико-синтетической деятельности мышления на основе работы со схемами; формирование оперативного образа объекта труда.

Программа рассчитана на три учебных года:

- первый год обучения – 144 часа;

- второй год обучения – 216 часов;

- третий год обучения – 216 часов.

Занятия проводятся:

- первый год обучения – два раза в неделю по два часа;

- второй и третий года обучения – три раза в неделю по два часа;

Состав группы постоянный, разновозрастный, не менее восьми человек. Занимаются дети в возрасте 7-18 лет. Набор в творческое объединение производится на добровольной основе, без определенных требований в соответствии со способностями и наклонностями детей.

Основные формы работы с детьми:

1.     Фронтальная.

2.     Индивидуально-практическая.

3.     Коллективная.

4.     Групповая.

Основные методы обучения:

1.     Словесные: рассказ, объяснение, поощрение, беседа, инструктаж.

2.     Наглядные: демонстрация образцов, показ выполненных работ.

3.     Практические: упражнение, выполнение графических записей.

4.     Аналитические: наблюдение, сравнение, самоанализ, повторение пройденного материала.

Рассказ применяется для сообщения новых знаний, он должен быть четким и лаконичным, сочетать точность познавательных сведений с живым и ярким повествованием.

Во время беседы новые знания не только приобретаются, но и закрепляются путем обмена мнениями учителя и ученика. Беседа способствует активизации детского мышления: учащиеся под руководством педагога осмысляют учебный материал, обсуждают его, устанавливают связи между теоретическим материалом и практикой.

Инструктаж – словесный метод обучения, основанный на даче инструкций. Под инструкцией понимается четкое и достаточно краткое объяснение или перечень правил, которые необходимо строго выполнять.

Демонстрационные методы реализуют принцип наглядности в обучении и опираются на демонстрацию коллекций и наборов образцов материалов.

Практические методы направлены на овладение общетрудовыми знаниями и умениями. Умение-знание, примененное на практике.

Среди практических методов обучения можно выделить репродуктивные методы и методы проектного обучения. Репродуктивные методы способствуют формированию умений запоминать и воспроизводить информацию. Проектное обучение предполагает построение и наличие логической цепочки: замысел – подбор материалов и инструментов – осуществление замысла – решение дополнительно возникающих задач.

При управлении образовательным процессом применяют метод эвристической беседы и метод алгоритмов.

Эвристическая беседа представляет собой вопросно-ответную форму обучения. Обучающиеся с помощью полученных теоретических знаний решают конкретную учебную задачу. Алгоритмы управления определяют кратчайший путь решения задачи, указывающий ребенку цель совокупности выполняемых действий и логическую последовательность их выполнения. Например, схему большого изделия (ожерелье) можно разбить на отдельные фрагменты, снабженные краткими пояснениями.

Программа составлена в соответствии с основными принципами организации образовательно-воспитательного процесса:

  • Природосообразности: отношение к ребенку как к части природы, что предполагает его воспитание с учетом закономерностей природного развития, половозрастных особенностей;
  • Доступности и систематичности: информация, подаваемая ребенку должна быть понятной, легко воспринимаемой;
  • Системности: обучение и усвоение знаний в определенном порядке, системе, от простого к сложному;
  • Личностный подход в воспитании: признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью;
  • Гуманистический подход в воспитании: уважительное отношение между педагогами и детьми;
  • Рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм обучения: предполагает применение в процессе обучения различных вариантов групповой работы, взаимное дополнение коллективных и индивидуальных форм, а также насыщение коллективных форм работы элементами самостоятельной деятельности;
  • Целостно-смыслового равенства: дети по собственному желанию выбирают изделие, подбирают для него необходимый материал и вместе с педагогом воплощают задумку в жизнь.

Педагогические технологии, применяемые на занятиях:

  • Технология проблемного обучения – организация образовательного процесса, которая предполагает создание под руководством педагога проблемных противоречивых ситуаций и активную самостоятельную деятельность обучающихся по их разрешению.
  • Технология развивающего обучения – это такое обучение, при котором главной целью является не столько приобретение знаний, умений и навыков, сколько создание условий для развития психологических особенностей: способностей, интересов, личностных качеств и отношений между людьми.
  • Технология коллективно-творческой деятельности – это система условий, методов, приемов и организационных форм воспитания, обеспечивающих формирование и творческое развитие коллектива детей на принципах гуманизма. Основной содержательной линией этой технологии является коллективно-творческое дело (КТД), которое включает заботу о себе, о друге, о своем коллективе.
  • Игровые технологии используются как в организации учебных занятий, так и в культурно- досуговой деятельности. Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором у ребенка складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Игра позволяет активно включить ребенка в деятельность, улучшает его позиции в коллективе, создает доверительные отношения. В работе применяются различные развивающие игры, предназначенные для формирования познавательных и коммуникативных навыков, адаптация детей в новом коллективе.
  • Здоровьесберегающие технологии – обучение организуется с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, во время занятий проводятся физкультурные паузы для снятия напряжения и усталости мышц различных частей тела.

Выполненные работы, кроме коллективных, принадлежат детям.

На занятиях проводятся физкультминутки с целью предупреждения утомления, профилактики заболеваний органов зрения и позвоночника учащихся.

Воспитанники принимают участие в выставках декоративно-прикладного творчества, областных и районных мероприятиях, заседаниях «Творческой мастерской».

Условия реализации программы

Для успешной реализации программы необходимы:

1.     Материально-техническое обеспечение:

  • Помещение для проведения занятий: кабинет должен отвечать санитарно-гигиеническим нормам, наличием удобных столов и стульев, шкафов для хранения материалов, витрин для выставок.
  • Инструменты и материалы: бисер, бисерные иглы, прочные нитки или леска, тонкая проволока, фурнитура, ножницы, кусачки, круглогубцы и др. инструменты.

1.     Учебно-методическое обеспечение:

o    Методическое: учебные пособия по бисероплетению, журналы и книги по бисероплетению, методические разработки занятий;

o    Дидактическое: таблицы с образцами бисера и по цветоведению, образцы различных способов низания, образцы готовых изделий и другие пособия.

2.     Средства общения.

Это участие в выставках, ярмарках, встречи с участниками других творческих объединений, сотрудничество с родителями.

Ожидаемые результаты

Результатом обученности детей по программе является определенный объем знаний и умений.

К концу первого года обучения, обучающиеся должны знать:

o    техники низания;

o    историю бисерного рукоделия;

o    орнамент;

o    цвет и его значение;

o    технику безопасности пользования острыми и режущими предметами.

К концу первого года обучения, обучающиеся должны уметь:

o    выполнять техники низания;

o    составлять орнамент;

o    правильно подбирать бисер по цвету в изделиях;

o    аккуратно выполнять работу;

o    выполнять работу по схеме.

К работам ребят второго и третьего годов обучения предъявляются более строгие требования к качеству итоговой продукции, к оформлению работы.

К концу второго года обучения, обучающиеся должны знать:

  • основные приемы бисероплетения;
  • классификацию и свойства бисера;
  • основы цветоведения;
  • условные обозначения;
  • последовательность изготовления изделий из бисера;
  • правила техники безопасности;
  • правила ухода и хранения изделий из бисера.

К концу второго года обучения, обучающийся должен уметь:

  • гармонично сочетать цвета при выполнении изделий;
  • классифицировать бисер по форме и цветовым характеристикам;
  • четко выполнять основные приемы бисероплетения;
  • пользоваться описаниями и схемами из журналов и альбомов по бисероплетению;
  • выполнять отдельные элементы и сборку изделий;
  • прикреплять застежки к украшениям;
  • хранить изделия из бисера согласно правилам.

К концу третьего года обучения обучающиеся должны знать:

  • все приемы бисероплетения;
  • классификацию и свойства бисера;
  • основы композиции;
  • правила техники безопасности.

К концу третьего года обучения обучающиеся должны уметь:

  • составлять композиции, согласно правилам;
  • классифицировать бисер по форме, размеру и цветовым характеристикам;
  • свободно пользоваться описаниями и схемами из журналов и альбомов по бисероплетению;
  • выполнять изделие полностью, без посторонней помощи (от подбора бисера до полной сборки и оформления изделия).

Формы контроля обученности

Существует первоначальный, промежуточный и итоговый контроль за достижениями обучающихся. Срезы знаний проводятся в игровой форме.

Первоначальный контроль – тестирование.

Промежуточный контроль (за первое полугодие) – викторины, кроссворды, конкурсы, мини-выставки.

Итоговый контроль (за год) – самостоятельная работа, выставка, конкурс.

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

первый год обучения

 

Наименование темы

всего часов

теория

практика

1

Вводное занятие.

2

2

 

2

Основные виды низания. Цветоведение.

8

4

4

3

Изготовление фенечек. Низание «в крестик», «колечки», «мозаика» и др.

8

2

6

4

Изготовление цветов параллельным и петельным низанием: букеты, панно, бутоньерки.

8

2

6

5

Плетение бабочек параллельным низанием

8

2

6

6

Изготовление новогодних открыток.

8

2

6

7

Изготовление панно «На морском дне»

8

2

6

8

Знаки Зодиака

10

2

8

9

Изготовление «сердечка» к Дню святого Валентина

8

2

6

10

Изготовление поздравительной открытки к 8 Марта и к 23 февраля.

10

2

8

11

Изготовление пасхального яйца (оплетение ажурной сеткой).

12

2

10

12

Изготовление панно «Зоопарк»

8

2

6

13

Изготовление брелоков, подвесок на рюкзак.

8

2

6

14

Плетение салфетки «Нежность».

10

2

8

15

Плетение колье «Коралловое»

(игольчатое низание)

10

2

8

16

Свободная тема.

8

 

8

17

Клубные дни.

8

8

 

18

Итоговое занятие

2

2

 

19

ИТОГО:

144

42

102

         

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

первого года обучения

1.     Вводное занятие.

Цель и задачи объединения. Режим работы. План занятий. Материалы и инструменты, необходимые для работы. Хранение материала. Виды бисера и стекляруса. Выставка украшений, сувениров и поделок из бисера. Организация рабочего места. Правильное положение рук и туловища во время работы. Правила техники безопасности.

1.     Основные виды низания. Цветоведение.

Теоретические сведения. История развития бисероплетения. Использование бисера в народном костюме. Беседа о гармонии цветов, сочетание цветов в изделиях. Орнамент. Техники низания. Что такое рабочая нить, связка или встречная бисеринка? Заделка нитей. Демонстрация образцов.

Практическая работа.

Освоение различных видов низания: «параллельное», «ажурное», «мозаичное», «в крестик», «фантазийное», «ткачество» и др.

1.     Изготовление фенечек.

Теоретические сведения.

Беседа «Что такое фенечка. История возникновения». Повторение способов низания «в крестик», «мозаичное». Анализ образцов фенечек. Зарисовать схему низания в цветном исполнении. Выбор бисера. Повторение значения и сочетания цветов в изделии.

Практическая работа.

Плетение фенечек на основе изученных приемов в разном цветовом исполнении. Оформление.

1.     Изготовление цветов параллельным и петельным плетением: букеты, панно, бутоньерки.

Теоретические сведения.

Повторение плетения параллельным и петельным способом. Рассказать детям о строении цветка, какие цветы встречаются в природе. Техника выполнения серединки, лепестков, чашелистиков, тычинок, листьев. Анализ моделей. Зарисовка схем.

Практическая работа.

Выполнение отдельных элементов цветов. Сборка изделий: брошей, букетов, бутоньерок. Составление композиций весенних, летних, осенних и зимних букетов. Подготовка основы декоративного панно: обтягивание картона тканью. Прикрепление элементов композиции к основе. Оформление цветами из бисера подарков и других предметов.

1.     Плетение бабочек параллельным низанием.

Теоретические сведения.

Повторение плетения параллельным способом. Рассказать детям о строении бабочки. Какие бывают, какой рисунок имеют, в какой цвет окрашены крылышки. Показать образцы. Выставка книг и журналов про бабочек.

Практическая работа.

Нарисовать бабочку с расцветкой по своему желанию. Выбрать схему, подобрать бисер по цвету. Выполнить отдельные элементы бабочки: два больших и два маленьких крылышка, туловище. Сборка и окончательное оформление.

1.     Изготовление новогодней открытки.

Теоретические сведения.

Беседа на тему: «О традициях празднования Нового года». Загадать загадки, прочитать сказку или стихотворение о празднике Нового года. Изучение технологии изготовления открытки. Рассмотреть рисунки, поделки, готовые открытки.

Практическая работа.

Нарисовать эскиз открытки. Подобрать бисер по цвету. Плетение заготовок из бисера. Изготовление заготовки открытки из цветной бумаги. Наклеивание бисерных поделок на бумажную основу и окончательное оформление открытки.

1.     Изготовление панно «На морском дне».

Теоретические сведения.

Беседа «Обитатели морских глубин». Вспомнить мультфильм «Русалочка». Какие поделки используются в панно. Техника низания параллельное, петельное, игольчатое. Рассмотреть схемы, поделки. Подобрать бисер по цвету.

Практическая работа.

Выполнить поделки – русалочка, медуза, кальмар, осьминог, рыбки разных размеров, кораллы, водоросли, морская звезда. Поделки наклеить на бархатную бумагу, используя клей. Приклеить мелкие камушки, песок, ракушки. Оформить в рамку.

1.     Знаки Зодиака.

Теоретические сведения.

Беседа «Знаки зодиака». Ребята определяют, какой знак у них (по месяцу рождения) с каждым ребенком разобрать схему, выбрать бисер по цвету.

Практическая работа.

Выполнить знак зодиака. Можно оформить в виде кулона, браслета, брелока.

1.     Изготовление «сердечка» к Дню святого Валентина.

Теоретические сведения.

Беседа: «Из истории возникновения праздника влюбленных». Обсудить с детьми что такое «валентинка», какие бывают «валентинки», какие «валентинки» можно сделать из бисера. Зарисовка эскиза, подбор бисера и пайеток.

Практическая работа.

Выполнить заготовки для «валентинки». Техники низания параллельное, «в крестик», вышивка бисером с пайетками. Окончательное оформление «валентинки».

1.     Изготовление поздравительной открытки к 8 марта и 23 февраля.

Теоретические сведения.

Беседа: «Из истории возникновения женского праздника 8 марта и дня Защитника Отечества 23 февраля». Вспомнить с детьми стихи про мам и пап. Повторение технологии изготовления открытки. Рассмотреть рисунки, поделки, готовые открытки. Нарисовать эскиз открытки. Подобрать бисер по цвету.

Практическая работа.

Плетение декоративных заготовок из бисера. Изготовление заготовки открытки из цветной бумаги. Наклеивание бисерных поделок на бумажную основу и окончательное оформление открытки.

1.     Изготовление пасхального яйца (оплетение ажурной сеткой).

Теоретические сведения.

Беседа на тему: «Православные праздники. Праздник святой Пасхи». Выставка пасхальных яиц. Основой для яйца служит деревянная болванка или яйцо, выполненное в технике папье-маше. Техника низания – ажурная сетка. Дополнительные украшения для пасхальных яиц (стразы, бусы, пайетки). Зарисовать схему и подобрать бисер.

Практическая работа.

Изготовление заготовки яйца из папье-маше. Плетение бисерной сеточки на яйцо. Изготовление подставки – цепочки из бусин, замкнутой в кольцо. Окончательное оформление изделия.

1.     Изготовление панно «Зоопарк».

Теоретические сведения.

Беседа «Мои любимые животные». Какие животные – хищные, какие травоядные. Рассмотреть поделки, схемы. Определиться в цвете бисера. Техника низания параллельное .

Практическая работа.

Выполнить поделки – пингвина, медведя, оленя, зайца, кенгуру, обезьянку, слоника, льва, тигра. Оформить на бархатной бумаге. Можно нарисовать картинку «Зоопарк» и поместить поделки.

1.     Изготовление брелоков, подвесок на рюкзак.

Теоретические сведения.

Рассмотреть образцы. Техника низания – мозаика. Можно использовать в работе бисеринки по цвету радуги. Основа – пробка.

Практическая работа.

Низание брелока и (или) подвески. Оформление петельки.

1.     Плетение салфетки «Нежность».

Теоретические сведения.

Салфетка – украшающий элемент в интерьере. Форма салфеток. Из какого материала они выполняются. Какой вид рукоделия используется. Рассмотреть салфетку из бисера. Зарисовать схему. Техника низания – ажурное. Нижется салфетка в одну нить. Выбрать бисер по цвету.

Практическая работа.

Низание салфетки. Окончательное оформление изделия.

1.     Плетение колье «Коралловое».

Теоретические сведения.

Беседа на тему: «Бисер и стеклярус в русском традиционном народном костюме». Анализ образцов украшений. Техника низания – «полтора креста», игольчатое. Выбор бисера. Цветовое решение. Виды застёжек. Зарисовка схемы для выполнения колье.

Практическая работа.

Плетение колье на основе изученных приёмов. Оформление. Прикрепление застёжки

1.     Свободная тема.

Изготовление изделий из бисера по выбору учащихся.

1.     Клубные дни.

Посещение выставок, экскурсии, участие в творческих мастерских.

1.     Итоговое занятие.

Отчетный концерт. Организация выставки лучших работ учащихся. Обсуждение результатов выставки, подведение итогов, награждение.

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

второй год обучения

 

Наименование темы

всего часов

теория

практика

1

Вводное занятие.

6

3

3

2

Изучение новых методов низания.

9

3

6

3

Изготовление украшений (колье, браслеты, броши, серьги).

15

3

12

4

Изготовление объемных игрушек.

15

3

12

5

Изготовление цветов «Хризантема», «Шиповник», «Тигровая Лилия», «Роза», «Тюльпан» и другие.

36

3

33

6

Оплетение вазы для цветов.

18

3

15

7

Картины методом ручного ткачества.

27

3

24

8

Сумочка для телефона, косметичка, очечник, кошелёк.

24

3

21

9

Оплетение пасхального яйца

21

3

18

10

Ажурные воротники и салфетки

15

3

12

11

Свободная тема.

15

 

15

12

Клубные дни.

12

12

 

13

Итоговое занятие

3

3

 

14

ИТОГО

216

45

171

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

второй год обучения

1.     Вводное занятие.

Теоретические сведения.

Цель и задачи объединения. Режим работы. План занятий. Материалы и инструменты, необходимые для работы. Выставка украшений, сувениров и поделок из бисера. Организация рабочего места. Правильное положение рук и туловища во время работы. Правила техники безопасности.

Практическая работа.

Повторение и закрепление изученных раннее методов низания.

1.     Изучение новых методов низания.

Теоретические сведения.

Беседа: «Бисерные рукоделия разных народов». Изучение методов низания – «жгут», «ёлочка», «дорожки с поворотами», «листики», «спирали», ручное ткачество, монастырское плетение.

Практическая работа

Закрепление на практике изученных методов.

1.     Изготовление украшений - колье, браслеты, броши, серьги.

Теоретические сведения.

Выставка украшений. Беседа: «История украшений». Анализ образцов украшений. Техника низания – «жгут», «ёлочка», «дорожки с поворотами», «листики», «спирали». Выбор бисера, цветовое решение. Выбор застёжки. Зарисовка схем для выполнения украшений.

Практическая работа.

Плетение украшений на основе изученных методов. Оформление. Прикрепление застёжки.

1.     Изготовление объемных игрушек-животных.

Теоретические сведения.

Беседа: «История игрушки. Какие бывают игрушки». Изучение техники плетения объемных изделий. Анализ образцов игрушек. Подбор бисера. Зарисовка схем.

Практическая работа.

Плетение игрушек-животных на основе изученных методов. Оформление.

1.     Изготовление цветов.

Теоретические сведения.

Беседа: «В мире цветов». Анализ предлагаемых образцов цветов хризантемы, шиповника, тигровой лилии, розы, тюльпана. Дети выбирают понравившийся цветок и анализируют его. Выбор метода плетения, бисера. Зарисовка схем.

Практическая работа.

Плетение отдельных элементов понравившихся цветов. Сборка и окончательное оформление.

1.     Оплетение вазы для цветов.

Теоретические сведения.

Анализ предлагаемых образцов. Изучение технологии оплетения объемных предметов. Подбор материала. Зарисовка схем. Выбор формы вазы или флакона.

Практическая работа.

Освоение приёмов оплетения. Оплетение вазы или флакона. Оформление изделия.

1.     Картины методом ручного ткачества.

Теоретические сведения.

Беседа: «Что такое сувенир». Техника ручное ткачество. Анализ изделий. Использование схем для вышивки крестом. Зарисовка схем для выполнения картины. Подбор бисера по размеру и цветовой гамме.

Практическая работа.

Освоение техники ручного ткачества. Изготовление картины. Оформление картины по периметру или в рамку.

1.     Чехол для сотового телефона, косметичка, очечник, кошелек.

Теоретические сведения.

Рассмотреть рисунки, образцы. Обсудить функциональное назначение изделия. Зарисовать схему. Выбрать изготовляемое изделие. Подобрать бисер, дополнительную фурнитуру. Техника низания – ажурная, прямое, мозаика. Техника безопасности.

Практическая работа.

Низание изделия в выбранной технике и по схеме. Можно использовать комбинирование техник, бусы, застежки, пайетки. Оформление изделия.

1.     Оплетение пасхального яйца.

Теоретические сведения.

Историческая справка. Общие рекомендации. Сетчатые яйца поясные и распоясанные. Поясные яйца, завершенные цветочками. Изучение технологии изготовления. Нарисовать схему, подобрать бисер по размеру и цвету.

Практическая работа.

Изготовить яйцо в технике папье-маше. Выполнить грунтовку и покрасить в белый цвет – гуашь и клей ПВА. Выполнить из бисера и стекляруса поясок, закрепить на яйце, не нарушая рисунок. Оплетаем макушку и нижнюю часть яйца. Подставка под яйцо – цепочка из бусин, замкнутая в кольцо. Окончательное оформление изделия.

1.     Ажурные воротники и салфетки.

Теоретические сведения.

Ажурное низание. Конфигурации сеток – закругленная, прямая. Анализ изделий. Зарисовка схем для выполнения украшений. Подбор бисера и стекляруса по цветовой гамме и размеру. Использование фурнитуры – застежек.

Практическая работа.

Освоение приёмов ажурного низания. Плетение воротника, оформление. Плетение салфетки, оформление.

1.     Свободная тема.

Изготовление изделий из бисера по желанию учащихся.

1.     Клубные дни.

Посещение выставок, экскурсии, участие в творческих мастерских.

1.     Итоговое занятие.

Отчетный концерт. Организация выставки лучших работ учащихся. Обсуждение результатов выставки, подведение итогов, награждение.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

третий год обучения

Наименование темы

всего часов

теория

практика

1

Вводное занятие

6

3

3

2

Изучение новых методов низания бисером.

9

3

6

3

Изготовление украшений

15

3

12

4

Бисерное ткачество на станке.

21

9

12

5

Сумочка

21

3

18

6

Оплетение пасхальных яиц.

21

3

18

7

Деревья из бисера. Бонсай

33

3

30

8

Бамбук.

15

3

12

9

Цветок герани

21

3

18

10

Вышивка бисером

18

3

15

11

Свободная тема.

21

 

21

12

Клубные дни.

12

12

 

13

Итоговое занятие

3

3

 

14

ИТОГО

216

51

165

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

третий год обучения

1.     Вводное занятие.

Теоретические сведения.

Цель и задачи объединения. Режим работы. План занятий. Материалы и инструменты, необходимые для работы. Выставка украшений, сувениров и поделок из бисера. Организация рабочего места. Правильное положение рук и туловища во время работы. Правила техники безопасности.

Практическая работа.

Повторение и закрепление изученных раннее методов низания.

1.     Изучение новых методов низания.

Теоретические сведения.

Изучение новых способов низания: цепочки и ленты. Низание цепочек «в одну нить», «в две нити». Различные способы соединения цепочек. Подвески: бахрома (простая, спиральная), «веточки», «кораллы» и др. Анализ и зарисовка схем. Закрепление и удаление нитей.

Практическая работа.

Закрепление на практике изученных методов низания.

1.     Изготовление украшений.

Теоретические сведения.

Беседа: «Что такое стиль». Анализ готовых украшений, рисунков и фотографий. Техника низания – цепочки «в одну нить», «в две нити», различные подвески. Выбор бисера, цветовое решение. Выбор застёжки. Зарисовка схем для выполнения украшений.

Практическая работа.

Низание украшения на основе изученных методов. Оформление изделия. Прикрепление застежки.

1.     Бисерное ткачество на станке.

Теоретические сведения.

Изучение станка для бисерного ткачества. Подготовка станка к работе. Материалы, необходимые для работы на станке. Работа на станке. Анализ изделий, изготовленных на станке. Подбор бисера. Зарисовка схем.

Практическая работа.

Закрепление полученных знаний во время плетения различных изделий (по выбору учащихся): гайтаны, кулоны, колье, браслеты, футляры, очечники, обложки для книг, рамки для фотографий и др.

1.     Сумочка.

Теоретические сведения.

Рассмотреть рисунки, образцы. Функциональное назначение сумочки – театральная, деловая, для мобильного телефона. Зарисовать схему. Выбрать форму сумочки. Подобрать бисер, дополнительную фурнитуру. Техника низания – ажурная, мозаика, ткачество на станке. Техника безопасности.

Практическая работа.

Низание сумочки в выбранной технике и по схеме. Можно использовать комбинирование техник, бусы, застежки, пайетки.

1.     Оплетение пасхальных яиц.

Теоретические сведения.

Изучение новых технологий оплетения пасхальных яиц. Боковые яйца. Торцевые и поперечно-торцевые яйца. Яйцо-забава и яйцо-драгоценность. Нарисовать схему, подобрать бисер по размеру и цвету.

Практическая работа.

Оплетение яиц с применением новых изученных технологий. Изготовление подставки под яйцо методом «объемный жгут». Окончательное оформление изделия.

1.     Деревья их бисера. Бонсай.

Теоретические сведения.

Беседа: «Что такое бонсай». Какие бывают деревья. Деревья зимой, весной, летом и осенью. Просмотр и анализ картинок, фотографий с деревьями. Изучение технологии плетения деревьев из бисера. Техника – петельное, игольчатое и круговое низание. Подбор бисера и др. материалов. Зарисовка схем.

Практическая работа.

Плетение деревьев из бисера с применением изученных технологий. Сборка. Заливка гипсом в подходящей ёмкости. Окончательное оформление бонсай.

1.     Бамбук.

Теоретические сведения.

Беседа: «Тайны фэн-шуй». Изучение технологии плетения бамбука. Техника – объемный жгут и параллельное плетение. Подбор бисера и других материалов. Выбор кашпо. Зарисовка схем.

Практическая работа.

Плетение стеблей бамбука и его листочков. Сборка. Заливка гипсом в кашпо. Окончательное оформление.

1.     Цветок герани.

Теоретические сведения.

Беседа: «Комнатные растения. Виды комнатных растений». Изучение технологии изготовления цветка герани. Техника – французская круговая. Подбор бисера и кашпо. Зарисовка схем.

Практическая работа.

Плетение цветов и листьев герани в технике «французская круговая». Сборка. Заливка гипсом в кашпо. Окончательное оформление цветка.

1.     Вышивка бисером.

Теоретические сведения.

Изучение технологии и различных способов вышивки бисером. Необходимые инструменты и материалы. Закрепление нити. Анализ готовых образцов вышивки.

Практическая работа.

Для закрепления полученных знаний вышиваем закладки-«валентинки», закладки с подвесками, брошки.

1.     Свободная тема.

Изготовление изделий из бисера по выбору учащихся.

1.     Клубные дни.

Посещение выставок, экскурсии, участие в творческих мастерских.

1.     Итоговое занятие.

         Организация выставки лучших работ учащихся. Обсуждение результатов выставки, подведение итогов, награждение.

ЛИТЕРАТУРА

I. Литература для педагога

1.     Артамонова Е.В. «Бисер. Практическое руководство», - М.: Изд-во ЭКСМО, 2006 г.

2.     Баскова Т. «Бисер. Уроки труда в начальной школе», Санкт-Петербург: «Паритет», 2005г.

3.     Белибихина Н.А., Королева Л.А. «Организация дополнительного образования в школе: планирование, программы, разработки занятий», - Волгоград: «Учитель», 2009 г.

4.     Вильчевская Е.В. «Пасхальные яйца из бисера», - М.: «Мода и рукоделие», 2006 г.

5.     Выготский Л.С. «Психология», - М.: Изд-во ЭКСМО-пресс, 2002 г.

6.     Гринченко А.С. «Вышивка бисером», - М.: Изд-во Эксмо, 2006 г.

7.     Иванченко В.Н. «Взаимодействие общего и дополнительного образования детей: новые подходы», - Ростов н/Д.: «Учитель», 2007 г.

8.     Иванченко В.Н. «Занятия в системе дополнительного образования детей», - Ростов н/Д.: «Учитель», 2007 г.

9.     Ляукина М.В. «Бисер: Техника. Приемы. Изделия: Энциклопедия», - М.: АСТ- ПРЕСС КНИГА, 2008 г.

10.                       «Педагогика: учебное пособие» / под ред. П.И.Пидкасистого. – М.: «Высшее образование», 2008 г.

11.                       Сахненко Е. «Игра в бисер. Рукоделие», Ростов н/Д: «Феникс», 2005г.

12.                       Сластёнин В.А. «Педагогика», - М.: Издательский центр «Академия», 2007 г.

13.                       Ткаченко Т.Б., Стародуб К.И. «Бисер, драгоценные камни и Фэн-шуй», - Ростов н/Д: «Феникс», 2005 г.

II. Литература для учащихся и родителей.

1.     Ануфриева М. «Искусство бисерного плетения. Современная школа», Москва: «Культура и традиции», 2002г.

2.     Артамонова Е.В. «Украшения из бисера», - М.: Изд-во Эксмо, 2006 г.

3.     Белов Н.В. «Фигурки из бисера», - Минск: «Харвест», 2008 г.

4.     Бульба Н.С. «Скульптура из бисера. Техника. Приемы. Изделия: Энциклопедия», - М.: «АСТ-ПРЕСС КНИГА», 2009 г.

5.     Бёрнхем Стефании «100 оригинальных украшений из бисера: колье, браслеты, броши, серьги/ Пер. с англ. С.Н.Одинцовой. – М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2006 г.

6.     Виноградова Е. «Большая книга бисера», Москва: «Олма-пресс», 2000г.

7.     Виноградова Е. «Бисер для детей: игрушки и украшения», Москва: «Эксмо», 2003г.

8.     Вирко Е.В. «Стильный бисер. Современно и уникально». – М.: Изд-во Эксмо; Донецк: Изд-во СКИФ, 2006 г.

9.     Все для девочек. Хозяйка в доме. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», ООО «Транзиткнига», 2003 г.

10.                       Гашицкая Р. «Волшебный бисер. Вышивка бисером», Ростов-на-Дону: «Издательский дом «Проф-пресс», 2004г.

11.                       Зайцева Н.К. «Искусство бисероплетения», - М.: «ОЛМА Медиа Групп», 2007 г.

12.                       Ингрид Морас «Зверята из бисера», - М.: АРТ-Родник, 2008 г.

13.                       Ингрид Морас «Зоопарк из бисера», - М.: АРТ-Родник, 2008 г.

14.                       Куликова Л. «Цветы из бисера», Москва: «Издательский дом МСП», 2005г.

15.                       Лукашова И.А. «Бисер для начинающих», - М.: «Авеонт», 2007 г.

16.                       Ляукина М. «Подарки из бисера», Москва: «Издательский дом МСП», 2004г.

17.                       Ляукина М.В. «Бисер», - М.: АСТ-ПРЕСС, 2006 г.

18.                       Мартынова Л.Б. «Игрушечки из бисера», - М.: «Культура и традиции», 2008 г.

19.                       Петрунькина А. «Фенечки из бисера». – СПб., «Кристалл», 1998 г.

20.                       Тимченко Э. «Бисерное рукоделие», Смоленск: «Русич», 2004г.

21.                       Ткаченко Т.Б., Стародуб К.И. «Плетем снежинки из бисера», - Ростов н/Д: Феникс, 2007 г.

22.                       Фицджеральд Диана «Цветочные фантазии из бисера», - М.: «Мой мир», 2007 г.

23.                       Федотова М.В., Валюх Г.М. «Цветы из бисера», - М.: «Культура и традиции», 2004 г.

24.                       Чиотти Донателла «Украшения своими руками», Москва: ООО «Мир книги», 2004г.

25.                       Чиотти Донателла «Фантазии из бисера. Цветы. Бонсай. Праздничные композиции», Москва: «Издательская группа «Контэнт», 2005г.