Методическая разработка

«Орнамент в квадрате»

Декоративно - прикладное отделение

 

Содержание

1. Введение  

2. Рабочее место, инвентарь и материалы

3. Методика работы с детьми младшего возраста 

4 Орнамент в квадрате    

5. Заключение

6. Список используемой литературы 

7. Приложение                                                                 

 

 

1. Введение

 

Орнамент — это живописное, графическое или скульптурное украшение

из  повторяющихся   геометрических,  растительных  или анималистических

элементов.   Технические   средства   выполнения   орнамента   очень

разнообразны:   роспись,   резьба,   гравировка,   вышивка,   ткачество   и   др.

Орнамент широко используется для украшения предметов прикладного 

и декоративного искусства ( рис.1, 2, 3).

        Он   также   является   существенным   элементом   в   решении

художественного образа в архитектуре, книжной графике. Но в первую

очередь орнамент тесно связан с декоративным и прикладным искусством

(рис.4, 5, 6).

        Происхождение орнамента теряется у истоков зарождения культуры.

Многочисленные примеры повторяемости различных элементов человек

находил в природе: в окраске животных, оперении птиц, строении цветка

и колоса, расположении листьев, ягод и фруктов, бегущих друг за другом

морских волнах и т. д. Безусловно, природа явилась основным источником

в создании орнамента. Мотивы, заимствованные из окружающей среды,

изменялись, приобретая орнаментально выразительные формы (рис.7,8).

Почитая силы природы, люди обозначали их по-разному. Например, 

с солнцем связывали круги и розетки, ромбы и квадраты. Иногда солнце

обозначали в виде коня, петуха.

Символы-изображения в виде женской фигуры служили обозначением

земли, изображение утки обозначало воду (рис. 9).

Как   видим,   орнаментальные   мотивы   тесно   связаны   с   народным

творчеством. В искусстве народ веками стремился выразить свое понимание

природы, мира, жизни. Это проявилось не только в изделиях, созданных

руками умельцев, но и в народных песнях, сказках, былинах, танцах, где

выражались   фантазия   человека,   его   мечты,   проявлялась   образность   его

мышления, поэтическое понимание красоты.

Отдельные элементы орнаментов сохранялись веками. Одним из таких

элементов, например, является ромб. Особое распространение он получил

в ткачестве. В тканых поясах народного костюма Карелии ромб сохранился

до сих пор. ( рис.10).

Орнамент   каждого   народа   при   определенном   сходстве   отдельных элементов   имеет   свои   особенности.   Эти   особенности   связаны   с национальным характером, своеобразием истории, уклада жизни, быта, трудовой, деятельности, окружающей природы.

У   земледельческих   народов   в   орнаменте   встречаются   изображения женской фигуры как символа плодородия. У скотоводческих племен мы видим   изображения   домашних   животных   и   диких   зверей.  

Например,  в орнаменте у казахов и киргизов присутствуют рога барана, у народов Севера — изображение рогов оленя (рис. 11,12).

Искусство создания и оформления предметов быта, т. е. декоративно-

прикладное   искусство,   по   своему   происхождению   является   народным

искусством. Ремесла с разделением труда выделяются в самостоятельную

область деятельности человека, в которой со временем стали трудиться

профессиональные   художники.   С   этого   момента   народное   и профессиональное декоративно-прикладные виды искусства развиваются

параллельно, самостоятельно, влияя, друг на друга и обогащая друг друга.

Народное   искусство   в   своих   произведениях   сохраняет   все   лучшее, радиционно характерное для него.

Профессиональное   декоративно-прикладное   искусство   развивается 

в   соответствии   с   развитием   промышленности   и   особенностями   общего стилевого направления в искусстве. Особенности каждого художественного стиля   проявляются   в   выборе   и   трактовке   орнаментальных   форм,   в   их расположении, в цветовом решении. В орнаменте часто виден отпечаток местного и национального своеобразия.  Местные особенности отражают чаще всего фауну и флору края. Например, в орнаменте Древнего Египта отразилось   отношение   людей   к   окружающей   природе,   у   которой   они заимствовали   формы   и   мотивы.   Одним   из   распространенных орнаментальных мотивов в Древнем Египте был цветок лотоса — символ воздействия воды и солнца на спящую землю. В орнаменте, как и во всем искусстве Древнего Египта, сказалась склонность к символизму и стилизации ( рис. 13,14).

В Древней Греции сложился свой стиль в искусстве, черты которого

отразились   и   в   орнаменте:   гармоничность   и   спокойная   красота   форм немногих мотивов.

Основные формы орнамента отличаются правильностью и симметрией

изображения.   Как   утверждают   археологи,   греки   любили   многоцветие

(рис.15).

В   период   европейского   Средневековья   орнаменты   отличаются

фантастичностью   и   сказочностью   мотивов   животного   и   растительного

происхождения (рис. 16,17).

Много разнообразных орнаментов было создано в 19 в. Их мотивы

изображались плоско или объемно ( рис.18).

В современном орнаменте используется большое разнообразие мотивов: классические геометрические рисунки, формы растительного и животного происхождения, изображение предметов техники, быта и спорта, включаются цифры, отдельные буквы и целые слова, мотивы архитектуры и пейзажи, символы, эмблемы, гербы и др.(рис.19).

Как видим, в орнаменте могут использоваться конкретные природные

формы, формы предметов, созданных руками человека, и формы, рожденные

его   воображением.   Все   орнаментальные   мотивы   имеют   разную

декоративную трактовку, т. е. стилизацию.

  Стилизация   в   изобразительном   искусстве   известна   с   древнейших времен.   Она   достигла   высокого   уровня   в   ассирийско-вавилонских, персидских, древнеегипетских и древнегреческих орнаментах. Стилизацию любого объекта окружающего мира следует рассматривать как   основной творческий   метод   и   основное   выразительное   средство   декоративно-прикладного   искусства.   Цель   творческой   стилизации   в   декоративно-прикладном   искусстве   –   это   создание   нового   художественного   образа, имеющего   повышенную   выразительность   и   декоративность.   Основные общие черты, возникающие в процессе стилизации у объектов и элементов декоративной   композиции,-   это   простота   форм,   их   обобщенность   и символичность.  Метод стилизации требует отделить от изображения все лишнее, второстепенное, мешающее четкому визуальному восприятию с тем, чтобы обнажить сущность изображаемых объектов, отобразить в них самое главное, привлечь внимание зрителя к скрытой до этого красоте и вызвать у него соответствующие яркие эмоции. Стилизация выполняется в несколько этапов.

 На первом этапе выполняется реалистический рисунок, на втором этапе реалистическое   изображение   превращается   в   стилизованное,   на   третьем заключительном   этапе   отдельные   узнаваемые   части,   заменяются абстрактными элементами.

 В основе всех видов и методов стилизации природных объектов лежит

единый изобразительный принцип- художественная трансформация. Чаще

всего такая трансформация производится с помощью изменения и упрощения

формы реальных объектов флоры и фауны, укрупнения или уменьшения

характерных   частей   этих   объектов,   изменение   количества   характерных деталей объектов, изменение природного цвета объектов. Художественная трансформация   природных   объектов   имеет   главную   цель -  превращение реальных природных форм в стилизованные.

 

2. Рабочее место, инвентарь и материалы.

 

1.Рабочее место учащегося находится за партой, на плоской ровной

поверхности, свет падает с левой стороны. Работать лучше всего в комнате

с окном верхнего дневного света или с окном, выходящим на север. Свет

должен быть рассеянным, чтобы не создавались резкие тени.

 

2.Лист бумаги формата А3. Бумага должна быть хорошего качества.

Лучше всего использовать бумагу для черчения ГОСТ.

 

3.Ластик,   простой   карандаш.   Карандаши   для   выполнения   эскизов

выбирают мягкие В2, В1.

 

4. Лучше всего орнамент выполнять художественной гуашью, т.к. эта

гуашь имеет естественные цвета, равномерно ложится на бумагу, имеет не

слишком жидкую и не слишком густую консистенцию. Можно использовать

для работы фломастеры и глеевые ручки. Эти материалы   (фломастеры 

и   глеевые   ручки)   более   предпочтительнее   для   1-го   класса,   т.к.   работы получатся  аккуратными и чистыми.

 

5. Понадобится пластиковая палитра для создания различных оттенков

и тряпочка хлопчатобумажная для промокания кисти.

 

6. Кисти использовать лучше колонковые No3, No5. Они упругие и имеют

при намокании острый кончик.

 

3. Методика работы с детьми младшего возраста

 

Дети   в   возрасте   от   10   лет   отличаются   своими   психологическими особенностями. У них довольно развито логическое мышление и способность создавать новые образы. Познавательная активность детей в этом возрасте также  возрастает. У детей обнаруживаются различия способностей в темпе выполнения работы, усидчивости. Продвижение ученика зависит от того, насколько   внимательно   руководитель   учитывает   его   индивидуальные способности.

К  конструктивным,   то   есть   поддерживающим   и   гармонизирующим творчество   детей,   личностным   ориентациям   педагога   можно   отнести следующие:

 

1. Поощрять самостоятельные мысли и действия ребенка, если они не

причиняют вреда окружающим;

 

2. Не помешать желанию ребенка сделать, изобразить что-то по- своему;

 

3. Уважать точку зрения воспитанника, какой бы она не была “глупой”

или “неправильной” - не подавлять ее своим “правильным” отношением 

и мнением;

 

4. Предлагать детям больше делать свободных рисунков;

 

5. Обсуждать отдельные содержательные моменты этих работ, не сравнивать с другими детьми, а только с ними самими, с его прошлыми опытами;

 

6. Не смеяться над необычными образами, словами или движениями

ребенка,   так   как   этот   критический   смех   может   вызвать   обиду,   страх ошибиться, сделать что-то “не так” и подавить в дальнейшем спонтанное желание экспериментировать и искать;

 

7. Творить   иногда вместе с детьми - в качестве рядового участника

процесса;

 

8.   Не   навязывать   свою   программу   образов   и   действии,   манеру

изображения и мышления, свою веру, а. наоборот, пытаться понять логику

воображения ребенка и встроиться в нее;

 

9.   Больше   внимания   уделять   организации   творческого   процесса

создания чего-то, поддерживанию этого процесса, а не результатам;

 

10. Развивать чувство меры в отношении детей к какому - либо виду

творческой   деятельности,   предлагая   разнообразные   интересные   задания, психологические   разминки,   упражнения   обычной   гимнастики   и   йоги, точечный массаж, это позволяет предотвратить однообразие перенапряжение и переутомление;

 

11.   Поддерживать   на   занятиях   преимущественно   положительный

эмоциональный тон у себя и у детей бодрость, спокойную сосредоточенность

и радость, веру в свои силы и в возможности каждого ребенка, дружелюбную

интонацию голоса;

 

12.   Для   внесения   большего   разнообразия   в   занятия   и   изучения

творческих способностей детей использовать психологические « творческие»

методики и задания.

 

Педагогу важно заметить творческие проявления ребенка, помочь их

реализовать,   открыть   новые   горизонты   возможностей,   заинтересовать,

вдохновить. Н. К. Рерих писал: «Откройте в школах пути к творчеству, 

к великому искусству. Замените пошлость и уныние радостью и прозрением.

Развивайте инстинкт творчества с самых малых лет ребенка, уберегите его от

гримасы   жизни.   И   дайте   ему   счастливую   смелую   жизнь,   полную

деятельности и светлых достижений».

 

4. Орнамент в квадрате.

 

Геометрический   орнамент   формирует   линейные,   пространственные композиционные   системы.   Именно   геометрический   орнамент   дает возможность постичь суть математического, рационального «объяснения» окружающего   мира.   Создавая   разнообразные   композиции,   состоящие   из центрических, квадратных, треугольных сегментов, художник опирался на  исходные   положения   построения   геометрического   орнамента -математический   расчет.

Во   главу   угла   ставилось   число,   которое  в   орнаментальной   композиции   кратно   повторялось   или   выражало пропорционально соотношению компонентов.

Основой     геометрического     орнамента     являлась строгая последовательность и упорядоченность в использовании одних и тех же

элементов.   Чаще   всего   орнаментальные   композиции,   вводящие   в   себя геометрические   элементы,   выстраивались по   законам   симметрии.

Однако встречались   и   более   сложные   варианты   орнаментальных   комбинаций, насыщенные растительными, тератологическими (звериными), гротескными сюжетами.   Как   правило,   геометрические   мотивы   повторялись   или чередовались,   образуя   непрерывный   ритмический   ряд   единообразных сегментов.

Важной   стороной   изучения   геометрического   орнамента   является   не только   выявление   структуры   и   композиционных   особенностей,   но  и раскрытие семантического толкования отдельных его составляющих.

Некоторые исследователи утверждают, что геометрический орнамент

возник в первобытную эпоху и выражал некую абстрактную идею.

Древний человек своеобразно отражал свои представления об окружающем мире  с помощью знаков, изображаемых на различных бытовых предметах и настенах пещер.

В   первобытных   орнаментальных   композициях   часто   встречаются

изображения     геометрических     фигур - символов:     круга - солнца,

квадрата - земли, треугольников - гор (или леса); спирали, выражающей идеи

бесконечности бытия, постоянного развития или вечного движения.

В каждой значимой культовой системе - языческой, христианской,

буддийской,   индуистской,   мусульманской   и   других   -   появлялись

собственные парадигмы, определявшие семантику геометрических фигур 

в орнаментальных композициях.

Хотя   многие   исследователи   склонны   видеть   в   геометрическом

орнаменте проявление первобытнообщинных алгоритмов, каждая культура

по-своему интерпретировала тот или иной знак.

Квадрат   являлся   основой   орнаментального   декора   многих   древних культур — Древней Индии ( рис.20);Америки (рис. 21); Китая ( рис.22); Греции; широко использовался мастерами-мозаичистами в Средние века.

 В соответствии с древними представлениями квадрат символизировал

основы мироздания, т. е. четыре стороны света. Все углы квадрата (ромба)

соотносились и с территориальными представлениями. Индейцы Северной

Америки пуэбло, когда «указывали» направление, употребляли цветовое

значение и направление, апеллируя при этом к квадратной форме. Квадрат

(иногда   прямоугольник)   служил   также   обозначением   пахотной   земли,

являясь ключевой фигурой земледельческого культа. Квадрат, заполненный

внутри точками или линиями, обозначал у славянских племен засеянное

поле. У китайцев прямоугольный блок «Цзян» с отверстием внутри, как 

и узор из перекрещивающихся ромбов, символизировал богатую урожаем

землю. В греко-римской традиции квадрат являлся символом Афродиты,

воплощавшей женскую, плодородную силу.

 

Работа орнамента в квадрате делится на несколько этапов

 

1-й урок зарисовка растительных форм с тональной разработкой;

2-й урок стилизация природных форм;

3-й урок выбор и разработка основного мотива;

4-й урок разработка раппорта;

5-й урок составление орнамента;

6-й урок цветовое исполнение.

 

5. Заключение

 

В   процессе   изучения     темы   «Орнамент   в   квадрате»   у   учащихся

развивается   восприятие   формы   и   цвета,   познавательная   активность,

художественно-творческое   воображение,      воспитывается   духовно

нравственный   аспект.  

Учащиеся   знакомятся   с   традициями   и   культурой различных древнейших цивилизаций и стран, лучше узнают традиции своей Родины. Формируют графические навыки, мелкую моторику рук, память, пространственное   ориентирование,   аккуратность,   навыки   абстрактного

мышления.   Составление   орнамента   стимулирует   фантазию   и  творческое мышление.

  

 

 

 

6. Список литературы

 

 1. Выгодский Л.С. «Психология искусства» Феникс,

 Ростов-на-Дону, 1998г.

 2. Декоративное искусство. Изд. Академии художеств СССР,

 М., 1972г.

 3.Буткевич Л.М. « История орнамента», М. 2005г.

 4. Сокольникова Н.Н. « Особенности декоративной композиции», М. 2002г.

 5. Хворостов А.С. « Декоративное искусство в школе», М., 1982г.

 6. Шорохов Е.В. « Композиция», Просвещение, М., 1986г.