Предмет: живопись

Возраст: 8-9 лет

Цель: формирование представлений о пейзаже как жанре, развитие творческих способностей учащихся.

Задачи:

·        Обучающие:

- Развивать чувство композиции;

- Умение замечать и отражать в рисунке красоту природы;

- Совершенствование работы гуашью.

·        Развивающие:

- Активизация воображения, памяти, логического и абстрактного мышления;

- Развитие аналитических способностей.

·        Воспитательные:

-Воспитание интереса к пейзажной живописи;

-Воспитание культуры поведения в коллективе;

-Воспитание уважения к результатам творческого труда.

Форма учебного занятия:

- практическое

Форма организации работы:

- групповая,

- индивидуальная.

Время: 45 минут

Материалы и оборудование:

- Гуашь;

- Кисти – «синтетика» №1,3;5;   

- баночки для воды;

- салфетки;

- простой карандаш  2 М;

- стирательная резинка;

- палитры;

-листы акварельной бумаги формат  А-3;

-репродукции картин И.И. Шишкина, А.А. Пластова, И.И. Левитана,

Н.П. Крымова, И.Э. Грабаря, К.Ф. Юона.

 

Структура учебного занятия:

1.     Вводная организационная часть

- Добрый день! Сегодня мы поговорим с вами о жанре изобразительного искусства – пейзаж. Знаете вы, откуда появилось это слово? (Ответы учащихся). «Пейзаж» это изображение местности естественной или преображенной человеком. Человек начал изображать природу ещё в давние времена. Но почти всегда эти изображения служили фоном для портрета или какой-либо сцены. И только в 17 веке появились пейзажи.

 

2.Основная часть

 - А как вы думаете, почему художники пишут пейзажи, ведь можно просто взять и сфотографировать понравившийся природный ландшафт? Так чем же отличается живописный пейзаж от фотографии? Живописный пейзаж – это не только «портрет» природы, но и картина внутреннего мира художника.  Глядя на пейзаж, мы видим мир глазами художника. Пейзажная живопись - это изображение видов природы с передачей настроения и впечатления, навеваемого их созерцанием.

Какие виды пейзажа вы знаете? (Ответы: сельский, городской, индустриальный, архитектурный, морской, речной.)

- А сейчас послушаем стихотворение русского поэта А.С. Пушкина

 Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет

И речка подо льдом блестит.

О каком времени года идёт речь? (Зима)

- Как называется стихотворение А.С. Пушкина? Ответ - «Зимнее утро».

 

- А теперь посмотрим, как художники изображали зимние пейзажи.

Вопросы:

-Чем отличаются картины?

-Какая картина произвела наибольшее впечатление?

-Каким цветом изображали художники снег?

 

Вам предстоит сегодня побывать в роли художников – пейзажистов.  Вы будете изображать на бумаге гуашью красоту зимнего утра.

- Молодцы. А сейчас вспомним последовательность выполнения пейзажа.

1. Начинать работу нужно с линии горизонта. Ее наносим карандашом. Она должна находиться чуть ниже середины листа. Больше карандаш не используем.

2.  Какими цветами можно изобразить зимнее утреннее небо?

 Ответ - светло-розовым и светло-желтым.

 Как изменить цвет краски, если вам это понадобиться?

Ответ – смешать на  палитре

3. Каким цветом изобразить снег?

   Голубым.

   Сугробы?

   Белым.

4.Что можно изобразить на заднем плане?

   Лес. Прорисовывается синей краской и «набросать» белой краской снег на     вершины деревьев. 

5.Обратите внимание на особенность переднего и заднего плана. Линии (тропы, дороги, берега рек) должны идти от края картины к среднему и дальнему планам.

6.Что можно нарисовать на переднем плане, чтобы показать удаленность предметов на среднем и дальнем планах?

 Избы, сугробы, кусты, изгородь, деревья.

7. Как можно «оживить» картину?

Нарисовать снежные шапки на крышах изб, бревнах, прорисовать снег на оконных рамах, кустах деревьях, изгороди.

8.На переднем плане усилить тени от сугробов синей краской. Тонкой кистью прорисовать кусты.

9. На небе добавить желтое солнце и белые облака.

3.Практическая работа.

А сейчас настало время продемонстрировать свои художественные способности и выполнить пейзаж «Зимнее утро». Дети, соблюдая план, выполняют творческую работу.

4.Заключительная часть

Выставка работ учащихся.

 

Обсуждение.