Дополнительная общеразвивающая программа и её методическое обеспечение

 

 

С чего начать педагогу дополнительного образования писать программу? Логичней, с изучения нормативных документов в этой области, которые  регламентируют деятельность педагога по написанию программы. Поэтому сразу нужно приготовить документы:

Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,

Концепцию развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р),

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. N 1008,

Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»,

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей";

локальные акты образовательной организации, касающиеся организации образовательной деятельности (Устав, Лицензия и другие документы).

Совет: чтобы не допускать грубых ошибок необходимо на данном этапе  усвоить термины.

Обратимся к Главе 2 статье 12 «Образовательные программы» ФЗ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»: «К дополнительным образовательным программам относятся: 1) дополнительные общеобразовательные программы — дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы;». Таким образом, далее пользуемся термином «дополнительная общеразвивающая программа».

Глава 4 статья 33 «Обучающиеся»: «2) учащиеся — лица, осваивающие образовательные программы начального общего, основного общего или среднего общего образования, дополнительные общеобразовательные программы;».

Значит, по дополнительной общеразвивающей программе обучаются учащиеся.

Сразу думаем о том, на каких детях она будет реализовываться (возраст или особые категории детей).

Далее необходимо понять, что писать. Обратимся к Письму Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».

По данному документу контролирующие органы  проверяют программы.

Совет: меньше пунктов, чем в положении — нельзя, больше — можно. И опять, строго придерживаемся формулировок!

Итак, структура программы (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844 «Примерные требования к программам дополнительного образования детей»):

1. «Титульный лист»;

2. «Пояснительная записка» (направленность, новизна, актуальность, педагогическая целесообразность, цели и задачи, отличительная особенность, возраст детей, сроки реализации, формы и режим занятий, ожидаемые результаты и способы определения их результативности, формы подведения итогов реализации программы);

3. «Учебно-тематический план»;

4. «Содержание программы»;

5. «Методическое обеспечение дополнительной общеразвивающей программы»;

6. «Список использованной литературы»;

7. Приложения.

Для того, чтобы наполнить программу содержанием к уже приготовленным нормативным документам добавляем: учебники по педагогике и методике преподавания той дисциплины, которую планируется преподавать учащимся (если таковые имеются), учебники по общей и возрастной психологии, информационные издания по виду деятельности, государственные/региональные/муниципальные проекты по развитию этого вида деятельности (если таковые имеются), анализ социального заказа (результаты опросов, анкет, заявления).

 

Теперь рассмотрим структуру программы по порядку.

Титульный лист: полное наименование образовательного учреждения; отметку об утверждении программы директором учреждения; дату педсовета, рассмотревшего программу;  № документа; название программы; возраст детей, на которых рассчитана программа; срок реализации; Ф.И.О., должность автора (автора-составителя); город; год.

Так же, на титульном листе может указываться дата внесения изменений в программу. В каждом учреждении может быть своя форма титульного листа.

Название программы может совпадать с названием объединения, в котором она реализовывается. Желательно, что бы из названия программы было понятно какой вид деятельности предполагается.  Если название программы не раскрывает вид деятельности, то на титульном листе в скобочках можно указать вид деятельности. Например: дополнительная общеразвивающая программа «Вдохновение» (изобразительное искусство).

Пояснительная записка должна раскрыть Ваше педагогическое виденье образовательного процесса.

Совет:начать пояснительную записку с перечня нормативных документов, в соответствии с которыми разработана программа (перечислены в начале статьи).

Обязательно нужно указать направленность, соответствующую содержанию программы: техническая, естественнонаучная, физкультурно-спортивная, художественная, туристско-краеведческая, социально-педагогическая (пункт 9 «Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»).

Актуальность дает ответы на вопросы: почему программа актуальна в настоящее время, имеется ли социальный заказ на этот вид деятельности, на решение каких наиболее значимых проблем дополнительного образования детей в данный период времени она ориентирована.

При написании актуальности опираемся на государственные/региональные/муниципальные проекты по развитию этого вида деятельности (если таковые имеются), анализ социального заказа (результаты опросов, анкет, заявления).

Совет:раскрыть актуальность для детей, родителей (конкретного населенного пункта), государства в целом. Что каждый из них получит в результате реализации программы?

? В актуальности отвечаем на вопрос «Зачем обучать?» (Личные потребности/Социальный заказ: дети, родители, государство).

Вновизне следует описать, что существенно нового вносите в образовательный процесс в сравнении с другими аналогичными программами по содержанию, методам и организационным формам реализации предлагаемого материала.

Совет:можно описать только новизну в содержании, а все остальное — в отличительной особенности программы.

Новизна может быть заключена только в содержании (отборе учебного материала): например, включение регионального компонента.

? В новизне отвечаем на вопрос «Как обучать?» (Методы/Приемы/Средства/Технологии/Формы/Последовательность изучения содержания.)

Далее по логике следует педагогическую целесообразность, в которой поясняется, почему предлагаемые в новизне подходы наиболее действенны для тех детей, на которых она рассчитана (снова, возраст или особые категории детей).

? В педагогической целесообразности отвечаем на вопрос «Почему именно так?» (Эффективность/Соответствие требованиям времени/возрастным и психофизическим особенностям.)

Цель программы отражает предполагаемый конечный результат, должна быть четко сформулирована, реальна и достижима.

Задачи являются конкретными шагами по достижению цели, соответствуют содержанию и методам предлагаемой деятельности.

Если программа рассчитана на несколько лет, то задачи следует прописать на каждый год обучения отдельно.

Формулируя задачи педагог должен осознать, что нового сформируется у ребенка, а что из уже имеющегося разовьется. Исходя из этого формулируются образовательные, воспитательные и развивающие задачи:

образовательные задачи связаны непосредственно со знаниями и умениями в конкретной области деятельности (вокал, хореография, литература);

развивающие — с психологическим развитием, развитием познавательного интереса, способностей и задатков ребенка (идут в ногу с общим образованием);

воспитательные задачи направлены на развитие положительных личностных качеств ребенка, нравственности, освоение, усвоение и присвоение общекультурных ценностей.

В дальнейшем из поставленных задач в программе будут формулироваться ожидаемые результаты.

При формулировке задач следует опираться на содержание программного материала, виды деятельности, формы занятий. Например, задача развитие коммуникативных навыков может быть решена при организации коллективных работ, развитие творческой индивидуальности — в продуктивной творческой деятельности и так далее.

И снова, не забываем о возрасте учащихся — все задачи должны находиться в зоне их ближайшего развития.

Совет: при формулировке цели и задач следует обратиться к Концепции развития дополнительного образования детей; не следует ставить слишком узкие задачи, они должны быть шире ожидаемых результатов.

? В актуальности отвечаем на вопрос «Зачем обучать?» (обучить, воспитать, развить)

В отличительной особенности описываются характерные для данной программы методы, приемы, средства.

Возможно, Вы планируете применять для обучения детей нечто не специфическое для данного вида деятельности (например, литературное творчество при обучении хореографии) или учебные занятия будут проходить в форме игр, путешествий или использоваться современные образовательные технологии. Коротко раскройте суть их применения.

При написании данного пункта следует опираться на педагогику и методику преподавания.

? В отличительной особенности отвечаем на вопрос «Как обучать?» (Методы/Приемы/Средства/Технологии/Формы/Последовательность изучения содержания.)

Далее указывается возраст детей и дается краткая характеристика особенностей возраста детей, которые должны быть учтены при реализации программы, что бы она была результативной. Если состав группы разновозрастной — обоснуйте целесообразность этого, указав особенности работы с каждым возрастов.

Возможно, программа рассчитана на детей с особыми образовательными потребностями (дети — инвалиды или одаренные дети), пропишите их психофизиологические особенности.

Укажите рекомендуемую наполняемость группы, основываясь на СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей".

Совет: не нужно писать все по данному возрасту или категории детей, только то, что необходимо по программе. Для написания данного пункта следует обратиться к возрастной психологии либо к её специальным разделам.

? Данном пункте пояснительной записки отвечаем на вопрос «Кого обучать?» (Возраст обучающихся/Разновозрастная группа/Дети с ОВЗ/Дети, проявившие выдающиеся способности/Возрастные и психофизические особенности.)

В сроке реализации указываем на сколько рассчитана программа: краткосрочная (до 6 месяцев), среднесрочная (от 6 месяцев до 1 года), долгосрочные (от 2 лет). Прописываются этапы программы (если предполагаются).

Формы и режим занятий: перечисляются основные и вспомогательные формы занятий, при необходимости сопровождаются комментариями. Указывается, сколько занятий в неделю, продолжительность одного занятия, необходимость деления на группы или индивидуальные занятия.

Совет:пропишите примерную структуру занятия.

Режим занятий необходимо согласовать с СанПиН 2.4.4.3172-14.

? «Сроки реализации программы» и «Формы и режим занятий» дают ответ на вопрос «Как обучать?».

В ожидаемых результатах и способах определения их результативности даются характеристики предполагаемых результатов, основываясь на поставленных задачах.

По каждому году обучения прописывается, что учащийся будет знать (знания) и самостоятельно сможет (умения, навыки). При переходе на ФГОС ожидаемые результаты могут быть прописаны как предметные, метапредметные и личностные.

Здесь же приводятся формы и методы оценки результатов: тест, зачет, опрос и т. д. (методические рекомендации по их проведению следует разместить в приложении к программе).

Обязательно должны быть прописаны критерии оценки результатов, на основе которых будет проводится диагностика усвоения программного материала учащимися (текущий, промежуточный контроль).

Совет: так как в дополнительном образовании нет общих требований к оценке ЗУН, то каждая образовательная организация, реализующая дополнительную общеразвивающую программу, вправе самостоятельно разработать систему оценивания (уровни, баллы или др.).

Формы подведения итогов реализации программы описывают механизмы контроля за промежуточными и конечными результатами в соответствии с целями и задачами программы (формы подведения итогов по каждой теме или каждому разделу программы, критерии оценки). Здесь речь идет об аттестации учащихся.

? Ожидаемые результаты и формы подведения итогов дают ответ на вопрос  «Как определить результат?» (Контроль/Диагностика/Мониторинг.).

Учебно-тематический план содержит перечень разделов, тем, количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий. Названия тем и разделов должны сочетать краткость и ясность, наиболее точно отражать образовательное содержание.

Учебно-тематический план составляется на каждый год обучения отдельно.

При написании плана используются информационные издания по виду деятельности.

Учебно-тематический план более подробно раскрывается в содержании программы.  Здесь представляется краткое описание тем или разделов (в так называемом «телеграфном стиле»). Изложение содержания должно строго соответствующей структуре и последовательности тематического плана. Может составляться в форме таблицы.

? Данные пункты дают ответ на вопрос «Чему обучать?».

Методическое обеспечение дополнительной общеразвивающей программы содержит методические разработки, необходимые для реализации данной программы.

Может быть представлен перечень разработок, может быть сформирована таблица, отражающая темы и методическое обеспечение для каждой из них.

Совет:сами разработки лучше разместить в приложении к программе.

Методическое обеспечение дает ответ на вопрос «Как обучать?»

К методическому обеспечению относятся:

для педагога

·         календарно-тематический план,

·         дидактический игровой, раздаточный, наглядный материал,

·         перечень рекомендуемой литературы

·         информационно-методический материал,

·         инструктаж по ТБ,

·         перечень основных понятий,

·         план работы учреждения на учебный год (репертуар на учебный год, план концертной, выставочной деятельности объединения),

·         комплекс здоровьесберегающих мероприятий),

·         нормативы зачетов,

·         тесты,

·         планы-конспекты некоторых занятий,

·         перечень примерных заданий по темам,

·         формы видов документации для объединения и др.,

·         методические рекомендации: (к программе, к учебнику, к рабочей тетради, к занятиям (последовательность проведения занятий, конспекты занятий, сценарии), к систематическому контролю за результативностью обучения по программе (контрольно-измерительным материалам), к написанию рефератов, проектов и др.)

для обучающихся

·         учебник

·         самоучитель

·         хрестоматия

·         учебно-наглядное пособие

·         рабочая тетрадь

·         перечень рекомендуемой литературы

·         методические рекомендации:

·         к написанию рефератов, проектов и др.

для родителей

·         разработки бесед,

  • перечень рекомендуемой литературы.

Все методические разработки могут быть в электронном виде и использоваться для дистанционного обучения.

Пунктаусловия реализации программы в примерных требованиях нет, но его целесообразно прописать в программе. Данный раздел даст представление о том какими кадровыми и материально-техническими условиями (ресурсами) должна быть обеспечена программа. В кадровых — требования к педагогу, реализующему программу (образование или др.), в материально-технических — требования к помещению (основываясь на СанПиН 2.4.4.3172-14.) и оснащению образовательного процесса (из методического обеспечения).

Завершает программу список литературы, которая использованной при написании программы.

Совет:литературу для учащихся и родителей лучше разместить в приложении.

Далее идут Приложения к программе, то есть методического обеспечение.

Дополнительная общеразвивающая программа и приложения к ней составляют учебно-методический комплекс — совокупность учебно-методических материалов, объединенный общим педагогическим виденьем на преподавание конкретного предмета конкретной категории детей, предназначенный для оказания помощи в реализации программы.

Совет: материал, представленный в программе, должен быть изложен профессионально грамотно: логично, целостно, последовательно, аргументированно, систематично, стиль изложения должен быть научен, но в то же время понятен.

Итак, подведем итог:

1. Дополнительная общеразвивающая программа — это:

* локальный нормативный документ (Статья 10 п. 4. ФЗ РФ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации":«Содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность.»), обязательный к исполнению, ответственность за который несет руководитель;

* продукт деятельности педагога, на основе которого строится его методическая деятельность.

2. При написании программы педагог должен дать ответы на вопросы:

·  кого обучать,

·  чему  обучать,

·  зачем  обучать,

·  как  обучать,

·  почему обучать именно так,

·  как определить результат обучения.

Приложение «Памятка «Проектирование дополнительной общеразвивающей программы»

Крупенникова Олеся Анатольевна,

заместитель директора

по учебно-воспитательной работе

БОУ ДОД КМР ВО «Кирилловский ДДТ»

2015 год