Конспект занятия по развитию речи
в подготовительной группе

«Зимняя сказка»

Программное содержание:
1. Формировать умение придумывать сказку на заданную тему, передавать специфику сказочного жанра; упражнять в подборе синонимов и антонимов, однокоренных слов, определений и сравнений; работать над употреблением существительных и прилагательных женского, мужского и среднего рода; упражнять в словообразовании; учить передавать с помощью интонации различные чувства (радость, удивление, огорчение).

2. Развивать речь, память, внимание, мыслительные процессы, умение сравнивать, делать выводы.

3. Воспитывать интерес к словотворчеству, умение слушать товарищей, давать оценку их ответам, воспитывать умение видеть красоту природу.

Предварительная работа:
Чтение художественных произведений о зиме, наблюдения, беседы о сказках, рассматривание иллюстраций.

Материал, оборудование:
Репродукции картин с зимними пейзажами, магнитофон с аудиозаписями, мяч, бумага, карандаши.

Ход занятия:
Дети входят в группу под музыку П.И.Чайковского «Времена года».
- Заколдован невидимкой
Дремлет лес под сказкой сна.
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна,
Понагнулась, как старушка,
Оперлася на клюку,
А над самою макушкой дятел
Долбит на суку»

- Ребята, о чем это стихотворение? ( О зимнем лесе). Хорошо. Много тайн и загадок хранит зимний лес. Но кроме этого зимний лес еще и очень красив. Обратите внимание на картины, которые есть у нас в группе. Разве на прекрасное время года - зима?

- А какие слова-родственники можно образовать от слова «зима»? (Зимушка, зимний, зимовье). Правильно. А про что можно сказать зимний? (Город, лес, месяц, сад). Про что можно сказать «зимняя»? (Погода, река, дорога, одежда).  Про что можно сказать зимнее? (Солнце, небо, озеро). Молодцы.

Сейчас зима, повсюду много снега. Подберите, пожалуйста, слова-родственники к слову «снег». (Снежок, снежный, снеговик, подснежник, снежинка). Ребята, а как можно сказать про снег, какой он? (Белый, холодный, пушистый, блестящий). А зима какая? (Холодная, суровая, снежная, теплая). Дети, а как вы считаете, слова «зима» и «снег» - родственники? Почему? (Слова-родственники должны звучать похоже, а слово «снег» не похоже на слово «зима», значит они не родственники.). Правильно, молодцы.

А сейчас разомнемся. (Движения под текст)
- Возьмем снега мы немножко,
Снежки слепим мы в ладошках,
Дружно ими побросались,
Наши руки и размялись.
А теперь пора творить,
Бабу снежную лепить.
Ком за комом покатили,
Друг на друга водрузили.
Сверху третий, малый ком.
Снег стряхнули с рук потом.

- А сейчас послушайте, как я скажу вам предложение «Снег идет».  Повторите, эту фразу так, чтобы все поняли, что вы рады снегу. (Ответы детей). А сейчас скажите это предложение, как будто вы удивились. (Дети отвечают). А теперь произнесите, как будто вы огорчились. (Ответы детей). Молодцы, справились.

- А сейчас поиграем в игру «Скажи наоборот». Я говорю слово и бросаю мяч, кто его поймает, называет слово, противоположное по смыслу, и бросает мяч обратно мне. Начали:
низкий – высокий,
тяжелый – легкий,
чистый – грязный,
теплый – холодный,
темный – светлый,
узкий – широкий,
твердый – мягкий,
плохой – хороший,
черный – белый.

- А сейчас мы с вами будем сочинять зимнюю сказку. Помните, сказка должна быть короткой и законченной. И чтобы это была настоящая сказка, в ней должно произойти какое-нибудь чудо. Не забудьте, что надо рассказать, когда и где это произошло, с кем, что именно случилось, и чем все закончилось. Кто первый хочет рассказать? (Слушается несколько сказок). Молодцы, дети. Чья сказка вам понравилась? Почему? (Дети отмечают понравившиеся сказки).
- А теперь я предлагаю вам нарисовать иллюстрации к той сказке, которая вам понравилась. (Дети рисуют под спокойную музыку).