Семинар практикум «Системно-деятельностный подход в развитии познавательной активности дошкольников»

 

Цель:  систематизировать знания педагогов о  системно- деятельностном подходе в образовательном процессе ДОУ, показать необходимость использования данного метода в работе педагога на современном этапе развития дошкольного образования.

 

Подготовка к семинару – практикуму:

1.Создание презентации: «Системно - деятельностный подход в развитии познавательной активности дошкольников»                                                        2. Оформление зала для проведения семинара.       

 

План семинара – практикума:

1.Знакомство с участниками семинара.

2.Вступительное слово.

3.Презентация: «Системно - деятельностный подход в развитии познавательной активности дошкольников»

4. Практикум

4.1.  Показ образовательной ситуации «Поможем Степашке»  по познавательному развитию с участием педагогов, присутствующих на семинаре.

4.2.Анализ занятия.

5. Подведение итогов.

 

Ход семинара-практикума:

1.     Знакомство с участниками семинара.

Здравствуйте, я рада приветствовать вас, уважаемые педагоги, на нашем семинаре, посвященном очень интересной и актуальной теме «Системно- деятельностный подход в  развитии познавательной активности дошкольников» . Но начать нашу встречу хотелось бы со знакомства. Чтобы мы лучше узнали друг друга, давайте поиграем. Передаем друг другу цветок и называем свое имя, а также на первую букву имени называем прилагательное, которое характеризует вас во взаимодействии с другими людьми. (Например: Наталья-настойчивая)

 

2.     Презентация 

 Сегодня я хочу поделиться опытом своей работы по теме «Системно-деятельностный подход в развитии познавательной активности дошкольников».

1 слайд

Эта тема очень актуальна, т. к. в  настоящее время одним из главных направлений ФГОС ДО  является повышение качества дошкольного образования, использование эффективного  системно-деятельностного подхода в работе с детьми. Данный подход направлен на развитие  познавательной активности детей в различных видах деятельности.

 Выбор данной темы не случаен, а был определен тем, что с 2013 года наше ДОУ является участником Всероссийского эксперимента по «Апробации и внедрению  примерной  основной общеобразовательной    программы «Мир открытий  в практику дошкольного образования, а с2015  участвуем в   Федеральной инновационной площадке «Механизмы внедрения системно-деятельностного подхода с позиции непрерывности образования».

Целью моей работы стало создание системы работы по развитию познавательной активности детей в процессе реализации системно-деятельностного подхода. Основные задачи, которые я ставила перед собой приступая к работе: изучить теоретические аспекты системно-деятельностного подхода, создать и апробировать систему работы по развитию познавательной активности дошкольников, создать полноценную предметно-пространственную среду.

Развитие познавательной активности, умственной работоспособности – важнейшие стороны человеческой деятельности, осуществляемой на протяжении всей жизни.              

Так что такое познавательная активность? Какими способами можно повысить познавательную активность дошкольника? На эти вопросы мы постараемся ответить сегодня.

 

2 слайд 

Давайте рассмотрим понятие познавательная активность. Но сначала

давайте узнаем, что такое активность.

Активность – это усиленная деятельность. Активный – значит деятельностный, энергичный, инициативный, предприимчивый. Разве не эти черты каждый родитель хотел бы видеть в своем ребенке?

Познавательная активность – это черта личности, которая проявляется в отношении к познавательной деятельности, предполагающая состояние готовности, стремление к самостоятельной деятельности, направленной на усвоение ребенком знаний, накопленных человечеством. Под познавательной активностью детей дошкольного возраста следует понимать активность, возникающую по поводу познания и в его процессе: принятие информации, самостоятельный поиск ответов, уточнение и углубление знаний, умение сравнивать и задавать вопросы, применение способов познания на другом материале, проявление элементов творчества.

3 слайд

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ формируется посредством создания условий, в которых дети:

•      Думают - анализируют, сравнивают, обобщают, доказывают

•      Удивляются - радуются успехам и достижениям, новизне

•      Проявляют внимательность - целеустремленны, настойчивы, самостоятельно контролируют свою деятельность, проявляют волю

•      Фантазируют - предвосхищают, создают новые образы

4 слайд

Несмотря на то, что познавательная активность детей дошкольного возраста должна быть очень высокой, ведь с самого рождения ребенок является первооткрывателем, в современном обществе наблюдается снижение познавательной активности по ряду проблем:

 недостаточный уровень владения и использования педагогами активных методов обучения, то есть методов, при которых деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий, поисковый характер, в результате чего стимулируется познавательная активность;

•      отсутствие в развивающей среде условий для развития познавательной активности, соответствующих возрастным требованиям, в частности, отсутствие разнообразия развивающего материала, позволяющей экспериментировать, реализовывать самостоятельный, творческий поиск решения проблемной ситуации, выполнять самостоятельно контроль выполненных действий и т.д.;

•       бессистемность и несформированность знаний родителей о возрастных и индивидуальных особенностях детей и умений развивать познавательную активность в условиях семьи.

 

В связи с этим, передо  мной возникла необходимость   поиска  новых активных методов и технологий, которые бы стимулировали познавательную активность.   И здесь мне  на помощь пришел системно-деятельностный подход - методологическая основа ФГОС.

Мною были изучены  и  проанализированы  методические материалы  по системно-деятельностному подходу, и вот что я узнала

5 слайд

•      Понятие системно-деятельностного подхода было введено в 1985 г. Идея соединения системного и деятельностного подходов принадлежит в основном отечественным учёным. Проблемы деятельности разрабатывались в разных гуманитарных дисциплинах, но прежде всего в философии (Э.В.Ильенков, М.С.Каган, П.В.Копнин, В.А.Лекторский, Э.Г.Юдин и др.) и психологии (А.Г.Асмолов,М.Я.Басов, Г.С.Костюк, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, В.В.Рубцов и др.).

•      Значительный импульс развитию этой идеи придали работы зарубежных и отечественных психологов и педагогов 1960-90-х гг., разрабатывавших вопросы обучения и воспитания ребенка (Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, Л.В.Занков, А.Н.Леонтьев, Д.И.Фельдштейн, Л.М.Фридман, Г.А.Цукерман, Д.Б.Эльконин, К.Ван Парререн, Ж.Карпей, Э.Эриксон), известных методистов-ученых, разрабатывающих проблемы развивающего обучения (А.Б.Воронцов, А.К.Дусавицкий, В.В.Репкин )

 6 слайд

За это время системно-деятельностный метод прошел практическую апробацию и доказал свою результативность. Основная его идея заключается в том, чтобы на каждом уровне образования, учитывая возрастные особенности и возможности обучающихся, организовывать их познавательную деятельность на основе общих методологических законов деятельности (Г.П. Щедровицкий, О.С. Анисимов).  Принципиально важно то, что  воспитанник получает не готовое знание, а добывает  его сам в процессе собственной деятельности. Данный подход позволяет педагогу системно и надежно формировать весь спектр универсальных умений, составляющих готовность к саморазвитию, и таким образом практически реализовать те задачи, которые ставит перед непрерывным образованием современное общество.

 7 слайд

Системно-деятельностный подход предполагает, что человек в процессе обучения должен не выучить что-то, а  чему-то  научиться , т.е. осуществлять деятельность.                                                                                           Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое превращение окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. Деятельность – активное отношение к окружающей действительности, выражающееся в воздействии на нее. Складывается из действий. Деятельность – система действий человека, направленная на достижение определенной цели 

 8 слайд

Познавательная активность является социально значимым качеством личности и формируется у дошкольников в различных видах деятельности. От педагога требуется поиск  таких методов,  приемов, образовательных технологий,  которые активизируют познавательную  активность и деятельность ребенка. («виды детской деятельности»)

Развитие познавательной активности дошкольников в системно-деятельностном подходе осуществляется через различные методы и подходы. Я выбрала  Основным инструментом организации  процесса по развитию познавательной активности  дошкольника образовательную технологию «Ситуация», которая  представляет собой адаптированный вариант ТДМ Людмилы Георгиевны  Петерсон для дошкольного образования.

 9 слайд      

    Важным условием осуществления деятельностного подхода Л.Г. Петерсон в дошкольной образовательной организации является реализация системы основных принципов деятельностного метода обучения. Данные приципы выступают как необходимые психолого-педагогических условия организации образовательного процесса в современном детском саду

 («Дидактические принципы деятельностного метода»)

 -принцип психологической комфортности   (является основополагающим для дошкольного возраста. Предполагает создание доверительной атмосферы, минимизацию всех стрессообразующих факторов образовательного процесса. Общение должно быть доброжелательным, ориентированным на ребенка, его интересы и потребности. Взрослый может выступать в роли друга, партнера, организатора, помощника. Его задача побуждать и поддерживать интерес.)

- принцип деятельности (предполагает освоение окружающего мира не путем получения готовой информации, а через  «открытие» детьми и освоение в активной деятельности, под умелым руководством взрослого)

-минимакса (предпогагает продвижение каждого ребенка вперед своимитемпом по индивидуальной траектории саморазвития на уровне своего возможного максимума)

--целостности (основывается на представлении о целостной жизнедеятельности ребенка)

-вариативности (предусматривает систематическое предоставление детям возможности выбора материалов, видов активности, участников совместной деятельности и пр.)

-творчества (ориентирует весь образовательный процесс на поддержку различных форм детского творчества, сотрудничества детей и взрослых.)

-неприрывности ( необходима для обеспечения преемственных связей между детским садом и начальной школой не только на уровне принципов, содержания, но и технологий, методик.)

10 слайд

Не случайно рассматриваемая образовательная технология получила название – «Ситуация», т. к. в ее основе лежат различные развивающие ситуации. Часть ситуаций планируется взрослыми, часть возникает спонтанно, по инициативе детей. Технология «Ситуация» дает педагогу возможность управлять возникшей ситуацией таким образом, чтобы помочь ребенку сделать самостоятельный шаг в познании мира, приобрести опыт выполнения универсальных действий по фиксации затруднений, выявлению их причины, постановке цели, планированию своих действий, соотнесению поставленной цели с полученным результатом и др.

   Технология «Ситуация» – новый педагогический инструмент, который позволяет поэтапно и последовательно формировать у дошкольников опыт выполнения универсальных действий, лежащих в основе механизмов саморазвития личности.

11 слайд

Технология «Ситуация» включает в себя шесть последовательных этапов.

( «Структура образовательной ситуации «открытия» нового знания» представляется в виде макета «Яблоко» состоящего из 6 частей)

На 1 этапе /Введение в ситуацию/  создаются условия для возникновения у детей внутренней потребности включения в деятельность. Дети фиксируют, что они хотят сделать. Для этого воспитатель включает детей в беседу, обязательно личностно-значимую для них, связанную с их жизненным опытом. Включение детей в беседу позволяет педагогу плавно перейти к сюжету, с которым будет связаны все последующие этапы. Ключевыми фразами завершения этапа являются вопросы: «Хотите?», «Сможете?». Важно понимать , что детская цель не имеет ничего общего с программными задачами. Задавая такие вопросы воспитатель формирует у детей веру в собственные силы. Голосом, взглядом дает понять, что и он в них верит. Итак на этом этапе полноценно включается методологически обоснованный механизм мотивации (надо-хочу-могу).

На 2 этапе /Актуализации знаний и умений/  в ходе совместной   деятельности с детьми, построенной в рамках реализации «детской» цели, воспитатель организует деятельность детей, в которой целенаправленно актуализируются мыслительные операции, а также знания и опыт детей, необходимые для построения нового знания. При этом у детей формируются предпосылки  УУД (умение работать по инструкции, взаимодействовать со сверстниками, согласовывать свои действия, выявлять и  исправлять свои ошибки.) При этом дети  движутся к своей «детской» цели и даже не догадываются, что педагог, как грамотный организатор, ведет их к Новым открытиям.

 3 этап /Затруднение в ситуации/ Данный этап является ключевым. В рамках выбранного сюжета моделируется ситуация, в которой дети сталкиваются с затруднением в деятельности. Ребенок   выполняет некое действие для достижения своей «детской» цели, но выполнение связано с новым знанием и возникает затруднение. Воспитатель при помощи вопросов ( «Смогли?», «Почему не смогли?») помогает детям приобрести опыт  фиксации и выявление его причины затруднения. Так как затруднение является личностно-значимым для каждого ребенка, у ребенка возникает потребность в его преодолении. Таким образом, создаются условия для развития у детей познавательного интереса, дети сами хотят узнать «нечто». Причем «нечто» является абсолютно конкретным и понятным, т.т. дети сами назвали причину затруднения.

4 этап./Открытие нового знания/ На данном этапе воспитатель, вовлекает детей в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний. С помощью различных вопросов воспитатель побуждает детей выбрать способ преодоления затруднения. Используя различные формы организации детских видов деятельности, педагог помогает открыть новое знание.

5 этап /Включение нового знания в систему знаний и умений/ На этом этапе воспитатель создает ситуации. Предлагает различные виды деятельности, в которых новое знание используется в измененных условиях совместно с освоенным ранее. При этом педагог обращает внимание на умение детей слушать, понимать инструкции, планировать свою деятельность.

6 этап /Осмысление/ С помощью системы вопросов: «Где были ?» , «Чем занимались?» воспитатель помогает осмыслить их деятельность и зафиксировать достижение «детской» цели. А далее, с помощью вопросов: «Как  вам это удалось?», «Какие знания вам пригодились?»  и  т. д. подводит детей к тому что они достигли своей цели благодаря тому, что они что-то узнали, чему – то научились.

   Технология «Ситуация» –  педагогический инструмент, используя который я развиваю познавательную активность дошкольников. С уверенностью можно сказать, что системно-деятельностный подход дает возможность сформировать у детей познавательный интерес, желание  думать, стремление узнавать что-то новое и тем самым подготовить выпускника ДОУ, обладающего способностью и желанием получать знания.

После изучения данной темы

Мною были определены основные направления в работе:

1.     Создание предметно-развивающей среды

2.     Организация работы с детьми, с семьями и с педагогами.

  

        Сначала я  данный метод  использовала только при организации НОД по познанию (математике),  затем стала пользоваться им   и  при организации различных видов детской деятельности,  образовательных ситуации, в режимных моментах, в самостоятельной деятельности детей.    Слайд с фото

Дети стали задавать больше вопросов, инициировать общение со взрослыми и сверстниками. Появилось стремление при возникновении личностных проблем разрешить их самостоятельно, при затруднении обращаться за помощью. Выросла самостоятельность в выборе видов деятельности. А самое главное - дети полноценно и радостно проживают каждый день в саду, совершая большие и малые «открытия»

Приоритет в работе с детьми я отдаю  практическим методам обучения: экспериментам, проектам, опытам.  Я стараюсь создать полноценную предметно-развивающую среду, направленную на развитие познавательной активности. В нашей группе мы создали уголок «Детская лаборатория», который создан для развития у детей интереса к исследовательской деятельности.     (слайд с фото)

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом. В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях через различные виды наглядной агитация убеждали родителей в необходимости повседневного внимания к  стремления ребенка узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, вникнуть в суть предметов и явлений.

Были разработаны советы родителям «Как помочь маленькому исследователю», «Как правильно ответить на детское «почему?»»,картотека элементарных опытов и экспериментов, которые можно провести дома. Совместно с семьями воспитанников были реализованы следующие проекты: « Интересная прогулка», «Мой домашний питомец», «День безопасности», «Космос», «День Победы»  и др.          (слайд с фото)

Проводились совместные праздники «День матери», «В здоровом теле,

здоровый дух»,  «Масленица» и др.     (слайд с  фото)

Для педагогов была проведена интерактивная  лекция «Роль педагога в образовательном процессе в рамках системно-деятельностного подхода», круглый стол « Системно-деятельностный подход  как основа ФГОС» и подготовлены консультации «Особенности конструирования образовательных ситуаций в технологии деятельностного метода» и «Структура  технологии «Ситуация» .

Для меня выбор новых активных  технологий для развития познавательной активности  однозначен,  это системно-деятельностный подход, и технология «Ситуация», и  советую всем педагогам использовать данный  метод  в своей  работе.

 

Практикум                                           

1.Показ образовательной ситуации «Поможем Степашке» с использованием технологии «Ситуация» ( роль детей выполняют часть участников семинара) 

2.  задания для участников. На основе просмотренного занятия :

- сделать анализ соответствия образовательной ситуации дидактическим принципам ТДМ Л.Г.Петерсон

- сделать анализ образовательной ситуации ОНЗ

3. Давайте проявим свои творческие способности и попробуем придумать проблемные ситуации для НОД.

а) Тема НОД «Бабочка-красавица всем нам очень нравится» (2-3 примера)

б) Тема  НОД «Мы кормушки собирали, птиц от голода спасали»(2-3 примера)