Тема самообразования:

 

«Формирование духовно- нравственных основ личности»

                      

                                         Пояснительная записка

   Одной из приоритетных задач современной общеобразовательной школы следует признать формирование творчески, смело и свободно мыслящего человека, обладающего высокой культурой, широкими и глубокими, постоянно обновляющимися и развивающимися знаниями. Как построить воспитательный процесс, чтобы учащиеся были именно такими, социально востребованными?

Основное противоречие, выявленное в процессе воспитательной работы, состоит в том, что очевидна необходимость возрождения и создания духовно-нравственной основы воспитательного процесса, который мог бы эффективно противостоять негативному влиянию улицы, СМИ и другим асоциальным явлениям современной жизни .Классный руководитель создает коллектив с благоприятной нравственной и эмоционально-психологической средой, способствующей разностороннему развитию учащихся, формированию у них потребности в самообразовании и самовоспитании, становлению и проявлению индивидуальности каждого ребенка.

          Цель: формирование у старших школьников духовно-нравственных основ культуры личности в процессе педагогически организованного взаимодействия их с окружающей социальной средой.

Задачи:

1.Создать пространство, обеспечивающее формирование у средних и старших школьников нравственных основ взаимодействия с людьми и отношения к самому себе, чувства собственного достоинства и уважения к достоинству и правам других людей.

2.Организовать вовлечение детей в творческую духовно-нравственно ориентированную деятельность в целях формирования эстетического отношения к миру.

3.Обеспечить средним и старшим школьникам пространство для реализации потребности в движении в целях формирования у них ценностных установок на здоровый образ жизни, бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.

4.Создать условия, способствующие формированию культуры умственного труда, познавательной активности, стимулирование к самообразованию, формирование ценности образования,  знаний,  интеллектуального  развития  личности.

 

                                      Предполагаемый результат

 

В качестве результата воспитательного процесса рассматриваю развитие духовно-нравственной сферы личности школьников. Освоения  детьми  духовно-нравственного воспитания и развития: высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях  многонационального народа Российской Федерации.

В духовно-нравственном воспитании детей в качестве основных видов опыта  я выделила опыт:

        принятия духовных и нравственных ценностей;

        эмоциональный;

        активного общения;

        нормативного поведения;

        практической социально-направленной  деятельности,

        эстетического наслаждения красотой и творческого воплощения своих впечатлений в различных видах творчества;

        применения на практике знаний;

        бережного отношения к своему здоровью;

        реализации активной добро творческой позиции в коллективной деятельности;

        принятия самостоятельных решений в ситуациях нравственного выбора в пользу духовных ценностей;

 

                                     Ступени коллективного и личностного роста

          участников воспитательного процесса

 

Ступень

Признаки сформированности основ духовно-нравственной позиции ребенка

первая

- желание участвовать в социально ориентированной деятельности;

- эмоциональные реакции при встрече с различными людьми и попытка передать эти чувства в доступных видах творчества;

- явное стремление соблюдать правила поведения в социуме, оказывать помощь нуждающимся в ней людям, животным, растениям;

- попытки контролировать свое поведение, чтобы не причинить вреда окружающим

вторая

- осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни родного поселка, района, области;

- представление о школьном коллективе как части общества, способность активного участия в организации жизни школы;

- желание приносить пользу родине, служить отечеству, расценивание своей учебы как подготовки к реальному участию в улучшении жизни страны.

третья

- принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации;

-  принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций;

-  способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата

четвертая

- готовность и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению;

-  способность формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную самооценку своим и чужим поступкам

 

 

                                                             Этапы реализации

Этап

Цель

Деятельность

Сроки реализации

1.  Аналитико-диагностический

Выявить проблемы духовно-нравственного воспитания учащихся .

Изучение теоретических основ духовно-нравственного воспитания. (литература по теме самообразования)

Сентябрь-ноябрь

2.Методологический

Определить содержание, формы и методы духовно-нравственного воспитания с учетом особенностей подросткового возраста и условий внешней и внутренней среды школы

Поиск инновационных технологий, форм, методов и способов духовно-нравственного воспитания. Изучение современных технологий новаторов, обобщение их педагогического опыта. Определение стратегии и тактики деятельности.

Взаимодействие школы, семьи и общества.

Декабрь-январь

2.Вводный

Определить целесообразность выбранных содержания, форм и методов духовно-нравственного воспитания и развития детей среднего и старшего школьного возраста

Апробация и использование в учебно-воспитательном процессе приемов, методов духовно-нравственного воспитания школьников.

Февраль

3.Основной

Обеспечить стабильное эффективное функционирование школьной системы воспитания детей

Осуществление педагогической деятельности по духовно-нравственному воспитанию школьников.

Март, апрель

4.Аналитико-обобщающий

Проанализировать и обобщить полученные результаты.

Обработка и интерпретация данных за каждый год. Соотношение результатов с поставленными целью и задачами.

Май

 

  Форма отчета по проделанной работе: презентация по теме, выступление на МО.