Творческий проект «Новогодняя ёлка»

(панно из ткани)

Паспорт проекта:

Возраст детей, принимавших участие в проекте: для детей младшего школьного возраста.

Место проведения: МБОУ ДО «Центр творчества «Содружество».

Срок реализации: 4 недели (с 1.12.18- 28.12.18 гг.), краткосрочный.

Участники проекта:педагог дополнительного образования, учащиеся объединение «Сказочная геометрия» (мягкая игрушка).

Доминирующая область: творческое развитие.

Интеграция областей: речевоеразвитие: разучивание стихов; коммуникативное развитие: сообщения: о хвойном дереве, об истории и традиция праздника Новый год; художественно-эстетическое развитие.

 

Содержание

 

Введение

1. История и современность ёлочной игрушки.
1.1. История панно из ткани

1.2.Изготовление панно и ёлочной игрушки.
1.3. Какие игрушки можно сделать своими руками?

1.4. Выбор вида игрушек.

2.Технология изготовление панно «Новогодняя ёлка»

2.1.Технология изготовления игрушек.

3. Правила безопасности при работе с клеем, ножницами и швейной иглой
4. Материальные и финансовые затраты.
5. Оценка качества.
Вывод
Литература.

  

Введение.

На кануне волшебных, самых красивых, светлых праздников — Нового года и Рождества все наполнено сказкой, ожиданием чудес.В комнате вдруг появляется ёлка, украшенная игрушками и мишурой. Сейчас очень много продаётся красивых сувениров и подарков, которые можно приобрести в магазине. Но мы с учащимися объединения «Сказочная геометрия» очень хотели доставить радость посетителям МБОУ ДО «Центра творчества «Содружество», а также библиотеки № 42 и сделать панно из ткани «Новогодняя ёлка» и игрушки своими руками.

Цель проекта: оформить панно «Новогодняя ёлка», изготовить символ года.

Обучающие задачи:

-изучить историю и современность елочной игрушки;

-изучить технологию изготовления игрушки

-закрепить знания и навыки работы с иглой.

Развивающие задачи:

-развить интерес к изучению детьми истории и традициям нового года;

-развить коммуникативные способности, через сообщения о хвойных деревья и историю нового года;

-способствовать развитию воображения, внимания, памяти, творческих способностей.

Воспитательные задачи:

-воспитать уважение к традициям и обычаем народов мира;

-воспитать аккуратность, терпение;

-воспитать уважение к собственному труду и труду товарищей.

Ожидаемый результат:

-формировать у детей знания о празднике Новый год, об его традициях и истории в разных странах;

-формировать представления об истории елочной игрушки;

-формировать представление истории панно из ткани;

-оформить панно «Новогодняя ёлка» и символ нового года;

-украсить центр;

- у детей создать праздничное настроение.

Этапы:

Подготовительный этап (4 неделя ноября):

1.Определение проблемы, цели и задачи проекта.

2. Информирование учащихся проекта об актуальности, целях и задачах проекта.

3.Составление плана реализации основных этапов.

4. Подбор необходимого материала и оборудования для практического обогащения проекта.

Практический этап (1-4 недели декабря)

на данном этапе дети будут знать:

1. Историю и современность ёлочной игрушки.

2. Историю панно из ткани.

3.Историю традиции и обычаи нового года в разных странах

Продуктивная деятельность:

1. Изготовление панно «Новогодняя ёлка»

2. Изготовления «Символ нового года»

3. Изготовление елочной игрушки по желанию

Заключительный этап:

Оформление стенда МБОУ ДО «Центра содружества» и помещения, участие во Всероссийском творческом конкурсе «Горизонты педагогики» в номинации «Декоративно-прикладное творчество» работа: «Новогодняя ёлка», участие в районном конкурсе «Зеленый нимб».

Формы работы:беседа, обсуждение, сообщение в произвольной форме, чтение художественной литературы, просмотр мультфильма «Правдивая история Деда Мороза».

  

1.История и современность ёлочной игрушки

Из года в год, наряжая елку, мы даже не задумываемся о том, где берут свое начало эти прекрасные наряды. А ведь все имеет свою историю.

История появления новогодней игрушки интересна и занимательна. Обычай украшать вечнозеленое дерево появился более двух тысяч лет назад у древних кельтов. С помощью даров, развешанных на ветках ели и можжевельника, друиды привечали добрых духов и отгоняли злых.

Впервые рождественское дерево было упомянуто в немецкой летописи 17 века. Украшали его по каноническим правилам. Ель была увенчана соломенной или бумажной звездой — символом Вифлеемской звезды, висящие на ветвях яблоки, символизировали запретный плод, а горящие свечи — суть Христовой жертвенности.

И, конечно, не обходилось без елочных игрушек, которые в то время изготавливались из съедобного материала. Это были вафли, пряники и печенье с изюмом, яблоками, орешками, инжиром и сухофруктами.

Многоразовые елочные украшения стали изготавливать в Европе во второй половине 18 века. Это были позолоченные шишки и орехи, бумажные цветы и поделки из ваты, звезды из серебряной и золотистой фольги, животные из скрученных проволок, пустые яичные скорлупки, а еще фигурки из чеканной латуни — феи, ангелы и т.п. А в 1848 году, в городке Лауш в Тюрингии были изготовлены первые елочные шары. Их делали из цветного или прозрачного стекла, покрывали изнутри слоем свинца, а снаружи украшали блестками. С каждым годом технологии создания новогодних игрушек совершенствовались, пока не научились делать хрупкие и красивые изделия из тонкого стекла любых форм и размеров.

В России первые елки стали украшать в 1860-1870-е годы (повторяли европейскую моду), игрушки заказывали в Европе. Тем не менее, самодельные украшения еще долго были в ходу, ведь позволить купить себе дорогую заводскую продукцию могли далеко не все.В то время был популярен «дрезденский картонаж» — игрушки, склеенные из двух половинок выпуклого тонированного картона. На елки вешали и красивых куколок с литографическими (бумажными) лицами, приклеенными к «телу» из ткани, кружев, бисера, бумаги.

К XX веку лица стали делать выпуклыми из картона, позже — фарфоровыми. Были игрушки и из ваты, накрученной на проволочный каркас: так оформляли фигурки детей, ангелочков, клоунов, моряков. На елках развешивали бутафорские фрукты из папье-маше, бархата.

Во все времена в елочных игрушках отображался политический строй страны. Так в 1935 году вместо звезды Вифлеема появились кремлевские звезды, вместо ангелочков — фигурки пионеров. В 1937 году выпускались даже шары с портретами Ленина и Сталина, но это длилось всего лишь год.

Во время Великой Отечественной войны люди праздновали Новый год и были объединены общим желанием - победой над врагом. Именно в это время появляются игрушки, изображающие парашютистов, игрушки-солдатики, танки, собаки-санитары, даже Дед Мороз на новогодних открытках бил фашистов...

После окончания войны в связи с разрухой и суровым временем елочные игрушки практически не выпускались, поэтому в магазинах продавались листы бумаги с нарисованными животными. Можно было их вырезать, склеивать и вешать на елку.

В 50-е годы стали производить безопасные для детей небьющиеся игрушки из прессованного хлопка. Хлопковые елочные игрушки были представлены персонажами сказок, различными животными и куклами. Также стали популярны елочные игрушки в виде хоккеистов и цирковых персонажей, овощи и зверушки.

В 1960-е годы появилось множество елочных украшений на сельскохозяйственную тему, на елки вешали «початки кукурузы» и «снопы пшеницы».

А еще в новогодних украшениях нашло отражение освоение человечеством космоса. Появились «спутники», «космонавты», «ракеты», шарики с рисунками на космическую тематику. Также в 60-е годы появились первые электрические елочные гирлянды.

В 70-е годы особенно популярны были елочные игрушки, выполненные из тонкого стекла в виде самолетиков, космических кораблей, станций метро, а также пластмассовые украшения. Вообще, после 1966 года производство новогодней продукции во всем мире перешло на поток, поэтому елочные игрушки потеряли индивидуальность.

Фабрики елочных украшений «штамповали» похожие друг на друга серии шариков, шишек, пирамидок, сосулек и колокольчиков, а также такие интересные экземпляры, как снежинки с серпом и молотом.

В 1990-е годы в продаже появилось множество елочных шаров с изображением животных — символов наступающего года. Эта тенденция жива и по сей день: шарики с животными, фигурки животных выпускаются в огромных количествах и пользуются неизменной популярностью.

С начала 2000-х годов стали популярными оригинальные, самодельные игрушки — своего рода возврат в прошлое.

А мода на советские ретро-игрушки заставила многих забраться в недра бабушкиных антресолей или старинных комодов — туда, где могли быть спрятаны за ненадобностью старые новогодние украшения.

Кстати, если говорить о моде на елочные украшения, то она повторяется каждые четыре года, поэтому старые игрушки можно просто складывать в коробку и ждать, пока они снова станут актуальными.

С другой стороны, имея в доме большую коллекцию елочных игрушек, можно каждый год, комбинируя их, украшать свою елочку в совершенно неповторимом стиле. И в этом случае абсолютно неважно, модна та или иная игрушка в данный момент или нет.

1.1.История панно из ткани

История появления первых декоративных полотен берет свое начало еще в средние века. В отличие от картин, которые создавались на холстах, для изготовления панно широко применялись всевозможные материалы: лоскутки, бумага, дерево или разнообразные виды тканей. Причем скомбинировав несколько на первый взгляд совершенно несовместимых материалов, искусные мастера умудрялись делать полотна необычайной красоты.

Издавна чтобы правильно выделить убранство дома и подчеркнуть неповторимый образ интерьера использовали разнообразные виды панно. Поэтому декорирование поверхностей рисунками и объемными полотнами из тканей, считалось лучшим способом украсить помещение или фасад.

Поэтому в настоящее время благодаря кропотливой работе мастериц не составит труда своими руками, или серийно изготовить настоящий шедевр. А отличный результат гарантирован, если человек обладает прекрасной фантазией и искренне увлекается данным декоративным рукоделием.

1.2.Изготовление панно и ёлочной игрушки

Новый год – это особый праздник, когда все поздравляют друг друга, и преподносят подарки. Поэтому в этот день отличным сюрпризом будет самостоятельно изготовленное новогоднее панно.

Например, изображенная на полотне ёлка, украшенная объемными игрушками.

Декоративное панно из ткани объемное или обычного размера станет интересным предметом интерьера. Причем благодаря существованию огромного выбора таких полотен каждый сможет подобрать лучший вариант.

Чтобы сделать такое панно необходимо

(для изготовления оного панно):

Ткань бортовка 50*100

ситцевая ткань 50*100

Флис зеленого цвета 30*50

Мишура 1

Флис розового цвета 30*40

Листы фетра и лоскуты ткани (15*15)

Атласная лента

Картон для лекал

Мел, линейка. ножницы

 

 

1.3. Какие игрушки можно сделать своими руками?

 

Детям было предложено изготовить символ года. Символом Года 2019 –является Желтой свинки.

 

Далее детям было предложено сделать елочную игрушку на выбор. Были предложены: сапожок, олень, варежки, звездочки и мн. др.

1.4. Выбор формы (вида)игрушек.

Игрушки могут быть различных видов: плоскостные, полуобъемные, объемные.

Плоскостные мягкие игрушки – это игрушки, у которых основой будет картон. На заднюю часть картона пришивают петлю, чтобы игрушку можно было повесить на елку или стену. Плоскостные игрушки можно подарить в виде сувенира. Для создания такой игрушки потребуется ткань, искусственный мех, нитки, иголка, клей ПВА. Чтобы получилась выразительная мордочка, если это животное, то потребуются глазки, носик, усы, которые можно сделать в виде аппликации из плотной бумаги, также может пригодиться пуговица.

Полуобъёмные мягкие игрушки своими руками

Создаются полуобъемные мягкие игрушки почти также, как и плоскостные игрушки, для их создания требуется различного рода ткани, искусственный мех, ворсистую ткань. Разница между плоскостной и полуобъемной игрушкой в том, что в полуобъемной игрушке между тканью и картоном, находиться еще и мягкая основа, за счет которой игрушка смотрится намного объемнее.

Объемные мягкие игрушки своими руками

Объемные мягкие игрушки создаются совсем по-другому. Каждая деталь игрушки шьется по отдельность, затем набивается ватой, поролоном или лебединым пухом, также в качестве набивки можно применить старые кусочки ткани, которые нужно мелко порезать. Для создания такой мягкой игрушки нужно приготовить ткань, фетр, натуральный и искусственный мех, драп, наполнитель, нитки, иголку, и фурнитуру в виде глазок, носика, и так далее. 

2. Технология изготовления панно «Новогодняя ёлка».

2.1.Изготовление панно

1. Делаем эскиз панно

1. Подготавливаем ткань и лекало елки к раскрою.

2. На бортовую ткань настрачиваем ситцевую.

3. На полученное полотно настрачиваем елку.

Основа панно готова.

Приступаем к изготовлению игрушек.

2.2.Изготовление игрушек.

Общие рекомендации как сделать игрушку из фетра по трафаретам.

Фетровые игрушки из разряда простых поделок. Но и для их изготовления необходима смекалка. Как сориентироваться в выкройке?

1.Подготовьте ткань нужного цвета, нитки в тон, ножницы, наполнитель.

2.Выберите, распечатайте выкройку на бумаге.

3.Вырежьте части выкройки или перенесите на ткань. Обрисуйте. Аккуратно вырежьте.

4.Вышейте мордочку животного нитками. Украсьте части поделки бусинами, пуговицами либо оставьте в первозданном состоянии.

5.Пришейте кусочки однородных частей. К примеру, две части одной ножки собаки. Оставьте место для наполнения. Лучшие варианты набить игрушку – холлофайбер, синтепон или медицинская вата.Когда все кусочки поделки будут сшиты, скомпонуйте их. Пришейте тайным швом.

Рекомендовано в работе выполнять следующие швы: намёточный, шов «через край», «петельный» шов.

 

Вот и готова ваша первая фетровая игрушка.

Соединяем панно с мелкими деталями «Украшаем ёлку»:

Оформляем панно мишурой:

3.Правила безопасности при работе

1.Правила безопасности работы с клеем

1.При работе с клеем пользуйся кисточкой, если это требуется.

2. Бери количество клея, которое требуется для выполнения работы на данном этапе.

3.Излишки клея убирай мягкой тряпочкой или салфеткой осторожно прижимая ее.

4. Кисточки и руки после работы хорошо вымой с мылом.

    2.Правила безопасности работы с ножницами

1. Соблюдай порядок на своем рабочем месте.

2. Перед работой проверь не исправность инструментов.

3. Не работай с ножницами с ослабленными креплением.

4. Работай только исправным инструментом: хорошо отрегулированными и заточными ножницами.

5. Работай ножницами только на своем рабочем месте.

6. Следи за движением лезвий во время работы.

7. Ножницы клади кольцами вперед.

8. Не оставляй ножницы открытыми.

9. Храни ножницы в чехле лезвиями вниз.

10. Не играй с ножницами, не подноси ножницы к лицу.

11. Используй ножницы по назначению.

    3.Правило безопасной работы со швейной иглой

1. Храни иглу всегда в игольнице.

2. Не оставляй иглу на рабочем месте без нитки.

3. Передавай иглу только в игольнице с ниткой.

4. Не бери иглу в рот и не играй с иглой.

5. Не втыкай иголку в одежду.

6. До и после работы проверь количество игл.

7. Храни игольницу с иголками только в одном и том же месте.

8. Не отвлекайся во время работы с иглой.

 

 4.Материальные и финансовые затраты

Детьми изготовлено было 3 панно «Новогодняя ёлка»: из них 2 изделия для украшения центра и 1 подарок для городской библиотеки 42.

Для изготовления картин израсходовано:

Ткань

Расход ткани на 1 изделия

Общий расход

Ткани на 3 изделия

Сумма (руб.) из расчета 3-х изделий

Бортовая ткань

50*100

 

100*150

180 руб

Ситец

50*100

100*150

210 руб

Флис для ёлок

30*50

 

150*30

90 руб

нитки

1

1

20 руб

мишура

1

3

150 руб

Поросенок

30*50

30*150

90 руб

Набор фетра (листовой)

1

1

180руб

Глазки для игрушек

1

1

65руб

итого

985 руб.

 

5. Оценка качества работы

Вопросы для оценки качества

Положительные

отрицательные

Насколько трудно было работать, что мешало в работе, и что помогало?

дети работали с большим интересом и желанием, трудностей в работе не испытывали

 

Качественно ли сделана работа?

большинство игрушек соответствуют требованию

Работы детей 7-8 лет сделаны менее качественно силу своих возрастных особенностей

Понравилось ли детям выполнять творческий проект и почему?

Детям очень понравилась коллективная работа, дети получили много положительных эмоций

 

 

Выводы:Мне и детям очень понравилось работать над творческим проектом. Мы получили много положительных эмоций. В процессе работы дети самостоятельно получили знания об истории и традициях Нового года в разных странах, так же истории елочной игрушки, с большим желанием делились своими знаниями.

Одно панно данного проекта было отправлено на Всероссийский творческий конкурс «Горизонты педагогики» в номинации «Декоративно-прикладное творчество» работа: «Новогодняя ёлка», результат которого принес нам победу, и мы заняли 2 место.

Так же мы приняли участие в районном конкурсе «Зеленый нимб», который проходил в МБОУ ДО «Центр творчества «Содружества» и заняли 3 место в номинации «Новогодняя красавица».

СИМВОЛ ГОДА 2019

1.Неменский, Б.М. Мудрость красоты // О проблемах эстетического воспитания: Книга для учителя. - М., 2011.

2.Щеблыкин И.К. Аппликационные работы в начальных классах. -2-е изд. М.: Просвещение, 2010.

 

Интернет-ресурсы:

1.     http://www.mam2mam.ru/articles/favorites/

2.     http://www.bestreferat.ru/referat-200457.html

3.     http://myunivercity.ru

4.     http://www.coolreferat.com

5.     http://festival.1september.ru/articles/

6.     http://school27.gorono.ru/27.09.2011/belush_urok.htm

7.      http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=75750