Родительско - детские отношения,

различные стили воспитания в семье.

 

Семья для ребёнка - это место рождения и основная среда обитания. В семье у него близкие люди, которые понимают его и принимают таким, каков он есть, - здоровый или больной, добрый или не очень, покладистый или колючий и дерзкий - там он свой.

Именно в семье ребёнок получает азы знаний об окружающем мире, а при высоком культурном и образовательном потенциале родителей - продолжает получать не только азы, но и саму культуру всю жизнь. Семья - это определённый морально-психологический климат, для ребёнка это первая школа отношений с людьми. В семье складываются представления ребёнка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. С близкими людьми в семье он переживает чувства любви, ответственности, справедливости.

Есть определённая специфика семейного воспитания в отличие от воспитания общественного. По природе своей семейное воспитание основано на чувстве любви, определяющем нравственную атмосферу этой социальной группы, стиль и тон взаимоотношений её членов: проявление нежности, ласки, заботы, терпимости, великодушия, умения прощать, чувства долга. Чувство любви со всей гармонией различных нюансов его проявления сопровождает ребёнка, начиная с внутриутробного существования до взрослости. Эта гамма чувств благотворно влияет на развитие и воспитание ребёнка: даёт ему ощущение надёжности существования, чувство защищённости от внешних невзгод, а в лице родителей – помощников, защитников, старших друзей.

Однако парадокс заключается в том, что эта изначально позитивная для развития ребёнка гамма чувств может стать как позитивным, так и негативным фактором воспитания. Здесь важна мера проявления чувств. Также семья таит в себе определённые сложности, противоречия и недостатки воспитательного воздействия. Так, наиболее распространёнными факторами семейного воспитания, которые приходиться учитывать в воспитательном процессе, следует считать:

1.     неадекватное воздействие факторов материального порядка: избыток (или недостаток) вещей, приоритет материального благополучия над реализацией духовных потребностей растущего человека, дисгармония материальных  потребностей и возможностей их удовлетворения, избалованность и изнеженность, безнравственность и противоправность семейной экономики;

2.      бездуховность родителей, отсутствие стремления духовного развития детей;

3.     авторитаризм либо «либерализм», безнаказанность и всепрощенчество;

4.     безнравственность, наличие аморального стиля и тона отношений в семье;

5.     отсутствие нормального психологического климата в семье;

6.     фанатизм в любых его проявлениях;

7.     безграмотность в психолого-педагогическом отношении (отсутствие целенаправленности воспитания, беспринципность, противоречивость в применении методов воспитания, физические наказания, причинение детям тяжёлых нравственных страданий);

8.     противоправное поведение взрослых;

Исходя из специфики семьи как персональной среды развития личности ребёнка, должна быть выстроена система принципов семейного воспитания;

1.           дети должны расти и воспитываться в атмосфере доброжелательности, любви и счастья;

2.           родители должны понять и принять своего ребёнка таким, каков он есть и способствовать развитию в нём лучшего;

3.           возрастные особенности должны строиться с учётом возрастных, половых и индивидуальных особенностей;

4.           личность самих родителей – идеальная модель для подражания детей;

5.           воспитание должно строиться с опорой на положительное в растущем человеке;

6.           все виды деятельности, организуемые в семье с целью развития ребёнка, должны быть построены на игре;

7.           оптимизм и мажор – основа стиля и тона общения с детьми в семье.

 

Дети в семье – дополнение, обогащение жизни двух людей, связавших себя узами брака. Ребёнку нужны оба родителя – любящие отец и мать. Без преувеличения можно сказать, что отношения между мужем и женой имеют громадное влияние на развитие личности ребёнка. Конфликтная, напряжённая обстановка делает ребёнка нервным, плаксивым, непослушным, агрессивным. Трения между супругами, как правило, травмирующе влияют на ребёнка. Подобно тому, кок неповторима личность каждого человека, индивидуальны отношения между супругами, столь же сложны и отношения родителей к своему ребёнку, неоднозначны стили семейного воспитания. Под стилем семейного воспитания понимается совокупность родительских стереотипов, воздействующих на ребёнка.

Наблюдения за воспитанием детей в различных семьях позволили психологам составить описание различных типов воспитания.

 

Демократический стиль характеризуется следующими параметрами: высокая степень вербального общения между родителями и детьми, включённость детей в семейные проблемы, успешность ребёнка при готовности родителей всегда прийти на помощь, стремление к снижению субъективности в видении ребёнка.

Контролирующий стиль предполагает существенные ограничения поведения ребёнка при отсутствии разногласий между родителями и детьми по поводу дисциплинарных мер, чёткое понимание ребёнком смысла ограничений. Требования родителей могут быть достаточно жёсткими, но они предъявляются ребёнку постоянно и последовательно и признаются ребёнком как справедливые и обоснованные.

Авторитетны те родители, которые любят и понимают детей, предпочитая не наказывать, а объяснять, что хорошо, а что плохо, не опасаясь лишний раз похвалить. Они требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам. Вместе с тем такие родители обычно проявляют твёрдость, сталкиваясь с детскими капризами, а тем более с немотивированными вспышками гнева. Авторитарные родители чаще всего не считают нужным хоть как-то обосновывать свои требования. Жёсткий  контроль за поведением ребёнка – основа их воспитания, которое  не идёт дальше суровых запретов, выговоров и нередко физических наказаний. Такие родители исключают душевную близость с детьми, они скупы на похвалы, поэтому между ними и детьми редко возникает чувство привязанности. Снисходительные родители не склонны контролировать своих детей, позволяя им поступать как заблагорассудится, не требуя от них ответственности и самоконтроля. Такие родители разрешают детям делать всё, что им захочется, вплоть до того, что не обращают внимания на вспышки гнева и агрессивное поведение, в результате которых случаются неприятности. Нередко их поведение становиться неуправляемым.

 

                           Становление личности ребёнка.

Характер и темперамент ребёнка начнут проявляться очень рано. Малыш может оказаться спокойным и «лёгким» в общении, а может наоборот – он будет плаксив либо привередлив либо будет с опаской и недоверием воспринимать всё новое. Эти черты не исчезнут и в более старшем возрасте, но личность ребёнка формируется и под воздействием того, что происходит с ним и как относятся к нему близкие – в первую очередь мама и папа. Малыш, который с самого начала видит, как много он для вас значит,  растёт спокойным, общительным, уравновешенным. Не подавляя его как личность, вы помогаете ему поверить в себя. Если в какой-то момент желания ребёнка несоразмерны его ещё слабым силёнкам, ваша задача – помочь ему, но сделать это тактично, так чтобы он не чувствовал себя отстранённым. В трудных для малыша ситуациях старайтесь встать на его место. Только тогда его детство будет временем радости и счастливых открытий.

                         

                            Уживчивость и взаимопонимание в семье.

Умение ладить друг с другом вырабатывается годами в процессе взаимной притирки. Ребёнку надо будет научиться подчинят своё поведение определённым правилам, а вам, возможно, придётся изменить привычный стиль жизни, стать более терпимыми, последовательными, справедливыми. Вы должны не просто рассказывать, а показывать, как надо себя вести. Доброте, мягкости, вежливости и рассудительности ребёнок научиться, только подражая вам.

 

                                      Как управлять ребёнком

Ребёнок будет слушаться вас и с готовностью идти навстречу вашим пожеланиям, если вы сумеете быть и ласковыми, твёрдыми, терпимыми. Найти эту грань иногда непросто.

1.     Будьте последовательны в словах и делах. Если ребёнка шлёпать за непослушание, он будет бить других детей, когда ему что-то в них не нравится, сколько ни говори, что это плохо.

2.     Советы лучше приказов. Подскажите: «Вешай своё пальто, тогда на него никто не наступит», и это сработает эффективнее, чем: «Не бросай пальто на пол».

3.     Говорите «пожалуйста» и «спасибо», когда вы его о чём-то просите.

4.     Заранее условьтесь между собой, что разрешать и что запрещать ребёнку, и впредь будьте заодно.

5.     Не перебарщивайте с запретами. Прислушайтесь к тому, как вы говорите с ребёнком. Не много ли приказов: « Прекрати!», «Не трогай!»,  «Делай, что тебе говорят!»?

6.     Если вы были в чём-то не правы, признайте это и извинитесь.

7.     Без необходимости не утверждайте своё старшинство – не навязывайте свою волю.

8.     Всегда объясняйте, чего и почему не следует делать, даже если он ещё слишком мал, чтобы всё понять.

 

                                      Как обезопасить ребёнка.

 

Пока малышу ещё нет двух с половиной лет, трудно рассчитывать, что он будет понимать, почему-то или иное делать нельзя, и тем более помнить об этом. Ваша задача – заботиться о том, чтобы любопытство не привело его к слишком опасной ситуации, и выработать нужные для этого правила. Возможные опасности в доме надо свести к минимуму, чтобы вам не пришлось постоянно одёргивать ребёнка, - иначе из-за его любознательности вы будете то и дело ссориться. Уберите магнитофон, технику, шнуры от ламп, телевизора, холодильника, нагревательных приборов, поставьте защёлки на дверцы шкафов и выдвижные ящики, закройте заглушками электророзетки. В некоторые места лучше вообще его не пускать: например, на кухню, когда вы готовите.

 

                                       Любить или баловать?

 

Не опасайтесь, что любовь и ласка избалуют ребёнка. Малышу нужны и ваша любовь и внимание. Однако вы можете испортить его, если будете потакать дурным выходкам. Вседозволенность, а также привычка добиваться своего рёвом и истериками ни к чему хорошему не приводят. Дорогие игрушки и подарки не заменят любовь, внимание ласку.

 

                               Хорошее и плохое поведение.

 

Когда дети довольны всем, они ведут себя хорошо. Но каждому ребёнку иногда хочется выяснить, где проходят границы дозволенности и вашего терпения, то есть – как далеко он может зайти. Нередко плохое поведение – способ привлечь ваше внимание. Пик конфликтов обычно приходится на третий год: в этом возрасте и слёзы, и истеричные выходки случаются чаще.

Как пресекать дурные поступки? Золотое правило – «Действуй без промедления». Реагируйте сразу, устраняя причину конфликта: уберите отвергаемую еду, отнимите игрушку, из-за которой вспыхнула ссора, возьмите малыша на руки и скажите твёрдое «нет». Одновременно переключите его внимание на что-то другое. Сердиться и расстраиваться не надо – просто стойте на своём, чтобы ребёнок понял: вести себя так ему не позволят. Лучший способ борьбы с капризами, воплями и рёвом – полное игнорирование. Если вы никак не реагируете и никогда не признаёте подобные выходки аргументом в споре, они скоро прекратятся. Игнорировать надо даже истерику. Возможно, угадав приближение грозы, вы ещё сможете её предотвратить, но если ребёнок уже катается по полу – будьте спокойны, деловиты и не уступайте. Если нужно, возьмите малыша за руку, отведите его в другую комнату и подождите, пока он не утихомирится.

Для ребёнка лучшая награда за хорошее поведение – это время, проведённое с вами, ваше внимание и любовь. Поощряйте его похвалами, лаской, нежным словом – именно этого он и ждёт. Не оставлять без внимания плохие поступки – очень простой и очевидный метод воспитания, и к нему прибегают часто, а на хорошее поведение родители обычно не обращают внимания – всё прекрасно и можно расслабиться.

 

                                             Наказания.

 

Любое наказание, в какую бы форму оно ни облекалось, должно быть незамедлительным – только тогда оно даст какой-то результат. Нельзя откладывать наказание, потому что ребёнок живёт «здесь и сейчас». Нужны ли телесные наказания? Отшлёпав ребёнка, вы расписывайтесь в своём бессилии – так что это не лучший способ воздействия. Таким наказанием не удержать малыша от повторения тех же выходок, но в следующий раз вам, наверное, придётся ударить сильнее. Более того: вы учите ребёнка, что физической силой можно заставить человека делать то, чего он не хочет.

Как удержать себя от срыва? Как бы вы хорошо ни научились управляться с ребёнком, будут, наверное, и такие дни, когда его поведение покажется вам совершенно несносным, и вы почувствуете, что вот-вот сорвётесь. Самое простое решение – берите ребёнка и отправляйтесь на улицу. Сходите в парк, в магазин, к друзьям – это поможет и вам, и ему отвлечься, вернуть себе душевное равновесие.

 

                                         Как справляться с агрессивностью.

 

Дети иногда дерутся, особенно если им скучно или они утомлены. Конечно, чаще дерутся мальчики. Если конфликт переходит в драку, немедленно вмешивайтесь:

1.     Разнимите дерущихся.

2.     Постарайтесь отвлечь их новой игрой.

3.     Не принимайте ничью сторону – в таких ситуациях разобраться, кто прав, а кто виноват, практически невозможно.

4.     Если драку затеял ваш ребёнок: всё сочувствие и симпатию направьте на пострадавшего.