ПРОЕКТ

  «МАЛАЯ РОДИНА – ПОСЕЛОК ХАНЫМЕЙ»

 

«Родина для человека – самое дорогое и священное,                                    без чего человек перестает быть личностью»

В.А. Сухомлинский

Название проекта: «Малая родина - поселок Ханымей»

Актуальность:

Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, желание сохранять и приумножать богатство своей страны.

         Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется, что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

         Обращаясь к словам В.А. Сухомлинского: «В сознании каждого человека на всю жизнь запечатлеваются воспоминания детства, навсегда сохраняются воспринятые в детские годы яркие картины, образы» хочется, чтобы впечатления детства у детей стали истоками любви к родному городу и к людям, живущим в нем, истоками патриотических чувств.

         Знакомясь с родным поселком, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях и в то же время приобщать к богатствам национальной и мировой культуры. Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Дети должны знать и любить свою Малую Родину, тот уголок, где они родились и живут.

         Базовым этапом формирования у детей любви к Родине являются накопление ими социального опыта жизни в своем городе или поселке, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей Малой Родине – месту, где родился человек.

         Воспитывая у детей любовь к своему поселку, необходимо подвести их к пониманию, что их поселок – частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:

- повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей; врачи лечат больных; рабочие делают машины и т.д.);

- везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов;

- повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу;

- люди берегут и охраняют природу;

- есть общие профессиональные и общественные праздники и т.д..

        

Проблема:  у  детей возник интерес и много вопросов по данной теме, желание больше узнать о своей Малой Родине, понять зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей, что очень важно для воспитания нравственно-патриотических чувств. Исходя из этого я разработала проект.

Цель:  воспитание любви к своей малой Родине – поселку Ханымей.

Задачи:

- познакомить детей с геральдикой и достопримечательностями поселка;              - дать представление о профессиях людей и их значимости для жизни и развития нашего поселка и всей страны (нефтяники, газовики);                            - формировать у детей понимание важности деятельности одного человека и жизни всех людей;                                                                                                                    - сформировать у детей понятие «Я - житель поселка!»;                                            - развивать у детей логическое и творческое мышление, речь, память,  внимание  ,      творческие способности, умение анализировать и сравнивать;                                                                                                               - воспитывать у ребенка  любовь и уважение к своей семье, детскому саду, людям, создающим историю нашего поселка;                                                          - воспитывать уважение детей к коренному населению, как составляющей части жителей нашего поселка;                                                                              - воспитание бережного отношения к природе родного края;                                                                            - создание условий для расширения кругозора детей и родителей о родном поселке через совместную деятельность педагога, детей и родителей.

 

Основные шаги по реализации проекта:

Определение проблемы проекта; постановка цели; сбор и изготовления наглядного и игрового материала; включение в план проекта занятий, игр, практических заданий и т.д.; домашние задания для совместной работы родителей и детей; продумать форму проведения презентации.

 

Ожидаемый результат:

1.     Расширение знаний и представлений детей о родном поселке, формирование чувства гордости за него.

2.     Развитию у ребенка уверенности в себе, формирование своей социальной значимости, привитие социальных навыков.

3.     Привитие детям бережного и заботливого отношения к природе родного края.

4.     Улучшение межличностных отношений детей и родителей, родителей и педагогов через совместную проектную деятельность.

 

Вид проекта:

по времени -  среднесрочный (1 месяц),                                                                       по количеству участников – коллективный (13 детей),                                               по контингенту – дети 5-6 лет                                                                                        по направленности – меж предметный,                                                                        по характеру деятельности – познавательный.

Состав участников:

дети старшей группы, родители, воспитатель.

Основное направление  проекта:                                                           

Расширение знаний и представлений детей о родном поселке, формирование чувства гордости за него.

Меж предметные связи:

Название раздела программы

Содержание

Задачи

 

Социальный мир

(развитие социальных представлений о мире)

«Люблю тебя, мой Ханымей» и

презентация для детей «Малая родина поселок Ханымей»;

 

Расширять представления детей о своем поселке. Воспитывать интерес и  любовь к своему поселку,  чувство гордости  и  привязанности к родному дому Познакомить с гербом поселка.

Воспитывать любовь. Развивать связную речь, образное мышление и память. Расширять знания детей о своей «малой Родине», улицах, жилых домах, общественных зданиях, их назначении. Закрепить умение называть свой адрес.

Аппликация

«Флаг России»

Закреплять умение создавать изображении флага России;

закреплять умение разрезать бумагу на короткие и длинные полоски; преобразовывать одни геометрические фигуры в другие: прямоугольник — в полоски;

воспитывать уважение к флагу России.

Рисование

«Наш Ханымей!» - коллективная работа

                      

Учить детей создавать образ празднично украшенного поселка. Уточнить представления о том, что дома в поселке бывают разные по высоте, строению крыш. Продолжать учить  согласовывать свои действия с действиями товарищей при составлении улиц поселка, располагать изображения по всему листу.

 Ручной труд

«Жилище ненцев – чум»

Учить детей создавать сюжетно-тематическую композицию объемных изображений в виде чума. Развивать творческую деятельность детей, их конструктивные способности. Развивать умение работать самостоятельно с опорой на образец, воспитывать аккуратность в работе.

 

Лепка

« Северный олень»

Научить передавать внешний вид животного в лепке; закрепить название частей тела , их величину, расположение и назначение; развивать мелкую моторику рук , учить применять изученные приемы лепки, совершенствовать их; воспитывать желание передать образ оленя.

 

Ознакомление с художественными произведениями

Сборник детского творчества – стихи, рисунки «С любовью к тебе, Ханымей»,

Рассказы Н. Дудникова «Мой дом Север»,

«Приключения лесного гномика»,

Р. Кутлиахметовой «Влюбленные в северный край»,

Сказки Ю. Афанасьева «О добром сердце», «О счастье»  и др.

Формировать у детей  представление о ценностной картине мира, в том числе первичные ценностные представления.

Развивать  литературную речь, память, внимание, образное мышление.

Приобщать к словесному искусству, в том числе развивать художественное восприятие  и эстетический вкус.

 

Подготовительный этап:

 

- определение педагогом темы, цели и задач проекта;

- продумать содержание проекта и предполагаемые результаты;

- обговорить  с родителями тему, цель и содержание проекта, выяснить возможности, наличие и доступность необходимых для  его реализации средств;

- определить содержание деятельности всех участников проекта;

- составить систему мероприятий по каждому разделу;

- подготовить  методическую разработку по каждому мероприятию;

- изготовить наглядные  пособия по теме;

- разработать вопросы по выявлению уровня знаний детей данной темы и инструментарий к ним.

 

Основной этап реализации проекта

 

                       Система мероприятий.

 

                                         Ноябрь «Малая родина поселок Ханымей»

 

деятельность

тема

пособия

познавательная

 

 

 

 

-н.о.д. «Люблю тебя, мой Ханымей»;                                             - презентация для детей «Малая родина поселок Ханымей»;

- беседа «Россия - великая наша страна»;

- беседа« Жизнь детей на севере»;

- беседа «Жизнь коренных народов севера»;                                   - беседа о природе родного края;

- посещение мини-музея в детском саду  « Родной край»;

- экскурсия к достопримечательностям поселка (Алея славы первопроходцев, Вечный огонь, центральная площадь поселка, поселковый парк отдыха).

- рассматривание иллюстраций о родном крае.

- праздник «Россия, Россия – края дорогие!»;

 

 

альбомы - «Мой поселок»,

иллюстрации, конспекты нод и бесед,

ИКТ,  презентация, демонстрационный материал по данной тематике, макеты, альбом «Жизнь родного края» по  ознакомлению детей с профессиями на севере.

 

 

 

 

 

сценарий, танцы, игры на музыкальных инструментах

сценические атрибуты.

художественно-речевая

 - «С любовью к тебе, Ханымей» - чтение стихов о Ханымее;

- Н. Дудников «Мой дом Север» и  «Приключения лесного гномика»;                                          - заучивание наизусть стихотворения  «Родина» Александрова;

- Р. Кутлиахметова «Влюбленные в северный край»;

 - Ю. Афанасьева «О добром сердце», «О счастье»,  и др.

сборник детского творчества – стихи, рисунки,

рассказы о Ханымее;

сказки народов севера; детская энциклопедия о России.

игровая

 

 

 

 Подвижные игры:

«Соберись у флага»;

 «Ручеек»,                              «Рыболовная игра»,                      «Прыжки через нарты»,                    « Олени и оленевод»

С-р игра:                                «Семья», «Рыбалка»; «Шофер».

Дидактические игры:

«Найди флаг России»,                    «Найди герб России»,                 «Узнай, где я нахожусь?», «Сложи картинку»;

текст,                     музыка,                 атрибуты к дидактическим, сюжетно-ролевым и подвижным играм,

национальные  костюмы,

куклы.

 

 

продуктивная

 

 

 

 

 

-нод  аппликация «Флаг России»

- нод  рисование «Наш Ханымей!»(коллективная работа);

- нод  ручной труд: «Жилище ненцев - чум»;

- нод  лепка « Северный олень»;

-свободная изо деятельность по теме проекта.

конспекты н.о.д.;

материал для рисования, образцы, стихи,

 

 

 

 

работа с родителями

- консультация «Патриотическое воспитание дошкольника в современных условиях»;

- папка- передвижка «Малая родина -поселок Ханымей!»

- памятка по патриотическому воспитанию «Россия – страна в которой мы живем»;

- родители сами подбирают стихотворение о Ханымее для заучивания его их ребенком наизусть для праздника;

- выставка работ, выполненных  детьми  и совместно детьми с родителями.

 

Библиографический список источников и литературы: 

 1. Н.А. Арапова-Пискарева. Мой родной дом. Программа нравственно-         патриотического воспитания дошкольников- Москва 2005.

 2. Ю.Е. Антонов, Л.В. Левена. Как научить детей любить родину. Москва     2005.

 3. Л.А. Кондрыкинская. С чего начинается родина? Москва 2003.

 4. Н.В. Алешина. Патриотическое воспитание дошкольников. Москва 2008.

 5. М.Д. Маханева. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников.          Москва 2009.

 6. Е.К. Ривина. Государственные символы России. Москва 2009.

 7. Т.В. Иванова. Система работы по воспитанию чувства патриотизма. Издательско-торговый дом «Корифей» Волгоград 2008.

 8. И.Ф. Мулько. Развитие представлений о человеке в истории и культуре.   Москва 2009.

 9. Сборник детского творчества «С любовью к тебе, Ханымей» 2002.

 10. Наглядно-методическое пособие «Наша Родина - Россия» 


Беседы

Экскурсия


ИЗО

Игры


Для родителей

Люблю тебя, мой Ханымей!


Фото по проекту

Мониторинг по проекту


Стихи

Сценарий