Игра как одно из средств активации познавательной деятельности младших школьников

 

Одной из проблем, волнующей учителей является вопрос, как развить у ребёнка устойчивый интерес к учебе, к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске. Ученики начальной школы не могут учиться «для самих себя». Иногда они учатся за оценку, иногда за похвалу, иногда за подарки. Но любому из этих мотивов приходит конец. Поэтому учителю необходимо формировать учебную мотивацию на основе познавательного интереса.

 

Младший школьный возраст охватывает период жизни от 6 до 11 лет (1 –  4 классы) и определяется важнейшим обстоятельством в жизни ребёнка — его поступлением в школу. Данный возраст называют «вершиной» детства.

 

«В это время происходит интенсивное биологическое развитие детского организма».

 

Психологи отмечают, что ведущей в это время становиться учебная деятельность, однако игровая, трудовая и другие виды деятельностей влияют на становление его личности.

 

Поступление в школу — это такое событие в жизни ребёнка, в котором обязательно приходят в противоречие два определяющих мотива его поведения: мотив желания («хочу») и мотив долженствования («надо»).

 

Поступивший в школу ребенок становится крайне зависимым от мнений, оценок и отношений окружающих его людей.

В первую очередь обнаруживают себя сверхвозбудимость, повышенная чувствительность, плохой самоконтроль, непонимание норм и правил взрослых.

Ребёнок начинает занимать новое место и внутри семейных отношений:

«он — ученик, он — ответственный человек, с ним советуются и считаются».

 

Всё больше растёт зависимость младшего школьника не только от мнения взрослых (родителей и учителей), но и от мнения сверстников.

 

Это приводит к тому, что он начинает испытывать страхи особого рода,  «если в дошкольном возрасте преобладают страхи, обусловленные инстинктом самосохранения, то в младшем школьном возрасте превалируют социальные страхи, как угроза благополучию индивида в контексте его отношений с окружающими людьми».

 

С приходом в школу изменяется эмоциональная сфера ребёнка.

Они воспринимают, прежде всего, те объекты или свойства предметов, которые вызывают непосредственный эмоциональный отклик, эмоциональное отношение.

 

Наглядное, яркое, живое воспринимается лучше всего. С другой стороны, поступление в школу порождает новые, специфические эмоциональные переживания, т.к. свобода дошкольного возраста сменяется зависимостью и подчинением новым правилам жизни.

 

В школьный период игра приобретает наиболее развитую форму. Эта деятельность ребёнка интересует учёных самых разных областей – философов, социологов, биологов, искусствоведов, этнографов и особенно педагогов и психологов.

 

Игра – один из тех видов детской деятельности, который используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, младших школьников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируется те стороны психики, от которых в последствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.

 

«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.

Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий.

Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

В.А. Сухомлинский.

 

«Игра человека – порождение деятельности, посредством которой человек преобразует действительность и изменяет мир. Суть человеческой игры – в способности, отображая, преображать действительность. В игре впервые формируется и проявляется потребность ребенка воздействовать на мир – в этом основное, центральное и самое общее значение игры»

С.Л. Рубинштейн

 

В психологии развития игре традиционно придают решающее значение в психическом развитии ребёнка

 

Дидактическая игра – это активная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов.

Главное отличие игры от другой деятельности заключается в том, что её предмет – сама человеческая деятельность.

 

В дидактической игре основным типом деятельности является учебная деятельность, которая вплетается в игровую и приобретает черты совместной игровой учебной деятельности

 

Существенный признак дидактической игры – устойчивая структура, которая отличает её от всякой другой деятельности.

 

Структурные компоненты дидактической игры:

üигровой замысел

üигровые действия  

üправила

 

vИгровой замысел выражен, как правило, в названии игры.

 

vИгровые действия способствуют познавательной активности учащихся, дают им возможности проявить свои способности, применить имеющиеся знания, умения и навыки для достижения целей игры.

 

vПравила помогают направлять игровой процесс. Они регулируют поведение детей и их взаимоотношения между собой.

 

Дидактическая игра имеет определённый результат, который является финалом игры, придаёт игре законченность.

Она выступает прежде всего в форме решения поставленной учебной задачи и даёт школьникам моральное и умственное удовлетворение.

 

Для учителя результат игры всегда является показателем уровня достижений учащихся в освоении знаний или в их применении.

 

Все структурные элементы дидактической игры взаимосвязаны между собой и отсутствие любого из них разрушает игру.

 

В советской педагогике система дидактических игр была создана в 60-е гг. в связи с разработкой теории сенсорного воспитания.

 

В истории зарубежной и русской педагогической науки сложилось два направления использования игры в воспитании детей:

vдля всестороннего гармонического развития  

vузкие дидактические цели.

 

Ярким представителем первого направления был великий чешский педагог Я.А.Коменский. Он считал игру необходимой формой деятельности ребенка, отвечающей его природе и склонностям: игра – серьёзная умственная деятельность, в которой развиваются все виды способностей ребенка; в игре расширяется и обогащается круг представлений об окружающем мире, развивается речь; в совместных играх ребёнок сближается со сверстниками.

 

Дидактическое направление использования игры характерно и для современной английской педагогики. (М. Монтессори или Ф. Фребеля), по – прежнему основное место отводится дидактическим играм и упражнениям с различными материальными, самостоятельными творческими играми детей не придается значения.

 

К. Д. Ушинский указал зависимость содержания детских игр от социального окружения. Он утверждал, что игры не проходят для ребёнка бесследно: они могут определить характер и поведение человека в обществе.

 

Таким образом, игра используется в воспитании детей по двум направлениям: для всестороннего гармонического развития и в узкодидактических целях.

 

Игра необходимая форма деятельности ребенка.

 

Игра – серьёзная умственная деятельность, в которой развиваются все виды способностей ребёнка, в ней расширяется и обогащается круг представлений об окружающем мире, развивается речь.

 

Дидактическая игра дает возможность развивать самые разнообразные способности ребенка, его восприятие, речь, внимание.

 

Много игр с готовым содержанием и правилами создаётся в настоящее время педагогами. Игры с правилами предназначены для формирования и развития определенных качеств личности ребенка.

 

Для всех игр с готовым содержанием и правилами характерны следующие особенности:

üналичие игрового замысла или игровой задачи, которые реализуются (решаются) через игровые действия. Игровой замысел (или задача) и игровые действия составляют содержание игры;

üдействия, и отношения играющих регулируются правилами;

üналичие правил, и готовое содержание позволяют детям самостоятельно организовывать и проводить игру.

 

 Среди дидактических игр различают игры

üв собственном смысле слова

üигры – занятия

üигры – упражнения.

 

Для дидактической игры характерно наличие игрового замысла или игровой задачи.

 

Существенным элементом дидактической игры являются правила. Выполнение правил обеспечивает реализацию игрового содержания.

Наличие правил помогает осуществить игровые действия и решить игровую задачу.

 

               Таким образом, ребёнок в игре учится непреднамеренно.

 

По характеру используемого материала дидактические игры условно делятся:

üна игры с предметами

üнастольно – печатные игры

üсловесные игры

 

vПредметные игры – это игры с народной дидактической игрушкой, мозаикой природным материалом. Основные игровые действия с ними: нанизывание, выкладывание, катание, собирание целого из частей и т.д. Эти игры развивают цвета, величины, формы.

 

vНастольно–печатные игры направлены на уточнение представлений об окружающем, стимулирование знаний, развитие мыслительных процессов и операций (анализ, синтез, обобщение, классификацию и др.)

 

vНастольно печатные игры разделены на несколько видов: парные картинки, лото, домино, разрезные картинки и складные кубики.

 

vСловесные игры. В эту группу входит большое количество народных игр типа «Краски», «Молчок», «Чёрное и белое» и др.

 

Игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь.

 

Структура дидактической игры, её задачи, игровые правила, и игровые действия объективно содержат в себе возможность развития многих качеств социальной активности.

 

Таким образом, в дидактической игре ребёнок имеет возможность конструировать свое поведение и действия.

Первая стадия характеризуется появлением у ребенка желания играть, активно действовать. Возможны различные приёмы с целью вызвать интерес к игре: беседа, загадки, считалочки, напоминание о понравившейся игре.

 

На второй стадии ребёнок учится выполнять игровую задачу, правила и действия игры. В этот период закладываются основы таких важных качеств, как честность, целеустремленность, настойчивость, способность преодолевать горечь неудачи, умение радоваться не только своему успеху, но и успеху товарищей.

 

На третьей стадии ребёнок, уже знакомый с правилами игры, проявляет творчество, занят поиском самостоятельных действий. Он должен выполнить действия, содержащиеся в игре: угадать, найти, спрятать, изобразить, подобрать. Чтобы успешно справиться с ними, необходимо проявить смекалку, находчивость, способность ориентироваться в обстановке. Ребёнок, усвоивший игру, должен стать и её организатором, и её активным участником.

 

Каждому этапу игры соответствуют и определённые педагогические задачи.

 

На первой стадии педагог заинтересовывает детей игрой, создаёт радостное ожидание новой интересной игры, вызывает желание играть.

 

На второй стадии учитель выступает не только как наблюдатель, но и как равноправный партнёр, умеющий вовремя прийти на помощь, справедливо оценить поведение детей в игре.

 

На третьей стадии роль учителя заключается в оценке детского творчества при решении игровых задач.

 

Таким образом, дидактическая игра – доступный, полезный, эффектный метод воспитания самостоятельности мышления у детей. Она не требует специального материала, определенных условий, а требует лишь знания учителя самой игры.

 

Как мы уже отмечали выше, роль игры в жизни и развитии ребёнка осознавали и отмечали во все времена деятели педагогической науки.

 

«В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности.

К дидактической игре, как любой форме, предъявляются психологические требования:

 

Как и любая деятельность, игровая деятельность на уроке должна быть мотивирована, а учащимся необходимо испытывать потребность в ней.

 

Важную роль играет психологическая и интеллектуальная готовность к участию в дидактической игре.

 

Для создания радостного настроения, взаимопонимания, дружелюбия учителю необходимо учитывать характер, темперамент, усидчивость, организованность, состояние здоровья каждого участника игры.

 

Содержание игры должно быть интересно и значимо для её участников; игра завершается получением результатов, представляющих ценность для них.

 

Игровые действия опираются на знания, умения и навыки, приобретённые на занятиях, они обеспечивают учащимся возможность принимать рациональные, эффективные решения, оценивать себя и окружающих критически.

 

Применяя игру как форму обучения, учителю важно быть уверенным в целесообразности её использования.

 

 Дидактическая игра выполняет несколько функций:

üобучающую

üвоспитательную (оказывает воздействие на личность обучаемого, развивая его мышление, расширяя кругозор);

üориентационную (учит ориентироваться в конкретной ситуации применять знания для решения нестандартной учебной задачи);

üмотивационно – побудительную (мотивирует и стимулирует познавательную деятельность учащихся, способствует развитию познавательного интереса).

 

Классическая педагогика прошлого утверждала – «Смертельный грех учителя – быть скучным».

 

Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически и невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества.

 

Познавательный интерес, как и всякая черта личности и мотив деятельности школьника, развивается и формируется в деятельности, и, прежде всего, в учении.

 

Далеко не всё в учебном материале может быть для учащихся интересно. И тогда выступает ещё один, не менее важный источник познавательного интереса – организация и включение в урок дидактических игр.

 

Из бесед с учителями начальных классов мы установили, что большинство из них считают дидактическую игру важным средством для развития познавательного интереса учащихся к предмету, но все же используют этот прием немногие. (Среди причин, объясняющих этот факт, назывались: отсутствие методических разработок, неумение организовать учащихся на игру (плохая дисциплина), нежелание тратить время урока, отсутствие интереса у учащихся).

 

Приведём примеры дидактических игр, которые применяют на практике учителя.

 

vИгры – упражнения.

 

Игровая деятельность может быть организована в коллективных и групповых формах, но всё же более индивидуализирована.

Её используют при закреплении материала, проверке знаний учащихся, во внеклассной работе.

«Пятый лишний». На уроке естествознания учащимся предлагается найти в данном наборе названий (растения одного семейства, животные отряда и др.) одно случайно попавшее в этот список.

 

vИгра – поиск.

 

Учащимся предлагается найти в рассказе, к примеру, растения семейства Розоцветных, названия которых вперемежку с растениями других семейств, встречаются по ходу рассказа учителя. Для проведения таких игр не требуется специального оборудования, они занимают мало времени, но дают хорошие результаты.

 

vИгры – соревнование.

 

Сюда можно отнести конкурсы, викторины, имитации телевизионных конкурсов и т.д. Данные игры можно проводить как на уроке, так и во внеклассной работе.

 

vСюжетно – ролевые игры.

 

Их особенность в том, что учащиеся исполняют роли, а сами игры наполнены глубоким и интересным содержанием, соответствующим определенным задачам, поставленным учителем. Это «Пресс-конференция», «Круглый стол» и др. Учащиеся могут исполнять роли специалистов сельского хозяйства, историка, филолога, археолога и др. Роли, которые ставят учеников в позицию исследователя, преследуют не только познавательные цели, но и профессиональную ориентацию. В процессе такой игры создаются благоприятные условия для удовлетворения широкого круга интересов, желаний, запросов, творческих устремлений учащихся.

 

vПознавательные игры – путешествия.

 

В предлагаемой игре учащиеся могут совершать «путешествия» на континенты, в различные географические пояса, климатические зоны и т.д. В игре могут сообщаться и новые для учащихся сведения и проверяться уже имеющиеся знания. Игра – путешествие обычно проводится после изучения темы или нескольких тем раздела с целью выявления уровня знаний учащихся. За каждую «станцию» выставляются отметки.

 

 

 

 

Результаты анкетирования.

 

Игра, по мнению детей:

смысл жизни

соблюдение правил

чтобы не было грустно

сбор друзей

чтобы на уроке не было скучно

развитие мозгов и костей

занятные и весёлые дела

развитие рук, ног и глаз

 

 

Помогает ли тебе игра на уроке при объяснении материала?

веселей учиться

немножко работать

лучше понимаю

запоминаю лучше материал

лучше, чем читать учебник

всё становится понятно

 

Один из учеников написал, что игра ему не помогает, потому что это только игра, «…а я лучше понимаю, когда говорит Н.М...»

 

 

 

Примерная программа по теме самообразования:

«Игра как одно из средств активации познавательной деятельности младших школьников».

 

 

1.Раскрытие сущности понятия «познавательная деятельность» в психолого-педагогической литературе

 

·        Возрастные особенности ребёнка младшего школьного возраста.

·        Активизация познавательной деятельности младших школьников как условия успешности обучения.

·        Дидактические игры как средства активизации познавательной деятельности младших школьников как условия успешности обучения

 

 2. Активизация познавательной деятельности младших школьников посредством использования дидактических игр как условие успешности обучения.

 

·         игры с предметами

Предметные игры – это игры с народной дидактической игрушкой, мозаикой природным материалом. Основные игровые действия с ними: нанизывание, выкладывание, катание, собирание целого из частей и т.д. Эти игры развивают цвета, величины, формы.

 

 

·        настольно – печатные игры

                 Настольно–печатные игры направлены на уточнение представлений об окружающем, стимулирование знаний, развитие мыслительных процессов и операций (анализ, синтез, обобщение, классификацию и др.)  парные картинки, лото, домино, разрезные картинки и складные кубики.

 

 

·        словесные игры

                Словесные игры: «Краски», «Молчок», «Чёрное и белое»