Занятие на тему «Зимующие птицы»

для детей с ОНР  (подготовительная группа)

 

Цель: развитие речевых способностей и умений.

Задачи:

1.       активизировать словарь детей по теме;

2.        закрепить в речи детей  названия зимующих птиц, их частей тела;

3.       закрепить обобщающее понятие "Зимующие птицы";

  1. совершенствовать  умение детей составлять рассказ по опорным схемам;
  2. развивать мышления детей на материале описательных загадок ;
  3. развивать общую и мелкую моторику пальцев рук;
  4. воспитание гуманного, бережного, заботливого отношения к окружающему миру, к зимующим птицам.

Оборудование и материалы: 

  • предметные и силуэтные (для штриховки) картинки с изображением зимующих птиц
  • модели птиц на каждого ребенка
  • картинки зимующих птиц
  • магнитная доска
  • опорная схема для составления рассказа по теме "Зимующие птицы".
  • дидактическая игра "Назови по части целое"
  • дидактическая игра "Составь слово"
  • простые карандаши на каждого ребенка.

Лексический материал: воробей, ворона, синица, снегирь, голубь, дятел, клест, сорока, кормушка, корм, зимующая, клевать, каркать и т.д.

 

Ход занятия.

1.     Организационный момент.

Ребята , посмотрите, сколько к нам сегодня пришло гостей на занятие. Давайте  с ними поздороваемся. Здравствуйте ребята. Улыбнулись друг другу. Улыбнулись красиво. Молодцы!

Воспитатель. Сегодня на занятии нам предстоит выполнить много различных заданий.   

 

2.     Обобщение материала по теме "Зимующие птицы"

 

Воспитатель: Сегодня к нам в гости прилетела мудрая сова. Она живет в лесу.Ночью сова охотится, а днем отдыхает. Но вот беда: днем все лесные жители заняты своими делами и ей не с кем поговорить. Совушке стало скучно и одиноко в лесу. И она решила прилететь к нам и  пообщаться с вами, ребята. По дороге к нам сова нашла конверт. Интересно, что в этом конверте? Давайте откроем? (Воспитатель открывает конверт в нём загадки). -Вы умеете отгадывать загадки? Сейчас проверим.

Воспитатель загадывает загадки. При угадывании на доску вывешиваются иллюстрации птиц.

     

 

       Я по дереву стучу,

Червячка добыть хочу,

Хоть и скрылся под корой -

Все равно он будет мой!

(Дятел)

 

Непоседа пестрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая.

(Сорока)

 

Красногрудый, чернокрылый,

Любит зернышки клевать,

С первым снегом на рябине

Он появится опять.

(Снегирь)

 

Чик-чирик!

К зернышкам прыг!

Клюй, не робей!

Кто это? (Воробей.)

 

 Белые щечки -

Синяя птичка,

Остренький клювик -

Собой невеличка.

Желтая грудка -

Это (Синичка)

 

        Всю ночь летает -

        Мышей добывает.

        А станет светло -

        Спать летит в дупло.

 

        (Сова)

 

Воспитатель. Дети, вы наверное догадались, о ком мы сегодня будем говорить на занятии.

(Ответы детей.)  Правильно, о  птицах.

 

Птицы-это наши маленькие соседи. Шумные , веселые, певучие, разноцветные, забавные, умные, домашние и городские, перелетные и зимующие. Сегодня мы будем говорить о зимующих птицах.

 

Каких птиц мы называем зимующими? (зимующие – это те птицы, которые не боятся холода, остаются у нас зимовать и не улетают осенью на юг в теплые края)

 

Назовите известных вам зимующих птиц (дети называют птиц, а воспитатель выставляет на магнитной доске их изображения – ворона, сорока, клест,  снегирь, синица, воробей, голубь, дятел)

 

 Что общего в строении у всех птиц? (2 крыла, 2 лапки, хвост, круглая головка, овальное туловище, перья, пух)

 

Чем они отличаются друг от друга? (размеры, окраска)

 

Давайте соберем модель, на которой представлены общие части тела всех птиц. (дети собирают предложенную модель из деталей, лежащих у каждого на подносе)

Слушание пения птиц

 

Воспитатель. А теперь давайте заштрихуем предложенные вам силуэты птиц. Следите за направлением штриховки (дети выполняют задание).  

 

 Воспитатель. А теперь все дружно встали. Превратимся в птичек.

3.Физминутка. «Снегири».

Вот на ветках, посмотри, (Опущенными руками хлопают себя по бокам)
В красных майках снегири (Показывают грудку руками) 
Распустили пёрышки (Мелко потряхивают кистями опущенных рук)
Греются на солнышке (наклон вперёд, руки назад) 
Головой вертят, (Повороты головы влево - вправо )
Улететь хотят
Улетели! Улетели! (Бегут по кругу, взмахивают руками)
За метелью, за метелью.
(Бегут по кругу, взмахивают руками)
За метелью, за метелью. 

Затем дети садятся за столы. 

 

4.Игра «Кто улетел?».

Воспитатель. Каких птичек вы видите на дереве? Посмотрите внимательно и запомните  . Сейчас вы закроете глаза, а я уберу одну из них. Открыв глаза, вы скажите, кого не стало. Воспитатель убирает плоскостное изображение синички.


Воспитатель. Кого не стало?  Дети. Синички.
 Воспитатель убирает плоскостное изображение воробья.


Воспитатель. Кого теперь не стало? Дети. Воробья.
 
Воспитатель. Кого теперь улетел?    Дети. Дятел.
 

5. Составление описательных рассказов о птицах по опорной схеме.

Воспитатель выставляет на магнитной доске рисунки, составляющие опорную схему рассказа в следующей последовательности:

6. Закрепление материала

Воспитатель. Мы сегодня хорошо поработали на занятии. Совушка очень довольна вашими ответами Для закрепления изученного, давайте поиграем в игру "Назови по части целое" и вспомним известных нам зимующих птиц. (Воспитатель показывает детям картинку с изображением отличительной части тела зимующей птицы, а дети должны назвать эту птицу)

7. Воспитатель. А теперь давайте согреем зимующих птиц ласковыми словами. Ласковое слово – что солнышко.

Игра «Назови ласково». Образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами:

птица – птичка, пичужка

синица – синичка

воробей – воробышек – воробьишко

снегирь  – снегирек, снегирюшка, снегиречек

голубь – голубка, голубок

галка – галочка

 

Воспитатель. Молодцы! Надеюсь, что птички услышали наши ласковые и добрые слова.

 

8. Итог занятия.

 

Воспитатель в беседе с детьми уточняет, о чем сегодня шла речь на занятии,  что понравилось .