Познавательное занятие для детей 4-5 лет по теме: «История привычных вещей»

 

«Как и когда человек использовал пуговицу в быту?»

 

Цель: закрепление представлений о пуговицах, её происхождении, свойствах  и видах пуговицы.

Программные задачи:

Ознакомить детей с историей развития пуговиц, видами пуговиц и различными элементами фурнитуры. Учить детей изображать елочку, используя пластилин.

Развивать познавательную мотивацию.

Развивать мелкую моторику.

Воспитывать любовь к природе; усидчивость, активность.

Материал:

 Иллюстративный материал с изображением различных пуговиц, модели-картинки свойств предмета (металл, дерево, пластмасса). Мягкая игрушка- кубик с застежками, сорочка. Картонные шаблоны в виде ёлочек, зелёный пластилин, цветные пуговицы; доски, салфетки, ленты для рефлексии, снежинки для подарка. Загадки и стихи о ёлочке. Образец работы.

 

Ход занятия:

1 часть.

1.    Загадать загадку про пуговицу и рассмотреть ее.

 

 Одеваться соберешься - без меня не обойдёшься.

Знают взрослые и дети: застегну я всё на свете.

Что это?

2.    Узнай по звуку.

У воспитателя в руках шкатулки (контейнера). В одной – камни; в другой - горох; в третьей - монеты; в четвертой - пуговицы.

Задание детям: найти в какой шкатулке находятся пуговицы.

3.    История возникновения пуговицы.

Пуговица — застёжка на одежде, предназначенная для соединения её частей. А сейчас я вам немного расскажу как появилась пуговица

 

Беседа:

«Как и где появилась пуговица?»

История пуговицы началась семьсот лет назад. До появления пуговиц  их роль выполняли различные заколки и булавки. И это происходило до тех пор, пока не люди не изобрели всего лишь дырочку для пуговицы . После этого пуговицы стали пришивать на одежду для соединения её частей.

Пуговицы были костяные, каменные, металлические, деревянными.

Позже пуговицы стали обтягивать ткань Составить алгоритм из картинок, как выглядела пуговица раньше и как сейчас.

 В конце концов, люди научились делать дешевые красивые пуговицы, без которых просто невозможно представить себе современный костюм.

Если она убежит от одежды, то на спокойствие нету надежды.

Во многих странах мира возникают пуговичные фабрики и заводы, выпускающие богатейший ассортимент.

 

Игра:

«Разложи на кучки». Дети берут карточки-модели с изображением свойств предмета – металл, дерево, пластмасса и группируют пуговицы.

 

Физминутка:

«Змейка».

Эй-ка,эй-ка,
Голубаязмейка!
Объявись,покажись,
Колесом покрутись!

Воспитатель предлагает всем детям изобразить змейку. Дети кладут руки друг другу на плечи и медленно «змейкой» двигаются вперёд за педагогом. Перед детьми могут ставиться преграды (кубы, дуги и т.д.), которые змейка должна обогнуть, не опрокинув.

 

Беседа-показ:Показать детям, какие элементы фурнитуры могут заменить пуговицу - это кнопка, молния, крючок, липкая лента, шнурок, пряжка.

Рассмотреть с детьмиигрушку-кубик, сделанную из ткани, на которой нашиты: кнопка, молния, крючок, липкая лента, шнурок, пряжка. Объяснить, что может заменить пуговицу.

Игра на скорость:

«Кто быстрее застегнет рубашку».

 

 

 

 

 

 

2 часть.

- Ребята, по пути в наш детский сад я встретила маленького бельчонка, который попросил вас помочь ему. Ребята, вы знаете, какой скоро будет праздник? Правильно, - Новый год. Бельчонок сказал, что дедушка Мороз со своей внучкой Снегурочкой уже стали готовить для ребят подарки. Но подарков нужно так много, что Дед Мороз и Снегурочка боятся не успеть их все приготовить к Новому году. Поэтому они и послали бельчонка к нам в детский сад за помощью. Мы поможем дедушке Морозу и Снегурочке? (Выслушиваю ответы детей).

- А какие подарки - вы сейчас узнаете из моей загадки.

Загадка:

Колкую, зелёную

Срубили топором.

Колкую, зелёную

Принесли в дом.

Красавица какая –

Стоит, светло сверкая,

Как пышно убрана…

Скажите, кто она? (Ёлка).

-Правильно, ребята! Это новогодняя елка. Сегодня мы с вами будем лепить новогодние елочки. А теперь давайте приступать к работе.

- Давайте посмотрим - какая у нас красивая ёлочка. Какого она цвета?

- Правильно, зелёная.

- Ребята, у вас на столе лежат заготовки елочек из картона и зеленый пластилин. Нужно отщипнуть небольшой кусочек пластилина, согреваем и размазываем пальчиками по картонной заготовке (частичный показ выполнения работы).

- Закончили? Молодцы! Какие красивые зеленые елочки  получились у нас, а чего не хватает нашим елочкам? Конечно же - украшений! А теперь вытираем пальчики (влажные салфетки) и немного отдохнем и поиграем.

Игра «Мы повесим шарики»
Мы повесим шарики, (соединяем пальчики по очереди в кружочки)
А потом фонарики, (фонарики)
А потом ещё дождинки, (указ. пальчиками рисуем сверху вниз)
Не забудем про снежинки. (раскрытые ладошки)
Рыбки золочёные, (две ладошки вместе)
Огоньки весёлые, (солнышко)
Набросаем мишуру, (по очереди плавные движения рук)
Продолжаем мы игру. (хлопаем в ладоши)

- Ребята, мы с вами вылепили чудесные елочки. А давайте теперь их украсим. Сегодня вы беседовали о пуговицах, но еще пуговицы можно использовать и для украшения, и для каких-то поделок (показ поделок из пуговиц). А как вы думаете – можно украсить наши елочки красивыми пуговицами? (Показ выполнения)

(Дети украшают елочки цветными пуговицами.)

- Какие красивые елочки вы вылепили. Молодцы! Какие они нарядные. Дед Мороз и Снегурочка будут очень рады. А теперь мы с вами сделаем выставку ваших работ.

-Ребята, вы все сегодня очень активно работали и можете взять со стола понравившуюся вам пуговицу и подарить гостям.

Мы с вами узнали много интересного, для чего нужны пуговицы, из какого материала они сделаны, что они бывают разного цвета и размера, с пуговицами можно поиграть.

Вы сделали красивые елочки, теперь Дед Мороз и Снегурочка точно успеют подготовить для ребят свои подарки к новому году. Но они приготовили и для вас небольшие подарки – маленькие снежинки.

- Ребята, наше занятие подошло к концу. Кому понравилось, подойдите к розовой ленте, а кому не понравилось – к коричневой ленте.