Тема родительского собрания: «Развитие речи детей».

 

Цель: привлечь родителей к вопросу речевого развития детей в современных условиях.

 

Предварительная работа: подготовка анкет и памяток для родителей, музыкального сопровождения, фишек для конкурса.

 

Ход собрания:

Звучит отрывок из песни  «Чему учат в школе».

Слова М.С.Пляцковского, музыка В.Я.Шаинского.

Здравствуйте, уважаемые родители. Вы уже догадались, что мы продолжаем говорить о подготовке детей к школе. Сегодня наше собрание посвящено речи ваших детей. Ни для кого не секрет, что живя в век высоких технологий, люди стали меньше общаться так сказать «в живую». Дети также подвержены этому недугу. Однако, если у взрослого человека речь уже сформирована, то детям этот процесс ещё предстоит. И  мы, как люди, несущие ответственность за становление речи своих детей, должны уделять внимание этому вопросу и работать над ним. Ведь формирование речи ребенка происходит, прежде всего, в постоянном общении со взрослыми. При этом вы, уважаемые взрослые, должны показывать пример грамотной, выразительной речи.

В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей. Это показатель общей речевой культуры человека. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые в свою очередь должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. Так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие.

Я приготовила вам небольшие анкеты. Заполните их, пожалуйста.                        

Давайте обсудим. Скажите, ответив на вопросы анкеты, вы увидели, что есть над чем поразмыслить и над чем поработать?  Что вас встревожило? (ответы родителей)

Под связной речью мы понимаем развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно, правильно и образно. Опыт работы педагогов дошкольного образования показывает, что самым трудным на занятиях по развитию речи для ребенка является описание картины, составление рассказа по серии картин, составление творческого рассказа. Это следствие того, что у ребенка недостаточный словарный запас. Значит, нужно его пополнять и обогащать. Вводите в словарь ребёнка новые незнакомые слова, активно их применяйте, используйте синонимы, образные выражения и т.д. Считалки, потешки, загадки легко запоминаются и развивают память, что также способствует расширению активного и пассивного словаря.

Определённые трудности вызывает у детей пересказывание. Этому нужно учить. Запаситесь терпением и начните с самых маленьких сказок, в которых много повторений. Читайте текст до тех пор, когда ребёнок сможет сам хорошо пересказать, но помните, что детям читать надо выразительно, стараясь голосом и интонациями выделять разговорную речь. Не забывайте следить за тем, правильно ли ребёнок строит предложения, согласовывает ли слова в предложении, составляет ли сложные предложения, уместно ли использует слова. По этим же параметрам вы можете оценить умение ребёнка задавать вопросы.

Заучивание стихов развивает память, делает речь выразительной.

Дети любят отгадывать загадки. Это занятие учит их анализировать, делать выводы, развивает мышление.

Обратитесь к скороговоркам и чистоговоркам. Они помогут выработать правильное звукопроизношение, что в свою очередь благоприятно отразится на письме.

Чаще читайте ребёнку. Он усвоит новые слова, обороты, будет учиться воспринимать информацию на слух. Обязательно обсудите прочитанное. Ребёнок проанализирует прочитанное, сформулирует мысль, выскажет вам своё мнение.

Развивать речь ребёнка нужно постоянно. Используйте любую возможность: прогуливаясь по улице, в транспорте и т.д. Помните, чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем лучше его взаимоотношения со  взрослыми и сверстниками. При этом необходимо учитывать, что плохая речь может сильно отразиться на грамотности, т. к. письменная речь формируется на основе устной.

А теперь давайте проведём небольшое соревнование. Разделитесь на две команды. Первая команда называется «Умники», вторая - «Знайки». Отвечать на вопросы нужно по очереди. За каждый правильный ответ, команда получает фишку. Победит та команда, которая наберёт больше фишек. А теперь разыграем, кто будет первый отвечать.

1задание. Назовите сказки, в которых много повторений.

2 задание. Опишите осень.

3 задание. Составьте рассказ по картинке по цепочке, используя как можно больше слов в предложении.

4 задание. Вспомните считалку, из своего детства.

5 задание. Загадайте загадку про морковь, капусту, огурец, лук, арбуз, замок, ветер, собаку, мороз.

6 задание. Произнесите скороговорку, как можно быстрее.

7задание. Придумайте четверостишие. 1 команда про маму, 2 команда про папу.

        Подведение итогов: победила дружба!

 

        Уважаемые родители, помните, что своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте – одно из основных условий нормального развития малыша и в дальнейшем его успешное обучение в школе. Ваша заинтересованность в этом вопросе, желание помочь своему ребёнку, практическое применение данных советов и взаимодействие с детским садом позволят решить вопрос развития речи детей. Позвольте вручить вам небольшие памятки. Занимайтесь и у вас всё получится.

Успехов!

 

Источники:

https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2013/03/12/formy-i-metody-      provedeniya-roditelskikh-sobraniy-v

http://doshvozrast.ru/rabrod/rodsodranie10.htm

http://raguda.ru/sk/aktualnost-problemy-rechevogo-razvitija-detej.html

                                                                                                                   Приложение 1.

Анкета для родителей.

Уважаемы родители!

Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы.

1.      Употребляет ли Ваш ребёнок в речи сложные предложения?

2.      Считаете ли Вы, что у малыша достаточно большой словарный запас?

3.      Может ли он четко сформулировать свою мысль, задать вопрос?

4.      Употребляет ли в речи не литературные слова?

5.      Умеет ли он составлять описательные рассказы? Напр., описать свою любимую игрушку.

6.      Умеет ли пересказывать небольшие рассказы, сказки?

7.      Интересно слушать его пересказ?

8.      Обладает ли он интонационной выразительностью речи?

9.      С желанием ли учит стихи?

10.  Проявляет ли интерес к словотворчеству?

11.  Есть ли у ребёнка проблемы со звукопроизношением?

 

                                                                                                                              Приложение 2.

Памятка для родителей.

1.      Пополняйте словарный запас ребёнка.

2.      Составляйте описательные рассказы (например, о своей любимой игрушке).

3.      Составляйте рассказы по серии картинок.

4.      Играйте в игру «Подбери слово» (синонимы, антонимы).

5.      Загадывайте загадки.

6.      Проговаривайте считалки, скороговорки, чистоговорки.

7.      Читайте, просите пересказать прочитанное. Следите за правильностью употребления, произношения слов, составления предложений.

 

8.      Заучивайте стихи, не забывая об интонационной выразительности речи.