МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №240 «РУЧЕЕК» ВОЛЖСКОГО РАЙОНА ГОРОДА САРАТОВА

 

 

ПРОГРАММА

«СОЛНЫШКО»

по стабилизации психоэмоционального развития ребенка, снятию зрительного утомления, мышечного напряжения кистей и пальцев рук; по развитию зрительного восприятия, мелкой моторики и осязания с помощью нетрадиционных методов у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения для успешной интеграции детей в общеобразовательную школу и общество сверстников

 

 

 

                                                      Разработчик: учитель – дефектолог высшей

                                                      квалификационной категории МДОУ Детский              

                                                      сад комбинированного вида №240 «Ручеек»             

                                                      Волжского района города Саратова

                                                      Ильина И.Г.


Оглавление                                                                                                                    

Введение .................................................................................................................................... 1-4

Обоснование выбора направлений программы..................................................................... 1

   Цели программы ........................................................................................................................ 2

Основные задачи ................................................................................................................... 2-3

Дидактические принципы построения и реализации программы....................................... 3

Структура программы............................................................................................................ 3-4                                                      

Часть 1. Система мер по стабилизации психоэмоционального развития ребенка, снятию зрительного утомления, мышечного напряжения кистей и пальцев рук, развитию тактильных ощущений с помощью нетрадиционных методов у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.................................................................................................................................. 5-29

Пояснительная записка.................................................................................................... 5-6

 Раздел 1. Система релаксационных упражнений для детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения, система работы с «сухим» бассейном, использование методики самомассажа Иосиро Цуцуми............................................................................................................................ 13-20

   Раздел 2. Использование в условиях МДОУ Детский сад комбинированного вида №240 «Ручеек» здоровьесберегающих технологий по методу В. Базарного и Э. Аветисова.................. 21-27

Раздел 3. Использование компьютерной программы во время проведения зрительных гимнастик, офтальмологических минуток отдыха, с целью релаксации мышц зрительного анализатора                                                                                                                             28-29

Часть 2. Система мер по стабилизации психоэмоционального развития ребенка, снятию зрительного утомления, мышечного напряжения кистей и пальцев рук, развитию тактильных ощущений с помощью нетрадиционных методов у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения                                                                                    30-47

Задачи  программы по развитию зрительного восприятия, осязания, мелкой моторики                                                                                                        30-31

   Задачи художественно-творческого развития детей                                       31

Блоки задач, решаемые на отдельных этапах освоения детьми новой техники работы                                                                                             32-34                                     

   Рекомендации по проведению занятий                                                       35-36

   Перспективное планирование работы по развитию зрительного восприятия с помощью компьютерных технологий                                                         37-29

Перспективное планирование работы по развитию зрительного восприятия, активизации пальцевого гнозиса и развития тактильных ощущений с помощью нетрадиционных методов .. 29-47

Заключение ............................................................................................................................ 48

Литература........................................................................................................................ 49-50

  

 

Программа предназначена для работы с детьми с нарушением зрения старшего дошкольного возраста (4-ый год обучения) 5-7 лет, посещающих специализированные группы МДОУ комбинированного вида. Эта программа должна рассматриваться, как программа дополнительного образования по отношению к программам:

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений ΙV вида (для детей с нарушением зрения): Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду / под ред. Л.И. Плаксиной. М., 2004

Программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. М., 2006

с частичным привлечением педагогических ресурсов программ:

 «Детство»/ под редакцией З.А. Михайловой. Санкт – Петербург. 2003.

«Цветные ладошки» / под редакцией И.А. Лыковой. М., 2007 

с привлечением системы «Развивающие здоровье принципы конструирования учебно-познавательной деятельности в детских садах и школах», разработанной В.Ф. Базарным[1]

 

Программа проходит апробацию на занятиях коррекционного и общеобразовательного  типа  по развитию зрительного восприятия, осязания и мелкой моторики, на занятиях общеобразовательного типа в процессе предметно-практической деятельности в специализированной группе (4-ый год обучения; подготовительная группа) и на кружковых занятиях (руководитель: учитель-дефектолог Ильина И.Г.)  с детьми старшего дошкольного возраста в МДОУ Детский сад комбинированного вида №240 «Ручеек» Волжского района города Саратова (заведующая Храмова А.И.).[2]

Обоснование выбора направлений программы:

потребность в творчестве, осознание происходящих перемен в обществе, анализ диагностических исследований детей по развитию зрительного восприятия, мелкой моторики, уровня развитости тактильных ощущений, воображения и анализ диагностических исследований эмоционально-волевой сферы детей с нарушением зрения, посещающих специализированную группу для детей с нарушением зрения МДОУ Детский сад комбинированного вида №240 «Ручеек» [3].

Программа  «Солнышко»  «Формы организации коррекционной работы по развитию ручной и  пальцевой моторики, по стабилизации психоэмоционального развития и снятию зрительного утомления у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения с помощью нетрадиционных методов в процессе предметно-практической деятельности в условиях МДОУ комбинированного вида» - это:

Ø  Новый подход к развитию ребенка старшего дошкольного возраста с нарушением зрения, в котором гармонично сочетаются классика и современность, традиции и новаторство;

Ø  Новая перспектива реализации базисных задач по стабилизации психоэмоционального развития ребенка, снятию мышечного и психологического напряжения во время занятий; по развитию зрительного восприятия, тактильных ощущений и мелкой моторики  в процессе предметно-практической деятельности у детей на самой последней ступени дошкольного детства;

Ø  Новая интерпретация средств художественно-продуктивной деятельности в системе развития, обучения и воспитания детей с нарушением зрения;

Ø  Новый взгляд на отношения педагога и ребенка в творческом процессе - соавторство, сотрудничество;

Ø  Нетрадиционный подход к наглядно - методическому обеспечению творческого процесса: образно - каллиграфические прописи, использование технологических карт, «нестандартных» раскрасок и такого пособия, как «незавершенные картинки».

Цели программы:

Ø  Стабилизация результатов лечения зрения и всего психофизического развития ребенка с нарушением зрения для успешной интеграции его в общеобразовательную школу.

Ø  Формирование в МДОУ единого образовательно-развивающего коррекционного пространства, помогающего восполнить недостающие знания детей об окружающем мире;

Ø  Компенсировать недостатки восприятия, скорректировать интеллектуальное развитие детей и сформировать их эмоционально-волевую сферу.

      Важнейшие аспекты программы:

Ø  Определение содержания коррекционной работы применительно к основным функциям, обеспечивающим успех движений и действий: ориентировочной, исполнительной, контрольно-корректировочной сообразно возможностям ребенка и состоянию развития его двигательных навыков;

Ø  Определение содержания коррекционной работы применительно к такой форме развития двигательных навыков, как проведение самомассажа рук, кистей и пальцев рук (по системе Иосиро Цуцуми), оказывающего общеукрепляющее действие на мышечную систему; развитию движений и действий у детей в процессе предметно-практической деятельности;

Ø  Определение средств, оборудования, специальных приемов и способов коррекционной работы, направленной на развитие сенсомоторной деятельности, логично выстроенной последовательности;

Ø  Обеспечение качественной индивидуализации в коррекционной работе по развитию мелкой моторики у конкретного ребенка.[4]

Основные задачи:

1.      Создание эмоционально комфортной среды, благоприятных условий для развития индивидуальности ребенка, исходя из его интересов и потребностей;

2.      Развитие зрительного восприятия детей старшего дошкольного возраста, создание условий для развития и коррекции графо - моторных навыков, зрительно-пространственного восприятия, зрительно – моторной координации, развитий функции зрительного и двигательного контроля за действием рук;

3.      Развитие зрительного восприятия, осязания и мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста с помощью нетрадиционных методов;

4.      Развитие художественно-творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности;

5.      Воспитание художественного вкуса и чувства гармонии;

6.      Создание условий для многоаспектной и увлекательной активности детей в художественно-эстетическом освоении окружающего мира.

Дидактические принципы построения и реализации Программы:

Общепедагогические принципы, обусловленные единством учебно-воспитательного и лечебно-коррекционного пространства МДОУ:

Ø  Обогащение содержания коррекционного развития, обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения за счет сочетания традиционных и нетрадиционных методов работы;

Ø  Учет общих, специфических и индивидуальных особенностей развития детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения;

Ø  Комплексный подход к диагностике и коррекционной помощи детям с нарушением зрения;

Ø  Обеспечение стандарта общеобразовательной подготовки в условиях непрерывности дошкольного воспитания, обучения и лечения детей с нарушением зрения;

Ø  Принцип систематичности и последовательности (постановка и/или корректировка задач воспитания и развития детей «от простого к сложному», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому»);

Ø  Принцип цикличности: построение и/или корректировка содержания программы с постепенным усложнением;

Ø  Принцип оптимизации учебного процесса;

Ø  Принцип развивающего характера художественного образования;

Ø  Принцип интереса: построение и/или корректировка программы с опорой на интересы каждого ребенка и всей подгруппы в целом.

Специфические принципы, обусловленные особенностями деятельности:

Ø  Принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта;

Ø  Принцип естественной радости (радости успеха, эмоциональной открытости);

Ø  Принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности.

Программные материалы подготовлены с учетом общих задач дошкольного образования, закономерностей развития детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения и особенностей их психического развития.

Структура Программы:

Программа состоит из трех частей:

1 часть «Формы организации коррекционной работы по развитию ручной и пальцевой моторики на подготовительном коррекционном этапе и этапе развития собственно движений рук, кистей и пальцев рук»

Первая часть имеет следующую градацию:

  1. Раздел «Система коррекционной работы на подготовительном этапе по развитию ручной и пальцевой моторики и на этапе развития собственно движений рук, кистей и пальцев рук (оптико-кинестетическая организация движений)».
  2. Раздел «Использование в условиях МДОУ Детский сад комбинированного вида №240 «Ручеек» здоровьесберегающих технологий по методу В.Ф. Базарного и Э.С. Аветисова»

2 часть «Развитие  ручной и пальцевой моторики в процессе предметно - практической деятельности у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения с помощью нетрадиционных методов»

В программе «Солнышко» даны рекомендации по созданию системы мер по стабилизации психоэмоционального развития ребенка, снятию зрительного и мышечного утомления, развитию тактильных ощущений, представлены формы организации коррекционной работы по развитию ручной и пальцевой моторики на подготовительном коррекционном этапе работы, на этапе развития собственно движений рук, кистей и пальцев рук (оптико – кинестетическая организация движений) и на этапе развития ручной и пальцевой моторики в процессе предметно-практической деятельности с помощью нетрадиционных методов в условиях МДОУ комбинированного вида.

     

Часть 1. «Формы организации коррекционной работы по развитию ручной и пальцевой моторики на подготовительном коррекционном этапе и этапе развития собственно движений рук, кистей и пальцев рук»

 

Пояснительная записка

 

            Большинству детей с нарушением зрения, кроме нарушений восприятия картин окружающего мира, свойственно нарушение равновесия и подвижности между процессами возбуждения и торможения, повышенная эмоциональность, двигательное беспокойство. Детям свойственно быстрая зрительная утомляемость, недостаточность развития моторики, различных видов движений (движения плохо координированы), нарушена зрительно-моторная координация, движения носят неловкий и нечеткий характер, снижены скорость и четкость движений, отсутствует плавность, снижены контроль и регуляция произвольных движений при формировании двигательного навыка – несогласованность действий рук и глаз, трудности в регуляции силы движений). Дети с нарушением зрения часто пребывают в сенсорно – моторном, психо – эмоциональном и нервно - вегетативном напряжении, что угнетает важнейшие биоритмы организма, биологические процессы созревания и развития, способствуют дальнейшему прогрессированию зрительных патологий, нервных расстройств.

            Желание помочь  детям с нарушением зрения безболезненно осуществить процесс интеграции в школьную среду заставило меня искать новые формы работы  по  стабилизации психоэмоционального развития ребенка, развитию ручной и пальцевой моторики, ведь развитая моторика является одной из составляющих готовности ребенка к школе. Итогом этих поисков являются представленные в этом 1 разделе программы системы:

  • «Система мер по стабилизации психоэмоционального развития ребенка, снятию зрительного утомления, мышечного напряжения кистей и пальцев рук, развитие ручной и пальцевой моторики с помощью нетрадиционных методов у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.
  • «Система коррекционной направленности процесса развития ручной и пальцевой моторики у детей с нарушением зрения в условиях МДОУ комбинированного вида»

Во 2 разделе программы рассмотрены здоровьесберегающие технологии по методу В.Ф. Базарного и Э.С. Аветисова, которые должны применяться в условиях МДОУ комбинированного вида с целью создания охранительного педагогического режима общения, направленного на поддержание оптимальной работоспособности и предупреждения негативных сдвигов (что недопустимо) в состоянии здоровья детей.

Во втором разделе Программы подробно рассмотрены следующие ключевые моменты применения здоровье сберегающих технологий:

 

Ø  Применение зрительно - координаторных тренажей с меняющимися зрительно-сигнальными сюжетами;

Все упражнения базируются на зрительно-поисковых стимулах. Продолжительность выполнения упражнений: 2-3 минуты; время и место проведения: комплексы зрительных минуток отдыха для глаз на занятиях общеобразовательного и коррекционного цикла. [5]

Ø  Работа на занятиях по развитию  зрительного восприятия  в образно-каллиграфических прописях «по Базарному»  (этап  проведения зрительно-тактильного  анализа нарисованной линии)[6]

 Ø  использование стенда пальцевых прописей, предназначенных для  снятия зрительного напряжения, для синтетического развития свободы пластического жеста (графического движения), чувства прекрасного, зрительно - тактильной и зрительно-моторной координации.

 Ø  Применение способа фиксации светящегося объекта, с целью восстановления бинокулярного зрения, снятия зрительного напряжения[7]

 

 

Раздел 1. «Система коррекционной работы по развитию ручной и пальцевой моторики у детей с нарушением зрения  на подготовительном коррекционном этапе и этапе развития собственно движений рук, кистей и пальцев рук в условиях МДОУ комбинированного вида»

В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки – важная часть подготовки детей к школе.

Результаты диагностических исследований [8]показали, что нарушение центрального зрения, фиксации, локализации, бинокулярного видения приводят к тому, что в процессе самого движения к предмету кисть и пальцы не могут быть приведены в ту позицию, которая обеспечивает точность двигательного акта. У детей  выявлены нарушения координации движений, их точности (нарушенное зрение не обеспечивает ребенку необходимый контроль за движениями). У детей можно наблюдать отсутствие самоконтроля, саморегуляции движений, что сказывается на согласованности действий рук и глаз. Отмечается различная степень недостаточности зрительно - пространственного восприятия, затрудняющая зрительно-моторные координации и воспроизведение пространственно организованных структур. Анализ развития движений и действий показал, что самостоятельное выделение способа деятельности наступает позже, чем у детей с нормальным зрением.

Анализ диагностических исследований развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста, посещающих специализированные группы в условиях МДОУ Детский сад комбинированного вида позволяет сделать вывод о том, что у большинства из них движения недостаточно целенаправленны (24%), координированы (56%), точны (87%), плавны (64%).

Развитие ручной и пальцевой моторики у детей с нарушением зрения можно представить в виде целостной системы, решающей специфические задачи и ориентирующей на общеразвивающие задачи как зону возможного развития ребенка с особыми образовательными потребностями в условиях многоэтапности и многогранности средств, форм и методов специальной помощи детям.

Ниже представлена схема  системы коррекционной направленности процесса развития ручной и пальцевой моторики  у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения в условиях МДОУ Детский сад комбинированного вида №240 «Ручеек» Волжского района города Саратова 

Как видно из схемы, первопричиной организации коррекционно-развивающей работы являются нарушения точности движений, их целесообразности, снижение скорости, отсутствие плавности, нарушения зрительно-моторных координаций, снижение контроля.


«Система мер по стабилизации психоэмоционального развития ребенка, снятию зрительного утомления, мышечного напряжения кистей и пальцев рук, развитие ручной и пальцевой моторики с помощью нетрадиционных методов у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения»

Система релаксационных упражнений, направленных на снятие зрительного и мышечного напряжения

Как показала практика, большинство детей правильно воспринимают упражнения, разработанные в «Системе мер по стабилизации психоэмоционального развития ребенка, снятию зрительного и мышечного напряжения»,  хорошо расслабляются. Об этом позволяет судить внешний вид ребенка: спокойное выражение его лица, ровное ритмичное дыхание. Результаты диагностики показывают положительную динамику в развитии не только общего состояния здоровья, но и зрительного анализатора детей и уровня развития зрительно-моторной координации, уровня развития мелкой моторики детей и уровня развития воображения (вербального и невербального уровня). [9]

«Релаксационные паузы» включены в режим дня специализированных групп МДОУ Детский сад комбинированного вида №240 «Ручеек» (заведующая Храмова А.И.)

Вся система упражнений расписана понедельно с учетом этапности работы:

одно упражнение направлено на мышечную релаксацию по контрасту с напряжением или на мышечную релаксацию по представлению, на развитие осязания и мелкой моторики детей;

второе упражнение направлено на снятие зрительного утомления и восстановления зрительных функций.[10]

В использовании приемов релаксации важно придерживаться техники поэтапного перехода в состояние расслабления. Упражнения рекомендуется выполнять в сопровождении приятной спокойной музыки.[11]

Упражнения в «сухом» бассейне способствуют активизации двигательной кинестезии, закреплению понятий по темам: «Фрукты-овощи», «Грузовой – легковой - специальный транспорт», «Животные жарких стран - животные Севера», «Основные геометрические фигуры». Поиск предметов различной формы, величины и фактуры в этом своеобразном тренажере позволяет максимально активизировать пальцевой гнозис, развить тактильные ощущения.

Одно упражнение, направленное на снятие мышечного тонуса  кистей и пальцев рук, проводится по методике японского ученого Иосиро Цуцуми (массаж «Дары природы» и массаж «Сосновая шишка (каштан, грецкий орех)) или  с использованием пособия «Волшебная перчатка «Ежик»  - применение игольчатого коврика – аппликатора Н.Г. Ляпко[12] для точечного воздействия и улучшения кинестезии в руках.

В коррекции нарушений мелкой моторики рук у детей с нарушением зрения может быть использовано несколько видов массажа. Основным является дифференцированный (тонизирующий и расслабляющий) массаж, основанный на приемах классического массажа. Кроме того, может использоваться массаж биологически активных точек, массаж с применением различных приспособлений, а также элементы самомассажа (массаж выполняется на самом себе – руками или массажными приборами) [13]

Самомассаж рук является одним из видов пассивной гимнастики.

Большая часть движений – это выполнение действий удержания и сжимания.

Комплекс самомассажа рук включает упражнения трех видов: самомассаж тыльной стороны кистей рук, самомассаж ладоней, самомассаж пальцев рук.

Общие рекомендации по проведению самомассажа:

·       Самомассаж должен проводиться в комфортных для ребенка условиях, желательно в сопровождении приятной музыки, способствующей релаксации;

·       Кожа рук ребенка должна быть сухой, чистой;

·       Продолжительность самомассажа – 2-3 минуты. Частота – ежедневно или через день;

·       Для большей эффективности упражнения самомассажа можно сочетать с логоритмикой.

Методика выполнения самомассажа пальцев, кистей рук:

  1. Подготовительный этап

·         Расслабление мышц всего тела

  1. Расслабление мышц предплечья и кисти

·         Разогревание мышц  перед основными приемами:

ü  Поверхностное непрерывное поглаживание всей ладонью о ладонь

ü  Обхватывающее непрерывное поглаживание всей ладонью о ладонь

·         с помощью потирания ладоней друг о друга;

·         Легкое потряхивание кисти для расслабления мышц предплечья;

  1. Основной этап

·         Растирание

·         Разминание

·         Надавливание

·         Вибрация (с помощью природного вибромассажера)

  1. Заключительный этап

Повторное поглаживание пальцев, кисти рук.

Рекомендации по проведению массажа по методике японского ученого Иосиро Цуцуми:

 Упражнения «Дары природы», «Сосновая шишка» и «Каштан» можно включать в комплексы утренней гимнастики, в минутки отдыха во время коррекционных и общеобразовательных занятий, в комплексы динамических минуток отдыха во второй половине дня, можно рекомендовать родителям для занятия с детьми дома по выходным и праздничным дням на протяжении всего учебного года. Продолжительность упражнений 2-3 минуты. Можно во время выполнения движений, для поддержания интереса детей, проговаривать эмоционально короткие четверостишья по теме. [14]

 

Система релаксационных упражнений, направленных на снятие зрительного и мышечного напряжения (работа с использованием тренажеров)

Использование «сухого» бассейна позволяет не только решить вопрос точечного воздействия и улучшения кинестезии в руках, но в игровой форме провести работу по развитию попеременных и синхронных движений рук, кистей и пальцев рук.

Рекомендации по проведению релаксационных упражнений в системе с использованием «сухого» бассейна (поэтапно):

Сентябрь – октябрь: проведение релаксационных упражнений для снятия напряжения с мышц лица, освоение основной техники выполнения пальминга, проведение упражнений на развитие прослеживающих функций глаза;

Ноябрь – декабрь: проведение системы упражнений для снятия зрительного напряжения «упражнения с меткой на стекле», освоение детьми правил  релаксационных настроев;

Январь – февраль: проведение упражнений для снятия напряжения с мышц туловища, рук, ног; проведение комплекса зрительной гимнастики «Маршруты для глаз» [15] и проведение упражнений на закрепление умений самостоятельно выполнять пальминг.

Март – май: проведение системы упражнений с использованием «сухого» бассейна с целью развития движений кистей и пальцев рук (выполнение заданий попеременно правой – левой рукой), развитие осязания и тактильных ощущений детей; развитие воображения и релаксации.

Июнь – август: проведение системы упражнений с использованием «сухого» бассейна с целью развития синхронных движений обоих рук, развития осязания и тактильных ощущений детей; развитие воображения и релаксации.

Частота проведения  комплексов релаксационных упражнений – 1 раз в день, продолжительность занятий – 3-5 минут.

Общие рекомендации по проведению системы упражнений:

·                    Все упражнения проводятся под непосредственным наблюдением педагога (воспитателя)

·                    Все упражнения должны проводиться в комфортных для ребенка условиях в игровой форме, желательно в сопровождении приятной музыки, способствующей большей релаксации;

·                    Каждое упражнение предполагает повторение от 3 до 5 раз

·                    Тренировочные упражнения для глаз должны подчиняться общим принципам [16]

·                    Перед релаксационным настроем необходимо проводить вводную часть. (Дети должны удобно расположиться на ковре, вытянуть руки вдоль туловища и расслабиться или удобно сесть на стульчике, прислонившись спиной  к спинке стула).

·                     Соблюдение правил проведения пальминга и выполнения упражнений с меткой на стекле[17]

 

Перспективное планирование проведения системы релаксационных упражнений для детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения

(3-4 год обучения)

 

месяц

неделя

Комплекс релаксационных упражнений

сентябрь

Ι

1.Релаксационное упражнение для снятия напряжения с мышц лица «Улыбка»[18]

2.Пальминг[19]

 

ΙΙ

1.Релаксационное упражнение для снятия напряжения с мышц лица «Солнечный зайчик»

2.Зрит. гимнастика « Солнечный зайчик»

 

ΙΙΙ

1.Релаксационное упражнение для снятия напряжения с мышц лица «Пчелка»

2.Пальминг

 

ΙV

1.Релаксационное упражнение для снятия напряжения с мышц лица «Бабочка»

2.Зрит. гимнастика « Полет бабочки» [20]

октябрь

Ι

1.Релаксационное упражнение для снятия напряжения с мышц лица «Качели»

2.Зрит. гимнастика «Солнышко»

 

ΙΙ

1.Релаксационное упражнение для снятия напряжения с мышц лица «Пчелка»

2. Пальминг

 

ΙΙΙ

1.Релаксационное упражнение для снятия напряжения с мышц лица «Солнечный зайчик»

2.Зрит упражнение «Проследи за солнечным зайчиком»

 

ΙV

1.Релаксационное упражнение для снятия напряжения с мышц лица «Улыбка»

2Пальминг

ноябрь

Ι

1. Релаксационный настрой «Воздушные шарики»

2.Упражнение с меткой на стекле[21]

 

ΙΙ

1. Релаксационный настрой «Облака»

2.Упражнение с меткой на стекле

 

ΙΙΙ

1. Релаксационный настрой «Лентяи»

2.Упражнение с меткой на стекле

 

ΙV

1. Релаксационный настрой «Водопад»

2.Упражнение с меткой на стекле

декабрь

Ι

1. Релаксационный настрой «Водопад»

2.Работа с подвижным офтальмотренажером «Зонтик»

 

ΙΙ

1. Релаксационный настрой «Лентяи»

2.Работа с подвижным офтальмотренажером «Зонтик»

 

ΙΙΙ

1. Релаксационный настрой «Облака»

2.Работа с подвижным офтальмотренажером «Зонтик»

 

ΙV

1. Релаксационный настрой «Воздушные шарики»

2.Работа с подвижным офтальмотренажером «Зонтик»

январь

Ι

1.Релаксационное упражнение для снятия напряжения с мышц туловища, рук, головы «Спящий котенок»

2. Упражнение – самомассаж по методу Иосиро Цуцуми «Дары природы»

 

ΙΙ

1. Упражнение на восстановление бинокулярного зрения, развития глазодвигательных функций глаза (способ фиксации светящегося объекта по методу Э.С. Аветисова) «Маршруты для глаз»

2.Релаксационное упражнение для снятия напряжения с мышц туловища, рук, головы «Шишки»

 

ΙΙΙ

1.Релаксационное упражнение для снятия напряжения с мышц туловища, рук, головы «Холодно-горячо»

2. Упражнение – самомассаж по методу Иосиро Цуцуми «Дары природы»

 

ΙV

1. Упражнение на восстановление бинокулярного зрения, развития глазодвигательных функций глаза (способ фиксации светящегося объекта по методу Э.С. Аветисова) «Маршруты для глаз»

2.Релаксационное упражнение для снятия напряжения с мышц туловища, рук, головы «Солнышко и тучка»

февраль

Ι

1. Пальминг

2.Релаксационное упражнение для снятия напряжения с мышц туловища, рук, головы «Драгоценность»

 

ΙΙ

1. Упражнение на восстановление бинокулярного зрения, развития глазодвигательных функций глаза (способ фиксации светящегося объекта по методу Э.С. Аветисова) «Маршруты для глаз»

2.Релаксационное упражнение для снятия напряжения с мышц туловища, рук, головы «Игра с песком»

 

ΙΙΙ

1. Пальминг

2.Релаксационное упражнение для снятия напряжения с мышц туловища, рук, головы «Солнышко и тучка»

 

ΙV

1. Упражнение на восстановление бинокулярного зрения, развития глазодвигательных функций глаза (способ фиксации светящегося объекта по методу Э.С. Аветисова) «Маршруты для глаз»

2.Релаксационное упражнение для снятия напряжения с мышц туловища, рук, головы «Муравей»

март

Ι

1. Упражнение в «сухом» бассейне «Разноцветные круги» (работа поочередно правой - левой рукой)

2.Релаксация «Радуга»

 

ΙΙ

1. Упражнение в «сухом» бассейне «Солнышко» (синхронная работа обеих рук  в одном и противоположном направлении)

2.Релаксация «Порхание бабочки»

 

ΙΙΙ

1. Упражнение в «сухом» бассейне «Соберем урожай фруктов» (работа поочередно правой - левой рукой)

2.Релаксация «Отдых в волшебном саду»

 

ΙV

1. Упражнение в «сухом» бассейне «Соберем урожай овощей» (синхронная работа обеих рук)

2.Релаксация «Отдых в волшебном саду»

апрель

Ι

1. Упражнение в «сухом» бассейне «Транспорт. Легковые машины» (работа поочередно правой - левой рукой)

2. Работа с подвижным офтальмотренажером «Зонтик»[22]

 

ΙΙ

1. Упражнение в «сухом» бассейне «Транспорт. Грузовые машины» (синхронная работа обеих рук)

2. Работа с подвижным офтальмотренажером «Зонтик»

 

ΙΙΙ

1. Упражнение в «сухом» бассейне «Транспорт. Специальные машины» (работа поочередно правой - левой рукой)

2. Работа с подвижным офтальмотренажером «Зонтик»

апрель

ΙV

1. Упражнение в «сухом» бассейне «Транспорт. Специальные машины» (работа поочередно правой-левой рукой)

2. Работа с подвижным офтальмотренажером «Зонтик»

май

Ι

1. Упражнение в «сухом» бассейне «Найди плоскостные геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, ромб» (работа поочередно правой-левой рукой)

2. Работа со статичным офтальмотренажером с сюжетными картинками

 

ΙΙ

1. Упражнение в «сухом» бассейне «Найди плоскостные геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, ромб) » (синхронная работа двумя руками одновременно)

2. Работа со статичным офтальмотренажером с сюжетными картинками[23]

 

ΙΙΙ

1. Упражнение в «сухом» бассейне «Найди плоскостные геометрические фигуры (квадрат, прямоугольник, трапецию, ромб) » (работа поочередно правой-левой рукой)

2. Работа со статичным офтальмотренажером с сюжетными картинками

 

ΙV

1. Упражнение в «сухом» бассейне «Найди плоскостные геометрические фигуры (квадрат, прямоугольник, ромб, трапеция)» (синхронная работа двумя руками одновременно)

2 Работа со статичным офтальмотренажером с сюжетными картинками

июнь

Ι

1. Упражнение на восстановление бинокулярного зрения, развития глазодвигательных функций глаза (способ фиксации светящегося объекта по методу Э.С. Аветисова) «Маршруты для глаз»[24]

2.Релаксация «Отдых на море»

 

ΙΙ

1.Упражнение на снятие напряжения с мышц туловища, рук, ног «Шишки»

2. Упражнение – самомассаж по методу Иосиро Цуцуми «Дары природы»

 

ΙΙΙ

1. Упражнение на восстановление бинокулярного зрения, развития глазодвигательных функций глаза (способ фиксации светящегося объекта по методу Э.С. Аветисова) «Маршруты для глаз»

2.Релаксация «Летняя ночь»

 

ΙV

1.Упражнение на снятие напряжения с мышц туловища, рук, ног «Шишки»

2. Упражнение – самомассаж по методу Иосиро Цуцуми «Сосновые шишки»

июль

Ι

1. Упражнение на восстановление бинокулярного зрения, развития глазодвигательных функций глаза (способ фиксации светящегося объекта по методу Э.С. Аветисова) «Маршруты для глаз»

2 Работа со статичным офтальмотренажером с сюжетными картинками

 

ΙΙ

1.Релаксационное упражнение для снятия напряжения с мышц лица «Бабочка»

2.Зрит. гимнастика « Полет бабочки»

 

ΙΙΙ

1. Упражнение на восстановление бинокулярного зрения, развития глазодвигательных функций глаза (способ фиксации светящегося объекта по методу Э.С. Аветисова) «Маршруты для глаз»

2 Упражнения со зрительной меткой на стекле

 

ΙV

1. Упражнение в «сухом» бассейне «Животные жарких стран» (работа поочередно правой-левой рукой)

2. Работа с подвижным офтальмотренажером «Зонтик»

август

Ι

1. Упражнение в «сухом» бассейне «Животные Севера» (синхронная работа двумя руками одновременно)

2. Релаксация «Волшебный сон»

 

ΙΙ

1. Упражнение на восстановление бинокулярного зрения, развития глазодвигательных функций глаза (способ фиксации светящегося объекта по методу Э.С. Аветисова) «Маршруты для глаз»

2.Упражнение – самомассаж по методу Иосиро Цуцуми «Дары природы» или упражнение с использованием пособия «Волшебная перчатка «Ежик»» (применение игольчатого коврика – аппликатора Н.Г. Ляпко. [25])

 

ΙΙΙ

1.Релаксационное упражнение для снятия напряжения с мышц лица «Улыбка»

2.Пальминг

 

ΙV

1.Работа со статичным офтальмотренажером с сюжетными картинками

2.упражнение с использованием пособия «Волшебная перчатка «Ежик»» (применение игольчатого коврика – аппликатора Н.Г. Ляпко)

 

 

 

Формы организации работы на этапе  развития собственно движения рук, кистей и пальцев рук

Система последовательности отработки  оптико – кинестетической организации движений у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения

Оптико-кинестетическая организация движений предполагает выполнение ребенком по подражанию различных пальчиковых поз, которые ребенок должен научиться правильно выполнять без помощи взрослого. Игры и упражнения несложны по технике, но при регулярном использовании обеспечивают хорошую тренировку пальцев, развивая их подвижность, гибкость. При этом исчезает скованность движений, что облегчает приобретение навыков письма. Практика показала, что упражнения с пальцами рук, включение их в занятие

·         Вызывает у детей эмоциональный подъем, повышает речевую активность ребенка;

·         Стимулируют  развитие речи, которая становится более четкой, ритмичной, яркой;

·         Способствуют концентрации внимания;

·         При сопровождении движений пальцев рук короткими стихотворными строчками способствуют усилению контроля над выполняемыми действиями;

·         Развивают память и воображение ребенка.

Методические рекомендации  по выполнению упражнений с пальцами рук:

·         Следует добиваться следующей техники выполнения движений: свободно, легко, плавно, точно, удерживая неизменной позу в течение необходимого времени (от 3 до 15 секунд);

·         Упражнения должны быть подобраны в определенной последовательности: сначала отрабатываются пальцевые позы –

простые и легкие по технике выполнения, с постепенным усложнением (упражнения легкие по технике выполнения – упражнения средней сложности – технично сложные упражнения)[26]. Переходить к отработке следующей пальцевой позы следует только в том случае, если технично выполняется предыдущее упражнение;

·         сначала ребенок выполняет упражнение с опорой на схематичный рисунок, демонстрирующий положение пальцев; затем только  по подробному объяснению выполнения упражнения. Постепенно надобность в рисунках и объяснениях отпадает, ребенку предлагается действовать по слову-названию;

·         отработка пальцевых поз должна осуществляться последовательно в следующем темпе: очень медленно, медленно, в среднем темпе, быстро, очень быстро.

·         Упражнения отрабатываются сначала одной, затем – другой рукой, после этого – двумя руками одновременно.

 

Перспективное планирование отработки пальцевых  поз в условиях МДОУ комбинированного вида[27]

 

месяц

неделя

№ группы упражнений

Название упражнения

Сентябрь

I

I

 

I

«Деревья»

II

«Корни»

III

«Дружные пальчики»

IV

«Флажки»

Октябрь

I

 

 

I

«Лодочка»

II

«Пароход»

III

«Ворота»

IV

«Щука»

Ноябрь

I

 

 

I

«Гусь»

II

«Сарай»

III

«Веер»

IV

«Коготки»

Декабрь

I

 

 

I

«Замок»

II

«Волк и лиса»

III

«Птичка»

IV

II

«Труба»

Январь

I

 

 

II

«Курочка»

II

«Колечко»

III

«Очки»

IV

«Зайчик»

Февраль

I

 

 

II

«Зайка прячется под сосной»

II

«Вилка»

III

«Оса»

IV

«Стул»

Март

I

 

 

II

«Стол»

II

«Домик»

III

«Птички в гнезде»

IV

«Коза»

Апрель

 

 

I

 

 

II

«Скворечник»

II

«Улитка»

III

«Петушок»

IV

III

«Улитка»

Май

I

 

 

III

«Кошка»

II

«Мышка»

III

«Собака 1»

IV

«Собака 2»

Июнь

I

 

III

 

 

«Лошадка»

II

«Дом с трубой»

III

«Грабли»

IV

«Елка»

Июль

I

 

III

«Лягушка»

II

«Филин»

III

«Шарик»

IV

«Колокольчик»

Август

I

 

III

«Зайчик в норке»

II

«Крокодил»

III

«Крокодил»

IV

«Слон»

 

Упражнения отрабатываются сначала одной, затем – другой рукой, после этого – двумя руками  одновременно.

Анализируя технику, качество выполнения пальцевой позы, следует учитывать следующие критерии: точность копирования; свободу, легкость выполнения комбинации пальцев; отсутствие искажения пальцевой позы в течение определенного времени (от 3 до 15 секунд).

 

 

Раздел 2. «Использование в условиях МДОУ Детский сад комбинированного вида №240 «Ручеек» здоровьесберегающих технологий по методу В.Ф. Базарного и Э.С. Аветисова»

            Несмотря на то, что образовательная функция является важнейшей для МДОУ, сохранность здоровья детей, посещающих детский сад, является актуальнейшей задачей. Ведь  охрана физического и психического здоровья детей на современном этапе развития общества является и одной из важнейших черт государственной политики Российской Федерации.

            Использование здоровьесберегающих технологий предполагает создание таких условий для взаимодействия взрослого и ребенка, ребенка и других детей, при которых внешние факторы (социальные, дидактические) оказывают оптимальное воздействие на осуществление процессов охраны и укрепления здоровья дошкольников.[28] Следование основным программным моментам должно помочь специалистам организовать образовательно-воспитательный процесс так, чтобы добиться наиболее оптимальных результатов в лечебно-коррекционном процессе.[29]

Цель использования здоровьесберегающих технологий: создание охранительного педагогического режима общения, направленного на поддержание оптимальной работоспособности и предупреждения негативных сдвигов в состоянии здоровья детей.

Использование в условиях МДОУ Детский сад комбинированного вида №240 «Ручеек» здоровьесберегающих технологий по методу В.Ф. Базарного и Э.С. Аветисова» заключаются в следующих моментах:

Ø  Применение зрительно - координаторных тренажей с меняющимися зрительно-сигнальными сюжетами[30];

Каждый сюжетный комплекс рекомендуется менять не реже 1 раза в 2 недели. Обязательным моментом является то, что под каждой картинкой помещается одна из цифр 1-2-3-4 в соответствующей последовательности.

Эта методика повышает и психическую активность детей на занятиях, дает положительный результат и в релаксационных мероприятиях по снятию мышечного напряжения.

Ø  Работа на занятиях по зрительному восприятию в прописях (образно-каллиграфические прописи, на этапе проведения зрительного анализа нарисованной линии), с целью снятия зрительного напряжения и развития зрительно-моторной координации.

Во время проведения зрительного анализа нарисованных линий дети работают и пальчиком, указкой, и фломастером, в результате систематической работы мы получили положительную динамику развития зрительных функций, уровня развития осязания (тактильных ощущений) и развития мелкой моторики детей.[31]

Ø  Работа на стенде пальцевых прописей с целью развития свободы пластического жеста (графического движения), развития зрительно-моторной координации.

Стенд пальцевых прописей – это простейший тренажер. Он представляет собой лист ватмана с нарисованными на нем различными узорами, которые, с одной стороны, фиксируются на жесткой поверхности, с другой - прикрываются тонкой прозрачной калькой (в 1-2 слоя). Занятия заключаются в свободном и энергичном обведении пальцами линий каждого заданного образа. Узоры-линии меняются 1 раз в неделю. Для жесткой фиксации пальцевых прописей можно использовать жесткую поверхность  мольберта (поверхность должна быть слегка наклонена в среднем на 16-18о).

Во всех случаях должны быть соблюдены следующие условия работы на стенде пальцевых прописей:

  • Рабочая поверхность тренажера должна быть наклонной ;
  • Высота нижнего края тренажера должна быть на уровне груди ребенка;
  • Упражнение в течение 1-2 минут должно предшествовать любому тонкокоординаторному действию (лепке, аппликации, рисованию, работе в технике «Изонить»);
  • При работе на тренажере рекомендуется использовать указку, наперсток. [32]

Ø  Применение способа фиксации светящегося объекта, с целью восстановления бинокулярного зрения, снятия зрительного напряжения (по методу Э.С. Аветисова)[33]

 

Таблица 1

Перспективное планирование тематики сюжетных и предметных картинок для статичного и подвижного зрительно - координаторнаторных тренажей (тренажер «Зонтик», индивидуальных подвижных офтальмотренажей) с учетом здоровьесберегающих технологий В.Ф. Базарного [34]

месяц

неделя

Тематика сюжетных и предметных картинок

сентябрь

Ι - ΙΙ

«Фрукты»

 

ΙΙΙ - ΙV

«Грибы»

октябрь

Ι - ΙΙ

«Овощи»

 

ΙΙΙ - ΙV

«Деревья»

ноябрь

Ι - ΙΙ

«Спортивный инвентарь»

 

ΙΙΙ - ΙV

«Транспорт»

декабрь

Ι - ΙΙ

«Птицы»

 

ΙΙΙ - ΙV

«Времена года»

январь

Ι - ΙΙ

«Дикие и домашние животные»

 

ΙΙΙ - ΙV

«Дорожные знаки»

февраль

Ι - ΙΙ

«В гостях у сказки»

 

ΙΙΙ - ΙV

«Профессии»

март

Ι - ΙΙ

«Времена года»

 

ΙΙΙ - ΙV

«Насекомые»

апрель

Ι - ΙΙ

«Космос»

 

ΙΙΙ - ΙV

«Цветы»

май

Ι - ΙΙ

«Животные жарких стран»

 

ΙΙΙ - ΙV

«Животные севера»

июнь

Ι - ΙΙ

«В гостях у сказки»

 

ΙΙΙ - ΙV

«Фрукты-овощи»

июль

Ι - ΙΙ

«Птицы»

 

ΙΙΙ - ΙV

«Насекомые»

август

Ι - ΙΙ

«Деревья»

 

ΙΙΙ - ΙV

«Грибы»

 

Таблица 2

Перспективное планирование проведения системы релаксационных упражнений для детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения с учетом здоровьесберегающих технологий В. Ф. Базарного и Э.С. Аветисова, с целью снятия мышечного напряжения с мышц глазного анализатора и улучшения зрительно-двигательной координации мышц глаза

(3-4 год обучения)

месяц

неделя

Комплекс релаксационных упражнений

сентябрь

Ι-ΙΙ

1.Работа со статичными офтальмотренажерами[35]

2.Пальминг [36]

 

ΙΙΙ-ΙV

1.Работа со статичными офтальмотренажерами

2. Упражнение на восстановление бинокулярного зрения, развития глазодвигательных функций глаза (способ фиксации светящегося объекта по методу Э.С. Аветисова) «Маршруты для глаз»

октябрь

Ι-ΙΙ

1.Работа с подвижными офтальмотренажерами

2.Работа с пособием «Стрелоплан»[37]

 

ΙΙΙ-ΙV

1. Работа с подвижными офтальмотренажерами

2.Проведение зрительной гимнастики с использованием подвижного индивидуального офтальмотренажера

ноябрь

Ι-ΙΙ

1.Работа с тренажером «Восьмерка В. Базарного»

2. Проведение зрительной гимнастики с использованием подвижного индивидуального офтальмотренажера

 

ΙΙΙ-ΙV

1. Работа с подвижными офтальмотренажерами

2. Пальминг

декабрь

Ι-ΙΙ

1. Работа с подвижными офтальмотренажерами

2. Проведение зрительной гимнастики с использованием подвижного индивидуального офтальмотренажера

 

ΙΙΙ-ΙV

1. Работа с тренажером «Восьмерка В. Базарного»

2Пальминг

январь

Ι-ΙΙ

1. Упражнение на восстановление бинокулярного зрения, развития глазодвигательных функций глаза (способ фиксации светящегося объекта по методу Э.С. Аветисова) «Маршруты для глаз»

2.Упражнение с меткой на стекле

 

ΙΙΙ-ΙV

1 Работа с тренажером «Восьмерка В. Базарного»

2.Упражнение с меткой на стекле

февраль

Ι-ΙΙ

1.Работа с подвижными офтальмотренажерами

2.Работа с пособием «Дорожка»[38]

 

ΙΙΙ-ΙV

1.Работа со статичным офтальмотренажером

2.Работа с пособием «Дорожка»

март

Ι-ΙΙ

1.Работа со статичными офтальмотренажерами

2.Пальминг

 

ΙΙΙ-ΙV

1.Работа со статичными офтальмотренажерами

2. Упражнение на восстановление бинокулярного зрения, развития глазодвигательных функций глаза (способ фиксации светящегося объекта по методу Э.С. Аветисова) «Маршруты для глаз»

апрель

Ι-ΙΙ

1.Работа с подвижным офтальмотренажером

2. Упражнение на восстановление бинокулярного зрения, развития глазодвигательных функций глаза (способ фиксации светящегося объекта по методу Э.С. Аветисова) «Маршруты для глаз»

 

ΙΙΙ-ΙV

1. Работа с тренажером «Восьмерка В. Базарного»

2Пальминг

май

Ι-ΙΙ

1. Работа с тренажером «Восьмерка В. Базарного»

2Пальминг

 

ΙΙΙ-ΙV

1. Упражнение на восстановление бинокулярного зрения, развития глазодвигательных функций глаза (способ фиксации светящегося объекта по методу Э.С. Аветисова) «Маршруты для глаз»

2.работа со статичным офтальмотренажером

июнь

 

1. Работа с пособием «Стрелоплан»

2.Пальминг

 

 

1. Работа с подвижными офтальмотренажерами

2. Пальминг

июль

 

1.Работа с тренажером «Восьмерка В. Базарного»

2. Работа с пособием «Дорожка»

 

 

1.Работа с тренажером «Восьмерка В. Базарного»

2. Проведение зрительной гимнастики с использованием подвижного индивидуального офтальмотренажера

август

 

1.Работа с подвижным офтальмотренажером

2. Упражнение на восстановление бинокулярного зрения, развития глазодвигательных функций глаза (способ фиксации светящегося объекта по методу Э.С. Аветисова) «Маршруты для глаз»

 

 

1. Работа с тренажером «Восьмерка В. Базарного»

2Пальминг

 

 

 

Таблица 3

Перспективное планирование работы в образно – каллиграфических прописях при проведении организованной коррекционно-развивающей деятельности с детьми по развитию зрительного восприятия  (этап проведения зрительного анализа нарисованной линии) в МДОУ комбинированного вида

(4-ый год обучения)

сентябрь

3 неделя

4неделя

Работа в образно-каллиграфических прописях

Развитие зрительно-моторной координации. Овладение ребенком методом подбора рациональных способов решения зрительных задач, развитие мелкой моторики; снятие мышечного, зрительного утомления

Прямые линии. Квадрат. Обводка трафаретов.

Закрепление умений зрительного обследования и умения анализировать предметы по основным признакам (форма, цвет, величина)

Полукруг. Круг. Окружность. Обводка трафаретов.

Отбор идентичных фигур по основным признакам.

 

 

Октябрь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

5 неделя

Работа в образно-каллиграфических прописях

Развитие зрительно-моторной координации. Овладение ребенком методом подбора рациональных способов решения зрительных задач, развитие мелкой моторики; снятие мышечного, зрительного утомления

Полукруг (верхний, нижний).

Работа с трафаретом (Круг, квадрат)

Формирование зрительных представлений о плоскостных геометрических фигурах. Соотнесение форм геометрических фигур с формами реальных предметов.

 

Полуовал. Овал.      

 Работа с трафаретом.

Формирование зрительных представлений о сложных геометрических фигурах. Соотнесение форм геометрических фигур с формами реальных предметов.

Волнистые линии. Нижний полуовал.

Формирование зрительных представлений об объемных геометрических фигурах (конус, призма). Использование форм геометрических фигур как эталона для анализа основных форм реальных предметов.

Обведение контура предмета по точкам.

Работа с трафаретом.

Закрепление зрительных представлений о геометрических фигурах.

Игра «Геомет-рическое лото»

Зигзаг.

Верхняя и нижняя границы заштрихованного поля.

Составление геометрического узора с помощью трафарета.

Развитие глазомера.

Анализ длины.

Снятие размера с помощью условных мерок.

                 

 

Ноябрь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Работа в образно-каллиграфических прописях

Развитие зрительно-моторной координации. Овладение ребенком методом подбора рациональных способов решения зрительных задач, развитие мелкой моторики; снятие мышечного, зрительного утомления

Зигзагообразная линия.

Верхняя и нижняя границы заштрихованного поля.

Обведение контура предмета по трафарету и по точкам.

Развитие глазомера.

Зрительный анализ ширины предмета. Снятие размера с помощью условной мерки.

 

 

Зигзагообразные линии (обводка линий в указанном направлении). Нижние границы заштрихованного поля. Составление геометрического узора при помощи трафарета.

Развитие глазомера. Зрительный анализ высоты предмета. Снятие размера с помощью условной мерки.

 

Волнистые линии, образованные из полукругов. Движение руки рядом (сверху нарисованной линии). Углы и середина заштрихованного поля. Составление геометрического узора (без трафарета).

Понятие «засло-ненности» контура.

Игра «Составь натюрморт».

Отбор предметов по убывающей и возрастающей величине.

Волнистые линии, образованные из полукругов. Движение руки рядом с линией (снизу нарисованной линии). Определение формы заштрихованного поля, проведение границ этого поля.

Работа с трафаретом.

Понятия «Внутри» и «Снаружи».

 

             

 

Декабрь

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Работа в образно-каллиграфических прописях

Развитие зрительно-моторной координации. Овладение ребенком методом подбора рациональных способов решения зрительных задач, развитие мелкой моторики; снятие мышечного, зрительного утомления

Полукруг (верхний). Самостоятельное соединение полукругом двух точек. Разделение заштрихованных полей двумя способами: обведение границ малого поля и выделение его цветом.

Составление геометрического узора при помощи трафарета  (треугольник, круг, квадрат).

Полукруг (нижний). Самостоятельное соединение двух точек полукругом. Выделение границ заштрихованного поля.

Составление геометрического узора (квадрат, прямоугольник) при помощи трафарета и без него.

Верхний полуовал. Самостоятельное соединение двух точек с заданным направлением работы. Выделение границ заштрихованного поля любимым способом. Обводка геометрического узора с помощью трафарета и без него.

       

 

 

Раздел 3 «Использование компьютерной программы  во время проведения зрительных гимнастик, офтальмологических минуток отдыха», с целью релаксации мышц зрительного анализатора

Пояснительная записка

В Программе рекомендуется использовать 2 видеотренинга для снятия зрительного утомления детей:

  1. Релаксационные упражнения «Free Nature», программа – заставка «Мозаичные картины природы»

(на экране монитора возникают через определенное время с изменением направления движения мозаичные картины природы).

Эти релаксационные упражнения рекомендуется проводить с детьми, посещающими старшую и подготовительную группы детского сада.

  1. Видеотренинг «Safe Eyes». Разработчик фирма  «Sensor», 1994 год

Данное программное средство предназначено для снятия зрительного утомления у детей старшего дошкольного, школьного возраста и взрослых людей. Это лечебно-профилактическое программное средство, разработанное на основе последних достижений в области офтальмологии, нейрокибернетики и нейрофизиологии зрения, психофизиологии.

При проведении релаксационных упражнений можно выбрать одну из четырех программ видеотренинга:

Ø  Полный тренинг

Ø  Частотный тренинг

Ø  Контраст тренинг

Ø  Паттерн (рассматривание приближающихся – удаляющихся объектов с увеличением (уменьшением) величины объекта).

Ø  Для детей старшего дошкольного возраста рекомендуется выбирать контраст – тренинг и паттерн.

Рекомендации по просмотру программ видеотренинга:

Ø  Экран дисплея компьютера необходимо расположить немного выше уровня глаз детей. Это создаст  «разгрузку» тех групп окологлазных мышц, которые наиболее напряжены при обычном направлении взгляда – вниз или вперед.

Ø  Помещение должно быть хорошо проветрено

Ø  Необходимо исключить наличие всевозможных бликов на экране.

Ø  Если глаз ребенка прикрыт повязкой (при проведении окклюзии), необходимо следить за тем, чтобы во время работы он оставался под ней открытым.

Ø  Запрещается работа с компьютерными программами в темном или полутемном помещении

Ø  Перед началом просмотра видеотренинга необходимо сделать пальминг в течение 1 минуты

Ø  Дети должны сидеть прямо перед экраном дисплея. Держать голову прямо, опирая ее на позвоночник.

Ø  Научить детей чаще моргать и глубоко дышать во время выполнения упражнений.

Ø  Научить детей перемещать взгляд по всему экрану дисплея, вместо того, чтобы уставиться на какую-нибудь отдельную его часть.

Ø  Завершающим этапом работы после проведения видеотренинга является проведение физкультурной микропаузы: вращение глаз по часовой стрелке и обратно, легкие гимнастические упражнения для всего тела (в течение нескольких секунд).

Ø  1 раз в 3 месяца необходимо проводить тест контроль для проверки контрастных характеристик зрения (тестируется контрастная чувствительность).

И тогда, упражнения  станут настоящими тренировками для глаз.

Релаксационные компьютерные видеотренинги рекомендуется проводить 1 раз в месяц, продолжительностью: 3-5 минут.[39]

 

 

Часть 2. «Развитие ручной и пальцевой моторики в процессе предметно - практической деятельности с помощью нетрадиционных методов»

Одной из задач предметно-практического обучения является формирование и развитие у детей двигательных навыков.

      В Программе  «Солнышко» составлены комплексы необходимых операционных действий, без которых невозможно получение положительного результата в развитии ручной и пальцевой моторики  в зависимости от вида продуктивной деятельности (конструирование, лепка, аппликация, рисование, вышивание). Программа  рекомендует считать приоритетным 2 направления коррекционной работы:

  1. Овладение детьми сенсорными эталонами различного вида: зрительными, осязательными (тактильными), двигательными, с целью уточнения, конкретизации, обобщения предметных представлений, формирования способов обследования
  2. Формирование  у детей с нарушением зрения прочных навыков предметно-практической деятельности. (Технология работы, этапы работы по выполнению поделок в предложенных нетрадиционных методиках, образцы детских работ представлены на цифровом носителе[40].)

Задачи Программы по развитию ручной и пальцевой моторики:

  1. Реализовать базисные задачи по развитию и коррекции зрительного восприятия, осязания и мелкой моторики у детей на самой последней ступени дошкольного возраста;
  2. Реализовать базисные задачи эстетического воспитания, обучения и развития детей на самой последней ступени дошкольного возраста
  3. Познакомить детей с новыми нетрадиционными техниками рисования, выполнения аппликаций, вышивания, работы с пластилином и природным материалом.
  4. Познакомить специалистов с новым содержанием художественной деятельности, в которой специфические виды детской деятельности - лепка, аппликация и рисование – выступают как единое «творческое пространство»
  5. Познакомить педагогов и воспитателей, работающих с детьми с нарушением зрения с новым наглядно-методическим обеспечением творческого процесса: технологическими картами, незавершенными композициями

Задачи художественно-творческого развития детей:

Ø  Продолжать знакомить детей с произведениями разных видов искусства для обогащения зрительных впечатлений и формирования эстетического отношения к окружающему миру.

Ø  Расширять, систематизировать и детализировать содержание изобразительной  деятельности детей.

Ø  Научить детей различать реальный и фантазийный мир в произведениях изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

Ø  Инициировать самостоятельный выбор детьми художественных образов, сюжетов композиций, а также материалов, инструментов, способов и приемов реализации замысла.

Ø  Развивать композиционные умения.

Ø  Учить координировать движения рук в соответствии с характером создаваемого образа

Основное условие осуществления коррекционно-воспитательной работы в процессе формирования предметно-практических действий – сочетание наглядных приемов и способов со словесными пояснениями.

Обучение предметно-практической деятельности должно быть построено на комплексном применении алгоритмических предписаний, адекватном познавательным возможностям детей. Как указывает Л.И. Плаксина, процесс алгоритмизации выполнения предметных действий учит детей планировать и упорядоченно, целенаправленно действовать.

Систематическое, поэтапное выполнение действий способствует преодолению у детей с нарушением зрения трудностей в формировании предметно-практической деятельности.

В программе разработано перспективное планирование занятий учителя  – дефектолога с детьми по использованию нетрадиционных методик: «Пластилинография», «Бумагокручение», Техника «Изонить», выполнение аппликации в технике «Скульптурная аппликация» и «Макарономания», техника рисования «Опускаем пальцы в краску» и «Рисование ладошками»[41]).

Занятия (на основании решаемых задач) объединены в блоки:

Ι. Знакомство с новыми понятиями

ΙΙ. Развитие зрительных функций, совершенствование координации движений рук под контролем глаз, развитие умения чередовать зрительные нагрузки и расслабление. Развитие мускулатуры кисти и пальцев рук, развитие глазомера и остроты зрения.

ΙΙΙ. Сенсорное развитие. Развитие цветовосприятия (закрепление представлений о теплых и холодных цветах спектра, подбор цвета нитей или деталей к фону, подбор нити по толщине, практические упражнения в нахождении лицевой и изнаночной стороны работы).

ΙV. Трудовое воспитание. Формирование навыка работы ножницами, иглой, работы с листовыми трафаретами и шаблонами. Воспитание старательности и аккуратности.

V. Нравственное воспитание. Формирование усидчивости, терпения, прилежания, внимания, взаимопомощи, умения доводить начатое до конца.

VΙ. Эстетическое воспитание. Ознакомление детей с новыми видами художественной деятельности. Формирование эстетического вкуса. Развитие умения подбирать контрастные цвета, оттенки, использовать знания, полученные на занятиях другими видами изо деятельности.

VΙΙ. Развитие речи. Развитие объяснительной и доказательной речи, введение в активный словарь детей новых терминов, слов и понятий.

Освоение каждой новой методики должно последовательно решать следующие задачи (с постепенным усложнением и предоставлением большей самостоятельности детям при выполнении практической работы при изготовлении поделки – рисунка):

На этапе подготовительной работы

Техника «Изонить» - закрепление знаний детей о плоскостных геометрических фигурах, закрепление умения составлять и расчленять сложные формы предметных изображений, составленных из геометрических фигур; развитие творческого воображения при проведении работы по плоскостному конструированию, развитие и совершенствование навыка работы  с шаблонами.

Техника «Бумагокручение» - знакомство детей с различными видами и свойствами бумаги, со способами производства бумаги

Техника «Пластилинография» - закрепление знаний детей о свойствах пластилина, отработка ранее изученных приемов и способов работы с пластилином; проведение практической работы по получении новых цветов пластилина путем смешивания кусочков пластилина 2-3 цветов, по получению различных оттенков по светлоте определенного цвета путем добавления кусочков пластилина белого цвета; ознакомление детей с законами линейной перспективы, проведение практических упражнений с предметными картинками (силуэтными изображениями предметов) по созданию сюжетных композиций с учетом законов линейной перспективы

Техника «Макарономания» и «Скульптурная аппликация» - развитие навыка зрительно-осязательного обследования, развитие умения различать предметное изображение в 2-х модальностях (силуэт, контур), отработка навыков работы с листовыми трафаретами и шаблонами

Техника «Макарономания» - выполнение практических упражнений в «сухом» бассейне (выбор макаронин определенной формы и размера), знакомство с новой техникой с опорой на зрительный анализ готовой поделки

Техника «Опускаем пальцы в краску» и «Волшебные ладошки» - закрепление знаний детей о последовательности цветов в радуге, закрепление умения называть цвета и их оттенки точным словом, совершенствование навыка работы детей с цветовыми эталонами, закрепление знаний о теплых – холодных цветах спектра; проведение дидактических игр с целью составления гармоничных, нюансных, контрастных сочетаний (аккордов);

Техника «Опускаем пальцы в краску» - практическая работа по совершенствованию умений работать в технике рисования «тычком», «нанесения отпечатка стороной сухого листа», освоение нового приема рисования  –примакивание тампоном.

Техника «Волшебные ладошки» - развитие навыка зрительно-осязательного обследования, сопоставление предметов, данных в двух модальностях (контур, силуэт)

На  этапе ознакомления с новой техникой

Техника «Изонить» -  закрепление понятий «угол, сторона угла, отрезок, окружность, круг», развитие умения детьми  оперировать этими понятиями в речи; развитие умения обобщать  зрительную информацию (работа с технологическими картами, анализ готовых образцов); совершенствование навыка работы с иглой и ножницами; развитие зрительно-моторной координации, прослеживающей функции глаза, развитие глазомера детей.

Техника «Бумагокручение» - знакомство с новой технологией с опорой на технологическую карту

Техника «Пластилинография» - знакомство с новой техникой с опорой на технологические карты и зрительно-осязательный анализ готовой поделки

Техника «Макарономания» - знакомство с новой технологией с опорой на зрительно-осязательный анализ готового образца

Техника «Скульптурная аппликация» - знакомство с новой технологией с опорой на слуховую информацию.

Техника «Опускаем пальцы в краску» и «Волшебные ладошки» - знакомство с новой техникой рисования с опорой на технологические карты

На этапе совершенствования навыка работы в данной технике

Техника «Изонить»

1.      Развитие умения составлять с помощью шаблона рисунок  и готовить этот рисунок для дальнейшей работы (с опорой на технологическую карту)

2.      Развитие умения самостоятельно с помощью шаблона составлять рисунок  и готовить его для дальнейшей работы (следуя словесной инструкции педагога)

3.      Развитие умения самостоятельно с помощью шаблона составлять рисунок  и готовить его для дальнейшей работы (с опорой на коллективный зрительный анализ готовой поделки)

4.      Развитие умения самостоятельно с помощью шаблона составлять рисунок  и готовить его для дальнейшей работы (с опорой на самостоятельный зрительный анализ готовой поделки)

Техника «Бумагокручение», техника  «Пластилинография», техника «Скульптурная аппликация»

1.      Составление  плана выполнения последовательности отдельных этапов работы (с помощью педагога с опорой на технологическую карту)

2.      Самостоятельное составление  плана выполнения последовательности отдельных этапов работы (коллективная работа без помощи педагога с опорой на технологическую карту)

3.      Самостоятельное составление  плана выполнения последовательности отдельных этапов работы (коллективная работа без помощи педагога без опоры на технологическую карту,

Техника «Бумагокручение» - с опорой на зрительный анализ готовой поделки

Техника «Пластилинография» и техника «Скульптурная аппликация»  - с опорой на зрительно-осязательный анализ готовой поделки)

4.      Самостоятельное составление  плана выполнения последовательности отдельных этапов работы (индивидуально без помощи педагога с опорой на технологическую карту)

5.      Самостоятельное составление  плана выполнения последовательности отдельных этапов работы (индивидуально без помощи педагога без опоры на технологическую карту, опираясь на

Техника «Бумагокручение» - зрительный анализ готовой поделки

Техника «Пластилинография»  и техника «Скульптурная аппликация» - на зрительно-осязательный анализ готовой поделки)

6.      Развитие объяснительной речи детей (объяснять последовательность самостоятельно продуманной работы по изготовлению поделки с опорой на технологическую карту)

7.      Развитие объяснительной речи детей (объяснять последовательность самостоятельно продуманной работы по изготовлению поделки без опоры  на технологическую карту)

8.      Развитие умения видеть конечный результат (замысел коллективной композиции) при выполнении отдельных частей работы каждым ребенком индивидуально

На заключительном этапе совершенствования навыка работы во всех техниках

1.      Творческая работа детей по продумыванию и созданию рисунка (целой композиции), самостоятельный выбор средств, способа и приемов выполнения работы для раскрытия предложенной темы

2.      Развитие умения переносить усвоенный ранее алгоритм выполнения техники на новый вид подручного материала

3.      Создание условий для экспериментирования детей по осуществлению собственного творческого замысла, созданию фантазийных образов, поиск способов и средств по моделированию сказочного стиля

Рекомендации по проведению организованной коррекционно-развивающей деятельности с детьми

1.      Начать работу с использованием предложенных методик лучше с детьми 5-6 лет

2.      Перед началом этапа практической самостоятельной работы детей необходимо провести упражнение «Накормим птичку»[42], комплекс пальчиковой гимнастики, включающий упражнения по отработке пальцевых поз [43], упражнения на стенде пальцевых прописей.

3.      Работу зрительного анализатора необходимо чередов