« Применение здоровьесберегающих технологий в практике работы с детьми с ОВЗ» (обобщение опыта работы)

Ильина И. Г., учитель – дефектолог МДОУ

Детский сад комбинированного вида №240 «Ручеек»

Волжского района  города Саратова

"Если нельзя вырастить ребёнка, чтобы он совсем не болел,

то во всяком случае, поддерживать
его высокий уровень здоровья вполне возможно"

Академик, хирург Н. М. Амосов.

 

В последнее время обоснованную тревогу вызывает состояние здоровья не только школьников, но и дошкольников. Ухудшение здоровья детей  стало не только медицинской, но и серьёзной педагогической проблемой. Поражает стремительность, с которой нарастают кризисные явления в этой сфере жизни.

Возникает такой образ: тихая, полноводная река, в ней купаются дети, не очень умеющие плавать. Впереди - огромный, кипящий водопад. Течение уносит детей, они оказываются в падающем потоке воды, рискуя разбиться и погибнуть. А мы, взрослые, стоим внизу, протягиваем руки и пытаемся их спа­сти, в то время как все мы должны были быть наверху, где спокойное тече­ние, и учить их плавать.

Если перенести данную метафору в область здоро­вья, то река - это образ жизни, и наша задача - научить каждого ребёнка безопасному плаванию по ней, всячески помогая ему в выборе стиля жизни, способствующего сохранению и укреплению здоровья.

Кто должен и может взять на себя такую роль?

Для себя я ответила: педагог, особенно тот, который работает с детьми с особыми образовательными нуждами, он должен научить каждого малыша заботиться о своем здоровье. Спасательным кругом для моих воспитанников и для меня в этом «падающем потоке воды и бурлящей реке»,  стали здоровьесберегающие технологии

Моя здоровьеориентированная образовательная деятельность базируется на трех методологических принципах: сохранение, укрепление и формирование здоровья воспитанников.

Здоровьесберегающие технологии, в моем понимании, - это: условия обучения, воспи­тания и развития ребенка (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания); рациональная организация коррекционно -воспита­тельного  процесса (в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями); соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка и учета состояния зрительного дефекта; необходимый, достаточный и рационально ор­ганизованный двигательный режим.

В этом направлении я работаю уже более 15 лет (10 лет в школе-интернате для детей с нарушением зрения и 5 лет в условиях МДОУ комбинированного вида). Собран  большой  практический материал.

Для себя я так определила цель использования  здоровьесберегающих технологий: создание охранитель­ного педагогического режима общения, направленного на поддер­жание оптималь­ной работоспособности и предупреждения негативных сдвигов в состоя­нии здоровья детей (в процессе взаимодействий взрослого и ребенка, ребенка и других детей).

Среди специфических принципов, выражающих  специфические закономерности пе­дагогики оздоровления, важнейшим в своей практике я называю  принцип «Не на­вреди!».

Большие возможности, на мой взгляд, в реализации технологий сберегающих здоровье  современного дошкольника, имеют:

·        оздоровительная система  В. Ф. Базарного,

·        уникальная методика выявления и коррекции зрительных дефектов Э. С. Авети­сова

·        методика В. А.Ковалева, которая способствует развитию остроты зрения.

Использование в условиях МДОУ Детский сад комбинированного вида №240  «Ру­чеек» здоровьесберегающих технологий по методу В.Ф. Базарного заключаются в следующих моментах:

ØПрименение зрительно-координаторных тренажей с меняющи­мися зрительно-сиг­нальными сюжетами[1];

·        В различных участках группы  фиксируются привлекающие внимание яркие объ­екты – зрительные метки. Ими могут служить игрушки или красочные кар­тинки. Расположены они по углам комнаты. Игрушки (картинки) подобраны с таким рас­четом, что вместе они составляют единый зрительно-игровой сюжет (например,  из известных сказок). Для активизации организма, в том числе общего чувства координации и равновесия, упражнения рекомендуется выполнять только в по­ложении стоя

Каждый сюжетный комплекс рекомендуется менять не реже 1 раза в 2 недели. Обязательным моментом является то, что под каждой картинкой помещается одна из цифр 1-2-3-4 в соответствующей последовательности.

·        Применение  плаката – схемы зрительно-двигательных траекторий[2].

На плакате  с помощью специальных стрелок указаны основные направления, по ко­торым должен двигаться взгляд в процессе выполнения физкультминуток; вперед-на­зад, влево-вправо, по и против часовой стрелки, по “восьмерке”. Каждая траектория имеет свой цвет. Это делает схему яркой, красочной и привлекает внимание. Упраж­нения выполняются только стоя, при выключенном электрическом освещении.

Упражнение с применением этого плаката – схемы мы с детьми прозвали « Упраж­нение «8-ка В. Базарного»

·        Размещение наглядности на «качелях». Я использую «зонтики» и различные модули, прикрепленные к потолку[3]

Эта методика позволяет не только добиться положительной динамики в развитии и коррекции зрительной патологии, но и повышает психическую активность детей на занятиях, дает положительный результат и в релаксационных мероприятиях по снятию мышечного напряжения.

·        Работа на занятиях по зрительному восприятию в прописях «по Базар­ному»  (об­разно-каллиграфические прописи, на этапе проведе­ния зрительного анализа на­рисованной линии) и работа  на стенде пальцевых прописей с целью сня­тия зрительного  и мышечного напряжения и разви­тия зрительно-моторной коор­динации[4].

Во время проведения зрительного анализа нарисованных линий в прописях  и на стенде дети работают и пальчиком, и указкой, и фломастером.  В результате систематической работы была получена положительная динамика развития зрительных функций, уровня развития осязания (тактильных ощущений) и развития мелкой моторики детей.

·        Проведение   учебных  занятий в режиме смены динамиче­ских поз. Тем самым сохра­няется и укрепляется телесная вертикаль, позвоночник - основа энергетики че­ловеческого организма.

·        Ежедневное проведение на занятиях двух физкультминуток:  для глаз и для расслабления различных групп мышц детей с использованием массажных ковриков – мешочков[5]).  Физминутки  стараюсь про­водить в стихотворной форме, обязательно под музыку.

·        Использование технологии  пере­ключения ближнего зрения на дальнее. Поиск  необходимой  информации  ребе­нок ведет  на  расстоянии, достигается это за счет максимального удаления от глаз ребёнка учебного дидактического материала; карточки с информацией мо­гут располагаться в любом месте групповой комнаты.

Это способствует  не только предупреждению общей утомляемости, но и поддер­жанию естественного хода развития зрения.

Данная методика - это первая в отечественной и зарубежной практике попытка инте­грации межведомственных интересов народного образования и здравоохранения.

Занимаясь по технологии В. Ф. Базарного могу сделать вывод:

·        Методика Базарного позволяет создать условия для предупреждения и  устране­ния близорукости.

·        При систематическом использовании рекомендаций В. Базарного происходит по­ложительный сдвиг в динамике развития зрения и психического состояния де­тей и (это доказывают результаты диагностических исследований)

·        наблюдается возрастание  интереса детей  к занятиям;

·        наблюдается увеличение объёма выполняемых работ детьми на занятиях.

Достаточно про­ста и эффективна система работы по выявлению и коррекции зрения у детей  профессора Э.С. Аветисова, направленная на лечение аномалий рефракции, амблиопии и косоглазия.

 В своей практике работы с детьми  я использую специальные упражнения для глаз –  упражнения - движение глазными ябло­ками во всех возможных направлениях вверх-вниз, в стороны, по диагонали, а также упражнения для внутренних мышц глаз.

Э. Аветисов рекомендует сочетать  комплексы зрительных упражнений с общеразвивающими, ды­хательными и коррегирующими упражнениями.

При выполнении каждого комплекса упражнений  (особенно с движениями рук) можно выполнять и движения глазного яблока, фикси­руя взгляд на кисти или удерживаемом предмете. Голова при этом должна быть не­подвижной. Амплитуда движения глазного яблока максимальная, темп средний или медленный. Важно строго соблюдать дозировку специальных упражнений. Начинать следует с 4-5 повторений каждого из них, постепенно увеличивая до 8-12. Вся система упражнений  состоит  из трех групп упражнений.[6]

Очень часто в процессе зрительной гимнастики на занятиях я провожу с детьми упражнение «Маршруты для глаз» с использованием настенного панно и лазерной указки. Упражнение основано на фиксации взора на светящемся пятне на панно[7]. Этот механизм помогает связать воедино сенсорный и моторный аппараты обоих глаз, способен обеспечить нормальное бинокулярное зрения.


[1] Методика работы с тренажами  и перспективное планирование представлена в Приложении № 1

[2] Методика  работы с плакатом – тренажером (упражнение «8-ка В. Базарного» ) представлена в Приложении №1

[3] Изображения на карточках, силуэтные изображения предметов должны быть четкими, ясными. Изображения на карточках должно быть нанесено с двух сторон.

[4] Методика работы на стенде пальцевых прописей и перспективное планирование работы в прописях «по Базарному» представлены в Приложении №1

[5] У каждого ре­бёнка под ногами лежат самодельные коврики, выполненные по образцу аппли­катора Кузнецова. Эти массажные коврики (мешочки с бобами) изготовлены родителями при участии детей

[6] Методика выполнения упражнений представлена в Приложении №3

[7] Методика выполнения упражнения с использованием настенного панно «Маршруты для глаз» представлена в Приложении №3

 

Мои воспитанники очень любят играть в игры «Пчела» и «Дирижер», разработанные с опорой на рекомендации Э. Аветисова

·        Игра «Пчела» заключается в том, что нужно представить перед собой медленно ле­тящую кругами пчелу, сфокусировать на пей свой взгляд и выполнять таким образом круговые движения глазами. По команде педагога  «пчела садится ре­бенку  на переносицу». Дети  не должны упускать ее из виду.

·        В игре «Дирижер» воспитанники  представляют себя знаменитыми дирижерами. Они встают, берут в руку «дирижерскую палочку» (карандаш, ручку) и в такт звукам музыки начинают дирижировать. При этом они не отрывают глаз от кончика палочки, т.е. сопровождают глазами все ее движения в течение музы­кального фрагмента. Движения палочки должны быть плавными, чтобы взгляд не соскальзывал с выбранной точки фиксации.

Как показали мониторинговые результаты диагностики у детей  положительная динамика в развитии глазной патологии, наблюдается восстановление механизма бификации, т е способности глазодвигательной системы одновременно направлять на объект фиксации и удерживать на нем зрительные оси обоих глаз.

Последние 2 года работы я использую методику, разработанную  Ковалевым В.А.

В систематическую работу вовлечены дети на занятиях, выполняющие две или три физкультминутки каждый день с использованием различных средств для профилак­тики зрительного утомления и развития основных зрительных функций.

Общее время затрат на выполнение специальных упражнений не превышает 6 минут за сутки и многие дети выполняют упражнения дома самостоятельно, так как абсо­лютное большинство из них уже через 5 – 6 недель замечают благотворные изменения в работе глаз и сами начинают применять упражнения данной методики. Этому спо­собствуют родители воспитанников, которые имеют возможность получить всю необ­ходимую информацию на родительском собрании и на постоянных консультациях.

Первой физкультминуткой в системе является “запуск” глаз в работу. Это массаж ак­тивных точек лица на первой минуте занятия[1].

Весь комплекс упражнений активизирует кровообращение и способствует активиза­ции сетчатки глаза. Для детей все упражнения имеют название - “зайчики умыва­ются”.

Основная задача второй физкультминутки - продление периода высокой зрительной работоспособности на втором-третьем занятиях. Для этого дети на 15-ой минуте заня­тия по команде педагога (воспитателя) “рисуют” точкой взора прямоугольники по пе­риметру рисунка тренажера “Видеоазимут”  Упражнения меняются на “рисование” диагоналей прямоугольника и вертикали.
Движения глазами осуществляются при относительно неподвижном лице и способст­вуют резкому улучшению кровоснабжения тех участков оболочки глаза, к которым крепятся глазодвигательные мышцы. Именно эти упражнения способствуют укрепле­нию склеры - оболочки глаза и превращают близорукий глаз в нормально видящий[2].

 



[1] Методика проведения массажа представлена в Приложении №2

[2] Методика работы с тренажером «Видеоазимут» представлена в Приложении №2

Для снятия утомления с аккомодационного аппарата хрусталика на последних заня­тиях и во второй половине дня использую тренажеры «Флажок»,  «Солнышко»  или “Дорожка”, позволяющие эффективно снижать степень утомления глаз при напряженном штриховании, рисовании. [1]

Для улучшения осанки детей во время выполнения заданий в предметно-практической деятельности  использую  тренажёры - мешочки, наполненные различными крупами. Во время работы они у ребят лежат на голове. Сидит ребёнок правильно - мешочек не падает, как только склонился, то он падает с головки. Вот так ребята учатся себя кон­тролировать самостоятельно.

Всю организацию коррекционно-развивающей работы я стараюсь построить  с учётом физиологических принципов изменения работоспособности ребёнка:

·         сделать облегчённой начало каждой учебной недели

·         в ходе проведения занятий сложный материал изучается лишь тогда, когда работо­способность детей достигла высшего уровня;

·         рационально чередуется учёба и отдых детей; работа зрительного анализатора и сохранных анализаторов

В качестве приёма здоровьесбережения применяю дифференцированный подход к обучению на занятиях. При этом каждый ребёнок получает от процесса познания но­вого и закрепления пройденного материала только положительные эмоции, ощущает комфорт, защищённость и испытывает интерес к учёбе.

Хороший эффект в динамике развития детей был достигнут и после применения  нетрадиционных здоровьесбере­гающих технологий в коррекционно-педагогическом процессе:

·         «Музыкотерапии»

·         « Закона смежной ассоциации и свойства цвета»

Музыкотерапия.  Доказано, что музыка может успоко­ить, но может привести в крайнее возбуждение, может укрепляться иммунная система, что приводит к снижению заболеваемости, улучшает обмен веществ, активнее идут восстановительные процессы, и человек выздоравливает.

Ритм, кото­рый диктует музыка головному мозгу, снимает нервное напряжение, улучшая тем са­мым речь ребёнка. Многие музыкальные произведения дают хороший терапевтиче­ский эффект. Например, для снятия тревоги - Шопен, Штраус, для уменьшения раз­дражительности - Бетховен, успокоительное - Брамс. Музыка обладает силой воздей­ствия на детей. Музыка заставляет задуматься над собой, над своим характером. А как это важно, когда ребенок живет в коллективе.

На занятиях использую закон смежной ассоциации и свойства цвета

Наглядные пособия  готовлю таким образом, что при восприятии учебного материала дети видят определённый цветовой фон, на который нанесены программные понятия и представления. Дети воспринимают два объекта: цвет и  «учебное» понятие. При упоми­нании о цвете вспоминают всё, что на нём увидели. Так,  вместе с восприятием цвета идёт процесс познания. Важно, чтобы наглядные пособия, изготовленные по закону смежной ассоциации и свойства цвета, попадали  в поле зрения детей только во время занятия. Иначе они дадут обратный эффект.

Общие выводы:

·        Рассмотренные здоровьесберегающие технологии позволяют создать условия для предупреждения и  коррекции  зрительной патологии.

·        При систематическом использовании рекомендаций происходит по­ложительный сдвиг в динамике развития зрения и психического состояния де­тей и (это доказывают результаты диагностических исследований)

·        наблюдается возрастание  интереса детей  к занятиям;

·        наблюдается увеличение объёма выполняемых работ детьми на занятиях.

Три последних года с использованием рассмотренных здоровьесберегающих техноло­гий  дали следующие результаты:
-  улучшение остроты зрения у 65% детей, без изменений у 35% (положительный фак­тор сохранения исходного зрения).
При норме зрения в 1,0 у детей произошли следующие изменения исходных показате­лей: на 0,5 прирост у двух человек, на 0,4 - 3 человек, на 0,3 - 2 воспитанников,  на 0,1 - 2 человека.
Большую роль играл контакт с родителями, которые помогали детям усваивать уп­ражнения дома и контролировали выполнения домашних заданий.
Методика  работает и результаты ее внедрения убедительны - она помогает сохранить зрение и осанку детей.
Надеюсь, что данный материал сможет оказать вам помощь и вам, уважаемые читатели.

 



[1] Вид тренажеров и методика работы с ними представлены в Приложении №2

Выполните плакат-схему зрительно-двигательных траекторий в максимально возмож­ную величину (лист ватмана, потолок, стена и т.д.). На ней с помощью специальных стрелок укажите основные направления, по которым должен двигаться взгляд в про­цессе вы­полнения упражнения: вверх-вниз, влево-вправо, по часовой стрелке и против нее, по траектории «восьмерки». Каждая траектория имеет свой цвет: №1,2 — корич­невый, № 3 — красный, № 4 — голубой, № 5 — зеленый.

Методика занятий по тренажеру Базарного

Режим № 1.

Режим непроизвольного зрительно-моторного "скольжения" по траекториям.  Как по­казал опыт, ребенок периодически непроизвольно включается в такой самотренаж.

Учитывая, что схема выполнена яркими цветными линиями, которые привлекают "на себя" наибольшее внимание из объектов учебной комнаты, становятся за счет этого зрительно-ориентирующими доминантами в непроизвольной зрительно-моторной по­исковой экспрессии.

В этих условиях орган зрения, находясь в свободе непроизвольного поиска, каждый раз при взгляде вверх вступает в моторное взаимодействие с гармонической пластикой линий, непроизвольно как бы "скользит" по ориентирующим траекториям, настраивая свою моторику на гармоничный строй.

Режим № 2.

Дети периодически становятся в центре под схемой-тренажером и, следя глазами за ориентирующими стрелками траекторий, выполняют соответствующее упражнение. При этом они выполняют непроизвольно-сочетанное движение глазами, головой и ту­ловищем.

Кратность: примерно по 10-12 движений по каждой траектории (по "овалам", по "восьмерке" и по "кресту"). Частота выполнения таких тренажей зависит от продолжи­тельности пребывания детей в помещении, а также от характера зрительной работы. Например: в процессе выполнения тонко координированных зрительных операций рекомендуется выполнять упражнения через каждые 15 минут.

Режим № 3

Дети, фиксируя взором траектории, в начале учатся "обходить" схемы-траектории, а затем "обегать". Такие упражнения рекомендуется выполнять примерно через каждые 1-1,5 часа.

Режим № 4

Занятие проводится на специально изготовленной карте-схеме. Карта размещается на стене напротив лица. Занятие заключается в поочередном обведении указа­тельным пальцем траекторий с одновременным слежением за ним органом зрения.

 

Систематические занятия по схеме способствуют снижению психической утомляемо­сти, избыточной нервной возбудимости, агрессии. Такие занятия способствуют улуч­шению межличностных отношений в коллективе, росту доброжелательности во взаи­моотношениях, а также продолжительности и качеству сна.

Схема – тренажер находится на мольберте, в центре стены (прямо перед глазами ре­бенка).

1.     Поднять детей с рабочих мест. Упражнение проводится прямо перед тренажером.

2.     Объяснить детям, что они должны делать: по команде педагога, не поворачивая го­ловы, движением одних глаз проследить траекторию движения сказочного ге­роя, насекомого, машины и т.д. очень важно сделать акцент на то, чтобы дети стояли прямо, не сдвигая ног с места и не поворачивая головы.

3.     Педагог предлагает переводить взор с одной зрительной метки на другую под счет.

4.     Целесообразно показывать детям, на каком предмете необходимо каждый раз оста­навливать взгляд. Можно направлять взор ребенка последовательно на каж­дую метку, а можно – в случайном порядке.

5.     Скорость перевода взора не должна быть большой. Переводить взор надо мед­ленно, чтобы за все упражнение было не больше 12 фиксаций глаз.

6.     Продолжительность  выполнения упражнения – 1 минута.

7.     Педагог должен постоянно следить за тем, чтобы дети не поворачивали головы.

 

Систематические занятия способствуют кроме снятия зрительного утомления и тренировки мышц глаза, стабилизации психоэмоционального развития детей в целом (снижение утомляемости, избыточной нервной возбудимости). 

Схема-тренажер находится в вытянутых руках на уровне глаз ребенка. При выполнении упражнения дети следят за движением предмета только движениями глаз. Дети должны стоять прямо, не сдвигая ног с места.

1.     Поднять детей с рабочих мест. Упражнение проводится прямо у рабочего места.

2.     Объяснить детям, что они должны делать: по команде педагога, не поворачивая головы, движением одних глаз проследить траекторию движения бабочки, звездочки, солнышка и т.д. Очень важно сделать акцент на то, чтобы дети стояли прямо, не сдвигая ног с места и не поворачивая головы.

3.     Педагог предлагает переводить взор за движущейся меткой (направления движения предмета (и глаз) : вверх – вниз, влево – вправо, по кругу (по часовой или против часовой стрелки).

4.     Скорость слежения за двигающейся меткой  не должна быть большой. Переводить взор надо медленно, чтобы за все упражнение было не больше 12 фиксаций глаз.

5.     Продолжительность  выполнения упражнения – 1 минута.

6.     Педагог должен постоянно следить за тем, чтобы дети не поворачивали головы.

Систематические занятия способствуют кроме снятия зрительного утомления и тренировки мышц глаза, стабилизации психоэмоционального развития детей в целом (снижение утомляемости, избыточной нервной возбудимости).

 

 

Перспективное планирование тематики сюжетных и предметных картинок для статич­ного и подвижного зрительно - координаторнаторных тренажей (тренажер «Зонтик», индивидуальных подвижных офтальмотренажей) с учетом здоровьесберегающих технологий В.Ф. Базарного

 

месяц

неделя

Тематика сюжетных и предметных картинок

сентябрь

Ι - ΙΙ

«Фрукты»

 

ΙΙΙ - ΙV

«Грибы»

октябрь

Ι - ΙΙ

«Овощи»

 

ΙΙΙ - ΙV

«Деревья»

ноябрь

Ι - ΙΙ

«Спортивный инвентарь»

 

ΙΙΙ - ΙV

«Транспорт»

декабрь

Ι - ΙΙ

«Птицы»

 

ΙΙΙ - ΙV

«Времена года»

январь

Ι - ΙΙ

«Дикие и домашние животные»

 

ΙΙΙ - ΙV

«Дорожные знаки»

февраль

Ι - ΙΙ

«В гостях у сказки»

 

ΙΙΙ - ΙV

«Профессии»

март

Ι - ΙΙ

«Времена года»

 

ΙΙΙ - ΙV

«Насекомые»

апрель

Ι - ΙΙ

«Космос»

 

ΙΙΙ - ΙV

«Цветы»

май

Ι - ΙΙ

«Животные жарких стран»

 

ΙΙΙ - ΙV

«Животные севера»

июнь

Ι - ΙΙ

«В гостях у сказки»

 

ΙΙΙ - ΙV

«Фрукты-овощи»

июль

Ι - ΙΙ

«Птицы»

 

ΙΙΙ - ΙV

«Насекомые»

август

Ι - ΙΙ

«Деревья»

 

ΙΙΙ - ΙV

«Грибы»

 

Методика работы на стенде пальцевых прописей

 Цель работы на стенде пальцевых прописей -  развитие свободы пластиче­ского жеста (графического движения), развитие зрительно-моторной ко­ординации, снятие мышечного напряжения с кистей и пальцев рук

Стенд пальцевых прописей – это простейший тренажер. Он представляет собой лист ватмана с нарисованными на нем различными узорами, которые, с одной стороны, фиксируются на жесткой поверхности, с другой - прикрываются тонкой прозрачной калькой (в 1-2 слоя). Занятия заключаются в свободном и энергичном обведении паль­цами линий каждого заданного образа. Узоры-линии меняются 1 раз в неделю. Для жесткой фиксации пальцевых прописей можно использовать жесткую поверхность  мольберта (поверхность должна быть слегка наклонена в среднем на 16-18о).

Во всех случаях должны быть соблюдены следующие условия работы на стенде паль­цевых прописей:

·        Рабочая поверхность тренажера должна быть наклонной;

·        Высота нижнего края тренажера должна быть на уровне груди ребенка;

 

·        Упражнение в течение 1-2 минут должно предшествовать любому тонко координа­торному действию (лепке, аппликации, рисованию, работе в технике «Изонить»);

Дидактический материал представляет собой графические задания, при  выполнении которых у ребенка совершенствуются навыки точных движений руки под контролем зрения, развитие свободы пластического жеста, зрительно-тактильной координации,  происходит развитие зрительных операций и умений. Система рассчитана на 15 занятий.

Знакомство ребенка со способами выполнения задания происходит в форме сотрудничества: педагог вместе с ребенком анализирует рабочее поле, выделяя те элементы изображения, которые ему будет необходимо удерживать в поле зрения или прослеживать при выполнении практического действия руки. С этой целью необходимо активизировать зрительно-моторную память, предлагая ребенку выполнить задание, используя в качестве инструмента сначала свой пальчик, затем указку, карандаш и на последнем этапе - фломастер.

Во всех случаях должно быть соблюдено следующее условие:

Рабочая поверхность должна быть слегка наклонена

 

Перспективное планирование работы в образно – каллиграфических прописях на коррекционных занятиях по развитию зрительного восприятия  (этап проведения зрительного анализа нарисованной линии) в МДОУ комбинированного вида

(4-ый год обучения)

сентябрь

3 неделя

4неделя

Работа в образно-каллиграфических прописях

Развитие зрительно-моторной координации. Овладение ребенком методом подбора рациональных способов решения зрительных задач, развитие мелкой моторики; снятие мышечного, зрительного утомления

Прямые линии. Квадрат. Обводка трафаретов.

Закрепление умений зрительного обследования и умения анализировать предметы по основным признакам (форма, цвет, величина)

Полукруг. Круг. Окружность. Обводка трафаретов.

Отбор идентичных фигур по основным признакам.

 

Октябрь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

5 неделя

Работа в образно-каллиграфических прописях

Развитие зрительно-моторной координации. Овладение ребенком методом подбора рациональных способов решения зрительных задач, развитие мелкой моторики; снятие мышечного, зрительного утомления

Полукруг (верхний, нижний).

Работа с трафаретом (Круг, квадрат)

Формирование зрительных представлений о плоскостных геометрических фигурах. Соотнесение форм геометрических фигур с формами реальных предметов.

 

Полуовал. Овал.      

 Работа с трафаретом.

Формирование зрительных представлений о сложных геометрических фигурах. Соотнесение форм геометрических фигур с формами реальных предметов.

Волнистые линии. Нижний полуовал.

Формирование зрительных представлений об объемных геометрических фигурах (конус, призма). Использование форм геометрических фигур как эталона для анализа основных форм реальных предметов.

Обведение контура предмета по точкам.

Работа с трафаретом.

Закрепление зрительных представлений о геометрических фигурах.

Игра «Геомет-рическое лото»

Зигзаг.

Верхняя и нижняя границы заштрихованного поля.

Составление геометрического узора с помощью трафарета.

Развитие глазомера.

Анализ длины.

Снятие размера с помощью условных мерок.

                 

 

Ноябрь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Работа в образно-каллиграфических прописях

Развитие зрительно-моторной координации. Овладение ребенком методом подбора рациональных способов решения зрительных задач, развитие мелкой моторики; снятие мышечного, зрительного утомления

Зигзагообразная линия.

Верхняя и нижняя границы заштрихованного поля.

Обведение контура предмета по трафарету и по точкам.

Развитие глазомера.

Зрительный анализ ширины предмета. Снятие размера с помощью условной мерки.

 

 

Зигзагообразные линии (обводка линий в указанном направлении). Нижние границы заштрихованного поля. Составление геометрического узора при помощи трафарета.

Развитие глазомера. Зрительный анализ высоты предмета. Снятие размера с помощью условной мерки.

 

Волнистые линии, образованные из полукругов. Движение руки рядом (сверху нарисованной линии). Углы и середина заштрихованного поля. Составление геометрического узора (без трафарета).

Понятие «засло-ненности» контура.

Игра «Составь натюрморт».

Отбор предметов по убывающей и возрастающей величине.

Волнистые линии, образованные из полукругов. Движение руки рядом с линией (снизу нарисованной линии). Определение формы заштрихованного поля, проведение границ этого поля.

Работа с трафаретом.

Понятия «Внутри» и «Снаружи».

 

             

Декабрь

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Работа в образно-каллиграфических прописях

Развитие зрительно-моторной координации. Овладение ребенком методом подбора рациональных способов решения зрительных задач, развитие мелкой моторики; снятие мышечного, зрительного утомления

Полукруг (верхний). Самостоятельное соединение полукругом двух точек. Разделение заштрихованных полей двумя способами: обведение границ малого поля и выделение его цветом.

Составление геометрического узора при помощи трафарета  (треугольник, круг, квадрат).

Полукруг (нижний). Самостоятельное соединение двух точек полукругом. Выделение границ заштрихованного поля.

Составление геометрического узора (квадрат, прямоугольник) при помощи трафарета и без него.

Верхний полуовал. Самостоятельное соединение двух точек с заданным направлением работы. Выделение границ заштрихованного поля любимым способом. Обводка геометрического узора с помощью трафарета и без него.

       

 

Приложение 2

Методика работы с тренажерами В. Ковалева

Массаж активных точек лица. Первой физкультминуткой в системе методики В.А. Ковалева явля­ется “запуск” глаз в работу. Это массаж активных точек лица на первой минуте занятия. Дети по команде педагога выполняют следующие упражнения:

1. Массаж точек на висках на линии от уголка глаза снаружи до козелка на ушной раковине. Особой точности при наложении больших пальцев на височную область не требуется, движения пальцами могут быть кругообразными или рисующими букву “с”. Время - 15 сек. Затем выполняются потира­ние переносицы достаточно близко к уголкам глаз, потом под глазами на линии крыльев носа и над­бровные дуги снизу ближе к переносице. Весь комплекс упражнений активизирует кровообращение и способствует активизации сетчатки глаза.

2. Основная задача второй физкультминутки - продление периода высокой зрительной работоспо­собности на втором занятии. Для этого дети на 10-15-ой минуте занятия по команде воспитателя “ри­суют” точкой взора прямоугольники по периметру рисунка тренажера “Видеоазимут” на листе бу­маги форматом А–3. Упражнения меняются на “рисование” диагоналей прямоугольника и верти­кали. Движения глазами осуществляются при относительно неподвижном лице и способствуют рез­кому улучшению кровоснабжения тех участков оболочки глаза, к которым крепятся глазодвигатель­ные мышцы. Именно эти упражнения способствуют укреплению склеры - оболочки глаза и превра­щают близорукий глаз в нормальновидящий.

Этот тренажер  выполняется в виде рисунка прямоугольника на ватмане, на щите из фанеры, на чертежном листе. Егo размеры от 30 х 42 см до 140х330 см. Он служит развитию конвергенции, явля­ясь синтезом идей тренажеров «Флажок», «Звездочка» и других подобных им. Первый внешний прямоугольник нарисован красным цветом, рисунок создают красные стрелки, дающие направление по часовой стрелке. Внутри красного нарисован зеленый прямоугольник. Стрелки показывают на­правление движения и другую сторону (рис. 8.). Диагонали желтого и голубого цветов, а вертикаль и горизонталь – фиолетовые. По углам тренажера целесообразно расположить рисунки фигур героев мультфильмов, спортивную символику. Это опорные точки для Фиксации точки взора. У нас не­сколько вариантов тренажера. Один, небольшой, для работы на столе. Это тогда, когда мы много работаем глазами. Другой вывешивается на доске (стене) посередине. Он используется для тренировки глаз на дальнем, но привычном для ребенка расстоянии с его рабочего постоянного места в группе. Возможен домашний тренажер-плакат. Он поможет снять зрительное утомление во время выполнения домашних заданий или на коррекционных занятиях дома.

Схема упражнений для нашего тренажера.

1. Обежать только взо­ром, не двигая головой, красный прямоугольник. Дозировка для дошкольников – 4 движения полного цикла.

2. Обежать взором зеленый прямоугольник.

3. Обежать взором диагональ из угла в угол. Поочередно каждую.

4. Вертикаль и горизонталь в той же дозировке.

 

Скорость бегания каждый, определяет сам. Необходимо темп держать выше среднего. Расстояние до тренажера от глаз равно его ширине. Старайтесь не двигать головой. При обучении малышей тренировочным движениям глазами используйте указку, но только на первом этапе. Если на трена­жере нарисованы картинки (опорные точки), можно называть их для облегчения освоения детьми программы движений глазами. 

Тренажер — флажок на длинной ручке, ее длина 80 – 90 см., ткани полотнища ярко-красный, другой вариант – зеленый, желтый, голубой и фиолетовый. Пять флажков разного цвета, по одному на каждый день. Задача педагога – стоя лицом к воспитан­никам, двигать полотнище флажка по прямым линиям перед собой, «рисуя» в про­странстве перед собой фигуру прямоугольника со сторонами не менее 1м х 2м. Дети следят за флажком одними глазами, не двигая головой. Для детского сада (для всех групп) «рисуем» 4-6 раз один прямоугольник, затем рисуем его в другую сторону столько же раз. Потом в прямоугольнике обозначим диагональ (4-5 раз) . Вертикаль и горизонталь труда не представляют, дозировка 4-5 движений вверх-вниз, затем вправо-влево.

Какой цвет использовать и когда?

В понедельник используется красный цвет флажка, дети еще утомлены после суббот­него и воскресного отдыха.

Во вторник пойдет желтый или зеленый цвет, как и в среду.

 Затем голубой и фиолетовый.

Варианты упражнений.

1. Учитель или воспитатель, стоя перед группой детей, сидящих или стоящих у школьных столов, выполняет движения флажком, указкой в воздухе по определенным направлениям. Рекомендуется широкая амплитуда движений в среднем темпе, оста­новки флажка в опорных угловых точках обозначаемой фигуры;

Упражнение «Ромашка» для дошкольников за­ключается в том, что педагог «рисует» в воздухе круг из 30-40 движений по диаго­нали, через воображаемый центр окружности. Дети сопровождают взором каждое движение флажка.

Упражнение «Восьмерка» довольно сложное по характеру движения. Выполняется медленно, рисуется восьмерка, лежащая на боку. Данное упражнение выполняется по кругу. Упражнения подоб­ного типа рекомендуют  Э.С, Аветисов и В.Ф. Базарный, из­вестные советские специалисты, занимающиеся развитием зрения детей и взрослых. В данном упражнении мышцам глаз приходится выполнять работу ступенчатого типа, движения флажка должно быть медленным. Выполнить 5-6 восьмерок для малышей и 10-15 для начальной школы.

Упражнение «Ромбик». Медленно нарисовать в воздухе ромб, стоящий острым углом вниз по вертикали. Делать 10 – 15 рисунков,

Упражнение «Пила». Двигаясь перед столами, за которыми работают дети, рисовать над головами де­тей рисунок пилы, четко прорабатывая углы внизу и вверху. Делать 1 минуту.

Упражнение «Змейка». Упражнение «Змейка» выполняется как и предыдущее, но без обозначения углов, они плавно округляются, делать медленно 1 минуту.

 

Упражнение «Оса». педагог ходит по группе с тренажером, детям разрешается движе­ние головой при сопровождении флажка взором. Дети следит только глазами за тре­нажером тогда, когда педагог находятся перед ними, т.е. не заходят за их спины. Как только это происходит, дети начинают следить глазами и поворачивают голову вправо или влево. 

Это самый простой тренажер из предлагаемых  В. Ковале­вым. Для его изготовления нужен материал темного цвета, из которого шьются две рукавички. Из желтой, красной или оранжевой материи вырезаются два кружка разме­ром 4-5 см. Они нашиваются в центр ладонной поверхнос­ти рукавичек снаружи. Он применяется даже для детей ясельного возраста. Воспитатель, надев рукавички – тре­нажер, разводит руки в стороны, стоя перед детьми лицом к ним, находясь в центре перед детьми. Вначале он объясняет детям старшего возраста, что им нужно делать.

Затем начинает поочередно сжимать одну и затем вторую ладонь. Дети видят только одно солнышко на ладонях. Таким образом, они переводят точку взора, держа голову неподвижно.  Воспитатель контролирует выполнение задания, глядя в глаза детям.

С малышами насколько сложнее – приходится добиваться выпол­нения задания без предварительного объяснения задачи. Придется по­стараться подвигать, потрясти од­ной ладошкой, чтобы привлечь вни­мание детей.

Схема тренажера: вначале держим руки в стороны и 10-15 се­кунд поочередно сжи­маем и разжимаем ладони. Затем ставим руки в положение в сторону – вверх /одна рука/ и другая в сторону – вниз. Рука как бы показывают диагональ прямоугольника. 10-15 секунд вы­полняем движения, затем меняем положение рук и снова проводим тренаж. Таким образом, мы заставим сокращаться и расслабляться все глазораздвига­тельные мышцы ребенка. Хотя мы развиваем конвергенцию, но можем воздействовать этим тренажером и на аккомодацию. Поста­вим одну руку перед собой, стоя перед ре­бенком ясельного возраста, Раскрытая ладонь сжимается и убирается на 40-50 см к нам и снова раскрывается. Ребенок видит объект, постоянно перемещающийся в глу­бину от него и к нему.

Вместо солнышка можно нашить  бабочки, очень яркие и красивые. При сжатии и разжимании  ладошек получается красочный эффект летящих бабочек, у которых дейст­вительно работают крылышки. Есть варианты солнышка с лучиками, ягодок, цвет тоже может быть разнообразным, хороший эффект дают флюросцирующие краски.

 

 

Приложение 3

 

Методика выполнения упражнений, рекомендованных Э. Аветисовым

Исходное положение в двух первых группах  упражнений — сидя.

Группа первая (для улучшения циркуляции крови и внутриглазной жидкости)

Упражнение 1. Сомкните веки обоих глаз на 3-5 секунд, затем откройте их на 3-5 се­кунд; повторите 6-8 раз.

Упражнение 2. Быстро моргайте обоими глазами в течение 10-15 секунд, затем повто­рите то же самое 3-4 раза с интервалами 7-10 секунд.

Упражнение 3. Сомкните веки обоих глаз и указательным пальцем соответствующей руки массируйте их круговыми движениями в течение одной минуты. Упражнение расслабляет мышцы и улучшает кровообращение.

Упражнение 4. Сомкните веки обоих глаз и тремя пальцами соответствующей руки слегка надавливайте на глазные яблоки через верхние веки в течение 1-3 секунд; по­вторите 3-4 раза.

Упражнение 5. Прижмите указательными пальцами каждой руки кожу соответствую­щей надбровной дуги и закройте глаза, при этом пальцы должны оказывать сопротив­ление мышцам верхних век и лба; повторите 6-8 раз.

Группа вторая (для укрепления глазодвигательных мышц)

Упражнение 1. Медленно переведите взгляд с пола на потолок и обратно, не меняя по­ложения головы; повторите 8-12 раз.

Упражнение 2. Медленно переводите взгляд вправо, влево и обратно; повторите 8-10 раз.

Упражнение 3. Медленно переводите взгляд вправо-вверх, затем влево-вниз и об­ратно, после этого переводите взгляд по другой диагонали — влево-вверх, вправо-вниз и обратно; и так — 8-10 раз.

Упражнение 4. Делайте круговые движения глазами в одном, затем в другом направ­лении и повторите 4-6 раз.

Группа третья (для улучшения аккомодации – способности хрусталика менять форму, т.е. становиться более или мене выпуклым и соответственно сильнее или слабее преломлять попадающие в глаз лучи солнца.)

 В этой группе упражнения выполняются из положения стоя.

Упражнение 1. Смотрите обоими глазами вперед в течение 2-3 секунд, затем перево­дите взгляд на палец правой руки, поставив его перед лицом до уровня носа на рас­стоянии 25-30 сантиметров, и через 3-5 секунд руку опустите; повторите так 10-12 раз.

Упражнение 2. Обоими глазами смотрите 3-5 секунд на указательный палец левой руки, вытянутый перед лицом, затем, сгибая руку, приближайте палец к носу до тех пор, пока палец не начнет двоиться; и так — 6-8 раз. Упражнение облегчает работу на близком расстоянии.

 

Упражнение 3. В течение 3-5 секунд смотрите обоими глазами на указательный палец вытянутой правой руки, после чего прикройте левой ладонью левый глаз на 3-5 се­кунд, а правую руку в это время сгибайте и разгибайте. То же самое делайте, закрывая правой рукой правый глаз; повторите 6-8 раз. 

 В групповой комнате заранее на оконное стекло прикрепляется на уровне глаз ребенка зрительная метка, расстояние от глаз до метки не менее 0,5 метра.

Ребенок должен смотреть на метку и переводит взгляд далеко вперед, при этом голова должна быть неподвижной.

1.     Детям дается задание посмотреть на метку на стекле и плавно перевести взгляд далеко вперед и найти на окне напротив другую зрительную метку или зафиксировать свой взгляд на определенном объекте.

2.     Дети должны выполнять упражнение, стоя, педагог предлагает переводить взгляд с одной метки на другую (близко – далеко) под счет.

3.     Скорость перевода взора не должна быть большой. Переводить взор надо медленно, чтобы за все упражнение было не больше 12 фиксаций глаз.

4.     Продолжительность  выполнения упражнения – 1 минута.

5.     Дети должны смотреть на метку, не снимая очков, обоими глазами 1-2 секунды, затем  переведить взор на намеченный объект в течение 1-2 се­кунд, после чего поочередно переводитьвзор то на метку, то на объект.

6.     Педагог должен постоянно следить за тем, чтобы дети не поворачивали головы.

Систематические занятия способствуют кроме снятия зрительного утомления и тренировки мышц глаза.

1.     В первые два дня — 5 минут, в остальные дни — 7 минут. Повторяйте систематически с переры­вами в 10-15 дней. Упражнение можно выполнять не только двумя, но и одним глазом 2-3 раза в день.