«Что посеешь, то и пожнешь»

Русская народная пословица

Будущее всецело зависит от того, какие основы мы заложили в сознание детей.

 

Авторская программа по патриотическому воспитанию детей  с ОВЗ (старшие  дошкольники с нарушением зрения) в рамках проектно-исследовательской деятельности

У каждого человека есть место, которое ему особенно дорого, где бы он ни жил на огромной планете Земля. Место это называют Родиной.

Всем нам известный писатель М.А. Шолохов говорил: «Это святая обязанность - любить страну, которая вспоила и вскормила нас как родная мать».

Нам, взрослым, очень понятны эти слова. Но для ребенка - дошкольника это почти  пустой звук.

Как же быть? С чего начать работу по патриотическому воспитанию?

Патриотическое воспитание – это основа формирования будущего гражданина.

Патриотизм дошкольника характеризуется желанием ребёнка активно взаимодействовать с близким и понятным ему окружающим миром, проявлением любознательности, сопереживания на деятельностном уровне.

Сущность воспитания патриотизма заключается в том, чтобы «завести» у ребенка «внутренний механизм», сформировать отзывчивость, образно мыслящее воображение, изобретательность, находчивость, применяя при этом необходимые средства влияния на эмоционально-чувственную сферу.

        Чтобы достичь в этой работе определенного результата, необходимо найти  нетрадиционные методы воздействия на ребенка, на его эмоциональную и нравственную сферы. Причем такие методы, которые не казались бы ребенку скучными, чрезмерно назидательными, а естественно и гармонично наполняли его мировоззрение содержанием.

 Для меня таким методом  является метод проектно - исследовательской  деятельности, именно он на практике позволяет применять принципы диалогизма, соразвития, креативности, открытости. 

Этот метод позволяет «легко и просто» (незаметно для воспитанника, участвующего в проектно – исследовательской деятельности)  пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, воспитать любовь и уважение к семье родному дому, детскому саду, городу; чувство гордости за достижения страны, уважение к армии.

 

Традиционная система  и последовательность работы по патриотическому воспитанию  выглядит так: 

Актуальность работы.

Существенные изменения, произошедшие в стране за последние годы и новые проблемы, связанные с воспитанием детей, обусловили переосмысление сущности патриотического воспитания, его места и роли в общественной жизни. Решение проблемы воспитания патриотизма потребовало новой идеологии в образовательной и воспитательной деятельности. Идея воспитания патриотизма и гражданственности приобрела государственное значение.

Старший дошкольный возраст - это отрезок жизни человека, который является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, так как образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма. В то же время следует отметить, что целостная научная концепция формирования гражданина, патриота России в современных условиях еще не создана. У педагогов-практиков в связи с этим возникает немало вопросов, в том числе: что входит сегодня в содержание патриотического воспитания, какими средствами следует его осуществлять.

Данная проблема не нашла пока должного отражения в современных психолого-педагогических исследованиях. Большинство авторов указывают на важность и значимость патриотического воспитания детей дошкольного возраста, но не предлагают целостной системы работы в данном направлении.

Моя работа – это попытка систематизировать свои  наработки по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста и связать это направление работы с предметно-практической деятельностью детей (в ходе проектно-исследовательской деятельности детей) и задачами коррекционно-развивающего обучения детей с особыми образовательными нуждами.

Объектом исследования стал процесс воспитания патриотизма детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.

Предметом исследования являются содержание, формы, методы, условия воспитания патриотизма детей старшего дошкольного возраста.

Цель исследования заключается в следующем: разработать, обосновать и экспериментально проверить модель патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в рамках предметно-практической деятельности, а также выявить педагогические условия воспитания патриотизма у старших дошкольников.

Гипотеза исследования. Я  предполагаю, что процесс воспитания патриотизма детей старшего дошкольного возраста будет эффективным в том случае, если:

- доминантой его содержания является нравственный компонент и систематический учет задач коррекционно-развивающей работы;

- оно строится с учетом принципов приоритетности регионального культурного наследия, расширения связей с окружающим социумом, опоры на эмоционально-чувственную сферу ребенка;

- оно представляет собой поэтапный процесс совместной деятельности взрослых и детей, обеспечивающий целостное воздействие на ребёнка, при этом создается эвристическая среда в детском саду и в семье.

Задачами исследования являются:

1. Особенности воспитания патриотизма у дошкольников.

2. Определение  цели, задач, содержания, форм  и методов патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения

База  исследования: МДОУ Детский сад комбинированного вида №240 «Ручеек» Волжского района города Саратова, специализированная группа для детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения (заведующая МДОУ Храмова А.И.)

Исследование проходит  в несколько этапов.

На первом этапе (2008-2009 учебный год) осуществлялись подбор и анализ литературы по проблеме, изучение и обобщение практического опыта, проводилось диагностическое исследование уровня сформированности патриотизма детей, и определились приоритетные задачи патриотического воспитания.

На втором этапе (2009-2010; 2010-2011; 2011-2012; 2012-2013; 2013-2014; 2014-2015; 2015-2016 учебный год) организуется опытно-экспериментальная работа, в ходе которой разрабатывается и уточняется модель и разработанная технология воспитания патриотизма детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения, осуществляется  апробация отдельных элементов технологий.

На третьем этапе (2016-2017 учебный год гг.) планируется работа по обобщению теоретических  и практических результатов исследования, проведение работы по  обработке и анализу данных, полученных в ходе опытно-экспериментальной работы.

Новизна работы  состоит в следующем:

- разработана технология (модель) системы воспитания патриотизма у детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения зрительного анализатора, включающая цель, задачи, специфические принципы, содержание, методы, формы, этапы совместной деятельности педагогов и детей по формированию патриотизма;

- определены педагогические условия воспитания патриотизма детей дошкольного возраста с особыми образовательными нуждами.

Практическая значимость исследования заключается в разработке программы по патриотическому воспитанию старших дошкольников с нарушением зрения. Обобщен познавательный материал, собранный вместе с детьми в ходе проектной деятельности.[1]Разработаны целый ряд мультимедийных презентаций [2] и дидактических игр по теме проекта. (образцы игр представлены в презентации «Мы живем в России» 1 и 2 ч[3] Разработанные материалы могут быть использованы в работе педагогами-практиками. 

В центре разработанной системы по патриотическому воспитанию находятся: ребенок, родители, которого учитывают его права, которые несут ответственность за воспитание и развитие ребенка; детский сад, оказывающий родителям помощь в выполнении своих обязанностей по воспитанию.

 



[1] См презентации «Мы живем в России» в 4 частях в папке «Познавательный материал по патриотике»

[2] Презентации по теме «Земля – наш дом»,  «Флаги стран Мира», «Материки», «Первый полет человека в космос», «Символика Российского государства  и  символика малой Родины», «Москва – столица нашей Родины», «Родной Саратов», «Народные промыслы России», «Русская матрешка» и др.

[3] Дидактические игры: «Ракета «Восток» («Составь из частей целое»),  «Животный мир Земли в картинках», «Дорисуй вторую половину флага», лото «Флаги стран Мира», «Символы России. Российский герб» (игра «Собери из частей целое»), «Создай герб и флаг своей семьи», «Придумай символику родного детского сада», «Найди контур (силуэт» животного», «Соотнеси контурное (силуэтное) изображение», «Дорисуй вторую половину», «Раскрась по образцу», «4-ый лишний» и др.

 

В ходе реализации проекта  в рамках разработанной системы было создано детско-взрослое сообщество (дети – педагоги МДОУ– родители) – это такое совместное бытие детей и взрослых, для которого характерны их содействие друг другу, сотворчество, сопереживание, где учитываются интересы, склонности, особенности каждого, его желания, права и обязанности. 

Цели и задачи системы (на основе разработанной технологии):

Цель данной программы: формирование основ патриотизма  (воспитание  качеств человека, которые составляют основу его коммуникативной, гражданской и социальной активности, развитие творческих способностей, воспитание уважения к культуре и истории родного края)

Задачи:

1.     разработка и внедрение в практику работы с детьми нетрадиционных форм и методов по формированию у детей гражданско-патриотического сознания, нравственных позиций (по основным направлениям программы)

2.     построение работы с детьми с учетом состояния зрительной патологии, уровня развития вторичных отклонений и этапа проведения лечебно-восстановительной работы

3.     разработка и внедрение в практику работы с родителями новых нетрадиционных форм и методов работы    

Сроки реализации технологии: 2009-2016 г.

Принципы работы

1.     принцип социально-адаптирующей направленности образования;

2.     принцип расширения связей ребенка с окружающим миром;

3.     принцип  компенсирующей направленности образования;

4.     принцип педагогического оптимизма с учетом «закона ближайшего развития» ребенка

5.     принцип деятельностного подхода в обучении и воспитании;

6.     принцип приоритетности регионального культурного наследия;

7.     принцип опоры на эмоционально-чувственную сферу ребёнка и результат предметно-практической деятельности детей в рамках выполнения проектно-исследовательской деятельности;

8.     принцип дифференцированного и индивидуального подхода

9.     проведение коррекционно-развивающей работы параллельно с лечебно-восстановительной

 Педагогические  условия  воспитания патриотизма:

1.     эвристическая предметная среда в детском саду и семье,

2.     тесное сотрудничество воспитателей детского сада с членами семьи,

 

3.     подготовленность педагогов и родителей к решению проблем воспитания патриотизма детей.

Технологии:

 

 

·        Знакомство с картой мира, глобусом

·        Знакомство с историческим прошлым  и настоящим Малой родины и Отечества.

·        Знакомство с традициями и обычаями народов Поволжья

·        Знакомство с разделом «Ребенок и его семья»

·        Знакомство с государственными праздниками страны

·        Знакомство с основными правами и обязанностями  маленького гражданина России

·        Знакомство с историей возникновения бумаги, книги, письменности на Руси

·        Осуществление закрепления усвоенного материала в ходе выполнения предметно-практической деятельности детьми в рамках проектной деятельности

·        Организация экскурсий по памятным местам и музеям  родного города

·        Организация «виртуальных» экскурсий по памятным  и историческим местам Отчизны (на базе собранного детьми практического материала)

·        Проведение творческих конкурсов, демонстрирующих отношение детей к изучаемому материалу (организация выставок работ и рисунков детей, оформление собранного материала в альбомы, самодельные книжки; создание фото и видеоальбомов; разработка мультимедийных презентаций по патриотической тематике)

·        Исследовательская деятельность, направленная на самостоятельное добывание знаний по истории страны, родного города, района.

·        Проектная деятельность

·        Здоровьесберегающие технологии В. Базарного, В. Ковалева, Э. Аветисова

 

 

Совместная деятельность дошкольника и педагога в рамках системы

 

 

 

 

воспитанник

педагог

проявляет познавательный интерес

помогает сформулировать тему исследования

открывает новые знания

рекомендует источники получения информации

 

приобретает исследовательские умения, навыки в процессе работы над исследованием

формирует исследовательские умения и навыки

 

экспериментирует

раскрывает возможные формы работы

 

выбирает пути решения

содействует прогнозированию результатов

 

делает самостоятельные выводы

 

помогает в их формулировке, принимает или тактично корректирует

 

 

 

 

Формы работы с  родителями

Формы работы

Содержание работы

1. создание Банка данных по семьям воспитанников

Социально-педагогическая диагностика семей воспитанников:

  • "Социальная анкета семьи";
  • анкета "Семья глазами детей";
  • изучение рисунков детей "Моя семья".

2. Анкетирование
и опросы

Выявление степени вовлеченности семей в ход проекта:

  • анкета для родителей, определяющая их отношение к патриотическому воспитанию детей;
  • опрос "Ваши пожелания и ожидания".

3. Родительские собрания

Участие в обсуждении вопросов патриотического воспитания детей:

  • "Гражданин воспитывается с детства";
  • "Влияние природы на всестороннее развитие личности ребенка»

4. Заседания "Круглого стола"

  • "Задачи семьи и детского сада в воспитании ребенка едины";
  • "Из чего складывается трудолюбие?"

5. Дни открытых дверей

Участие родителей в групповых занятиях по проектно-исследовательской деятельности

6. Привлечение родителей к участию в проекте

  1. Семейные проекты:
    • "Я и моя семья". «Родословная моей семьи»
    • "Мой дом. Моя улица";
    • "Широка страна моя родная";
    • "Наши родные защитники";
    • "Наши мамы и бабушки";
    • "Война в истории моей семьи".
  2. Участие в организации выставок:
  3. Экскурсии по городу, в музеи,  в парк Победы.
  4. Оформление  семейных альбомов

7 Праздники, развлечения

  • "День знаний";
  • "Именины";
  • "Новогодний утренник";
  • "В гостях у гжельских мастеров";
  • "День защитника Отечества"; «День Победы»
  • "Праздник 8 Марта";
  • "Масленица";
  • Спортивный праздник "Папа, мама и я - спортивная семья";

 

1. Наглядная педагогическая информация

«Информационная корзина для родителей!

  1. Тематические выставки:
    • "Воспитание у детей любви к природе";
    • "Мой дом. Мой город";
    • «Родной Волжский район»
    • "Прогулки с детьми по городу";
    • "Как знакомим детей с окружающим миром".
  2. Памятки для родителей:
    • "10 заповедей родителям";
    • "Известные люди о воспитании любви к Родине";
    • «Символика  Российского государства»
    • «Символика малой родины»
    • «История возникновения государственных праздников»
    • "О воспитании у детей трудолюбия".

3.      Информация «Мастерилка» (развитие мелкой моторики детей с помощью нетрадиционных методов). Ознакомление с технологией выполнения работ в нетрадиционной технике

  1. Выставки детских работ;
  2. Реклама книг, статей из газет и журналов на тему патриотического воспитания детей.

2. Консультирование

  • Азбука общения";
  • "Как приучить детей охранять природу";
  • "Как рассказать детям о Великой Отечественной войне";
  • "Вместе с ребенком смотрим телепередачи о природе".

1.      Проведение семинаров - практикумов

  • Освоение новых нетрадиционных технологий и методов по развитию мелкой моторики детей с помощью нетрадиционных технологийознакомление с алгоритмом работы с детьми по изготовлению дидактических игр

 

Разработанная система позволяет в ходе выполнения детьми проектно-исследовательской деятельности сочетать интересы всех участников процесса

 

 

Интересы участников процесса

Учитель – дефектолог,

педагоги МДОУ

Получают возможность самореализации и проявления творчества в работе в соответствии со своим профессиональным уровнем

Родители

Получают возможность стать активными участниками в значимом для них процессе патриотического воспитания детей

Дети

Получают возможность участвовать в деятельности, организованной в соответствии с их интересами, желанием и потребностями

 

 

 

 

 

Технология проведения проектно-исследовательской  деятельности в рамках разработанной системы

Цель проекта  – патриотическое воспитание и формирование ключевых компетенций через организацию проектно-исследовательской работы; развитие  свободной творческой личности ребёнка[1]

Педагогические задачи проекта:

Ø   Формировать гражданственность, чувство любви и гордости к  Родине;

Ø   упорядочить и закрепить информацию о родной стране, городе, районе. Символике большой и малой Родины;

Ø   формирование бережного отношения к природе большой и малой Родины;

Ø   развитие интереса к русским традициям и промыслам; воспитание уважения к труду;

Ø   формирование элементарных знаний о правах человека,

Ø   привлечь  родителей к совместной деятельности  с детьми, ориентировать родителей на гражданское воспитание детей в семье;

Ø   развивать способности в восприятии и анализе литературных произведений, живописи, архитектуры. Учить выражать свои чувства, обогащать словарный запас детей;

Ø   формирование толерантности, чувства уважения к традициям других народов. 

Ø   развивать  творческое  мышление; эмоциональную  сферу  воспитанников; воспитывать  внимательное отношение к окружающим людям;

Ø   создать  атмосферу взаимной радости,  восхищения в процессе  коллективно-творческого дела  участников  проекта.

Принципы построения работы с детьми:

Øдоступность знаний; соответствие сложности материала возрасту детей;

Ø«позитивный центризм» (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);

ØНепрерывность и преемственность коррекционно-педагогического процесса;

ØДифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических возрастных особенностей, зрительных возможностей и интересов;

ØРациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту и  зрительному заболеванию баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;

ØДеятельностный подход;

ØРазвивающий характер обучения, основанный на детской активности

Øкраеведческий опыт;элементы экологического воспитания

 



[1] Формирование ключевых компетентностей:

Ø  Компетентности разрешения проблем:

·         Умения видеть проблему, находить пути ее решения и умения планировать свою деятельность

·         Умения оценивать продукт своей деятельности

Ø  Информационная компетентность:

·         Умения анализировать, систематизировать и обобщать полученную информацию

·         Умения использовать полученные результаты проектно-практической  деятельности для эффективного представления полученной информации

Ø  Коммуникативная компетентность:

·         Навыков работы в команде, в коллективе сверстников

·         Развитие публичной речи

 

 [1] Дети-исследователи собирали материал об изучаемом объекте и складывали его в папки. В ходе проекта были собраны папки: «Глобус – модель Земли», «Москва – столица нашей Родины», «Достопримечательности Москвы», «История Московского Кремля», «История родного города», «Достопримечательности  города и родного Волжского района», «Символика большой и малой Родины», «Семейные альбомы», «Символика родного детского сада»

Основные темы проектно-исследовательской деятельности

2009 – 2010 учебный год

Подпроект «Мы дети твои, дорогая Земля!»

 

1.     «Первый полет человека в космос»

2.     «Карта мира. Материки. Народы мира»

3.     «Африка»

4.     «Южная Америка»

5.     «Северная Америка»

6.     «Австралия»

7.     «Антарктида»

8.     «Глобус Земли»

9.     «Символика большой и малой Родины»

10.              «Флаги стран мира»

11.              «Символика родного детского сада»

  

 

             2010- 2011 учебный год

             Подпроект «Широка страна моя родная»

1.     «Моя страна Россия»

2.     «Москва – столица Родины»

3.     «Достопримечательности Москвы»

4.     «История Московского Кремля»

5.     «Реки России»

6.     «Животные России»

7.     «Народы России»

8.     «Народные промыслы России»

9.     «Права и обязанности гражданина России»

 

 2011-2012 учебный год

          Подпроект «Народные промыслы России. История русской матрешки»

1.     «Народные промыслы России. Хохломская роспись»

2.     «Народные промыслы России. Городецкая роспись»

3.     «Народные промыслы России. Гжель»

4.     «Народные промыслы России.  Жостковская роспись»

5.     «Народные промыслы России.  Дымковская игрушка»

6.     «Народные промыслы России.  Каргопольская и Филимоновская игрушки»  

7.     «Народные промыслы России. Палехская миниатюра»

8.     «Народные промыслы России. Вятское кружево»

9.     «История русской матрешки»

10.               «Семеновская матрешка»

11.              «Загородская матрешка»

12.              «Майданская матрешка»

13.              «Сравнение матрешек (особенности росписи, формы, технологий изготовления, преемственности в работе мастеров прошлого и настоящего»

 

2012-2013 учебный год

     Подпроект «Путешествие по малой Родине»

1.     «Мой край». «Символика малой родины»

2.     «Народы Поволжья»

3.     «Костюмы народов Поволжья»

4.     «Мой любимый город»

5.     «Волжский район. Соколовая гора»

6.     «Мой детский сад»

7.     «Символика родного детского сада»

8.     «Моя семья. Родословная семьи»

9.      «Права и обязанности гражданина России»

 

2013-2014 учебный год

     Подпроект «Я и моя семья»

1.     «Родной дом. Фамилия и отчество »

2.     «Мое имя»

3.     «Члены моей семьи»

4.     «Мои обязанности дома»

5.     «Сила семьи – в ее родстве. Родословная семьи»

6.     «Семейные традиции»

7.     «Геральдика семьи»

8.     «Создание картотеки рисунков «Семья глазами детей»

 

2014-2015 учебный год

Подпроект «Я – гражданин России. На службе Отечеству. Выдающиеся личности России»

1.     Права и обязанности маленького гражданина России

2.     «Древнерусское зодчество»

3.     «Архитектура сегодня. Архитектурные стили: «ампир», эклектика, готический стиль, «Модерн», «конструктивизм». М. Казаков, А. Захаров, Н. Львов, А. Щусев. – знаменитые архитекторы»

4.     «Защитники Родины. Ф. Ушаков, М. Кутузов, А. Суворов, П. Нахимов, Г. Жуков, В. Талалихин, А. Маресьев, М. Калашников, «ночные ведьмы», пионеры – герои »

5.     «Боевые награды Родины»

6.     «Образование. Русский алфавит»

 

     Подпроект «Дорога к письменности» в рамках темы «Образование»

1.     «Культура и быт Древней Руси. Внутреннее убранство дома»

2.     «Культура и быт Древней Руси. Русский народный костюм»

3.     «Письмо разных народов (рисунчатое письмо, иероглифическое письмо, возникновение и развитие звукового фонетического письма - история происхождения финикийского алфавита)»

4.     «Письменность на Руси»

5.     «По следам берестяных грамот, глиняных и восковых  дощечек. Письма из прошлого – письма новгородского мальчика Онфима»

6.     «История возникновения славянского алфавита»

7.     Путешествие в прошлое бумаги

8.     «Из истории возникновения письменности. Пергамент»

9.     «Из истории возникновения письменности. Папирус»

10.  «История возникновения бумаги»

11.  «Виды и свойства бумаги и картона»

12.  «Ознакомление с циклом «Вторая жизнь бумаги»»

13.  «Рукописные книги Руси. Священные тексты»

14.  «История книгопечатания»

15.  «Праздник славянской письменности»

 

7.  « Литература  Детские писатели.»

8.  «Живопись. П. Третьяков, А. Саврасов, В. Васнецов, И. Шишкин,   И. Левитан, В. Серов, И. Репин»

9.  «Скульптура. Е. Вучетич, В. Клыков, В. Мухина»

10.     «Музыка и театр. Русские композиторы (П. Чайковский, С. Прокофьев, Д. Шостакович).  К. Станиславский, С. Образцов)

11.     «Медицина и здоровье»

12.     «Наука и техника»

13.     «Космос»

 

2015-2016 учебный год

     Подпроект «Праздники России»

1.     «История праздников»

2.     «Новый год»

3.     «Рождество

4.     «День защитника Отечества»

5.     «Масленница»

6.     «Международный женский день 8 Марта»

7.     «Пасха»

8.     «1 Мая – День весны и труда»

9.     «9 Мая – День Победы»

10.  «1 Июня – Международный день защиты детей»

11.  «День независимости России (12 июня)»

12.  «День Знаний»

13.  «День народного единства (4 ноября)»

14.  «Самые важные на свете слова»

 

 

 

 

 

 

 

Деятельность педагога и детей на различных этапах проектной деятельности

 

 

 

Этапы
проекта

Деятельность педагога

Деятельность детей

I этап

(начальный)

1. Формулирует проблему (цель). При постановке цели определяется и продукт проекта.
2. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию.
3. Формулирует задачу (нежёстко).

1. Вхождение в проблему.
2. Вживание в игровую ситуацию.
3. Принятие задачи.
4. Дополнение задач проекта.

IIэтап

(планирование; принятие решений)

1. Помогает в решении задачи.
2. Помогает спланировать деятельность
3.
Организует деятельность всех участников проекта.

1. Объединение детей в рабочие группы.
2. Распределение амплуа.

III этап

(выполнение)

1. Практическая помощь (по необходимости).
2. Направляет и контролирует осуществление проекта.

1. Формирование специфических знаний, умений, навыков.

IV этап

(оценка результатов; защита проекта)

1. Подготовка к презентации.
2.Презентация.

1. Продукт деятельности готовят к презентации.
2. Представляют (зрителям) продукт деятельности.

 

 

Виды предметно-практической деятельности, применяемые в ходе проектной деятельности, рекомендованные программой

 

       I.            выполнение объемных аппликаций с помощью нетрадиционных методов

·        аппликации, выполненные в технике «Скульптурная аппликация» [1]

·        аппликации, выполненные в технике «Торцевание» [2]

·        аппликации, выполненные в смешанной технике (смешение техник «Торцевание», «Скульптурная аппликация», «Изонить»)

·        выполнение аппликации в технике «Пластилинография» [3]

 


[1] Аппликация выполнена на основе скатанных комочков мягких бумажных салфеток

[2] Технология выполнения аппликации заключается в создании образа объекта путем заполнения пространства прижатыми  (посаженными на клей) в центральной точке маленьких квадратов  нарезанной гофрированной бумаги

[3] Технология работы основана на размазывании маленького кусочка пластилина на листе бумаги с учетом формы создаваемого  объекта

·        создание образа с помощью риса и манки

·        создание образа с помощью гречки

·        создание образа животного из яичной скорлупы

·        создание пейзажа из цветного песка и природного материала

 

·        создание образа архитектурного сооружения из обрывков цветных шерстяных ниток

Формы работы с  родителями в рамках проектной деятельности

Формы работы

Содержание работы

1. создание Банка данных по семьям воспитанников

Социально-педагогическая диагностика семей воспитанников:

  • "Социальная анкета семьи";
  • анкета "Семья глазами детей";
  • изучение рисунков детей "Моя семья".

2. Анкетирование
и опросы

Выявление степени вовлеченности семей в ход проекта:

  • анкета для родителей, определяющая их отношение к патриотическому воспитанию детей;
  • опрос "Ваши пожелания и ожидания".

3. Родительские собрания

Участие в обсуждении вопросов патриотического воспитания детей:

  • "Гражданин воспитывается с детства";
  • "Влияние природы на всестороннее развитие личности ребенка»
  • «Система работы с детьми по патриотическому воспитанию. Нетрадиционный подход»

4. Заседания "Круглого стола"

  • "Задачи семьи и детского сада в воспитании ребенка едины";

5. Дни открытых дверей

Участие родителей в групповых занятиях по проектно-исследовательской деятельности

6. Привлечение родителей к участию в проекте

  1. Семейные проекты:
    • "Я и моя семья". «Родословная моей семьи»
    • "Мой дом. Моя улица";
    • "Широка страна моя родная";
    • "Наши родные защитники";
    • "Наши мамы и бабушки";
    • "Война в истории моей семьи".
  2. Участие в организации выставок:
    • "Природа и фантазия";
    • "Достопримечательности родного города»
  3. Экскурсии по городу, в музей в парк Победы.
  4. Выставки работ, выполненных детьми и родителями:
    • "Моя улица";
    • "Космический коллаж";
    • "Мир строит, а война разрушает".
    • «герб моей семьи»
  5. Оформление  семейных альбомов

 

 

1. Наглядная педагогическая информация

«Информационная корзина для родителей!

  1. Тематические выставки:
    • "Воспитание у детей любви к природе";
    • "Моя малая Родина
    • «Родной Волжский район»
    • "Прогулки с детьми по городу";
    • "Как знакомим детей с окружающим миром".
  2. Памятки для родителей:
    • "10 заповедей родителям";
    • "Известные люди о воспитании любви к Родине";
    • «Символика  Российского государства»
    • «Символика малой родины»
    • «История возникновения государственных праздников»
    • "О воспитании у детей трудолюбия".

3.      Информация «Мастерилка» (развитие мелкой моторики детей с помощью нетрадиционных методов). Ознакомление с технологией выполнения работ в нетрадиционной технике

  1. Выставки детских работ;
  2. Реклама книг, статей из газет и журналов на тему патриотического воспитания детей.

2. Консультирование

  • «Ознакомление с направлениями проекта «Мы растим патриотов. Символика большой и малой Родины»
  • "Как рассказать детям о Великой Отечественной войне"

1.      Проведение семинаров - практикумов

  • Освоение новых нетрадиционных технологий и методов по развитию мелкой моторики детей с помощью нетрадиционных технологийознакомление с алгоритмом работы с детьми по изготовлению дидактических игр

Организация работы на различных этапах проектно-исследовательской деятельности в рамках разработанной системы

Этапы проекта

1 этап Организационный

Цели: формирование проблемы, целей и задач проекта; определение творческого названия проекта

Содержание:

·         составление перечня мероприятий и источников

·         создание условий в ДОУ для обобщения материала по формированию у детей дошкольников интереса к вопросам патриотического воспитания

·         составление перспективного планирования деятельности с детьми, педагогами МДОУ (музыкальным руководителем, воспитателем и инструктором по физической культуре)

·         информирование родителей, распределение обязанностей

·         подготовка необходимого оборудования и атрибутов

Итог: формирование проблемы, целей и задач проекта. Определение творческого названия проекта, разработка «паутинки» взаимодействия с педагогами МДОУ и родителями

2 этап Основной (этап запланированных практических мероприятий)

Цели: вызвать интерес к истории своей страны, своего города, своего детского сада, своей семьи;

    формировать нравственно-патриотические чувства; обогащать и углублять знания детей о семье, городе, стране;

   анализировать работу по пропаганде патриотического воспитания через доступные средства

I  этап запланированных практических мероприятий

Занятия по теме «Карта мира. Материки. Народы мира»

Занятия по теме «Моя страна Россия»

Занятия по теме «Народные промыслы России»

Занятия по теме «Мой край»

Занятия по теме «Народы Поволжья»

     Занятия по теме «Мой любимый город»

     Занятия по теме «Мой детский сад»

Занятия по теме «Моя семья»

Занятия по теме «Культура и быт крестьянского хозяйства»

Занятия по теме «Государственные праздники России. День Победы»

Занятия по теме «Права и обязанности»

Занятия по теме «История возникновения письменности на Руси»

Занятия по теме «История возникновения бумаги»

II этап запланированных практических мероприятий «Создание условий для обобщения материала по формированию у старших дошкольников интереса к вопросам патриотического воспитания»

ü            Экскурсии по городу и району

ü  Создание фото и видео альбомов

ü  Организация выставок поделок и рисунков детей

ü  Изготовление детьми дидактических игр и пособий

ü  Оформление фотоальбома «Кто с нами работает»

ü  Изготовление макета «Детский сад»

ü  Создание родителями и детьми «Семейного альбома» с использованием домашнего фотоархива

ü  Помощь детям в создании семейного герба, генеалогического древа семьи, герба родного детского сада

ü  Конкурсы «Ромашка имен», «Мое отчество», «Моя фамилия»

ü  Оформление самодельных книжек «История семьи»

ü  Создание экспонатов музея «Памятники письменности» («глиняные таблички с клинописным текстом», «берестные грамоты», «папирус и пергамент»

ü  Оформление выставки «История возникновения книги. Известнейшие библиотеки древности»

ü  Оформление  самодельных книг (работа по подгруппам)  «Откуда пришла книга»

ü  Сбор и систематизация материала по т «Быт и культура Древней Руси», «Космос»

III этап запланированных практических мероприятий «Привлечение родителей к работе МДОУ по теме проекта»

         Проведение консультаций по теме проекта

         Проведение индивидуальных бесед для родителей

         Помощь родителям в организации создания банка «Семейные традиции», «Семейные реликвии», «Семейное древо», «Семейные праздники»

         Помощь родителям в организации дня рождения ребенка (разработка сценария праздника, продумывание поздравления и оформления комнаты)

3 этап Аналитический

Задачи этапа:

·         Проанализировать полученные результаты, провести диагностику динамики развития ручной и пальцевой моторики, развития зрительного восприятия, коммуникативных способностей детей; провести анкетирование родителей, участвующих в проекте;

·         Подготовить презентации в режиме «Слайд – Шоу»:

ü  «Проект «Мы растим патриотов. Визитная карточка проекта»

ü  «Проект «Мы растим патриотов». Технологическая карта проекта»

ü  «Дневник участия детей в проекте»

ü  «Экспонаты кабинета по патриотическому воспитанию»

ü  «Экспонаты музея «Памятники письменности»

ü  «Выдающиеся личности России»

·         Оформить книгу «История семей воспитанников»

·         Оформить книгу «Семейные древа воспитанников»

·         Оформить книгу «Откуда пришла книга», «История возникновения книги. Известнейшие библиотеки древности»

·         Оформить книгу «На службе Отечеству. Выдающиеся личности России»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1

Перспективный план работы

Подпроект «Мы дети твои, дорогая Земля»

 

Мероприятие

Тема

Ответственный

1. Консультация для воспита­телей

«Ознакомление с основными направлениями работы по осуществлению проекта «Мы растим патриотов»

Учитель - дефектолог

1. Открытое занятие для ро­дителей и воспитателей (комплексное)

1.        «Карта мира. Материки. Части света» «Символика Саратова и Саратовской области»

2.        «Символика Саратова и Саратовской области»

 

Учитель - дефектолог

2. Консультация для воспита­телей

«Музыка народов мира»

Музыкальный руководи­тель

3. Консультация для родите­лей

«Ознакомление с направлениями проекта «Мы растим патриотов. Символика большой и малой Родины»

 

Учитель -дефектолог

4.Консультация для воспитателей         

1.         « Новый подход к ознакомлению детей с картой мира, материками Земли и частями света»

2.        «Символика большой и малой Родины. Нетрадиционные методы развития мелкой моторики и зрительного восприятия детей с нарушением зрения»

 

Учитель -дефектолог

1. Развлечение с детьми

Игры народов Мира

Воспитатели, воспита­тель по физкультуре

2. Занятие по ручному труду

«Символика Саратовского края»

«Символика детского сада»

Воспитатели; учитель - дефектолог

3. Организация выставки

«Моя малая Родина»

Старший воспитатель, воспитатели, учитель - дефектолог

4. Конкурс для родителей

«Символика большой и малой Родины»

Старший воспитатель, воспитатели, учитель – дефектолог

5. Оформление выставки

«Символика большой и малой Родины»

Старший воспитатель, воспитатели, родители; учитель - дефектолог

6 Оформление альбома

«Символика  детского сада»

Учитель - дефектолог, музыкальный руководитель

7.Оформление презентаций

·          «Животный мир Земли в картинках»

·          «Флаг и герб России»

·          «Флаги стран мира»

·          «Путешествие вокруг Земли»

·          «Дневник участия в проекте»

·          «Визитная карточка проекта»

 

 

Учитель - дефектолог

8 Изготовление дидактических игр

·          «Животный мир Земли в картинках»

·          Лото «Флаги стран мира»

 

Учитель - дефектолог

9.Оформление альбома

 

«Познавательный материал к проекту «Мы растим патриотов»

 

 

Учитель - дефектолог

 

10День открытых дверей.

Открытие кабинета по патриотическому воспитанию

«Символика большой и малой Родины»

Старший воспитатель, воспитатели, учитель – дефектолог,  родители, дети

 

 

 

       Таблица 2

Перспективный план работы по ознакомлению с Россией

 

Мероприятие

Тема

Ответственный

1. Открытое занятие для ро­дителей

Конструирование из LEGO по теме «Русское подворье»

Воспитатели

2. Родительское собрание

«Воспитание у детей пози­тивного отношения к пред­ставителям своего и других народов»

Заведующий, старший воспитатель, воспитатели

3. Консультация для воспита­телей

«Понятие "толерантность" в образовательном процессе (формулирование личности толерантного педагога)»

Старший воспитатель

4. Развлечение с детьми

«Там на неведомых дорож­ках...» (русские народные сказки)

Воспитатели

5 Разработка маршрутного листа для родителей

«России необъятные просто­ры»

Учитель – дефектолог, Воспитатели

6. Конкурс (совместный: дети, родители)

Иллюстрируем русские на­родные сказки

Воспитатели, родители, дети

7. Открытое занятие для ро­дителей (комплексное)

«Русский народный костюм»

Воспитатели

Учитель - дефектолог

8 Консультация для воспита­телей

«Музыка народов России»

Музыкальный руководи­тель

9. Консультация для родите­лей

«История моей семьи. Исто­рия имени ребенка»

Педагог-психолог

Учитель -дефектолог

10. Развлечение с детьми

Народные игры

Воспитатели, воспита­тель по физкультуре

11. Занятие по ручному труду

«Русская изба»

Воспитатели; учитель - дефектолог

12 Организация выставки для родителей

«Народные промыслы»

Старший воспитатель, воспитатели

13 Конкурс для родителей

«Моя родословная»

Родители

14. Занятие по ознакомлению с окружающим (комплексное)

«Москва - столица России»

Старший воспитатель, воспитатели

15 Оформление выставки

«От Москвы до самых до ок­раин...»

Воспитатели, родители; учитель - дефектолог

16. Занятие с детьми

«Символика  детского сада»

Учитель - дефектолог, дети

17. Защита презентации

«Герб моей семьи»

Родители, дети

18День открытых дверей

«Широка страна моя род­ная...»

Воспитатели, учитель – дефектолог,  родители, дети

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 3

Перспективный план работы по ознакомлению с Малой Родиной

 

Мероприятие

Тема

Ответственный

1. Консультация для воспита­телей

«Саратовский край. Саратов. История. достопримечательности

Учитель - дефектолог

2. Развлечение с детьми

«Игры народов Поволжья (русские народные сказки)

Воспитатели

3. Разработка маршрутного листа для родителей

«Моя Малая Родина»

Учитель – дефектолог, Воспитатели

4. Конкурс (совместный: дети, родители)

Быт и традиции  народов Поволжья

Старший воспитатель

5. Открытое занятие для ро­дителей (комплексное)

«Саратовская гармошка»

«Символика Саратова и Саратовской области»

Воспитатели

Учитель - дефектолог

6. Консультация для воспита­телей

«Музыка народов Поволжья»

Музыкальный руководи­тель

7. Консультация для родите­лей

«Семейные традиции»

Педагог-психолог

Учитель -дефектолог

8. Развлечение с детьми

Игры народов Поволжья

Воспитатели, воспита­тель по физкультуре

9. Занятие по ручному труду

«Символика саратовского края»

«Символика детского сада»

Воспитатели; учитель - дефектолог

10. Организация выставки

«Моя малая Родина»

Старший воспитатель, воспитатели

11. Конкурс для родителей

«Семейные традиции»

Родители

12. Занятие по ознакомлению с окружающим (комплексное)

«Саратов.  Соколовая гора »

Старший воспитатель, воспитатели

13. Оформление выставки

«По памятным местам Саратова

Воспитатели, родители; учитель - дефектолог

14. Занятие с детьми

«Символика  детского сада»

Учитель - дефектолог, дети

15День открытых дверей

«Моя малая Родина

Воспитатели, учитель – дефектолог,  родители, дети

 

 

 

Пример тематического планирования занятий в ходе проекта

Подпроект «Мы дети твои, дорогая Земля»

2009 - 2010 учебный год

 

 

п/п

 Тема занятия

Кол-во ч

1

«Первый полет человека в космос».

Изготовление дидактической игры «Ракета «Восток» («Составь из частей целое»)

 

2

2

Глобус. Карта мира. Части света и материки

(распознавание объектов в трех модальностях: цветное изображение, силуэтное изображение, контурное изображение. Развитие зрительно-тактильной чувствительности)

 

1

3

Евразия. Изготовление игры «Животный мир Земли в картинках»

1

4

Африка. Изготовление игры «Животный мир Земли в картинках»

1

5

Южная Америка. Изготовление игры «Животный мир Земли в картинках»

1

6

Северная Америка.Изготовление игры «Животный мир Земли в картинках»

1

7

Австралия. Изготовление игры «Животный мир Земли в картинках»

1

8

Антарктида.Изготовление игры «Животный мир Земли в картинках»

1

9

Глобус Земли.Изготовление аппликации из сухих листьев

1

10

Достопримечательности стран мира

1

11.

Символика России. Флаг государства.

Почему он такой? «Белый, синий, красный»

1

12.

Символика России. Флаг государства. Как изменялся флаг России?

Игра «Дорисуй вторую половину флага»

1

13.

Символика России. Флаг государства.Почему он такой?

1

14.

Изготовление объемной аппликации «Флаг России»

2

15

Почему государства имеют разные флаги?

(сравнение флагов России, Франции, Болгарии, Нидерландов)

1

16

Изготовление лото «Флаги стран Мира»

(закрепление знаний о геометрических фигурах, работа по эталону цвета, работа с шаблонами и листовыми трафаретами)

 

1

 

17

Символы России. Российский герб (игра «Собери из частей целое»)

1

18

Как правильно прочитать Российский герб

1

19

История Российского герба. Занятие – исследование «Двуглавый орел и всадник»

1

20

Изготовление объемной аппликации «Герб России»

2

21

Символы малой Родины. Флаг Саратовской области.

Изготовление объемной аппликации

 

2

22

Символы малой Родины. Флаг города Саратова.

Изготовление объемной аппликации

 

2

23

Сравнение флагов большой и малой Родины

 

24

Символы малой Родины. Герб Саратовской области.

Изготовление объемной аппликации

 

2

25

Символы малой Родины. Герб города Саратова

Изготовление объемной аппликации

 

2

26

Гимн России (развитие аудиальной культуры и слухового внимания)

Игра «Узнай мелодию»

 

1

27.

Символы и эмблемы. Разработка  символики родного детского сада

(развитие умения соотносить смысловую информацию с цветом, изображением; развитие умения работать с шаблонами и листовыми трафаретами)

 

 

4

 

                                          Итого:

36

 

 

Работа по реализации проекта дала положительные результаты.

Достигнутые результаты в ходе проектно-исследовательской деятельности  детей (апробация разработанной системы патриотического воспитания):

1.     Количественные:  В проекте приняли участие 12 детей и 15 взрослых

2.     Качественные:

·        Вовлечение родителей воспитанников в активное образовательное пространство ДОУ (родители, бабушки и дедушки стали активными участниками, изменился стиль общения между детьми и взрослыми, установилось тесное сотрудничество между детским садом и родителями);

·        Привлекая родителей к совместному с детьми решению гражданских проблем, мы убедились в ценности культурно-исторического соразвития мира детства и взрослости, активного совместного участия родителей и детей в различных видах деятельности, которые стимулируют развитие способностей. 

·        Была достигнута положительная динамика развития осязания и мелкой моторики детей, развития зрительного восприятия и памяти детей[1]

·        Была достигнута положительная динамика развития коммуникативных качеств[2]

·        Была достигнута  стабилизация образовательного уровня детей

·        В ходе выполнения практических упражнений удалось достичь у детей следующих умений: умения фиксировать собственный замысел в доступной системе средств, умения следовать задуманному плану; дети приобрели навык публичного представления своих мыслей и знаний

·        Была разработана  система организация эффективного взаимодействия с педагогами МДОУ (музыкальный руководитель – Судакова И.И и инструктор по физической культуре – Олейник С.А.) и родителями детей (удалось привлечь 97,2 % родителей к участию в проектной деятельности)

·        Были организованы выставки работ детей 

·        Открыли кабинет по патриотическому воспитанию

·        Оформили книги «История семей воспитанников» (дети выполняли работу художников - иллюстраторов)

·        Копилка дидактических игр пополнилась новыми  пособиями и нестандартным оборудованием

·        Удалось не только заинтересовать детей темой проекта (дети занимались с удовольствием и огромным желанием); но и решить вопросы по социальной адаптации детей с нарушением зрения. Каждый ребенок приобрел следующие социальные навыки (малыши  стали  внимательнее относиться друг к другу, научились руководствоваться не столько собственными мотивами, сколько установленными нормами)

·        Были созданы презентации в режиме «слайд – шоу» (освещение проектно-исследовательской деятельности детей).

В результате проведенной работы у детей появилось чувство гордости за свою большую и малую Родину, появилось желание быть похожими на близких людей в делах, поступках, продолжать семейные традиции, больше узнать о своих предках, бережно хранить семейные реликвии

Применение различных методических приёмов при ознакомлении старших дошкольников с государственной символикой даёт большие положительные результаты.

Вот  некоторые методические рекомендации педагогам МДОУ:

1) Использовать при ознакомлении воспитанников с государственной символикой приёмы:

§    Обращение к личному опыту детей;

§    Анализ составных частей государственного флага и герба и установление причин их появления;

§    Организация исследовательской деятельности детей по выяснению образно-символического смысла государственных символов России;

§    Сравнение символов Российской Федерации в разные исторические эпохи;

§    Включение песенного и сказочного фольклора, образцов декоративно-прикладного искусства;

§    Построение системы вопросов, обеспечивающих усвоение предложенного содержания;

§    Организация творческой деятельности детей по созданию флагов и эмблем;

§    Моделирование жизненных ситуаций, требующих применение полученных знаний и умений, поиска путей решения проблем;

2) Данные приёмы работы использовать  систематически.

3) Использовать информационные технологии, Internet, компьютерные программы Word, Excel, Paint для организации творческой деятельности детей и продуктивной работы учителя.

 

Литература

Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации, М.: 2005 г.

1.     Артемов В.В. Страницы российской истории. М., 2005.

2.     Блинова Г.М. Познавательное развитие дошкольников. Самара, 2004.

3.     Г.А Ковалева. Воспитание маленького гражданина, М.: 2004 г.

4.     Герасимова 3. Родной свой край люби и знай. М., «Дошкольное воспитание», 2001, №2.

5.     Голицына Н.С. Экологическое воспитание дошкольников. -М., 2004.

6.     Дошкольное учреждение и семья — единое пространство дет­ского развития. М., 2001.

7.     Е.С. Евдокимова Технология проектирования в ДОУ., М.: 2006 г.

8.     Е.Ю. Александрова. Система патриотического воспитания в ДОУ. Вологда, 2007 г.

9.     Как научить детей любить Родину. Пособие для реализации го­сударственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 год». М., 2003.

10.                       Ковалева ГА. Воспитывая маленького гражданина. Практиче­ское пособие для работников ДОУ. М., 2003.

11.                       Козлова С.А.  Теория и методика ознакомления дошкольников  с социальной действительностью. М,, 1998

12.                       Козлова С.А. Мой мир. Приобщение ребенка к социальному миру. М., 2000.

13.                       Коти Т. Моя первая книга о России. М., 2003.

14.                       Л.С. Киселева. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения, М.: 2004 г.

15.                       Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры. М., 1986.

16.                       Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. Пособие для реализации го­сударственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». - М., 2004.

 

Приложение

 

Правила для педагога, занимающегося исследовательской деятельностью  с дошкольниками:

 

·  Помогайте детям действовать независимо, не давайте прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься.

·  На основе тщательного наблюдения и оценки определяйте сильные и слабые стороны детей, не следует полагаться на то, что они уже обладают начальными базовыми навыками и знаниями.

·  Научитесь не торопиться с вынесением суждений.

·  Приучайте детей к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и анализа ситуаций.

·  Подходите ко всему творчески.

Организация работы по патриотическому воспитанию в рамках проектно-исследовательской деятельности позволила решить следующие специфические задачи

 

 

Приложение

Листовка –памятка для родителей

 

Проект – это исследовательская задача, представленная детям в форме привлекательной проблемной ситуации, решение которой связано с самостоятельным преобразованием окружающей среды. Может носить как индивидуальный, так и групповой характер.

Вот несколько советов, которые помогут успешно интегрировать проектную деятельность детей в учебно-развивающий процесс учреждения:

1.     Технология проектирования помогает сориентировать ребенка на стремление решать возникающие проблемы самостоятельно.

Достичь этого можно следующими путями:

·        Быть соучастником творческого процесса ребенка;

·        Создавать условия (моральную и информационную поддержку, предметную среду), в которых ребенок смог бы реализовать внутренние стимулы к развитию;

·        Учить мужественно переносить неудачи и не бояться трудностей;

·        Объяснять, насколько важно уважать мнение других людей ( как взрослых, так и своих сверстников)

2.     Поддержите ребенка в творческих поисках и делайте это, давая оценку каждому самостоятельно выполненному действию или результатам этого действия

3.     Помните, участвуя в проекте, ребенок всегда ощущает потребность в помощи со стороны взрослых (педагогов, членов семьи)

4.     Помните, что оценка детских работ обязательно должна носить позитивный характер

 



[1] Раздел аналитического отчета по результатам внедрения проектно-исследовательской деятельности представлен в приложении

[2] Раздел аналитического отчета по результатам внедрения проектно-исследовательской деятельности представлен в приложении

 

Формообразующие движения

начало проекта

середина проекта

Развитие умения изменять направление движения руки в зависимости от формы изображаемого предмета

 

3,5

 

3,7

Развитие двигательного навыка при рисовании объектов

А) с расчлененным контуром

Б)с нерасчлененным контуром

 

 

3,6

3,4

 

 

3,7

3,5

Закрашивание

А) закрашивание без просветов

Б) выход за контур изображения

В) накладывание штрихов в направлении контура формы предмета

 

3,2

3,5

3,5

 

3,5

3,8

3,7

Развитие системы «Глаз – рука» в целом (осуществление зрительного контроля за рисуемой линией)

 

3,2

 

3,4

Развитие навыка регуляции нажима

3,5

3,7

 

Б) динамика развития различных формообразующих движений в процессе лепки

Формообразующие движения

начало проекта

середина проекта

Раскатывание

3,8

3,9

Соединение

4

4

сплющивание                                 

4

4

Скатывание

3,9

3,9

свертывание

3,6

3,8

Защипывание

3,7

3,7

Прищипывание

3,7

4

Примазывание

3,6

3,7

Сглаживание

3,8

3,9

Вдавливание

3,7

3,9

Отгибание

4

4

наложение

3,8

3,9

Деление на части

3,8

4

 

В) динамика развития движений и действий у детей в процессе работы с ножницами

Виды упражнений

начало проекта

середина проекта

Разрезание прямоугольника и квадрата

А) направление снизу вверх

Б) направление по диагонали

 

3,9

3,9

 

4

3,9

Вырезание округлой формы из квадратов и прямоугольников

3,8

3,9

Вырезание простых симметричных предметных изображений из бумаги, сложенной вдвое           

3,9

4

Вырезание более сложных симметричных изображений  из бумаги, сложенной вдвое

3,9

3,9

Силуэтное вырезание

3,9

3,9

 

 

Положительная динамика развития всех рассмотренных умений и навыков детей подтверждает правильность выбранных методов в  работе с детьми. 

По данным врача-офтальмолога выявлена положительная динамика в развитии и лечении зрительных патологий детей, посещающих специализированную группу МДОУ для детей с нарушением зрения.

 

Качественная характеристика развития умений и навыков детей (проект «Мы растим патриотов»)

Все приобретенные умения и навыки помогают детям успешно ориентироваться в окружающем их