Наименование проекта:  Масленица

Тип проекта: Познавательно - творческий

Участники проекта: 3Б, 3В,5А

Продолжительность: февраль 2015 года

Цель: Расширить и углубить знания детей о значении и традициях празднования Масленицы

Задачи:

Воспитательные: Воспитывать духовно-нравственные качества: доброту, миролюбие, великодушие, всепрощение

Развивающие: Развивать творческую активность детей, любознательность, смекалку, речевые умения, чувство сопричастности к народным торжествам

Обучающие: Вызвать чувство эмоционального удовлетворения у детей от участия в коллективной предпраздничной деятельности, сформировать основы праздничной культуры

Этапы:

Подготовительный: обсудить с родителями проблему, определить пути решения, подбор специальной литературы, подбор музыкального репертуара, разработка плана мероприятий.

Основной: Беседы, рассматривание картин, просмотр слайдов, заучивание закличек, частушек, дразнилок, хороводов, музыкальных игр, игры-эстафеты, конкурсы, выставки, изготовление костюмов, чучела масленицы, подготовка площадки, оформление альбомов, презентации.

Заключительный: Празднование масленицы

Презентационный, обобщение результатов работы на педсовете, анализ, закрепление, оценка результатов проекта, проведение повторного опроса и подведение итога опроса.

Реализуемые мероприятия

Совместная деятельность

НОД коммуникация: Беседа «Что за праздник, Масленица?»

Рассматривание картин Кустодиев «Масленица», Соловьев «Тройка»

Заучивание закличек: «А мы Масленицу дожидаем», «Ой, Масленица-кривошейка»,

 «Широкая Масленица»

Разучивание хороводов «Заинька», «Масленица», «Веснянка»

Художественное творчество (рисование) «Едет Масленица дорогая»

Разучивание музыкальных игр: «Ворон», «Заплетайся плетень», «Заря-заряница»

Изготовление куколок-закруток.

Викторина «Как на масляной неделе».

Разучивание обрядовых песен: «Наша масленица», «Блины», «Вот уж зимушка проходит», «Тин-тин-ка»

Самостоятельная деятельность

Просмотр слайдов «Широкая масленица».

Художественное творчество (лепка): «Весёлая ярмарка»

Чтение художественной литературы: р.н. сказка «Снегурочка», К.Д. Ушинский «Проказы старухи-Зимы»  с последующим обсуждением

Русские народные подвижные игры: «Горелки», «Золотые ворота», «Коршун», «Селезень за уткой гоняет»

Рассматривание альбомов про Масленицу

Конкурс рисунков: «Зимний разгуляй»

Постройка зимнего городка

Игры эстафеты: «Гонки на санках», «Снежный тир», «Бег в парах», «Дорожка препятствий», «Встречная эстафета»

Выставка шумовых музыкальных инструментов-самоделок «Наша хата утехами богата»

Взаимодействие с родителями

Оформление площадки для проведения праздника Масленицы

Составление рассказов родителями с последующим изданием альбома: «Масленица-блиноеда»

Заучивание с детьми масленичных частушек

Изготовление костюмов с последующей презентацией

Сбор рецептов выпечки блинов и оформление блинной книги

Изготовление чучела Масленицы

Ожидаемые результаты проекта:

• Приобщение детей к традиции проведения народного праздника – Масленицы через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии.

• Создание атмосферы радости приобщения к традиционному народному празднику.

• Повышение познавательного интереса к родной истории.

 

 

Оценка результатов проекта

Для выявления результатов по вопросу по формированию знаний детей о русском традиционном празднике была проведена диагностика в начале работы над проектом и по ее окончанию.

Для выявления знаний были подготовлены вопросы.

Вопрос

Какие народные праздники вы знаете?

Какие русские народные игры ты знаешь?

Знаешь ли ты потешки, заклички, пословицы про Масленицу?

Какое блюдо готовят на масленицу?

Какие картины о масленице знаете?

       

 

 

Отчет о реализации проекта.

Особое место в нашем проекте отведено народным играм, учащиеся с удовольствием по многу, раз обращаются к знакомым играм, игровым сюжетам. Наверное, поэтому они с радостью откликаются на предложения поиграть, предвкушая радость развлечения и не догадываясь, что на самом деле они будут … учиться.

С помощью родителей были изготовлены атрибуты для развлечений, костюмы; В родительском уголке были организованы выставки: выставка рисунков «Масленица»,

В свою работу мы включили разнообразную деятельность с литературными произведениями: дети их слушают, инсценируют, разыгрывают сказки, стихотворения.

Большое значение в воспитании детей имеет взаимодействие школы и родителей, поэтому нами были проведены развлечения с участием родителей такие, как «Широкая Масленица», «Масленица загорела, всему миру надоела», так же проведена презентация проекта «Масленица».

При работе над проектом, у детей произошли позитивные изменения в отношении к народным играм и обрядам. Дети стали более эмоционально восприимчивы к народным традициям, играм и обрядовым праздникам.

Полученные данные свидетельствуют, что в итоге реализации педагогического проекта уровень интереса к традиционным народным праздникам у детей значительно возрос. У них значительно повысился интерес к традиции проведения народного праздника – Масленицы через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии.

 

 

Достигнутые результаты.

Внедрение проекта в воспитательно-образовательный процесс помогло обогатить его содержание. Обеспечило развитие у детей любознательности, стремление изучить традиции родной страны. Работа по проекту помогла развить у них кругозор, эстетическую восприимчивость. Сделанная нами подборка игр на развитие двигательных способностей, разучивание с детьми народных песен, масленичных закличек дали возможность развивать чёткую выразительную речь, мимику, движения. Дети получили возможность почувствовать себя свободными, раскрепощенными, обрели уверенность в себе, в своих силах, в умении мыслить, фантазировать.

Анализируя результаты проекта, мы увидели, что дети с большим интересом включаются в различные виды деятельности, проявляют чувство ответственности за себя и других. Реализуя проект, мы ставили перед собой цель - сделать жизнь своих учеников интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. Мы думаем, что нам это удалось.

У детей повысился интерес и стремление изучать традиции родной страны

Дети с большим интересом включались в различные виды деятельности, проявляя чувство ответственности за себя и других. Дети проявляют свои знания о русском фольклорном празднике «Масленица»

 

Дети получили эмоциональное удовлетворение от участия в праздновании Масленицы.