В сборнике «Мы здоровье бережем» собраны практические материалы по организации досуговой спортивно-оздоровительной деятельности детей и молодежи.

         Материалы сборника рекомендованы в помощь методистам учреждений дополнительного образования детей и молодежи, педагогам-организаторам, воспитателям оздоровительных лагерей, инструкторам физвоспитания, классным руководителям.

  

СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ИГРОВАЯ ПРОГРАММА

«Спортлото - 16»

 

Цели и задачи: организация подвижной деятельности детей и подростков, формирование здорового образа жизни, развитие физических навыков, воспитание любви к спорту и активному отдыху.

Пояснительная записка.

Игровая программа «Спортлото - 16» проводится в форме подвижной игры на местности, в которой могут принимать индивидуальное участие от 20 до 40 человек. Возраст участников игры 10-15 лет. Продолжительность игры 45 минут. Основу игры составляет лотерейная карточка из 16 секторов, количество которых соответствует количеству игровых станций. В течение заданного времени каждый игрок должен успеть пройти, как можно больше игровых этапов. На каждом этапе участникам необходимо выполнить задание. В случае успешного выполнения задания, игрок получает отметку в одной из клеток лотерейной карточки. Если игрок не сумел выполнить задание конкурсного этапа, он может вернуться позже и повторить попытку. Старт всем участникам даётся одновременно. Маршрут каждый из них определяет самостоятельно. Игра считается оконченной по истечению 45 минут. В этот момент прекращается работа всех игровых этапов. Побеждают те участники, чья лотерейная карточка заполниться максимально. По окончании игры можно провести розыгрыш лотерейных билетов среди самых активных участников. Для этого предложите каждому участнику обвести кружком в лотерейной карточке 5 клеток. Если при розыгрыше из лототрона выпадают шарики, на которых числа совпадают с выделенными числами (в любой последовательности), игрок получает приз.

Содержание игры.

ЭТАП № 1«Кенгуру». На данном этапе участникам необходимо объединиться в пары по принципу «большой - маленький», прыгнуть в паре на скакалке ни менее 5 раз, причём скакалкой управлять должен «большой», а «маленький» - держаться, обняв его за пояс.

ЭТАП № 2«Снайпер». Данный этап предполагает индивидуальное участие. Каждому игроку необходимо попасть шишкой в нос картонному клоуну ни менее 10 раз.

ЭТАП № 3«Паутинка».На данном этапе в виде паутинке натягивается леска с яркими красными ленточками. Каждому участнику необходимо пролезть через паутину, не касаясь лески. Если происходит касание, красные ленточки начинают покачиваться. В этом случаи выполнение задания не засчитывается.

ЭТАП № 4«Попрыгунчик».На данном этапе участникам необходимо набить теннисной ракеткой шарик ни менее 10 раз подряд. Допускаются 3 попытки, однако их результаты не суммируются.

ЭТАП № 5«Корзинка».На данном этапе каждому участнику необходимо попасть мячом в баскетбольную корзину либо кольцо ни менее 10 раз подряд. Допускаются 3 попытки, однако их результаты не суммируются.

ЭТАП № 6«Городки».На данном этапе каждому участнику необходимо сбить 10 кеглей  гимнастической палкой с трёх попыток.

ЭТАП № 7«Рыболов». На данном этапе каждому участнику на пояс крепится шнурок с повешенным карандашом. Игроку необходимо присесть таким образом, чтобы карандаш попал в отверстие пластиковой бутылки. Перед игроком ставиться задача: выполнить данное задание в течение 1 минуты. Если игрок не укладывается в заданное время, участие в игре на данном этапе не засчитывается.            

         ЭТАП № 8 «Водовоз».Данный этап предполагает участие двух игроков по принципу соревнования. Участникам по сигналу «старт» необходимо наполнить стакан водой с помощью ложки, перенося в ней воду, зажав при этом ложку в зубах. Побеждает тот, кто первым наполнил стакан водой.

ЭТАП № 9«Черепашки». На данном этапе участникам необходимо объединиться в пары по принципу «равный с равным». В игре принимают участие одновременно две пары, соревнуясь между собой в скорости. Участникам необходимо пройти дистанцию, передвигаясь при этом на четвереньках  и сцепившись руками – правой (первый участник) и левой (второй участник).Для пары, проигравшей в данном соревновании, выполнение задания не засчитывается.

ЭТАП № 10«Самолётик».Данный этап предполагает индивидуальное участие, однако предусматривает участие двух игроков одновременно. Игрокам необходимо сделать из бумаги самолётики и по команде «старт» запустить их в воздух по прямой траектории из одной опорной точки. Игрок, чей самолёт пролетел дальше, считается победителем. Проигравшему участие в этом этапе не засчитывается.

ЭТАП № 11«Кораблик».Данный этап предполагает индивидуальное участие. Игроку необходимо, расположившись за столом, от красной точки отсчёта передвинуть бумажный кораблик к зелёной контрольной линии. Для этого ему нужно как можно сильнее дунуть на кораблик. Каждому участнику для выполнения задания даются три попытки (3 выдоха). 

ЭТАП № 12«Каракатица». На данном этапе соревнуются двое. По сигналу «старт» участникам необходимо встать в опору на ноги и на руки спиной к земле и в таком положении пройти заданную дистанцию. Победит тот, кто первым достигнет финиша.

ЭТАП № 13«Найди конфетку». На данном этапе соревнуются одновременно двое игроков. Участникам необходимо без помощи рук достать конфету из тарелки с мукой. Побеждает тот, кто выполнил задание первым.

ЭТАП № 14«Стульчики».На данном этапе одновременно могут соревноваться 3 игрока. Участникам необходимо, передвигаясь под музыку, сесть на стул по сигналу ведущего. Для участия в игре используется 2 стула. Игрок, оставшийся без места, выходит из игры. При этом остаётся один стул, и за победу продолжают бороться уже двое игроков. Победителем становится тот, кто первым занял единственный стул.

ЭТАП № 15«Карточный домик».На данном этапе одновременно соревнуются двое игроков. Участникам необходимо строить карточный домик до тех пор, пока он не развалится. Победителем считается тот игрок, у которого карточный домик был выстроен из большего количества карт и простоял дольше.

ЭТАП № 16«Футболист».На данном этапе участникам необходимо забить мяч в  футбольные ворота с дистанции 7 метров и минимальным попаданием в 3 очка. В случаи невыполнения задания участие игрока на этапе не засчитывается.

КАРТОЧКА ИГРОКА «СПОРТЛОТО–16»

 

1

7

16

15

5

12

2

6

10

4

8

14

9

11

13

3

 

                                        

 

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ

ИГРОВОЙ КОМПЛЕКС

«Очень умная зарядка»

 

         Цели и задачи: стимулирование познавательного интереса, формирование здорового образа жизни, развитие интеллектуальных и физических способностей детей и подростков.

         Пояснительная записка.

         Интеллектуально-оздоровительный комплекс «Очень умная зарядка» представляет собой разминку, которая рекомендована для проведения в летнем оздоровительном лагере как одна из форм утренней зарядки. В игре могут принимать участие несколько команд с равным количеством участников. Общее количество игроков не должно превышать 42 человек. По условиям игры команды выстраиваются на асфальтированной спортивной площадке  в колонны по одному перед большим игровым полем, состоящим из 42 секторов (классиков). По команде «На зарядку становись!» участники игры разбегаются по секторам игрового поля и занимают одну из его клеток. Ведущий показывает первое упражнение утреннего оздоровительного комплекса. Это упражнение делается до тех пор, пока ведущий не назовёт номер одного из участников, который должен будет предложить очередное упражнение. Этому игроку задаётся вопрос (при этом все и он, в том числе, делают упражнение).  Если игрок не смог ответить на вопрос, он остаётся на игровом поле делать зарядку, а в игру вступает следующий участник, чей номер был назван ведущим. Этот игрок должен предложить очередное упражнение в оздоровительном комплексе. Теперь вопрос задаётся ему. Если игрок смог ответить на вопрос, он покидает игровое поле и освобождается от дальнейшего выполнения зарядки. Побеждает та команда, чьи игроки смогли быстрее других покинуть игровое поле.

         Вопросы для участников интеллектуально-оздоровительного комплекса предлагаются дифференцировано, согласно возрастным особенностям.

         Вопросы для детей от 12 до 14 лет.

1.     В какой игре мячик прячется от игроков в лунки? (Гольф)

2.     В какой русской игре строят, чтобы сразу разрушить? (Городки)

3.     В какой игре есть «пусто» и «рыба»? (Домино)

4.     Какой предмет бьют клюшками в «русском хоккее»? (Мяч)

5.     О какой игре сложено это четверостишие:

                   «Короли-то, короли

                   Воевать опять пошли!

                   Только начали войну

                   Сразу съели по слону». (Шахматы)

6.     Верите ли вы, что хвост у павлина коричневого цвета? (Да.Разноцветный веер из перьев находится над хвостом.)

7.     Верите ли вы, что осьминог от страха становится бе­лым? (Да)

8.     Верите ли вы, что голубые розы растут только в Китае? (Нет.Их вообще нет в природе.)

9.     Верите ли вы, что верблюды хранят запасы воды в горбах? (Нет.В горбах у них запасы жира.)

10.           Верите ли вы, что стрижи спят на лету? (Да)

11.           Верите ли вы, что монеты некоторых арабских стран имеют дырочки для удобства ношения на шее?(Да)

12.           Самый известный сказочный герой Алексея Толстого? (Буратино)

13.           Самый большой океан? (Тихий)

14.           Самый крупный представитель кошачьих? (Тигр)

15.           Назовите командную игру для водителей группы «А». (Мотобол)

16.           В какой командной игре участники сидят верхом на лошадях? (Поло)

17.           Верите ли вы, что кроту, чтобы прорыть тоннель длиной в один метр, требуется один час? (Нет.На эту работу уходит 6 минут)

18.           Самая маленькая лошадь? (Пони)

19.           Самое толстое дерево на Земле? (Баобаб)

20.           Самая издаваемая в мире книга? (Би­блия)

21.           Самый крупный затонувший лайнер? (Ти­таник)

22.           Самая близкая к Земле Звезда? (Солнце)

23.           Самая большая змея? (Анаконда)

24.           Самая маленькая птица? (Колибри)

25.           Самый быстрый из хищников? (Гепард)

26.           Самый известный символ Парижа? (Эйфелева башня)

27.           Самое соленое море? (Мертвое)

28.           Верите ли вы, что пословица «В здоровом теле — здоровый дух» имеет продолжение «...редкая удача»?(Да)

29.           Самое крупное млекопитающее нашей пла­неты? (Синий кит)

30.           Верите ли вы, что у крокодилов жир зеленого цвета? (Да)       

         Вопросы для детей от 14 до 16 лет.

1.     Название какой игры происходит от греческого слова «лента»? (Теннис)

2.     В какую игру индийский царь Наль проиграл не только свои владения, но и супругу (Кости)

3.     Сколько всего точек на гранях игрального кубика? (21)

4.     Карты были изобретены в Китае. Как объяснить, что в них 4 масти и 52 листа (Это символизирует 4 времени года 52 недели в году.)

5.     Название какой карточной игры переводится с французского языка как «терпение! (Пасьянс)

6.     Название какой игры переводится с пер­сидского буквально «царь умер»? (Шахматы)

7.     Французское слово «предпочтение» дало название карточной игре. Какой? (Преферанс)

8.     Про проигравшихся карточных игроков на Руси говорили: «Его сгубили...» Кто? (52 разбойника)

9.     В какой ледовой игре используют метлы? (Керлинг)

10.           В немецком языке слово «федер» означает «перо», а слово «баль» — «мяч». А какую игру немцы называют «федербаль»? (Бад­минтон)

11.           Спортинвентарь для какой игры, как вы ду­маете, нашли в могилах египетских детей? Подскажем, что эта игра требует меткости и твердости руки. (Кегли)

12.           Верите ли вы, что сокол во время охоты залетает в страто­сферу? (Нет)

13.           Верите ли вы, что первого римского Императора звали Юлий?(Нет.Август)

14.           Верите ли вы, что в Вашингтоне телефонов больше, чем жи­телей? (Да)

15.           Верите ли вы, что гнездо грифа может весить центнер? (Да)

16.           Верите ли вы, что лишайник может съесть камень? (Да)

17.           Верите ли вы, что есть на Земле деревья-людоеды? (Нет)

18.            Верите ли вы, что крабы поднимаются на поверхность воды на дельфинах? (Нет)

19.           Верите ли вы, что на вершине Эвереста растут цветы? (Нет)

20.            Верите ли вы, что древнеримский бог времени Янус имел два лица? (Да)

21.           Самая длинная в мире река? (Нил)

22.           Самый крупный хищник на Земле? (Белый медведь)

23.           Самое большое по площади озеро? (Ка­спий)

24.           Самый маленький океан? (Ледовитый)

25.           Самое глубокое на Земле озеро? (Байкал)

26.           Самый большой остров на Земле? (Гренлан­дия)

27.           Самая высокая на Земле гора? (Эверест,или Джомолунгма)

28.           Самый большой класс представителей жи­вотного мира на Земле? (Насекомые)

29.           Самая маленькая планета Солнечной Систе­мы? (Меркурий)

30.           Самая многонаселенная страна на Земле? (Китай)

 

 

ПОзНАВАТЕЛЬНАЯ ИГРА-ПУТЕШЕСТВИЕ

«В гостях у Витаминов»

 

                                                       

Цель:формирование представления о здоровом образе жизни у детей младшего школьного возраста, воспитание чувства коллективизма и сплоченности.

Задачи:

·        освоение знаний о полезных веществах, необходимых для нормальной жизнедеятельности человека;

·        развитие коммуникативных способностей, смекалки и находчивости у участников игры;

·        формирование навыков сотрудничества и взаимопомощи в детском коллективе;

·        развитие навыков ориентирования на местности.

Пояснительная записка.

Игра-путешествие «В гостях у Витаминов» проводится в форме подвижной познавательной игры на местности. Продолжительность игры не более 1 часа. Возраст участников игры от 8 до 12 лет. В игре могут принимать участие шесть разновозрастных команд. Игра-путешествие предполагает перемещение команд по территории, расположенной на открытой местности.

Игра-путешествие включает в себя шесть тематических этапов, которые необходимо пройти всем командам в разной последовательности, т. е. каждая команда следует по своему маршруту. В начале игры командам вручаются маршрутные листы, в которых указана очерёдность прохождения этапов и месторасположение первого из них. После прохождения каждого этапа команды получают информацию о расположении следующего. Вместе с маршрутным листом в начале игры командам вручают оценочные бланки, в которых после выполнения задания выставляется оценка по 5-балльной шкале и фиксируется фамилия самого активного участника игры на данном этапе.

На каждом этапе участников игры встречают наблюдатели в роли сказочных героев – Витаминов. Старт и сигнал к окончанию игры шести командам даётся одновременно.

Содержание игры-путешествия.

Вступительное слово ведущего: Здравствуйте ребята. Я очень рад, что мы собрались все вместе. Посмотрите вокруг себя: какая удивительная теплая погода сегодня; как звонко и радостно, встречая нас, поют птички; как чудесно улыбается нам солнышко и делает этот день незабываемым. Все это поможет нам провести этот отличный день с пользой. Вы готовы? (дети отвечают) Тогда начнем с того, что на планете Земля существует очень много разных Королевств, Царств и Государств. Их настолько много, что обо всех сразу и не вспомнишь. Но сейчас это не так важно, потому что я хочу пригласить вас в одно особенное Королевство, в котором вы, скорее всего, никогда не были. Это «Королевство Витаминов». Вам хотелось бы узнать, что это за Королевство? (дети отвечают) Тогда давайте послушаем такую историю…

История о «Витаминном королевстве»

Есть на белом свете очень необычное и интересное «Витаминное королевство». Никто не может сказать, где заканчиваются его границы, и есть ли они вообще, так как его обитатели, Витамины, живут на всем белом свете. Витамины отдают много своих сил чтобы людям было хорошо: чтобы у них ничего не болело, чтобы их настроение всегда было хорошим, чтобы люди больше радовались. В общем, Витамины дарят людям жизнь. Их так и прозвали, Витамины, потому что это слово произошло от латинского слова «вита», что означает жизнь. Да, без Витаминов жизнь людей не была бы такой прекрасной и беззаботной.

Витамины живут очень хорошо. Они всегда в хорошем настроении, они радуются тому, что помогают людям, ведь помогать – это так здорово. Витамины помогают людям, не требуя ничего взамен. Они очень добрые и бескорыстные и хотят научить этому людей. Эти качества очень важны для жизни. И правда, ведь почти половина всех ссор и конфликтов у людей начинаются из-за того, что за какую-либо работу человек требует вознаграждение. Витамины хотят научить нас очень хорошему принципу, по которому действуют сами: «Делай Добро, и оно обязательно к тебе вернется». Но прекрасную жизнь Витаминов омрачает то обстоятельство, что люди просто забывают об их существовании, а некоторые даже не знают кто это такие – Витамины. Вот представьте, если бы вы помогли пожилому человеку донести тяжелые сумки, и он не сказал бы вам «спасибо». Вот теперь вы понимаете, что чувствуют Витамины, когда мы забываем о них и о той роли, которую они играют в нашей жизни.

Так вот, до недавнего времени правил «Витаминным Королевством» папа Витамин. Правил он очень долго и успешно. За время его правления люди стали больше знать о витаминах, больше понимать их значение для человека. Но, как и людям, витаминам свойственно стареть. Вот и пришло время папе-Витамину уйти на пенсию. Он долго думал, кого оставить вместо себя, потому что кандидатур было очень много. Долго папа Витамин думал, но безуспешно, так и не смог он найти себе «особенного» преемника - Витамина. Вот и решил он обратиться за помощью к вам, ребята. Вы готовы помочь Витаминному Королевству? (дети отвечают)

Если вы готовы, тогда вам придется сходить в гости к Витаминам и побольше узнать о них. Вот тогда-то вы и решите, кто из них важнее…

Команды получают маршрутные листы и начинают игру.

         СТАНЦИЯ 1

         На данном этапе участников игры встречает Витамин А.

Витамин A:Здравствуйте ребята! Я рад, что вы навестили меня. Меня зовут Витамин А. Но у меня есть ещё оно имя. Друзья меня зовут просто - РЕТИНОЛ. Я, как и все витамины, люблю помогать людям. С моей помощью вы растете. У меня много полезных функций. Угадайте, какие. Я буду начинать предложение, а вы его продолжите. Согласны? (дети отвечают) За каждый правильный ответ вы сможете заработать призовой балл. Итак…

·        Я помогаю защитить кожу от появления … (прыщей и сыпи)

·        Улучшаю ночное … (зрение)

·        Ещё я нужен вашему … (мозгу)

·        Необходим для нормальной работы … (иммунитета)

·        Борюсь … (с микробами)

·        Защищаю людей от … (простуды, гриппа и инфекций)

         Впервые витамин А был выделен из моркови, но лучшие источники витамина А - рыбий жир и печень. Следующими в ряду стоят сливочное масло, яичные желтки, сливки и цельное молоко.

Теперь, ребята, я предлагаю вам сыграть в игру «Съешь витаминку». Чтобы узнать дорогу к следующей станции вам всем нужно съесть по морковке – богатому источнику Витамина A. А кто съест морковку быстрее всех, тот и победит.

СТАНЦИЯ 2

       На данном этапе участников игры встречают Братья Витамины B. К ребятам выходит Витамин B1. Остальные братья прячутся.

Витамин B1:О, кто же это пришел? Мои юные друзья! Как я рад вас видеть. А знаете ли вы, кто я такой? (дети отвечают) Я самый полезный в мире Витамин, я Витамин В1! О, даже рифма получилась…(Из-за деревьев выскакивают остальные Витамины B)

Витамин B2:Это кто же здесь так расхвастался? Да разве ты самый полезный Витамин, да ты самый высокомерный Витамин, которого я видел в своей жизни. Ух, я тебе сейчас дам! (Витамин B1 убегает, а Витамин B2 пытается его догнать)

Витамин B6: Так, а ну стоять. Витамин B2,что за невежество, ворвался сюда и даже не поздоровался. (Витамины B1 и B2останавливаются и подходят к ребятам)

Витамин B2:Да, здравствуйте, ребята! Извините меня! Но вы же сами слышали, что он сказал. Нет, это удивительно, назвать себя самым полезным Витамином в мире. Он что над нами издевается?

Витамин B12:Братишка, успокойся, давай сначала представимся нашим новым друзьям. Ребята, как вы уже поняли, мы - Витамины B. Я Витамин B12, а это мои братья: Витамин B2, Витамин B6 и Витамин B1.А теперь, давайте-ка спросим у этого хвастунишки, почему он считает себя самым полезным Витамином? Ведь мы тоже много помогаем людям.    

Витамин B1:Ой, помогают они, только и умеют прятаться за деревьями да подслушивать чужие разговоры. Сами-то чем полезны?

Витамин B6:Хорошо, мы расскажем. Одни из нас укрепляют нервную и кровеносную системы человека, другие помогают пище превратиться в энергию.

Витамин B2: Вот я, Витамин B2, отвечаю за здоровье вашей кожи, волос и ногтей.

Витамин B12:А если в вашем организме не будет хватать меня, Витамина B12, то вы будете быстро уставать.

Витамины B2 и B6:А мы полезны для ума.

Витамин B6:Но самое главное - витамины группы В помогают вам расти большими и здоровыми.

Витамин B2:А для того, чтобы вы узнали, в каких продуктах нас можно найти, мы предлагаем вам отгадать наши «Серьезные загадки».

Витамин B6:Ответами на эти загадки, как вы уже догадались, будут продукты, в которых мы содержимся. После ответа на загадку мы будем говорить вам, кто из нас в них живёт. За каждый правильный ответ вы сможете заработать по одному баллу.

«Серьезные загадки»:

1.     Шумит в полях под синим небом

И кормит всех нас белым хлебом.

            Своею древностью гордится –

            Уж десять тысяч лет …..

(Пшеница, Источник Витамина B1)

1.     Вырастает он в воде,

Хоть совсем не рыбка.

А положишь на столе –

Беленькая глыбка.

     (Рис, Источник Витамина B1)

 

2.     Любят лошади его давно,

Дарит он крупу и толокно,

И муку, и кашу, и печенье…

Поблагодарим его за угощение!

     (Овес, Источник Витамина B1)

3.     Хоть чином не хан,

На голове – султан.

И с золотом кубышки

Запрятаны под мышки.

              (Кукуруза, Источник Витамина B6)

4.     На плечах Игнашки –

Сорок три рубашки.

Все из ткани отбеленной,

А поверх – пиджак зеленый.

              (Капуста, Источник Витамина B1)

5.     Цветок – крылатка,

А стручок – лопатка.

Плод зелен и молод,

Но сладок, как солод.

              (Горох, Источник Витамина B1)

6.     А вот я, друзья, похож

И на пшеничку, и на рожь,

Но в колоске один цветок –

Так будь внимательней знаток!

              (Ячмень, Источник Витамина B2)

7.     Есть красавица одна,

И румяна, и стройна;

Хоть в землянке век живет,

А большой от всех почет:

Кто приходит близко –

Кланяется низко.

              (Морковь, Источник Витамина B6)

8.     Белые кисти –

Напрасный наряд.

Зеленые кисти –

Опасный яд.

Но под ногой –

Клад дорогой.

     (Картофель, Источник Витамина B6)

СТАНЦИЯ 3

На данном этапе участников игры встречает Витамин C.

Витамин C:Здравствуйте, ребятки! Я веселая Витаминка C. Меня порою зовут аскорбинкой, или аскорбиновой кислотой, кому как нравится, и вы совершенно правы. Витамин C очень нужен человеческому организму. Я помогаю вам выздоравливать после болезни. Витамин C нужен вашей крови. Несколько столетий назад почти каждому человеку не хватало Витамина C, особенно зимой из-за недостатка фруктов и зелени. В XVIII веке моряков английского флота называли «лимонами» потому, что им необходимо было каждый день пить лимонный сок. Дело в том, что для долгого плавания моряки брали с собой запасы пищи, но не брали свежие овощи и фрукты, потому что их трудно было сохранить в пути. Из-за этого многие из них заболевали цингой. От этой болезни умерло моряков больше, чем погибло во всех морских сражениях. Лимонный сок помогал избежать цинги, так как лимоны – это богатый источник Витамина C. Еще ученые считают, что Витамин С защищает организм от последствий стресса. К сожалению, человеческий организм не вырабатывает Витамин C и не может запасать его, поэтому вам необходимо постоянно получать его дополнительно. Это поможет укрепить ваш организм. Поскольку Витамин C водорастворимый и подвержен действию температуры, продукты, в которых содержится Витамин C, нужно есть сырыми. Значительное количество Витамина C содержится в продуктах растительного происхождения, например: цитрусовые, зеленые овощи, дыня, земляника, яблоки, абрикосы, персики, хурма, печеный картофель в «мундире». 

А какие фрукты относятся к цитрусовым? (дети отвечают) Молодцы! Я предлагаю вам задание. А вот какое, вам подскажет стихотворение:

Мы делили апельсин,

Много нас, а он – один.

Эта долька – для ежа…

Совершенно верно! Вам предстоит почистить и разделить апельсин на всех. Давайте для этого поделимся на три маленькие команды, и каждая будет чистить и делить свой апельсин. А та команда, которая сможет это сделать справедливо и быстрее всех, получит от меня ещё один апельсин.

СТАНЦИЯ 4

На данном этапе участников игры встречает Витамин D.

Витамин D:Здравствуйте, ребята! Как хорошо, что вы навестили меня. Давайте познакомимся! Меня обычно называют Витамином D, а вас как зовут? (дети отвечают) А знаете ли вы, для чего я нужен вашему организму? (дети отвечают) Да, вы совершенно правы, я помогаю укрепить ваши кости. Если организму не хватает Витамина D, кости становятся мягкими и легко подвергаются искривлению. Такая болезнь называется рахитом. Однако роль моя не только в этом. От меня зависит, насколько ваш организм восприимчив к кожным заболеваниям. Витамин D - это один из витаминов, которые вырабатываются нашим организмом, он вырабатывается под воздействием солнечных лучей. Витамин D является уникальным - это единственный витамин, действующий и как витамин, и как гормон. Как витамин он поддерживает уровень фосфора и кальция в крови. В качестве гормона Витамин D оказывает влияние на клетки кишечника, почек и мышц. Если организм получает достаточное количество солнечных лучей, организму хватает того Витамин D, который он сам себе вырабатывает. Если же организму не хватает своего Витамина D, вы можете его получить молочных продуктах, рыбьем жире, яичном желтке. Вы думаете, что я вас обманываю? Ну, что вы! До сих пор я говорил только правду. А вот теперь хочу с вами похитрить! Посмотрим, поверите ли вы мне или нет! За каждый правильный ответ я подарю вам один балл. Итак…

Предлагается викторина «Верите ли вы?»

·        Верите ли вы, что при кипячении молока количество содержащихся в нем витаминов увеличивается? (нет)

·         Верите ли вы, что 9 месяцев в году европейцы употребляют в пищу овощи, выращенные в теплицах или после хранения? (да)

·        Верите ли вы, что после трех дней хранения продуктов при комнатной температуре количество витамина С в них увеличивается в два раза? (нет)

·        Верите ли вы, что при приготовлении пищи на огне количество витаминов увеличивается от 25% до 100% витаминов? (нет)

·        Верите ли вы, что на свету некоторые витамины разрушаются? (да)

·        Верите ли вы, что в кожуре витаминов больше, чем в овощах? (да)

·        Верите ли вы что высушивание, замораживание и хранение влияют на содержание витаминов в продуктах? (да)

·        Верите ли вы, что зимой в продуктах содержится больше витаминов, чем летом? (нет)

СТАНЦИЯ 5

На данном этапе участников игры встречает Витамин E.

Витамин E:Здравствуйте, ребята! Я рад приветствовать вас у себя в гостях. Меня зовут Витамин E. Я, как и все витамины, укрепляю ваш организм. Я защищаю полезные вещества, которые содержатся в вашем организме, от разрушения. Этот Витамин особенно нужен женщинам, потому что Витамин Е очень важен для рождения ребенка. Если женщина во время беременности не будет получать достаточно пищи с содержанием Витамина E, ребенок может родиться не совсем здоровым. А ещё Витамин E улучшает циркуляцию крови, восстанавливает поврежденные ткани после порезов и ушибов. Он помогает вашему организму сохранить жиры, которые поступают с пищей. При нехватке этого витамина может развиться малокровие. Чтобы этого не случилось, нужно есть орехи, зеленые овощи, крупы, маргарин и хлеб с отрубями.

А теперь, ребята, давайте поиграем. Я хочу вам предложить игру «Вспоминай-ка». Посмотрите на эти овощи и фрукты. Это продукты, в которых содержится Витамин E. Вы должны запомнить, какие это продукты и как они расположены. Потом вы закроете глаза, а я в это время что-нибудь обязательно перепутаю. Ваша задача – определить, на своих ли местах лежат продукты, все ли они, и нет ли среди них лишних. За каждый правильный ответ вы получите балл. Приготовились, начали…

Ведущий раскладывает продукты: орехи, огурец, помидор, хлеб, пакетик с семечками, пакетик с пшеном, зелёное яблоко, груша. Когда дети закрывают глаза, ведущий убирает некоторые нужные продукты (орехи, огурец, яблоко, пакетик с пшеном), кладёт лишние (баночка с йогуртом, картофель, пакетик с конфетами), и при этом всё меняет местами.

СТАНЦИЯ 6

На данном этапе участников игры встречает Витамин K.

Витамин K:Приветствую вас, ребята! Я еще один витамин, который вырабатывает ваш организм. Я Витамин K. Вы наверно не раз замечали, что порезав палец, кровь из него сначала течет очень сильно, а через некоторое время прекращает течь. Этот процесс называют свертыванием крови. Для того чтобы кровь свертывалась, вам необходим Витамин K. Без этого Витамина любой порез стал бы смертелен для человека. Витамин K был впервые выделен в 1929 г. датским биохимиком Хенриком Домом. За это в 1943 г. ему была присуждена Нобелевская премия.

Отсутствие в организме Витамина К вызывает такое серьёзное заболевание, как гемофилия. Этой болезнью болеют только мальчики. Она очень редкая. Но врачи всего мира борются за жизнь каждого, кто болен гемофилией, и многие годы пытаются изобрести препарат, который мог бы стать заменителем Витамина К. Этот витамин содержится в крупах, орехах, овощах и фруктах, шиповнике, листьях шпината, крапиве, овсе, сое, ржи, пшенице, зеленом чае, яйцах, свиной печени, корнеплодах.

 А теперь, ребята, я бы хотел предложить вам вспомнить всё, что вам рассказывали сегодня мои братья-витамины и поиграть в игру «Вперёд на огород». Я буду задавать вам вопросы, а вы вместо ответов должны найти в коробке и показать карточку с ответом. Согласны? (дети отвечают) За каждый правильный ответ вы получите от меня один балл. Внимание, вопрос!

1.     Овощ, от которого становится фиолетовым цвет рук

                                                                      (ЦВЕТНАЯ КАПУСТА)

2.     Красный мягкий овощ, из которого делают натуральный сок                                                          (ПОМИДОР)

3.     Очень полезная крупа                             (ГРЕЧНЕВАЯ)

4.     Овощ очень похожий на тыкву              (КАБАЧОК)

5.     Фрукт, который бывает наливным         (ЯБЛОКО)

6.     Овощ, о котором говорят: «Семь одёжек и все без застёжек…». Как звучит продолжение этой пословицы?     (ЛУК)

7.     Цыплячья крупа.                                     (ПШЕНО)

         Молодцы, ребята! Но прежде, чем расстаться с вами, я попрошу вас вспомнить, где содержится Витамин К(дети называют и получают по одному баллу за каждый правильный ответ).

         После прохождения всех станций команды возвращаются на место старта игры для подведения итогов.

Ведущий: Вот, ребята, и подходит к концу наше увлекательное путешествие в Витаминное Королевство. Я очень надеюсь, что вам понравилось, и уверен, что вы узнали много нового про полезные вещества, содержащиеся в нашем организме, не так ли? (дети отвечают)  Но наша игра еще не заканчивается. Вам предлагается последнее самое сложное задание, которое мы назвали так – «Всякому витамину своё место». Вам даётся двенадцать карточек. На шести из них написаны названия витаминов, а на остальных – названия продукта. Вам нужно эти карточки склеить парами так, чтобы вместе оказались витамины и продукты, в которых они содержатся.

Идёт игра «Всякому витамину своё место».

 

ВИТАМИН «А»

РЫБИЙ ЖИР

ВИТАМИН «В»

МОРКОВЬ

ВИТАМИН «С»

АПЕЛЬСИН

ВИТАМИН «D»

МОЛОКО

ВИТАМИН «Е»

ОРЕХИ

ВИТАМИН «К»

зелёный чай

 

А теперь, ребята, ответьте, пожалуйста, какой витамин важнее? (дети должны сказать о том, что все витамины одинаково важны и нужны нашему организму) Молодцы, ребята! Всего доброго вам! Будьте здоровы!

  

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Гусак, И.З. Физкультурные праздники и вечера в школе / Гусак И.З. М.: Физкультура и спорт, 1999. – 67 с.

2. Лысова, В.Я. Спортивные праздники и развлечения / Яковлева Т.С. М.: АРКТИ, 2010. с. 3-4.

3. Лях В.И. Двигательные способности школьников: основы теории и методики развития / В.И. Лях. – М.: Терра-Спорт, 2000. – 192 с.

4. Матвеев, Л.П. Основы спортивной тренировки. – М.: Физкультура и спорт, 1977. – 280 с.

 5. Принцман, А.Б. Методические разработки по проведению спортивных праздников в школе / А.Б. Принцман. М.: Физкультура и спорт, 1989. – 77 с.