Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Алатана

 муниципального района Стерлитамакский район

 

           

 

 

 

 

 

Круглый стол

«Сохраним наш лес»

 

                                                                                            

 

 

 

                                                                                             

 

 

 

                                                                                                Заседание круглого стола

                                                                              подготовила и провела

                                                                      учитель биологии

                                                                        МОБУ СОШ с. Алатана

                                                                              Хайруллина Розалия Римовна

 

 

                                              

 

 

 

2015г.

 

Участники круглого стола:

 

1. Учитель биологии – ведущий.

2. Юные экологи 6-7 классов.

3. Участковый лесничий Урнякского лесничества Рамазанов Рим Габдулхакович.

4. Учащиеся 8 класса: географ, биолог, эколог, краевед, поэт.

 

Место проведения: актовый зал МОБУ СОШ с. Алатана.

  

Дата проведения: 21.03.2015г.

 

Цель: создание оптимальных условий для формирования грамотного отношения жителей планеты к проблеме сохранения лесов.

 

Задачи: формирование высокой экологической культуры поведения в окружающей среде; экологическое воспитание детей, формирование у них активной гражданской позиции через познание важности сохранения лесных экосистем.

 

Форма проведения: заседание круглого стола.

 

Возраст детей:  6-8 класс.

 

Форма организации учебной деятельности: групповая.

 

Оборудование: стены зала оформлены плакатами на тему «Природа и человек неразделимы», выставка детских рисунков, книг и поделок на тему «Лес – наше богатство»; репродукции картин известных художников с изображением природы; листовки на тему «Берегите лес!», проектор, видеоклип «Лесные пейзажи».

 

Методический совет на подготовительный период:

Перед проведением мероприятия учитель разрабатывает сценарий мероприятия, совместно с учениками изучает научно-методическую, художественную литературу, подготавливает фото и видеоматериал, презентацию. Подготавливаются вопросы для круглого стола. Воспитанники активно участвуют в подготовке листовок,  оформляют зал декоративными деревьями, плакатами, организовывают выставку книг, рисунков и творческих работ.

 

Сценарный план:

1.Организационный момент.

2.Вводная часть.

3.Основная часть.

4.Заключительная часть.

5.Рефлексия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ведущий:

В этот день во всем мире отмечается Международный день леса, который был основан по инициативе ООН в 1971 году. Процессы сокращения площади лесов и их деградации стали международными проблемами, требующими совместного решения всеми странами мира.

Основная задача Международного дня леса – повышение осведомленности жителей нашей планеты о значимости лесных экосистем, их защиты, воспроизводства, и восстановления.

                    (Ведущий представляет участников круглого стола)

 

Ведущий:  

Сегодня в нашем круглом столе будут участвовать представители разных сфер. Давайте познакомимся с ними: биолог, краевед, географ, эколог, особый гость нашей встречи – участковый лесничий Урнякского лесничества Рамазанов Рим Габдулхакович. Кроме того, красоту лесного пейзажа покажут нам поэты и художники. Самые активные участники нашего мероприятия – юные экологи.

 

Ведущий:  

Сегодня мы  поговорим  о том, что значит лес для жителей Земли, назовём основные причины исчезновения лесов, поговорим о том, что может сделать каждый для того, чтобы сохранить леса. 

 

Биолог.Знаете ли вы, что лес - уникальная экологическая система. Не зря леса называют легкими планеты. Давно уже перейден рубеж, когда еще можно было отмахиваться от очевидного факта: без лесов на планете не сможет выжить даже сегодняшнее 6-миллиардное население Земли, а что будет завтра, когда население в очередной раз удвоится, а лесов станет в два раза меньше? 

 

Географ. Столетие назад леса покрывали три четверти суши. К настоящему времени осталась четверть, да и из той ежегодно "отпиливается" почти 2%. Только в 1996 г. лес был вырублен на площади около 100 тыс. км2 (что равно территории Исландии) только под сельскохозяйственные культуры. Сколько еще "Исландий" осталось на поверхности суши? И что вместо лесов будет перерабатывать растущие объемы углекислого газа, выбрасываемого в атмосферу, в кислород, необходимый для жизни всей земной фауне, в том числе и человеку?

 

Вопросы юных экологов: Сколько лесов в нашей стране?

 

Географ: Россия - самая многолесная страна мира, обладающая почти четвертью всех лесов планеты. Однако во многих центральных и южных регионах России сохранились лишь незначительные остатки бывших когда-то лесов.

Биолог:Во многих регионах большая часть исходных лесов была истреблена в течение нескольких последних столетий и превращена в пашни, сенокосы, пастбища. В результате здесь исчезли или обмелели тысячи ручьев и малых рек, существенно изменился микроклимат, участились засухи и пыльные бури.

Краевед. Исчезновение лесов нередко приводило и к катастрофическим последствиям. Например, засухи в первой половине ХХ века в Поволжье стали причиной голода и гибели многих людей. Миллионы гектаров сельскохозяйственных угодий юга России пострадали тогда от пыльных бурь, уносящих верхний, самый плодородный, слой черноземных почв. В результате  исчезновения лесов многие земли были нарушены эрозией и превратились в овраги, практически непригодные для использования в сельском хозяйстве. К началу 90-х гг. в южных регионах европейской части России ежегодно из-за эрозии безвозвратно терялось до 50 тысяч гектаров плодородных сельскохозяйственных земель. 


Вопросы юных экологов: Какую роль играют леса в жизни человека?

 

Эколог.Леса России - важнейший экологический ресурс. Леса являются не только источником получения древесины и разнообразных лесных продуктов, но и служат экологическим каркасом природных территорий, играют важнейшую роль в регулировании глобальных процессов окружающей природной среды, сохранения климата, водных ресурсов и биологического разнообразия планеты. В ближайшие десятилетия значение российских лесов как возобновляемого ресурса для экономики страны и мира в целом будет существенно возрастать. 

 

Поэт: Почему мы с лесом дружим?

Для чего он людям нужен?

Вот стоит обычный стол. Это лес!

Или рама, двери, пол. Лес!

А пенал красивый наш? Это лес!

Или этот карандаш? Лес!

Ну, а стол, скамейка, парта? Это лес!

А тетрадка, книга? Лес! Лес!

Оглянись, все вокруг – 

Это наш зеленый друг!


          Эколог: Древесину используют для постройки домов, мостов, кораблей. Лес дает нам топливо, из него изготовляют мебель. Как велики лесные урожаи! Мы можем сказать, что лес кормит и одевает человека. 


           Биолог: Взять, например, ель. У нее используют верхушку и сучья, хвою и кору, ствол и часть, остающуюся после сруба – пень. Все это используют в разных отраслях нашей промышленности. Из частей ели делают лекарства, мебель, доски, пенопласт и многое другое, всего не перечислить. 


        Эколог: Но человек не всегда умело использует ресурсы леса. Как объяснить тот факт, что ежегодно на свалках гниют миллионы гектаров леса? 
     Сегодня ни у кого не вызывает сомнения, что зеленые насаждения служат надежной защитой от атмосферных загрязнений, это одно из важнейших средств оптимизации условий проживания в городах. Деревья – своего рода санитары. Исследованиями доказано, что в воздухе городского района, отделенного от завода лесной полосой, на четырнадцать процентов меньше сернистого газа, чем в воздухе до этой полосы, окиси углерода – на тридцать семь процентов, фенола – на тридцать шесть. 
   

Краевед:      Лес имеет огромное санитарно-гигиеническое и целебное значение. В воздухе природных лесов присутствует более 300 наименований различных химических соединений. Леса активно преобразовывают атмосферные загрязнения, особенно газообразные. Наибольшей окисляющей способностью обладают хвойные (сосна, ель, можжевельник), а также некоторые сорта лип, берёз. Лес активно поглощает промышленные загрязнения, в частности пыль, углеводороды.
     Биолог: Лес, особенно хвойный, выделяет фитонциды — летучие вещества, обладающие бактерицидными свойствами. Фитонциды убивают болезнетворные микробы. В определённых дозах они благотворно влияют на нервную систему, усиливают двигательную и секреторную функции желудочно-кишечного тракта, способствуют улучшению обмена веществ и стимулируют сердечную деятельность. Многие из них являются врагами возбудителей инфекционных заболеваний. Но только если их немного. Фитонциды почек тополя, антоновских яблок, эвкалипта губительно действуют на вирус гриппа. Веточка пихты, внесённая в комнату, в 10 раз снижает содержание микробов в воздухе, особенно коклюша и дифтерии. Листья дуба уничтожают бактерии брюшного тифа и дизентерии.


Поэт: 

Лес не только для нашей забавы.

Он - богатство нашей страны.

Все деревья в нем, ягоды, травы

Нам на пользу, друзья, взращены.

Каждый куст берегите, ребята!

Где росток ты увидишь простой,

Может вырасти дуб в три обхвата,

Березняк  иль малинник густой!

А уж сколько орехов и ягод –

Так, пожалуй, считать – не сочтешь!


Ведущий:

Так весело в густом лесу

На ветках птицы распевают!

Увидеть леса красоту

Пернатые нам помогают.


      Биолог: А знаете ли вы, что жаворонок насвистывает до трех тысяч  мелодий. Он издает до 130 звуков в секунду. Парящего в небе жаворонка слышно с высоты 600 метров.

       Ведущий: Давайте послушаем и попытаемся угадать птичьи голоса!
(Звучит  фонограмма голосов  жаворонка, кукушки, соловья, иволги)

       Биолог:  Птицы – наши друзья. Голосистый соловей и озорной воробей, неугомонная сорока и веселая трясогузка, синица и снегирь, орел и лебедь, как и многие другие пернатые, не только украшают нашу природу, но и принося т большую пользу людям. Пернатые обитатели защищают леса, поля, сады от насекомых-вредителей. К сожалению, отношение человека с миром пернатых не всегда складываются благополучно. На Земле за последние триста лет исчезло около 150 видов птиц. 
Учитель:
     Эколог: Охрана птиц – большая народнохозяйственная задача. У птиц много юных друзей. Они развешивают в садах, парках и лесах птичьи домики, кормушки, заготавливают корм  для них.
Поэт: 

Дерево, цветок, трава и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

 

Ведущий: ребята, какой вывод можно сделать из первой части нашего обсуждения?

 

Вывод юных экологов:

Природа – это одно из самых главных богатств нашей Родины. Одна из частей этой природы – лес. Лес – наше богатство. Мы должны беречь и охранять его. 
    

Ведущий: Охранять, беречь – все это только слова. До дела редко руки доходят. Охранять умеют немногие, а если умеют, то уж по-настоящему. 

 

Лесничий.  Дорогие ребята!      Бывали ли вы когда-нибудь в лесу? Конечно, бывали. Я не могу ошибиться в этом. А знаете ли вы правила поведения в лесу? Сколько леса сгорает ежегодно от неправильного поведения в нем! Ведь правильно гласит известная поговорка: «Из одного дерева можно сделать миллион спичек, а одной спичкой можно сжечь миллион деревьев».

 

Лесничий: Каковы же правила поведения в лесу?


Юные экологи:


      Разводить костер следует у воды, на открытых лужайках. Покидая костер, его тщательно тушат, заливают водой, чтобы не было тления. Если нет воды, то его засыпают землей, песком.


- Не надо ломать ветки, нельзя качаться на них.


- Нельзя разорять муравейники и птичьи гнезда.


- Не разжигать костров под деревьями, там, где  много сухой травы, где  располагаются  сухие пни.


- Нельзя рвать охапки цветов. Все равно потом придется выбросить, так как они завянут.

Лесничий: Лес, как и все живое, требует бережного отношения к себе не только лесничих и ученых, но и всех людей. Особенно страшен для леса пожар. Случайно брошенная спичка, не залитый костер –  и пошел гулять по лесу огонь. Легче не допустить пожара, чем его потушить. 


 Географ: Да, ребята, большой ущерб лесам наносят пожары, в последнее время принявшие периодический характер: ежегодно во многих странах мира выгорают миллионы квадратных километров  леса.

Эколог: Одной из причин этого является потепление климата как следствие "парникового эффекта", что приводит к тому, что сухие деревья вспыхивают, как порох, от малейшей искры.

Историк: В России в 1915 г. пожар, длившийся с мая по октябрь, уничтожил леса от Тобольска до реки Лены. В 1976 году огнем страшного пожара была выжжена седьмая часть Австралийского континента. Летом  2010 года страшные лесные пожары сделали жизнь многих россиян невыносимой - смог заполнил улицы городов, выгорели села, деревни, пострадали жители.

Эколог: Но бывает так, что и люди наносят вред лесу, природе.
 Замечали, каково состояние самих лесов? Кругом консервные банки, битое стекло, разные железки. Некоторые туристы забывают потушить костер. Хорошо, если в этом лесу дежурит зеленый патруль. Патруль этот вовремя подоспеет и предотвратит пожар. А если такого патруля в этом лесу и в помине нет? 

Лесничий:      Пожар в лесу чаще всего возникает по вине человека – это и неосторожное обращение с огнем, и непогашенный костер, и брошенная спичка или сигарета, и детская шалость. Иногда причиной возникновения пожара может служить молния, но такие случаи довольно редки. 

 

Юный эколог:   А  как правильно  подготовить место для будущего костра?

 
Лесничий: Хитрого и сложного ничего нет. Необходимо выбрать место на некотором удалении от деревьев. Площадку под кострище расчистить от травы, лопатой выкопать небольшое углубление. Вокруг кострища оборвать траву в радиусе полуметра - метра. Углубление можно сделать и снятием дерна, при этом вы не повредите верхний плодородный слой земли. Снимаясь со стоянки и затушив костер, этими же кусками дерна нужно прикрыть место бывшего костра.


 Лесничий:
     Золотое правило номер один: никогда нельзя оставлять костер без присмотра! Не разводите очень высокий костер, если того не требует какая – либо особая необходимость (сигнальный костер, например). Следите за тем, чтобы костер давал как можно меньше искр, особенно в ветреную погоду. Во время разведения огня при наличии ветра учитывайте его силу и направление, так как улетевшие искры могут вызвать возгорание травы или листьев деревьев. Старайтесь не использовать в виде топлива  ветки с сухой листвой (горит, как порох), потому что от костра будут разлетаться не просто искры, а целые тлеющие листья. Запаситесь водой, если поблизости есть водоем, а у вас есть подходящая емкость.


Юный эколог: Что делать, если все-таки пожар уже возник? 


Лесничий: В случае если вовремя заметили зарождающийся пожар, и очаг возгорания имеет незначительную площадь, вы можете принять решение самостоятельно его локализовать и потушить. Постарайтесь правильно оценить сложившуюся ситуацию. Не переоценивайте свои силы. При наличии поблизости водоема заливайте огонь водой, можно сбивать пламя мокрой материей. Горящую траву можно потушить, используя «веник» из сломанных веток. При этом нужно наносить удары скользящими движениями, как бы подметая, в сторону основного огня. «Веник» надо после каждых нескольких ударов  проворачивать в руках, чтобы он сам не загорелся, а его нагревшаяся сторона успевала немного остыть. Оптимальным будет изыскать возможность скорейшего уведомления специальных служб, таковыми могут быть службы МЧС ( телефон « 01»), егеря, лесничие. 

 

Юный эколог: А как поступить, когда покидаешь стоянку?


 Лесничий: Уходя со стоянки, костер нужно тщательно затушить, залить водой и присыпать землей. Если снимали дерн, то прикройте кострище кусками дерна. Снимаясь окончательно, убедитесь, что костер погас и не воспламенится через некоторое время после вашего ухода. За собой оставьте порядок. 


Ведущий: Надеемся, что вы хорошо уяснили правила поведения в лесу.  А сейчас предоставляем слово нашему юному поэту.


 Поэт:

Лес называют «зеленым золотом».

Когда ты входишь в лес,

Душистый и прохладный,

Средь пятен солнечных

И летней тишины

Встречает грудь твоя

Так радостно и жадно

Дыханье влажных трав

И аромат сосны.


Учитель:  Лес - наше богатство, это зеленый наряд нашей Земли. Там, где лес, всегда чистый воздух. Это дом для зверей и птиц, это кладовая, щедро отдающая свои дары: орехи, ягоды, грибы. 


1 поэт:

Есть просто храм,

Есть храм науки.

А есть еще природы храм – 

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

2 поэт:

Он свят в любое время суток,

Открыт для вас в жару и стынь.

Входи сюда,

Будь сердцем чуток,

Не оскверняй ее святынь!


3 поэт:

Здравствуй, планета!

Здравствуй, Земля!

Отныне мы дети твои и друзья.

Отныне мы вместе большая семья –

Цветы и деревья, птицы и я!

 .
Ведущий: Как важно уметь наблюдать, слушать, прислушиваться, видеть и  всматриваться в окружающую природу! Наверняка каждый из вас любовался на лесной полянке скромными лесными цветами, вдыхал их медовый аромат.

Лесничий: Не забывайте, дети, по тому, как мы относимся к насаждениям, можно судить о нашем культурном уровне. Только сообща  можем навести  порядок. 
     Многими тысячами исчисляется количество деревьев, кустарников, цветов, ежегодно высаживаемых  на улицах городов, сел, поселков. Но всегда ли мы замечаем, как чахнет под нашим окном молодое деревце, не политое вовремя, как затаптывается кустарник пешеходами и автомобилями? А как было бы прекрасно, если бы взрослые с детьми взяли под опеку насаждения во дворах, под окнами. Какой это был бы урок воспитания любви к природе, ответственности перед ней!

 

Ведущий: Я знаю, что существует Всероссийское движение «Возродим наш лес». Ребята, какие у вас есть предложения?

 

Юные экологи: Мы прекрасно знаем, как непросто и не быстро вырастить настоящий лес, как непросто исправить ошибки, совершённые нашими предками. Мы предлагаем создать молодежное движение, которое будет помогать лесничеству при посадке новых лесонасаждений.

Юный эколог: Давайте примем активное участие в озеленительных мероприятиях, пусть новые лесопосадки  в ближайшие годы будут радовать взор людей.

Юный эколог: Кроме того мы предлагаем организовать охрану и уход за муравейниками.

 

Ведущий:   Замечательный писатель и большой любитель природы Михаил Пришвин писал: «Мы – хозяева нашей природы и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе – вода, птице – воздух,  зверю – лес, степи, горы, а человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину».


Поэт:
           Опомнись, вздрогни, человек.

Перед природой ты в долгу,

И славен будет пусть твой век

Травой душистой на лугу.

И трелью птиц веселой, звонкой,

И шумным плеском родника,

И гроздями рябины тонкой,

И синим глазом василька,

И свежим ароматом трав,

И рощи шумом, и дубрав…

 

    РЕФЛЕКСИЯ

   Ведущий:  Участники круглого стола обсудили целый комплекс проблем, разработали методы и способы их разрешения. Хочется верить, что эта встреча была плодотворной и нужной для всех нас.

     В заключение предлагаем каждому участнику круглого стола, передавая еловую шишку, высказать мнение по обсуждаемой проблеме и пожелания.

 


Ведущий: Спасибо всем, кто принимал участие в работе нашего «круглого  стола». До новых встреч!