Развитие фонематического восприятия и представлений

Ребенка окружает множество звуков: музыка, щебетание птиц, шелест травы, шум ветра, журчание воды.… Но слова – речевые звуки – с самого его рождения наиболее значимы. Звучащая речь обеспечивает необходимое для ребенка общение с взрослыми, получение информации, приобщение к деятельности, овладение нормами поведения.

Вслушиваясь в слова, сопоставляя их звучание и пытаясь повторить их, ребенок начинает не только слышать, но и различать звуки родного языка.

Уже на третьем – четвертом году жизни он замечает неправильности произношения слов сверстниками, пытается их исправить, хотя подчас сам не владеет такими умениями.

 У многих детей даже в старшем дошкольном возрасте наблюдаются нарушения в звукопроизношении, а это, как правило, сказывается и на овладении письменной речью – чтением и письмом.

Чистота речи зависит от многих факторов: от развития речевого слуха, речевого внимания, речевого дыхания, голосового и речевого аппарата. Все эти компоненты без специальной их «тренировки» часто не достигают нужного уровня развития.

Работать над произносительной стороной речи ребенка необходимо с раннего дошкольного возраста, т. к. часто перенос ее на старший возраст не приносит желаемых результатов.

Игры  и упражнения для развития фонематического слуха рекомендуются для детей после 3 лет. Понятие фонематический слух включает фонематическое восприятие, фонематические представления и звуковой анализ и синтез, которым дети овладевают не только в дошкольный период, но и в ходе подготовке к обучению грамоте. Достаточное развитие фонематического слуха необходимо ребенку для усвоения звуковой системы языка, для грамотной устной и письменной речи.

Предлагаемые игры и упражнения помогут  развивать произносительную систему речи дошкольника. Работа в строгой последовательности с использованием  наглядности, при обеспечении высокой речевой активности детей  будет способствовать как восприятию речи, так и фонетическому ее оформлению.

 

                                     

                           Игра «Насос»    ( в кругу)

Цель.

  Развивать фонематический слух, речевое дыхание детей.

Ход.

  Взрослый. Большой насос надувает большой мяч: «С-с-с»; маленький насос надувает маленький мяч: «Сь-сь-сь». Давайте надувать большой мяч (дети имитируют работу насоса, произносят: «С-с-с» и делают большой круг), маленький мяч (произносят: «Сь-сь-сь» и уменьшают круг).

 

 

                                      Игра «Колокольчики»

Цель.

  Развивать фонематический слух, речевое дыхание детей.

Материал.

 Большой и маленький кружки любого цвета.

Ход.

Дети делятся на две группы – большие и маленькие колокольчики.

Они встают друг против друга.

Взрослый. Большие колокольчики звенят: «Дзззынь-дзззынь-дзззынь»; маленькие звенят: «Дззззинь-дззззинь-дззззинь»( дети повторяют звукосочетания).

Если я покажу большой кружок, запоют большие колокольчики, маленький – запоют маленькие колокольчики.

Взрослый в произвольном порядке показывает кружки, а дети имитируют игру на колокольчиках и поют соответствующие песенки по 3 раза. Затем меняются ролями, и игра повторяется.

 

 

 

                       Игра «Скажи, как я»   (в кругу с мячом)

Цель.

  Развивать фонематический слух, речевое аппарат  детей.

Ход.

 Взрослый бросает мяч по кругу, называет слова с выделение любого твёрдого и мягкого согласных звуков. Ребёнок должен повторить слово так же и перебросить мяч взрослому. В игре принимают участие все дети. Если ребёнку требуется помощь, нужно повторить слово 2-3 раза с выделением звука.

 

 

 

 

       Игра «Кто придумает конец, тот и будет молодец»

Цель.

  Развивать речевое внимание, фонематический слух, речевое аппарат  детей.

Ход.

 Взрослый читает стихотворение, а дети добавляют последнее слово в каждое предложение.

Я хотел устроить бал

И гостей к себе...(позвал).

Я взял муку и взял творог,

Испёк рассыпчатый…(пирог).

Пирог, ножи и вилки тут,

Но что-то гости не …(идут).

Я ждал, пока хватило сил,

Потом кусочек…(откусил).

Потом придвинул стул и сел,

И весь пирог в минуту…(съел).

Когда же гости подошли,

То даже крошек не ….(нашли).

 

 

                       Игра «Назови братца»   (в кругу с мячом)

Цель.

  Развивать фонематический слух, речевое аппарат  детей.

Ход.

 Взрослый. Вы знаете. Что у звуков есть братцы: у большого братца – звука «р» - маленький братец – звук «рь», у большого братца – звука «б» - маленький братец – звук «бь». Я буду вам бросать мяч и называть большого братца, а вы назовёте маленького братца и перебросите мяч мне.

В случае затруднения взрослый сам называет маленького братца, а ребёнку даёт новое задание.

 

 

                   

 

 

 

              

                Игра «Поймай жука»   (в кругу с мячом)

Цель.

  Развивать фонематический слух, речевое внимание речевое аппарат                детей.

Ход.

  Взрослый бросает ребёнку мяч и произносит слово с выделение звука «ж».

  Ребёнок, поймав мяч, повторяет слово.

 Взрослый. Теперь вы будете жуками и громко жужжать; Вова и Катя попытаются поймать жуков. Но если жук сядет на листочек (присядет), его ловить нельзя.

Игра продолжается до тех пор, пока не останется 2-3 ребёнка – победителя.

 

                        

               Игра «Назови звук»   (в кругу с мячом)

Цель.

  Развивать фонематический слух, речевое внимание речевое аппарат                детей.

Ход.

Взрослый. Я буду называть слова, и выделять в них один звук: громче или дольше его произносить. А вы должны назвать только этот звук. Например, «матрррёшка», а вы должны сказать: «рь»; «молллоко» - «л»; «самолёТ» - «т».

Для выделения используются твёрдые и мягкие согласные звуки. Если ребёнок затрудняется с ответом. Взрослый сам называет звук, а ребёнок повторяет.

 

 

              

           Игра «Будь внимательным»   (в кругу с мячом)

Цель.

  Развивать фонематический слух, речевое внимание детей   

Ход.

Взрослый. Я буду называть  разные слова: если слово обозначает живой предмет, вы покружитесь, неживой – присядете (предметы произносятся в произвольном порядке).

 

            

 

                                       Игра «Найди пару»  

Цель.

  Развивать фонематический слух, речевое внимание и речевое дыхание детей.

Материал.

 Картинки, подбираются так, чтобы можно было составить пару предметов, которые начинаются с одинаковых звуков ( сумка – солнце, бегемот-белка, вилка-вишня, воробей-волк, груша-гриб, лебедь-лиса).

                                                                                                            

Ход.

Одну из пары картинок взрослый даёт ребёнку, другую кладёт на стол или ковёр.

Взрослый. Вы должны найти предмет, название которого начинается с того же звука, что и ваше слово.

По сигналу «Найди пару» дети находят пару к своей картинке.

Взрослый проверяет правильность выполнения задания, отмечает победителей – тех, кто быстрее выполнил задание.

 

                                       Игра «Пастушок» (в кругу) 

Цель.

  Развивать фонематический слух, речевое внимание и речевое дыхание  и дикцию  детей.

Материал.

 Какой-либо заменитель дудочки

Ход.

Взрослый имитирует игру на дудочке, просит всех подпевать:

                                            Ду-ду-ду, ду-ду-ду…

Выбирается пастушок, он встаёт в середину круга. Дети идут по кругу и произносят вместе с взрослым:

                                           Ай ду-ду, ду-ду, ду-ду,

                                          Потерял пастух дуду.

                                          А я дудочку нашла,

                                          Пастушку я отдала.

Пастушок «играет» на дудочке. Затем выбирается новый пастушок, и игра повторяется.  

 

 

 

 

                                       Игра «Телефон» 

Цель.

  Развивать фонематический слух, речевое внимание и речевой аппарат  детей.

Материал.

  Три сюжетные картинки.

Ход.

На столе у взрослого разложены сюжетные картинки. Вызываются трое детей. Они встают в ряд. Последнему ребёнку взрослый тихо говорит предложение, связанное с сюжетом одной из картинок: тот - соседу, а он – первому ребёнку. Этот ребёнок произносит предложение громко, подходит к столу и показывает соответствующую картинку.

                         Игра «Назови товарища» (в кругу с мячом) 

Цель.

  Развивать фонематический слух, речевое внимание и речевой аппарат  детей.

Ход.

Взрослый. Я буду называть звук, который произносится с голосом, звонко, а вы назовёте его товарища, который произносится без голоса, незвонко ( «б» - «п»,  «в» - «ф», «г» - «к», «д» - «т», «з» - «с», «ж» - «ш»).

После того как все дети примут участие в игре, задание меняется: взрослый называет глухой, а дети звонкий согласный звук.

                   Игра «Цветочный магазин»

Цель.

  Развивать фонематический слух и речевой аппарат  детей.

Материал.

  Фланелеграф и картинки: ромашка, мак, тюльпан, роза, нарцисс, сирень, колокольчик, василёк, георгин.

Ход.

Взрослый выставляет на фланелеграфе картинки с изображением цветов, вместе с детьми называет их.

Взрослый.  Эти цветы продаются, но купить их сможет только тот, кто правильно назовёт цветок и первый звук слова.

В игре должны принять участие все дети, поэтому можно использовать парные картинки: красная и жёлтая роза, красный и сиреневый тюльпан и др.

Взрослый. Какие ещё цветы мы попросим привезти на следующее занятие?

(Дети называют, знакомы цветы).

 

 

                   Игра «Нарисуем дом для Незнайки»

Цель.

  Развивать фонематический слух, речевое внимание  детей.

Материал.

Большой лист бумаги и фломастер.

Ход.

Взрослый.  Дети построили новый дом для игрушек. У Незнайки тоже есть комната (показывает на лист бумаги). Но в ней ничего нет. Давайте поможем ему обставить комнату мебелью, купить то, что нужно ему в хозяйстве и что он будет, есть. Но в названии всех предметов должен быть звук «р».

Дети называют слова, взрослый схематично их рисует на бумаге.

Примерный перечь: кровать, люстра, торшер, телевизор, радио, ковёр, картина, кружка, простыня, ручка, гитара, сыр, мороженое, торт, груша, рыба…

Взрослый. Сегодня  мы купили Незнайке много вещей и продуктов, а в следующий раз мы купим другие предметы. Этот рисунок мы оставим до следующего раза.

 

                                          Игра «Эрудит»

Цель.

  Развивать фонематический слух, речевое внимание и речевое дыхание  детей.

Материал.

Фишки.

Ход.

Взрослый делит детей на две группы. Они садятся друг против друга. Взрослый задаёт им по очереди вопросы. За правильный ответ откладывается фишка.

 

                                                 Вопросы и задания

üКакой первый звук в слове «ёлка»?

üКакой последний звук в слове «дождь»?

üНазови братца  звука «р».

üНазови товарища звука «ф».

üКакой звук в слове «машина» произносится дольше всех?

üСкажи слово «самолёт» и выдели в нём звук «ль».

üНазови слово, которое начинается с последнего звука слова «стол».

üНазови транспорт, в названии которого есть звук «ль».

üНазови музыкальный инструмент, в названии которого есть звук «рь».

üНазови цветок, в названии которого есть звук «ш».

üНазови слово, которое начинается со звука «зь».

üНазови слово, которое начинается со звука «сь».

üНазови слово, которое кончается звуком «т».

üВ конце игры определяется команда-победитель, которая выполнила больше заданий.

 

 

                  Игра «Продолжи слово» (в кругу с мячом)

Цель.

  Развивать фонематический слух, речевое внимание и речевое дыхание  детей.

Ход.

Взрослый  бросает ребёнку мяч и произносит первый слог; ребёнок называет слово, которое начинается с этого слога, и перебрасывает мяч взрослому. В игре принимают участие все дети.

Примерный перечень слогов: «ма», «ра», «ры», «ле», «ре», «жа», «щу», «ча», «шу», «си», «за».

                           Игра «Посадим сад и огород»

Цель.

  Развивать фонематический слух, речевое внимание и речевое дыхание  детей.

Ход.

Взрослый делит доску на две части – сад и огород. Предлагает детям называть то, что растёт в саду и на огороде, но чтобы в словах был звук «к». дети называют предметы, а воспитатель схематично рисует их.

           

                 Игра «Назови детёныша » (в кругу с мячом)

Цель.

  Развивать  речевое внимание и речевое дыхание  детей.

Ход.

Взрослый называет взрослое животное или птицу, а дети – их детёныша.

Игра проводится в быстром темпе.

            

               Игра «Один - много » (в кругу с мячом)

Цель.

  Развивать  речевое внимание и речевое дыхание  детей.

Ход.

Взрослый называет  один предмет, дети называют слово, обозначающее много таких предметов.

 

 

                        

               Упражнение: «Подуем на бабочку»

Цель.

  Развивать фонематический слух, речевое дыхание детей.

Материал.

  У каждого ребёнка бабочка из гуммированной бумаги

                    (диаметр – 3 см) на нитке длиной в 8 см.

Ход.

  Взрослый даёт каждому ребёнку по одной бабочке. Предлагает взять нитку в  

  руки, приблизить бабочку к губам и подуть: «Ф-у-у-у».

 Упражнение повторить с перерывом 4-5 раз.

 

 

                        Упражнение:  «Подуем на шарик»

Цель.

  Развивать фонематический слух, речевое дыхание детей.

Материал.

  У каждого ребёнка по одному шарику из гуммированной бумаги

  (диаметр – 3 см)

Ход.

  Взрослый. Мы с вами дышим: сначала делаем вдох – набираем воздух (показ; дети делают вдох и, положив руку на грудь, чувствуют, что грудная клетка поднялась), потом делаем выдох (показ; дети делают выдох и, положив руку на грудь, чувствуют, что грудная клетка опускается).

У вас шарики, поднесите их поближе ко рту, сделайте спокойный вдох и подуйте на шарик – выдох: «Фу-у-у» (упражнение с перерывом проводится 6-7раз).

 

 

 

              Упражнение: «Прокати снежный ком»

Цель.

  Развивать речевое дыхание и речевой аппарат детей.

Материал.

  У каждого ребёнка ватный комок, слегка для крепости смоченный в крахмале

Ход.

  Ребёнок приседает у стола, кладёт ватный комок на край стола и дует на него, произнося: «Фуууу» несколько раз, пока тот не докатится до другого края стола.

 

 

                       Упражнение: «Забей мяч в ворота»

Цель.

  Развивать речевое дыхание и речевой аппарат детей.

Материал.

  На каждого ребёнка по одному ватному шарику; на каждый стол по два кубика

Ход.

 На противоположной от детей край стола взрослый ставит по 2 кубика – ворота. Дети приседают перед столом, поддувают ватный шарик до тех пор, пока он не попадёт в ворота. Дети на выдохе произносят: «Фу-у-у».

Упражнение  повторяется два раза с перерывом.

 

                       Упражнение: «Понюхай цветок»

Цель.

  Развивать речевое дыхание и фонематический слух детей.

Ход.

 Взрослый предлагает детям «понюхать» цветок – вдох через нос, выдох через рот; на выдохе без напряжения голоса сказать: «Ах-х-х-х».

Упражнение повторяется 5-6-раз. Потом сначала тихо, затем громче и громче дети вместе с взрослым говорят: «Как хорошо пахнет цветок – ах!»

 

                   Упражнение: «Назови последний звук»

Цель.

  Развивать речевое дыхание и фонематический слух детей.

Ход.

 Взрослый предлагает детям послушать как он находит и называет последний звук в слове «шар» - шаррр- «р», в слове «кот» - коТ – «т».

Взрослый по очереди показывает картинки, а дети называют предмет, выделяют в слове последний звук и произносят его изолированно. 

 

                   Упражнение: «Какой звук заблудился»

Цель.

  Развивать речевое дыхание, речевое внимание и фонематический слух детей.

Ход.

 Взрослый предлагает детям отгадать, какой звук «заблудился» и исправить ошибку – сказать правильно.

Вот колючий, серый ешик…

На крылечке сидит кожечка…

На травинку села красивая стрекоса…

Мама намазала хлеб мазлом….

 

                   Упражнение: «Волшебные звуки»

Цель.

  Развивать  фонематический слух и речевой аппарат  детей.

Материал.

Предметные картинки: санки, мячик, грибы, лук, кошка, лебедь, лист, кукла, мышка, слива, ведро, лента.

 

Ход.

 Взрослый.  В словах есть один звук, который произносится громче и дольше всех других. Давайте находить в словах такие звуки. Послушайте, как я назову этот предмет (указывает на санки): сааанки. Какой звук я произносила долго? («А»). послушайте и назовите тот звук, который я дольше буду произносить в слове «грибы» - грибыыы («ы») и в слове «Лууук» («у»).

Теперь вы будете называть предметы и находить такие звуки ( мячик – «а», кошка – «о», лебедь – «э», лист – «и», лягушка – «у», кукла – «у», мышка – «ы», слива – «и», рыба – «ы», ведро – «о», лента – «э»).

Ребёнок называет предмет, затем – с помощью взрослого и самостоятельно – называет ударный гласный звук.

 

                   Упражнение: «Найди братца»

Цель.

  Развивать  фонематический слух и речевое внимание  детей.

Материал.

Фланелеграф и картинки: бабочка, вилка, дом, земляника, корова, лягушка, пирамидка, зонт, волк, лодка, белка, кит, пушка, дятел.

 

Ход.

 Взрослый выставляет на фланелеграфе в ряд предметные картинки: бабочка, вилка, дом, земляника, корова, лягушка, пирамидка; под ними картинки: зонт, волк, лодка, белка, кит, пушка, дятел.

Взрослый. Перед вами два ряда картинок. Нужно во втором ряду положить картинки так, чтобы первые звуки слов были братцами первых звуков слов первого ряда. Например, «бабочка», первый звук – «б». я положу белку, первый звук в этом слове – «бь». «Б» и «бь» - братцы.

Дети по очереди подходят, называют предметы, первые звуки слов и, если правильно подобрали пару, подставляют картинку под верхний ряд.

    

       Упражнение: «Назови одинаковые слоги в словах»

Цель.

  Развивать  фонематический слух, речевое внимание и речевое дыхание  детей.

Материал.

Фланелеграф и картинки: машина, малина, лодка, ложка.

Ход.

 Взрослый выставляет на фланелеграфе  картинки: малина, машина.

Взрослый. Послушайте, как я медленно назову ягоду: маалиинаа, а теперь я разделю слово на кусочки – слоги: ма-ли-на. На каждый слог буду хлопать, а вы считайте, сколько в слове слогов… Какой первый слог, второй слог, третий слог? (Ответы детей).

Послушайте, сколько слогов в слове «машина»: ма-ши-на (на каждый слог взрослый хлопает). (Ответы детей).

Какие одинаковые слоги в словах «машина» и «малина»? («Ма», «на».)

Взрослый выставляет на фланелеграфе картинки: лодка, ложка.

Взрослый. В этих словах по два слога: лод-ка, лож-ка. Какие одинаковые слоги в словах? («Ка».)

           

              Упражнение: «Закончи предложение»

Цель.

  Развивать  фонематический слух, речевое внимание и речевое дыхание  детей.

Ход.

üКогда кончится дождь, мы…

üМы будем играть в мяч, когда….

üМама сказала, что я ….

üЧтобы чай был сладким, надо…

üЯ с мамой пошёл к зубному врачу, потому что…

üМы пойдём гулять, если…

üЧтобы цветы хорошо росли, нужно….

üУ меня есть собака, её…

üМне семь лет, я ….

üЯ помог маме пылесосить пол, и она…

 

Каждое предложение дополняют двое – трое детей.