Тема урока:Неметаллы

Цели урока: дать общую характеристику неметаллов элементов и простых веществ.

Образовательная:  Создать условия для получения учащимися знаний о положении неметаллов в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, особенностях строения атомов неметаллов, физических свойствах неметаллов, аллотропии неметаллов.

Содействовать развитию учебно-познавательной, коммуникативной компетенций учащихся через развитие логического мышления, памяти, речи учащихся, их умения выделять главное из общего, сравнивать и делать выводы.

Способствовать воспитанию в детях умения правильно строить ответы, работать у доски, умения вести диалог и работать в парах, фронтально и индивидуально

Развивающая: способствовать развитию у учащихся коммуникативных способностей.

Воспитательная:  содействовать воспитанию  позитивного интереса к предмету.

Планируемые результаты:

Знание:

- понятий: неметаллы;

- явление и причины аллотропии;

- физические свойства неметаллов.

Умение:

- осуществлять исследование физических свойств веществ : агрегатное состояние, цвет, электропроводность, растворимость в воде;

- анализировать;

- классифицировать вещества ;

          - писать схему строения атомов.

Оборудование и реактивы: образцы неметаллов - простых веществ Н2,O2,   (в пробирках с пробками); Br2 (в ампуле); S, J2, P (красный), активированный уголь

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Методы обучения: словесные (рассказ,  беседа); иллюстративные (схемы); наглядные (мультимедийное наглядное пособие).

Девиз урока: «Все познается в сравнении»

План изучения нового материала

1.      Положение неметаллов в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева

2.      Особенности строения атомов неметаллов

3.      Физические свойства неметаллов

4.      Аллотропия

 

 

 

Ход урока

1.      Организационный момент.

2.      Добрый день! Ребята, давайте улыбнёмся друг другу, нашим гостям. Надеюсь на плодотворную работу. Чтобы перейти непосредственно к теме нашего занятия я  предлагаю «Химический чемоданчик». Что же там?

Стихотворение (учитель зачитывает стихотворение  

Семь металлов создал свет
По числу семи планет:
Медь, железо, серебро…
Дал нам Космос на добро.
Злато, серебро, свинец…
Сын мой, сера – их отец.
А еще ты должен знать
Всем им ртуть – родная мать.

Ребята, прослушивая данное стихотворение, попробуйте обнаружить ошибку в нем. Как только мы это сделаем - мы узнаем тему сегодняшнего урока.

Итак, ребята, правильно – сера не является металломзначит она – неметалл!

Таким образом, тема нашего занятия сегодня «Неметаллы».  Запишите тему урока.

Скажите, этот вопрос изучается только в курсе химии, он  важен только для химии?

Когда впервые вы услышали информацию о неметаллах? Может быть, вы знали что-то до прихода в школу? (отвечают)

Я увидела, что вы имеете некоторую информацию пусть не в системе, но она есть.

 (Учитель записывает тему на доске, а учащиеся в своих тетрадях).

Постановка цели занятия перед учащимися

Ребята, а глядя на формулировку темы урока, что мы должны сегодня узнать на уроке, что должны изучить? Помогите мне сформулировать цели урока! 

 Правильно, ребята, цель нашего урока сегодня заключается в том, чтобы:  разобраться в особенностях строения атомов неметаллов;

найти их место в таблице Менделеева Д. И.;

изучить их физические свойства, а также  явление аллотропии на примере неметаллов.

     И все в сравнении с металлами!

 

2. Проверка домашнего задания

Что мы изучали на прошлом уроке? (ответ: «Металлы»).

 

(Фронтальная  беседа  по материалам прошлого урока):

Что такое металлы?

- Где в таблице Д. И. Менделеева они расположены?

- В чем особенности строения их атомов?

- Что происходит с внешними электронами металлов в химических реакциях?

- Какие физические свойства металлов Вам известны?

 

  1. Проверка знаний и умений учащихся для подготовки к новой теме

5. Разминка

А) Термины(Даю определение к термину, а учащиеся говорят сам термин; и, наоборот

1.Вещество состоит из -…? (молекул)

2.Молекулы состоят из -…? (атомов)

3.Определенный вид атомов называется -…? (химическим элементом)

4.Химический элемент может быть в виде одного из трех возможных состояний - …? (свободное состояние, в составе простого вещества или в составе сложного вещества)

5.Простое вещество – это…? (вещество, состоящее из атомов одного химического элемента)

6.Сложное вещество – это…? (вещество, состоящее из атомов разных химических элементов

Б) Строение атома:

Учитель просит вспомнить строение атома и заполнить схему:    

 

Г) Химическая связь:                 

Ребята, как атомы хим. элементов связываются друг с другом в веществах? Вспомните виды химической связи между атомами в веществах и помогите мне заполнить данную схему

 

Задание. Выберите из перечисленных формул вещества с неполярной ковалентной связью 

N2

I2

HF

 с полярной ковалентной связью 

H2O

I2

NaF

 с ионной связью 

H2O

I2

NaF

5. Восприятие и осмысление новой информации

А теперь, ребята ответьте на вопрос: «Что такое «Неметаллы»?», определение запишите в тетради. (Учащиеся открывают учебники, находят данное определение и выписывают его в тетради, учитель обсуждает с учащимися выписанное определение). 

1.      Положение неметаллов в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева

Посмотрите на таблицу Д. И. Менделеева на форзаце учебника, на цвет знаков химических элементов в ней, и скажите какое место в таблице Д. И. Менделеева занимают неметаллы.

2.      Особенности строения атомов неметаллов

Теперь, ребята, вспомните строение атома и запишите электронную формулу атомов натрия и хлора (1 вариант), схему образования химической связи в хлориде натрия (2 вариант)

Особенности строения атомов неметаллов:

- на внешнем уровне имеют от 4 до 8 электронов

-  небольшой радиус атомов

-  стремятся принять электроны

-  характерные связи: ионная и ковалентная.

3.Положение неметаллов в ПС.

- Где в ПС расположены неметаллы?

- Неметаллы расположены в основном в правом верхнем углу ПС, условно ограниченном диагональю бор-астат.

 

4. Строение атомов неметаллов.

- Какое строение имеют атомы неметаллов?

 Для атомов неметаллов, по сравнению с атомами металлов характерны: меньший атомный радиус;четыре и более электрона на внешнем энергетическом уровне.

   Отсюда и такое важнейшее свойство атомов неметаллов – тенденция к приёму недостающих до 8 электронов, т.е. Качественной характеристикой атомов неметаллов, своеобразной мерой их неметалличности, может служить электроотрицательность, т.е. свойство атомов химических элементов оттягивать к себе общие электронные пары.

5. Кристаллическое строение неметаллов - простых веществ. Аллотропия.

   Неметаллы имеют 2 типа кристаллических решёток:

- молекулярные (H2, O2, O3, N2, Cl2),

- атомные (алмаз, графит, кремний).

   Если металлы – простые вещества образованы  за счет металлической связи, то для неметаллов – простых веществ характерна ковалентная неполярная химическая связь. 

   Элементы – неметаллы более способны, по сравнению с металлами, к аллотропии -  способность атомов одного химического элемента образовывать несколько простых веществ, а эти простые вещества называются  аллотропными видоизменениями или модификациями.

Аллотропия неметаллов

Учитель: Что такое аллотропия? 

O – кислород, озон

 С – алмаз, графит

P – белый, красный, чёрный

Причины аллотропии?

-  разный состав молекул (О2 и О3)

-  разное строение (алмаз, графит)

Кислород образует два простых вещества: кислород О2 и озон О3

6.Физические свойства неметаллов.

Демонстрация:

 1)Приготовление  спиртовой настойки йода: поместить 2-3 кристаллика иода и прилить к ним 1 мл спирта, взболтать;

2) Растворение серы в воде (порошок серы плавает на поверхности воды, так как мелкие кристаллики серы водой не смачиваются и поддерживаются на плаву мелкими пузырьками воздуха).

Прочитайте текст в учебнике и ответьте на вопросы:    

  1. Из скольких атомов состоит каждая молекула инертного газа?
  2. Рассмотрите  этимологию названия «инертные газы».
  3. Каково их второе название?  Какое из них лучше  подходит  к инертным газам? (благородные газы)

Инертные газы не имеют цвета и запаха. И являются одноатомными. Обладают более высокой электропроводностью (по сравнению с другими) и, при прохождении через них тока, ярко светятся. 

Неон - огненно красным светом.

Гелий - ярко-жёлтым светом.

Аргон – синим светом.

Криптон – светло- желтым светом.

Ксенон – фиолетовым светом.

Несмотря на свою инертность, эти газы находят широкое применение(сообщение).

Синквэйн по теме «Неметаллы»

1.      Неметаллы

2.      Разнообразные, аллотропные

3.      Не куются, не проводят, не блестят

4.      Нет правил без исключения

5.      Антиподы

Синквэйн по теме «Металлы»

1.      Металл

2.      Активный, пассивный

3.      Реагирует, восстанавливает, окисляется

4.      Сопровождает  в повседневной жизни

5.      Восстановитель

    В отличие от металлов неметаллы – простые вещества, характеризуются большим многообразием свойств. Неметаллы имеют различное агрегатное состояние при обычных условиях:         газы – H2, O2, O3, N2, F2, Cl2;  жидкость – Br2; твердые вещества – модификации серы, фосфора, кремния, углерода и др.   Гораздо богаче у неметаллов и спектр цветов: красный – у фосфора, красно-бурый – у брома, желтый – у серы, желто-зеленый – у хлора, фиолетовый – у паров йода.   Температуры плавления у графита – 3800, у азота - -210 градусов.

7.Выводы:

1) Элементы-неметаллы расположены в главных подгруппах IV-VII групп  ПС Д.И. Менделеева, занимая её верхний правый угол.

2) На внешнем электронном слое атомов элементов-неметаллов находятся от 4  до 8  электронов.

3) Неметаллические свойства элементов усиливаются  в периодах и ослабевают  в подгруппах с увеличением порядкового номера элемента.

 

8. Закрепление

Опрос по цепочке:  Где находятся неметаллы?(в верхнем правом углу ПСХЭ Д.И.Менделеева); Всего элементов-114; Металлов-92; Неметаллов-22; Аллотропия-явление; Аллотропные модификации  - способность  химических элементов образовывать несколько простых веществ; Какие типы химических связей характерны для простых веществ- неметаллов?

9. Оценка работы учащихся на уроке и отметки за работу:

10. Домашнее задание:

§15,  упр.3 с.92  Оценки за урок.

11. Рефлексия.

 

  1. Я узнал ...
  2. Это мне пригодится в жизни...
  3. Меня удивило…