Педагогический опыт учителя биологии, химии

Гарцук Людмилы Павловны

    Целью моей педагогической деятельности является, обеспечить высокую познавательную активность учащихся, вовлечь каждого школьника в учебную деятельность. Работаю над методической темой «Дидактические игры как одна из форм организации познавательной деятельности на уроках химии, биологии». Это способствует активизации мыслительной деятельности ученика, позволяет глубже усвоить материал, усилить активность учащихся в учебном процессе, стимулировать их творческие способности, обеспечить особый настрой и психолого-педагогический климат урока, способствовать повышению эффективности изучения химии и биологии, развивать коммуникативные навыки. Для лучшего запоминания химических понятий и явлений предлагаю учащимся в качестве домашнего задания сочинить сказку, краткий рассказ, составить кроссворд, ребус. Провожу деловые игры, дискуссии, «мозговые штурмы», аукционы. Применяю различные формы уроков: урок-суд, урок – путешествие, урок – лекция,  урок – семинар в старших классах, урок – практикум, урок – конференция, урок – викторина (обобщающие уроки биологии в 6,7,8 кл.), урок – зачет, урок – КВН, урок – презентация, интегрированные уроки. Провожу уроки – исследования, где предметом ученического исследования является «переоткрытие уже открытого в науке закона». Такие уроки повышают эффективность учебного процесса. Применяю формы обучения: работа в парах, в группах, взаимообмен группами в интерактивном режиме, индивидуальная работа. Владею методикой проведения демонстрационных, лабораторных опытов, практических работ, которые дают возможность школьникам осуществлять шаги эвристического поиска, делать исследования, выводы. Они активизируют мышления, являются необходимым условием достижения осознанных опорных знаний по химии и биологии, облегчают понимание технологии химических производств, способствуют развитию наблюдательности, умений объяснять наблюдаемые явления.

В педагогической деятельности использую методы: проблемный, поисковый, метод проектов, метод исследования и другие. Приемы: демонстрационный эксперимент, лабораторный эксперимент, эксперимент-исследование, практические работы по изучению получения веществ и исследования их свойств, химический диктант и т.д.

Приоритетом педагогической деятельности считаю развитие познавательного интереса. От решения этой задачи зависит эффективность учебной деятельности школьников. Важно привлечь учащихся к целям и задачам урока, включить учащихся в интересную для них форму работы, побудить интерес к содержанию повторяемого и вновь изучаемого материала. Для этого я применяю «Химический чемоданчик», загадки, пословицы. Для формирования устойчивого внимания предлагаю задания: найти ошибку в химических формулах, в формулировках химических законах, понятиях и т.д. Развитие познавательной самостоятельности учащихся я считаю важной задачей и при проведении лекций в старших классах. В своих лекциях использую элементы занимательности – это занимательные и интересные факты из художественной, научно-популярной литературы и других источников. Чтение лекции сопровождаю необходимыми записями опорных конспектов, рисунками, схемами, знакомлю учащихся с жизнью и деятельностью ученых-химиков.

Работая над повышением качества знаний учащихся, часто использую дополнительные занятия по решению задач, индивидуальную работу по развивающему обучению на уроках, эксперименты-загадки и практические работы. Опыт применения технологии дифференцированного обучения позволил создать по каждой теме карточки с уравнениями химических реакций, позволяющих отслеживать усвоение учащимися всех пройденных тем по свойствам веществ, осуществлять организацию деятельности школьников по самостоятельному изучению отдельных вопросов темы. Использую алгоритмы по решению задач на составление уравнения реакций в молекулярной и ионной форме, алгоритмы прогнозирования химических свойств у отдельных веществ. Одно из условий развития творческого мышления – наличие проблемной ситуации, способствующей осознанию потребности в приобретении новых знаний. Именно проблемная ситуация побуждает ученика мыслить. Для того, чтобы у ученика была достаточность опорных знаний, без которых он не может продвинуться в учении, разработала опорные конспекты.

Мои ученики занимаются проектной деятельностью: разработали проекты: «О пользе молока», «Пчела медоносная», «Лекарственные растения», «Влияние сока алоэ на рост и развитие растений: томатов,   огурцов», «Исследование водоемов села  Кулижниково», «Выращивание кристаллов медного купороса». и т.д. Разработала и реализовала образовательные программы: факультативного курса «Химия и экология», “История химии», элективный курс «Комнатное растениеводство». Главная цель этих программ – развивать мышление, формируя и поддерживая интерес к биологии,  химии, способствовать формированию у учащихся знаний и умений, необходимых в повседневной жизни для безопасного обращения с веществами, используемыми в быту. Разработала и применяю на уроках цифровые образовательные ресурсы: «Номенклатура органических соединений», «Номенклатура неорганических соединений», «Кислоты», «Основания», «Соли», «Оксиды» и др. Применение ЦОРов на уроках оживляет подачу материала, повышает наглядность и помогает учащимся усваивать материал на более высоком уровне. Реализация данных программ способствует формированию творческого подхода учащихся к учению, умениям и навыкам самостоятельно определять коллективные учебные задачи, оценивать свою учебную деятельность, определять проблемы собственной учебной деятельности и решать их. Решая проблему дифференцированного обучения учитываю уровень подготовки учащихся, для этого дифференцирую задания, применяю различные формы взаимоконтроля. Использую: тесты, творческие задания, конспектирование, составление вопросов-суждений. Для сохранения и укрепления здоровья школьников на уроках разработала проект «Здоровьесберегающая  среда», который предусматривает комплекс двигательных упражнений, гимнастику для глаз, минутки релаксации.

Для достижения хороших результатов своей педагогической деятельности постоянно занимаюсь саморазвитием. Регулярно знакомлюсь с методической литературой по предметам изучаемым в школе, анализирую и применяю на практике материалы периодической печати («Учительская газета», журнал «Химия в школе», «Биология в школе»), интернет.

  Владею современными средствами коммуникации , компетентностями: предметной, психолого – педагогической, дидактической,  методической.

Ежегодно провожу предметные недели. В рамках недели были проведены: межпредметная викторина по химии и биологии, театрализованное представление «Химическая сказка», «Звездный час», «День птиц», деловая игра «Химический салон красоты» и др. Данные мероприятия создают живой интерес учащихся к учебному предмету, активизируют мыслительную деятельность, память, внимание, помогают проявить любознательность и смекалку.

70 % обучающихся включены в детские и детско-взрослые проекты на разных уровнях, в таких как благоустройство территории, озеленение школы и др.

Последние три года, мои учащиеся (60%) принимают активное участие в работе научно-практической конференции школы (8 победителей), района (3 победителя), края (3участника), в краевом форуме «Молодежь и наука» (1 участник), в «Краевом конкурсе научно-исследовательских и прикладных проектов учащихся по теме охраны и восстановления водных ресурсов-2013,14,15,16г.»(6 участников). Мои ученики принимают активное участие в Международном конкурсе – игре «ЧиП», в муниципальном этапе конкурса «Знай свои права - управляй будущим»-1 место. Мои учащиеся являются победителями школьного этапа и призерами муниципального этапа  Всероссийской олимпиады  школьников по биологии .

Ежегодно участвую в школьных профессиональных конкурсах (призёр конкурса «Учитель года-2011», призёр конкурса «Учитель года-2012», победитель «Учитель года-2013». Участник муниципального этапа конкурса «Учитель года-2013»). Обобщаю собственный опыт в  выступлениях на конференциях, семинарах. Распространяю опыт в форме мастер-классов, открытых уроков, принимала участие в «Фестивале педагогических идей». Даю открытые уроки на уровне образовательного учреждения, на муниципальном уровне.

Активно участвую во всех культурных мероприятиях, проводимых в школе, районе, а также в нравственно – патриотических, социально-экологических и других акциях. С коллегами по работе строю свои отношения на принципах педагогического сотрудничества, соблюдаю профессиональную этику.