ИКТ на уроках химии, биологии.

Выпускник нашей школы, который будет жить и трудиться в современном обществе, должен уметь самостоятельно, активно действовать, принимать решения, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, обладать высоким уровнем развития, быть коммуникабельным. Одной из важнейших задач, стоящих перед образованием, является овладение информационными и телекоммуникационными технологиями для формирования общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией. Поэтому возникла необходимость организации процесса обучения на уроках химии, биологии на  основе современных информационно-коммуникационных технологий, где в качестве источников информации все шире использую электронные средства, в первую очередь  Интернет, сама создаю презентации, ЦОРы. Могу подготовить и провести урок с использованием ИКТ, потому что урок с использованием ИКТ - это наглядно, интерактивно, красочно, информативно, экономит время, позволяет работать ученику в своем темпе, позволяет мне работать с учеником дифференцированно и индивидуально, дает возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения.
Использование ИКТ в учебном процессе позволяет мне: обрабатывать текстовую, цифровую, графическую и звуковую информацию при помощи соответствующих процессоров и редакторов для подготовки дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, схемы, кластеры, сенквейны, чертежи, рисунки); создавать слайды по данному учебному материалу, используя редактор презентации MS Power Point и продемонстрировать презентацию на уроке; использовать имеющиеся готовые программные продукты по своей дисциплине; организовать работу с электронным учебником на уроке; применить учебные программные средства (обучающие, закрепляющие, контролирующие); осуществлять поиск необходимой информации в Интернете в процессе подготовки к урокам и внеклассным мероприятиям; организовать работу с учащимися по поиску необходимой информации на уроке;
разрабатывать тесты, используя готовые программы-оболочки или самостоятельно, и проводить компьютерное тестирование, готовить учащихся с ЕГЭ, ОГЭ.


Ученики сегодня готовы к урокам химии, биологии, с использованием ИКТ. Для них не является новым и неизвестным ни работа с различными редакторами и процессорами, ни использование ресурсов Интернета, ни компьютерное тестирование.
Обучая детей химии и биологии, применяю на своих уроках информационные технологии уже несколько лет.
Применение компьютера на уроках становится новым методом организации активной и осмысленной работы учащихся, делая занятия более наглядными и интересными. Моей целью применения ИКТ является: интенсифицировать деятельность ученика; повысить качество обучения по предмету; отразить существенные стороны химических, биологических объектов,  воплощая в жизнь принцип наглядности;
выдвигать на передний план наиболее важные характеристики изучаемых объектов и явлений природы.
В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных организованных заданий, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.
Использую электронные  пособия прежде всего,  исходя из целей урока, содержания и последовательности подачи учебного материала. На уроках лекциях - это теоретическая поддержка курса, на практических занятиях – виртуальная лаборатория, на этапе контроля – это возможность пройти тест и разобрать свои ошибки , тут же сделать самопроверку. Программные средства для эффективного применения в учебном процессе подбераю так, что бы  соответствовали курсу химии и биологии базового обучения, имели высокую степень наглядности, простоту использования, способствовали формированию общеучебных и исследовательских умений, обобщению и углублению знаний.
В своей работе я использую следующие электронные пособия: «Кислоты», «Оксиды»,
«Вещества и их превращения», «Химические элементы», «Водные растворы», «Соли».
 Учебные электронные издания: образовательной коллекции 1С – «Общая и неорганическая химия» и «Виртуальная химическая лаборатория» -9-11 классы.“ «Производные углеводородов»,  «Органическая химия 10-11 класс»;

 Мультимедийное пособие по биологии для 6- 8 класса. Учебное электронное издание «Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс».
В  условиях сельской школы не всегда можно провести химический эксперимент на должном уровне. А так как химия – наука экспериментальная, то помощь компьютера в данном случае просто необходимо. Поэтому на уроках химии я использую электронное издание «Химия. Виртуальная лаборатория для 8-11кл.»
На диске достаточно наглядно и красочно демонстрируются все лабораторные опыты курса химии основной и средней школы, хранится весь справочный материал, имеется журнал лабораторных работ. Электронное издание «Виртуальная лаборатория для 8-11кл.» включает более 150 химических опытов, которые проводятся в реализованной на экране монитора лаборатории, оснащенной необходимыми реактивами и лабораторным оборудованием. Большое внимание здесь уделяется соблюдению правил техники безопасности. Используя виртуальные реактивы и оборудование, можно проводить опыты так же, как в реальной лаборатории. Учащимся предоставляется возможность собирать различные приборы, установки из составляющих элементов, производить измерения, заносить свои наблюдения в «Лабораторный журнал», «сфотографировать» с экрана с помощью виртуального фотоаппарата, составлять уравнения реакций.
Программа контролирует каждое действие учащегося, проводя его через все этапы, необходимые для успешного выполнения опыта. При проведении ряда практических работ можно использовать видеофрагменты, позволяющие увидеть проводимый ими эксперимент в реальной лаборатории. При этом у учащихся возрастает познавательный интерес, развиваются навыки работы с соблюдением правил техники безопасности, умения наблюдать, выделять главное и делать выводы по наблюдениям.
Появляется возможность постановки опытов не только в процессе изложения нового, но и при закреплении материала, обобщении знаний, решении экспериментальных задач.
Улучшается организация лабораторных и практических работ. Учащиеся имеют возможность индивидуально выполнять опыты, что не может не сказаться на развитии самостоятельности, на формировании общих лабораторных, организационных и других практических умений.
При выполнении виртуальных опытов происходит экономия учебного времени, которую целесообразно использовать для решения творческих экспериментальных задач, закрепления материала или правильного осмысления сути происходящих реакций.
Хочется отметить, что каким бы совершенным не было электронное пособие, каждый учитель видит преподавание предмета по-своему. И здесь ИКТ опять приходят на помощь учителю – он может создать свои собственные презентации к урокам и внеклассным занятиям, например, в программе PowerPoint.
В моей методической копилке имеются презентации по темам: «Кислоты», «Оксиды»,
«Вещества и их превращения», «Химические элементы», «Водные растворы», «Соли».«Ковалентная связь», «Кристаллические решетки», «Типы химических реакций», «Птицы», «Системы органов человека», «Железы внутренней секреции», «Заболевания органов дыхания», «Земноводные», «Водород: физические и химические свойства», «Сера», «Серная кислота», «Способы размножения организмов», «Алканы», «Алкины», «Алкадиены, «Спирты», «Фотосинтез», «Законы Менделя».
Создание собственных презентаций к урокам вызвало  интерес у учащихся к программе PowerPoint – и вот  сами ребята предлагают мне свои собственные презентации к различным разделам школьного курса.
Метод проектов является педагогической технологией, имеющей богатый творческий потенциал. Он позволяет создать условия для развития познавательного интереса школьников; позволяет осуществить личностно-ориентированный подход к обучению.
Преимущество этого метода в том, что он хорош как для ученика с высокой мотивацией к предмету, так и для повышения мотивации слабоуспевающих учащихся. Именно этот метод ярко демонстрирует, на мой взгляд, взаимодействие «учитель – ученик»
Работа над проектами осуществляется следующим образом.
Прежде всего, учащимися определяется актуальная для них проблема, над которой в течение определенного времени, индивидуально или в группе, ребята будут работать. На этом этапе учащиеся формируют умения выявлять проблемы в различных областях знания.  Постановка задачи и составление плана работы развивает умение искать возможные пути решения выбранной проблемы, определять объекты исследования.
Очень интересными  по  содержанию оказались проекты учащихся 7 класса «
Родники села Кулижниково», 8класса «Влияние сока алоэ на рост и развитие огурцов», 10класс «Мы сами выбираем себе болезнь». Сейчас очень актуальной является тема сохранения здоровья подрастающего поколения. Учащиеся 8 класса самостоятельно выполнили проект «О вреде курения», в котором они раскрыли проблемы, связанные с курением школьников, и разработали необходимые рекомендации по сохранению своего здоровья.
Использование Интернета на уроке при изучении нового материала делает урок интереснее, повышается мотивация ученика к получению знаний. В Интернете можно найти тематические сайты по всем предметам школьного курса, задачники с подробными решениями, тесты, рефераты, модели различных опытов, сложных химических производств.
Использую ИКТ на разных этапах обучения: уроки-лекции,  уроки-обобщения и повторения, семинары, зачёты.
 Урок-лекция. Мною созданы несколько уроков, которые я провожу в виде презентаций. Темы уроков «Алканы», «Алкены» (10 класс), «Классификация неорганических веществ», «Классификация органических веществ»(11 класс).
 Уроки обобщения и повторения - важная часть подготовки к итоговому контролю. Создаю опорные схемы. На данный момент мною созданы презентации по ряду тем, среди которых, «Гидролиз солей», «ТЭД», «Металлы», Неметаллы». Учащиеся записывают схему в тетрадь либо переписывают презентацию на флэш-карту. Данный вид деятельности я использую также при подготовке к ЕГЭ, когда за короткое время необходимо охватить огромный материал.

Современный урок невозможен без использования информационных и телекоммуникационных технологий. Информационные технологии дают уникальную возможность развиваться не только ученику, но и учителю. Развитие и расширение информационного пространства детей и подростков, побуждает учителя заниматься вместе с учениками, осваивая новые информационные технологии.

Сейчас всем понятно, что компьютер не сможет заменить живого учителя. Зато поможет облегчить его труд, заинтересовать детей, обеспечить более наглядное, совершенно новое восприятие материала.
В своей педагогической практике я довольно широко использую информационные технологии: презентации к урокам, тесты, анимированные таблицы, кроссворды, обучающие игры, интерактивная проверка знаний.

Использую дидактические игры с применением ИКТ по теме «Номенклатура органических соединений.  Раскрась «химический коврик».

 



Учащиеся с удовольствием это делают на компьютере.

В настоящее время существует большой выбор электронных справочников, энциклопедий, которые я  использую в качестве дополнительной литературы на уроке.
Использование ИКТ способствует повышению эффективности и информативности урока, переходу от репродуктивной подачи знаний к творческой дискуссии с учениками, проведению совместных исследований, выполнению самостоятельных проектов.
Применение компьютерных технологий позволяет ученикам с интересом усваивать больший объём научно-познавательной информации, урок становится интересным и увлекательным. Такие уроки вызывают больший интерес, являются более наглядными, разнообразными.