«Образ птиц в искусстве»

Мастер-класс  «Проектные технологии в творческом процессе дополнительного образования»

Педагог -  Филиппова Зоя Викторовна

Место проведения: МБОУДОД «Дом детского творчества» г. Чебоксары

Аудитория: педагоги дополнительного образования

Участники:  педагоги дополнительного образования

ЦЕЛЬ: передача опыта   педагогической деятельности по формированию компетентностей

в  преподавании  дисциплин в  области прикладного  искусства.

Задачи:

-       продемонстрировать коллегам приемы формирования у воспитанников основных компетентностей современного человека;

-       прокомментировать эффективность применения приемов;

-       отработать приемы в деятельностно-имитационном режиме.

ОБОРУДОВАНИЕ:

-       мультимедийное оборудование и электронная презентация мастер-класса;

-       фонограммы.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ МАСТЕР-КЛАССА:

     1. Постановка педагогической проблемы.

     2. Практическая демонстрация приемов. Комментарий к приему.

     3. Рефлексия.

  Основной тезис современного понимания метода проектов: «Всё,  что  я  познаю,  я знаю, для чего это  мне надо  и  где  я  могу эти знания применить»

ПОСТАНОВКА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМЫ

В рамках мастер - класса я хотела бы поделиться своим опытом и продемонстрировать Вам эффективные приемы формирования у воспитанников одной из базовых компетентностей  современного человека – поиск информации,  и её анализ, в рамках проектной технологии.

 Что такое технология проектного обучения — это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом (проф. Е. С. Полат). Проектная технология – современная образовательная технология: «обучение в деятельности, сотрудничестве, поиске, исследовании». Позволяет ученикам: моделировать собственную деятельность, обозначать проблему, выдвигать цели и задачи, гипотезы, делать выводы и заключения, добиваться определенного результата, приобретать знания самостоятельно в поиске, пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач, исполнять разные социальные роли (лидера, исполнителя, посредника). Данная технология активно используется мной при подготовке учащихся к НПК различного уровня, она дает хорошие результаты - мы занимаем всегда места на разных уровнях, а также участвуем в проектах сотрудничества со школами Московского района г. Чебоксары. Проектная технология  удобна для творческого роста и приобретения знаний обучающимися собственными силами направляемые педагогом.

1.      Постановка педагогической проблемы.

Уважаемые коллеги! Хочу начать свой мастер-класс с загадок. Отгадайте:

 

1. Кто два раза родится:
В первый раз гладкий,
Во второй раз мягкий?

-= Птица =-

 

2. Удивительный ребёнок!
Только вышел из пелёнок,
Может плавать и нырять,
Как его родная мать.

-= Утёнок =

3. Не человек, не зверь,
А по-человечьи умеет говорить.

-= Попугай =-

.

 

Кто скажет, что за тема? – Правильно – Птицы! Это тема сегодняшнего мастер - класса, мы ее расширим «Образ птиц в жизни и в искусстве»

Проблема: «Почему?» Почему птиц и их образ часто используются в жизни и в искусстве?

Цель: «Зачем?» Создать собирательный образ птиц.

Задачи: «Что?» Собрать полную информацию о птицах в жизни людей и их творчестве.

Гипотеза: Птицы  и их образ птиц постоянно присутствует в жизни и творчестве людей, потому что часто встречается в природе.

2.      Практическая демонстрация приемов. Комментарий к приему.

Скажите, а кто такие птицы?

Много ли вы знаете птиц?

(Голуби, петух и куры, дятел, страус, пингвин, сова и т. д.)

А где живут птицы?

 (Везде – повсеместно на всей планете)

А знаете, что символизируют птицы?

(Символ духа – птица, символ мира – голубь, символ счастья – синяя птица,

символ мудрости – сова, в настоящее время сова — эмблема проницательности и книжной эрудиции, символ весны - скворец, ласточка, символ семьи – аист, а еще эмблема путешествий, символ супружеской верности - голубь и голубка, лебедь и лебедушка,

символ храбрости, благородства и силы – орел, эмблема вестника рассвета – петух, символ красоты – павлин, Жар-птица, символ поэтического творчества, «сладостного умения стихосложения», вдохновения, свободы, независимости – соловей, символ пустоты и суетности - воробей, символ мудрости и долголетия – ворон, олицетворение болтливости и вороватости – сорока, символ агрессии, злобы – индюк, символ родительской любви и бескорыстного самопожертвования – пеликан, и т.д.)

А есть ли образы птиц в искусстве и где еще?

 (5 уток – летят на гербе г.Чебоксары,

двуглавый орел на гербе России;

М. Врубель – «Царевна Лебедь»

В. Васнецов «Песня радости и печали» сирин и алконост, Гамаюн

Гжель, Хохлома и Городец – знаменитые петухи, и птахи,

А. Пушкина о Царе Салтане образ царевны также становится символом красоты и мудрости,

«Лебединое озеро»  и т. д.)

Какие области науки и творчества изучают  и используют птиц?

(В сельском хозяйстве – яйца, мясо, перья, пух;  кулинария;  экономика; биология (строение птиц);  орнитология (поведение птиц), география – перемещение пернатых, в русском языке есть фразеологизмы – «на птичьих правах», голоса птиц помогают расслабиться, в мифологии и религии присутствуют образы птиц, живопись и графика посвященная птицам, декоративно-прикладное творчество – разные поделки с фигурками яиц и птиц, песни птиц и про птиц, танцы, домашние любимцы и т.д.)

Какой еще вопрос можно задать про птиц?

Учащиеся должны были найти информацию на предложенные темы, используя различные источники, в том числе Интернет, и результаты работы над проектом оформить в виде презентации.

3.  РЕФЛЕКСИЯ

  - Сегодня мы провели вместе мастер-класс «Проектные технологии в творческом процессе дополнительного образования» взяв в качестве образца тему птиц. А как вы думаете, где бы можно было на современном этапе использовать образ птиц, и в каких техниках их изображать. Хотелось бы услышать Ваши впечатления и ощущения.

Правило: говорит каждый участник мастер-класса. Поблагодарим друг друга.

Комментарий: последний и обязательный этап – отражение чувств, ощущений, возникших у участников в ходе мастер-класса.