Статья по развитию речи дошкольников

через образовательную область «Познание»

«Приобщение дошкольников к татарской народной культуре»

Формирование речи - ответственный период в жизни ребенка. И то, насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от взрослых, их терпения, доброжелательности. Пусть он  чувствует свой успех, делает какие-то маленькие "открытия" для себя, а мы - воспитатели ему поможем.

На мой взгляд, познавательное развитие  неразрывно связано с развитием речи у ребенка. Узнавая что-то новое для себя, ребенку просто необходимо будет запомнить его название, из чего состоит, как с этим действовать. Так мы пополняем словарный запас ребенка, и если на первых порах слово может остаться в пассивном словаре, то при неоднократном его употреблении в разных видах деятельности самим воспитателем, слово закрепится уже в активном словаре ребенка. Объясняя вечером родителям, что нового узнали они в детском саду, ребенок развивает монологическую речь, а делясь впечатлениями после занятия со своими сверстниками – диалогическую.

На свете очень много нового, о чем красиво и интересно можно рассказать дошкольнику, но мне как воспитателю хотелось найти что-то такое, о чем ребенок не услышит по телевизору, не найдет в развивающей компьютерной игре и не всегда услышит от родителей. И чтобы познание ребенка было тесно связано с развитием речи, обогащением словаря, обучением рассказыванию. И свой выбор я остановила на теме: «Приобщение дошкольников к национальной татарской  культуре».

Мой выбор не случаен. Мы проживаем на территории Южного Урала, который отличается своей поликультурностью. И группы детского сада посещают дети разных национальностей. То есть дошкольников можно заинтересовать тем, что в группе есть дети разных национальностей, у каждой этой национальности есть своя культура и традиции, праздники, которые отличаются от русских, хотя и имеют некоторые сходства. «А давайте мы с вами узнаем, как празднуют праздник весны у татар, а Рустам нам в этом поможет, и будет нам подсказывать, правы мы или нет?», или «Ребята, мы с вами украшали орнаментом русский национальный костюм, а хотите я вам покажу, какими узорами украшают татарский национальный костюм. Айгуль нам в этом поможет.  Сегодня она пришла в народном костюме своей национальности, и хочет вам его показать».

Также, выбирая эту тему, можно получить помощь и поддержку родителей этих ребят, так как для них очень важно, что их культура остается востребованной и интересной для изучения детьми. Нередко родители пекли нам сладкие национальные блюда на праздники, приносили свои разнообразные национальные украшения и т.д. Также у родителей можно получить консультацию по вопросам, касающимся изучения культуры (уточнить названия предметов, правильность в отношении традиций)

 

Перед началом работы я составила перспективный план (приложение 1), который тесно переплетается с планом работы по приобщению дошкольников к русской национальной культуре. Развивая эти две темы вместе, легче закрепить знания детей, так как они сравнивают русскую и татарскую культуру, праздники, традиции, фольклор. Первой темой я выбрала знакомство с костюмом и орнаментом татар. Разработала занятия, презентации к ним, дидактические игры на закрепление пройденного материала. Дети легко запомнили название элементов костюма, какие цвета преобладают в костюме, даже из каких тканей шьется татарский костюм.  Что вместо сапог татарские жители носят ичиги. Родители помогли сшить для образца татарский костюм под рост ребенка, в котором дети неоднократно выступали на городских конкурсах. Совместно с воспитателем делали выводы, в чем сходство и различие между татарским и русским костюмом.

Второй я взяла тему «Знакомство с татарским бытом и традициями». Дети с удовольствием просматривали презентации и запоминали названия татарских национальных блюд, устраивали чаепития со сладкими блюдами национальной кухни, и затем, в сюжетно – ролевой игре «В гости к кукле Айгуль», «Кафе», где  заказывали блюда татарской кухни и т.д., мы закрепляли эти названия. После знакомства с татарской юртой в  игре со строительным материалом дети нередко пытались построить татарское жилище, обсуждая и договариваясь на каждом этапе строительства, вспоминая каждую деталь.

Знакомство с татарскими праздниками мы закрепляли через игры и развлечения. А национальный праздник «Сабантуй» дети не раз посещали вместе со своими родителями и у нас в городе Магнитогорске, и в сельской местности у своих бабушек и дедушек. Так что мы не только знакомились с праздниками, но и составляли рассказ исходя из личного опыта детей. Затем, рассматривая сюжетные картинки по теме, составляли рассказ, как празднуют  национальные праздники жители других городов и поселков.

Закрепление национальных татарских игр проходило в летний период времени. Дети запоминали название игры не только на русском, но и на татарском языке. Также в ходе заучивания речевок к игре, дети запоминали, как на татарском языке будут звучать названия животных, либо сказочных персонажей.

Также на протяжении всего года мы знакомимся с татарскими сказкам, стихами, пословицами, и проводим упражнения по составлению различных концовок к сказкам, ищем общие сюжеты у русских и татарских сказок, придумываем свои сказки с героями из татарских произведений.

Также наша группа тесно сотрудничает с библиотекой на татарском и башкирском языках, где дети получают дополнительные знания о Татарской и Башкирской республиках, заучивают и декламируют стихи национальных  авторов, дети беседуют с сотрудниками библиотеки о дружбе и единстве народов, проживающих на территории Южного Урала.

Всю эту работу в детском саду мы выполняем для того, чтобы к концу старшей группы ребенок в своем речевом развитии достиг довольно высокого уровня. Чтобы он владел правильным звукопроизношением, выразительной и эмоциональной речью, имел необходимый для свободного общения со взрослыми и сверстниками словарный запас, грамматические формы. Чтобы высказывания ребенка становились более содержательными, точными и выразительными.

Приложение 1

Срок выполнения

Тема

Виды деятельности

1 квартал

Знакомство с татарским костюмом и орнаментом

ü  НОД «Знакомство с национальным костюмом»

ü  Посещение библиотеки на татарском и башкирском языках «Национальный костюм татар», просмотр презентации по теме.

ü  НОД «Знакомство с татарским орнаментом»

ü  Дефиле национальных костюмов

ü  Рисование «Ичиги – татарская обувь татар»

ü  Аппликация «Тюбетейка»

ü  Дидактическая игра «Третий лишний», «Одень куклу в национальный костюм», «Составь узор», «Укрась одежду».

 

2 квартал

Знакомство с татарским бытом и традициями

ü  НОД «Татарское жилище»

ü  Презентация «Национальные блюда  татар»

ü  Чаепитие «Чак-чак – король блюд» (на основе НОД «Чайхана»)

ü  Чтение татарских сказок на бытовые темы

3 квартал

Знакомство с татарскими праздниками

ü  НОД «Татарские праздники»

ü  Просмотр презентации «Сабантуй»

ü  Развлечение «Сабантуй»

4 квартал

Татарские игры и развлечения

ü  Картотека подвижных игр

ü  Картотека малоподвижных игр

ü  Картотека развлечений и игр в период национальных праздников

 

Одним из средств познавательного развития ребенка являются занятия по развитию речи, на которых помимо воздействия педагога на детей, происходит взаимовлияние детей друг на друга. Речевая деятельность связана с умственной деятельностью, с умственной активностью. Дети слушают, думают, отвечают на вопросы, задают их сами, сравнивают, делают выводы, обобщения, выражают свои мысли в слове. Все это способствует познавательному развитию ребенка.

 

        Организация совместных видов деятельности стимулируют активную речь, поскольку такая деятельность интересна и значима для детей , а ее успешность в большой мере достигается с помощью речевых действий . В результате у каждого ребенка появляется стремление к выстраиванию речевых высказываний . Правильным становится произношение звуков, более развёрнутыми фразы, точнее высказывания, мышцы артикуляционного аппарата достаточно окрепли и дети способны правильно произносить все звуки. Значительно увеличивается словарный запас ребёнка, его количественный состав. Дошкольник свободно общается со взрослыми и сверстниками и может поддерживать разговор на любую тему, доступную его возрасту. При рассказывании ребёнок стремиться точно подбирать слова, яснее выражать свои мысли. У детей складываются представления многозначности слов, они понимают и используют в своей речи слова с переносным значением, в процессе высказывания способны подбирать синонимы, наиболее точно отражающие качества предмета. В старшей группе повышается роль обязательных фронтальных занятий комплексного характера.  Проводится больше занятий словесного характера: различные виды рассказывания, анализ звуковой структуры слова, состава предложений, специальные грамматические и лексические упражнения, словесные игры. Применение наглядности приобретает другие формы: все больше используются картины -- настенные и настольные, мелкие, раздаточные. Усложняется речевая активность детей: используются коллективные рассказы, пересказы с перестройкой текста.

В старшей группе на занятиях по развитию речи комплексно решаются следующие задачи:

 

1. Ознакомление со словом (слова звучат по-разному и похоже; их можно разделить на слоги, моделирование).

2. Ознакомление со звуками (в словах «живут» звуки окружающего мира, звуки бывают твердые и мягкие). Ознакомление с изучаемым звуком проходит 4 этапа, которые сменяют друг друга:

·  в словах живут звуки окружающего мира («Песенка Жука»);

·  интонационное выделение звука (интонационное произношение заданного звука в         слове, изолированное произношение звука, изолированное произношение первого звука в слове);

· формирование умения различать твердые, мягкие согласные;

·  названия слов с заданным звуком;

3. Развитие моторики и графических навыков с целью подготовки руки ребенка к письму. Развитие мелкой моторики (гимнастика для пальцев рук) тесно связанно с речью детей. С этой целью проводятся специальные упражнения для пальцев рук, состоящие из последовательных действий, которые сопровождаются стихотворениями, считалками, потешками. Выполнение упражнений способствует тренировке пальцев, которые становятся подвижными, гибкими. Исчезает скованность движений.

 

В старшей группе речь взрослых по-прежнему остается основным источником речевого развития дошкольников.

Обучая детей звукопроизношению, необходимо четко и правильно артикулировать звуки речи и их сочетания; упражнять в модулировании голосом (сила голоса, высота тона, темп речи, тембр) при выражении различных чувств: радости, досады, одобрения, ласки, недоумения и т.д.

Формирование лексических и грамматических навыков обусловлено тем, насколько серьезно педагог выслушивает ответы и рассуждения каждого ребенка, помогает ему высказать свои мысли, своевременно подсказывая более точные и уместные слова.

Различные стили речи определяются синонимией языка: лексической, грамматической, фонологической (разнообразие интонаций при произнесении одной и той же фразы). И чем больше слов-синонимов будет у детей на слуху и в обращении, тем богаче и выразительнее будет их речь.

Словарный запас  ребенка в этот период постоянно пополняется, так как дошкольник обогащает свой опыт за счет новых впечатлений и информации. Вместе с тем воспитателю необходимо уточнять и активизировать словарь в процессе общения с детьми в бытовых, игровых ситуациях и на занятиях. Для этого используются специальные дидактические игры и упражнения. Одни из них проводятся с опорой на наглядность: "Вершки – корешки", "Кто лишний и почему?" ("Что лишнее?"), "Определи на ощупь" (материал, из которого сделан предмет: шелк, бархат, марля и т.п.), "Что не так?" (картинки-путаницы), "Что изменилось?" и т.п. Эффективны и словесные дидактические упражнения: "Кто скажет иначе?", "Кто заметит больше?" (качеств, деталей), "Кто расскажет подробнее?", "А как наоборот?" (употребление антонимов) и т.д.

Особое место занимают упражнения, в которых воспитатель и дети составляют различные нелепицы: "Вот это да!" ("Весной у животных появились детеныши: у слона – лисенок, у лисы – ежонок…" Педагог предлагает детям продолжить рассказ); "Кто как кричит" ("И попали мы в дивную страну. Там слоны мяукают, лягушки кукарекают" и т. п.); "Чего на свете не бывает?" ("Рыбы летают, петухи выводят цыплят, мыши охотятся на кошек" и т. д.) Эти упражнения готовят детей к участию в веселых играх ("Что получится, то и получится", "Кто это был?"), эффективных как для активизации словаря, так и для развития воображения, способности шутить и смеяться.

С помощью разнообразных игр дети осваивают и морфологические средства языка . С этой целью необходимо обращать внимание на звучание грамматической формы, звуковое оформление той или иной грамматической категории. Этим требованиям отвечают упражнения, в которых нужно:

• вслушаться в звучание некоторых слов (холодильник, вездеход, судоводитель, ракетоносец) и объяснить их этимологию;

• образовать однокоренные слова (кот – коток – Котофеич и т.п. ) ;

·         образовать по аналогии существительные (сахарница – сухарница) , прилагательные (ушастый – глазастый – рукастый) ; правильно употребить несклоняемые имена существительные, сравнительную степень имен прилагательных(чистый – чище, сладкий – слаще и т.п. ) .

В активный словарь детей следует вводить специальные языковые средства, с помощью которых можно соединять структурные части суждения (потому что, ведь) , конкретизировать мысль (например, вот) , обобщать сказанное (всегда, никогда) .

Для совершенствования синтаксической стороны речи важно в процессе обучения создавать такие ситуации, в которых ребенок должен что-то объяснить воспитателю или сверстникам (ошибку в рассказе товарища, правило игры), убедить в чем-то окружающих, что-либо доказать.

Необходимо учить детей понимать вопросы и правильно отвечать на них: как бы это сделал ты? как можно помочь? и др. Отвечая на вопросы, особенно при обсуждении нравственных и бытовых ситуаций, дети должны давать развернутые ответы. Воспитателю следует оценивать не только содержательную сторону ответа, но и его речевое оформление.

Старшие дошкольники часто нарушают плавность речи, так как, добирая воздух, заканчивают длинное предложение на выдохе. Поэтому надо следить за их дыханием и упражнять в негромком, протяжном произношении звуков и, у , звукоподражания ау , слова эхо .

Развитию речевого дыхания способствует проговаривание скороговорок. Сначала педагог напоминает текст, затем дети несколько раз проговаривают его хором в разном темпе. После этого можно приступать к индивидуальным упражнениям (проговаривание в быстром темпе).

 

Серьезное внимание следует уделять обучению детей рассказыванию : пересказу, описанию предмета, составлению рассказа по картине и картинкам с последовательно развивающимся действием.

В старшей группе детей начинают обучать пересказу .  В начале года многие дети при пересказывании нуждаются в помощи взрослого. Он должен начать рассказ, а ребенок его продолжить. В процессе пересказа, если необходимо, уместно подсказать ребенку нужную фразу. Во второй половине года дети учатся пересказывать текст вдвоем - втроем. Ребенок должен сам решить, когда остановиться, чтобы второй рассказчик (он выбирается самим ребенком) мог принять эстафету. Умение делить текст на части, соблюдая логическую завершенность отрывков, будет необходимо детям в школе.

В старшей группе много внимания уделяется работе с картинками . Совершенствуется умение детей озаглавливать отдельные картинки и несколько картинок одновременно; рассказывать содержательно и последовательно, руководствуясь планом.

Картинки с последовательно развивающимся действием – прекрасный материал для творческого рассказывания . Выстраивая картинки в определенной последовательности, дети обнаруживают, что отсутствует какой-то важный кульминационный сюжет (чаще – это третья картинка). Это активизирует их воображение, заставляет поразмышлять над тем, что же произошло с героями.

Полезно упражнять детей в составлении концовок к хорошо известным им народным сказкам . Например, воспитатель читает или рассказывает русскую народную сказку "Заяц-хвастун" (обработка О. Капицы) до слов: "Увидел заяц, как собаки ворону треплют, и думает…" О чем именно подумал заяц, рискнул он помочь вороне или струсил, если помог, то каким образом, а если не помог, то, как потом оправдывался – все это сочиняют дети. Затем педагог читает конец сказки.

Вне занятий полезно упражнять детей в сочинении небольших сказок без опоры на литературные тексты. Воспитатель задает детям тему, помогает им составить рассказ и понятно для слушателей изложить его.

В старшей группе продолжается совершенствование умения составлять рассказы на темы из личного опыта . Здесь тоже очень важен выбор темы и наличие плана рассказа. 

Также для развития речи детей, а особенно для пополнения и активизации словаря, воспитатели группы продолжают работу по приобщению детей к национальной культуре народов Южного Урала.  Разработан перспективный план работы на год, где дети знакомятся с национальным костюмом, бытом и жилищем различных народностей, с их национальной кухней. Разработан цикл презентаций на данную тему. В своей группе мы имеем национальные костюмы различных народов, макеты их жилища, устраиваем чаепития со сладкими блюдами национальной кухни. Вся эта наглядность позволяет детям лучше запоминать названия старинных предметов, национальной одежды, предметов быта. Дети знакомятся с татарскими и башкирскими сказками, затем мы сравниваем их с русскими и ищем похожие сюжеты, заучиваем национальные песенки, заклички и т.д. Эта работа позволяет всесторонне развить речь детей, является большим стимулом для активизации  речи .  Также наша группа тесно сотрудничает с библиотекой на татарском и башкирском языках, где дети получают дополнительные знания о Татарской и Башкирской республиках, заучивают и декламируют стихи национальных  авторов, дети беседуют с сотрудниками библиотеки о дружбе и единстве народов, проживающих на территории Южного Урала.

Всю эту работу в детском саду мы выполняем для того, чтобы к концу старшей группы ребенок в своем речевом развитии достиг довольно высокого уровня. Чтобы он владел правильным звукопроизношением, выразительной и эмоциональной речью, имел необходимый для свободного общения со взрослыми и сверстниками словарный запас, грамматические формы. Чтобы высказывания ребенка становились более содержательными, точными и выразительными.