Развитие мелкой моторики рук детей  дошкольного возраста через нетрадиционную технику «Топиарий»

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1.     Пояснительная записка

                2. Введение

                3.Актуальность

               4. Методические рекомендации

                5.Заключение

                6. Список литературы

                 

Пояснительная записка

       Представленная методическая разработка адресована педагогам дошкольных образовательных учреждений, работающих с детьми дошкольного  возраста, родителям. Направлена на развитие мелкой моторики рук у детей, которая необходима  для развития речи, а так же подготовки рук к письму и выполнению тонкой ручной работы.Данная разработка содержит материал по образовательной области «Познание», через интеграцию образовательных областей: «Социализация», «Безопасность», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы».

       С введением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) образование в ДОУ рассматривается не как предварительный этап перед обучением в школе, а как самостоятельный важный период в жизни ребёнка, как важная веха на пути непрерывного образования в жизни человека.

       Проблема развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста отражена в Федеральном государственном стандарте дошкольного образования. Представлена в целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования «У ребенка развита мелкая моторика». Проблема развития ручной умелости и мелкой моторики рук важна и для личностного развития самого ребенка. Владея рукой, ребенок в процессе своего развития становится более самостоятельным, автономным и независимым от взрослого, что способствует становлению его инициативы в разных видах детской деятельности

 


Введение.

 

   «Не интеллектуальные преимущества сделали человека властелином над всем живущим, но то, что одни мы владеем руками – этим органом всех органов».

Джордано Бруно

      Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Ребенок, у которого  развита мелкая моторика, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память, мышление, внимание, связная речь.

       Первой формой общения первобытных людей были жесты. Особенно велика была роль руки. Указывающее, очерчивающее, оборонительное и другие движения руки лежали в основе того первичного языка, с помощью которого люди изъяснялись. Прошли тысячелетия, пока развилась словесная речь.

       О том, что движения пальцев тесно связаны с речью, было известно давно. Играя с маленькими люди из народа, бессознательно сопровождали слова песни, игры движениями пальцев ребенка, отсюда появились известные всем «Ладушки», «Сорока-ворона» и т.д.

       И. Кант писал: рука является вышедшим наружу головным мозгом. В древности существовала легенда, что раньше у человека были глаза в кончиках пальцев. Многие знают о том, что через руки, через кончики пальцев проходят меридианы, то есть те таинственные каналы, по которым течёт энергия, переходя из одного канала в другой. И когда случаются какие-то нарушения естественного хода этой внутренней энергии, то и возникает заболевание.

      Последние исследования нейробиологов и психологов установили, что проекцией двигательной коры головного мозга является треть кисти руки, расположенная близко с речевой зоной.

      Сейчас уже известно, что на кончиках детских пальчиков расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребенка в целом. Именно поэтому, актуальность мелкой моторики бесспорна. Все способы развития мелкой моторики оказывают благотворное воздействие на организм. Поэтому, одним из направлений, реализующих задачи ФГОС, является развитие мелкой моторики.

Актуальность

       Начиная работу  с детьми младшей группы, я сталкиваюсь с такими проблемами детей, как слабое развитие кисти рук, слабое запоминание цвета, формы, нарушение моторики рук, у таких детей преобладает медлительность выполнения движений, наблюдается скованность. Ребенок при выполнении заданий начинает капризничать, у него ухудшается настроение.

       Пальцы малоподвижны, движения отличаются неточностью и несогласованностью. Детям трудно поворачивать и вращать запястье, поэтому они заменяют эти движения движениями всей руки от плеча. Чтобы мелкие движения были более точными и экономными, чтобы они не требовали от ребенка чрезмерных затрат энергии, им необходимо постепенно овладевать разными движениями запястья. В. А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…».

Понимая важность этой проблемы, я поставила перед собой цель.

       Цель: создание условий для развития мелкой моторики и координации движения рук у детей через нетрадиционную технику «Топиари».

       Задачи:   

Развить и укрепить мелкую моторику.

Развить зрительно-двигательную координацию.

Развить сенсорные способности восприятия, чувства цвета, ритма.

Развить общие интеллектуальные способности: выполнять инструкцию взрослого, действовать по образцу.

Формировать практические навыки в нетрадиционной технике «Топиари».

Формировать художественно-образные представления.

Воспитывать эстетический вкус, эмоциональную отзывчивость к прекрасному.

      Далее я пришла к выводу, что непосредственно образовательной деятельности по ручному труду и изобразительной деятельности в группе недостаточно, чтобы сформировать навыки и развить природные дарования каждого ребенка. А учитывая потенциал нового поколения недостаточно стандартного набора изобразительных материалов и традиционных способов передачи полученной информации. Поэтому я остановилась на нетрадиционной технике «Топиари».  Вот так и родилась идея открыть мастерскую «Очумелые ручки».  Дети с удовольствием изобретали, делали подарки, оформляли интерьер для кукол. При планировании работы мастерской учитывала коллективные творческие дела, организуемые в ДОУ, познавательный блог, что помогло поддержать мотивацию детской деятельности.

       Я считаю, что нетрадиционная техника «Топиари» привлекает детей своей необычностью, заставляют их удивляться. У ребят развивается вкус к познанию нового, исследованию, эксперименту. Эта методика позволяет избегать копирования, так как педагог вместо готового образца демонстрирует только способ действия с нетрадиционным материалом. Это дает толчок развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, выражению индивидуальности, а работа с нетрадиционными материалами еще и очень хорошо развивает мелкую моторику руки ребенка.

       Предлагаемая мною нетрадиционная техника может быть использована в работе с дошкольниками с нарушениями речи и для детей с нормальным уровнем речевого развития; в детском саду и в домашних условиях. Это мобильная структура, в которую можно вносить изменения, дополнения, исправления.

    Методические рекомендации 

       Для реализации задач предлагаю провести репродуктивно – деятельностное занятие с элементами проблемного обучения, т.к. на занятии преобладает деятельность по изготовлению поделки в соответствии с предложенным образцом, однако присутствует элемент творчества, самостоятельного поиска.

      Организуя занятия по нетрадиционной технике «Топиари», следует учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. Ведь с возрастом ребёнка расширяется содержание занятий, усложняются элементы, выделяются новые средства выразительности.

       Во второй младшей группе данное занятие рассчитано, скорее на ознакомление с техникой, чем на точное и четкое выполнение работы. Моя задача заключается в том, чтобы расширить кругозор ребят, работать над мелкой моторикой, также развивать упорство и терпеливость в работе. В процессе работы с данной техникой у детей развивается моторика пальцев рук, точность движений, фантазия, абстрактное мышление, внимание, художественные навыки работы.

       Путем сминания кусочков бумажной салфетки кончиками пальцев, получаются комочки, которые дети используют для заполнения промежутков, приклеивая их на определенные места. Коллективные работы, которые выполнены данной техникой, отличаются красочностью, художественным вкусом. В самом начале знакомства с «Топиари», я использовала кусочки салфеток размером 5 на 5 см. Затем постепенно квадратики салфеток становились все меньше. Пальчики детей становились все более ловкими, комочки — более плотными.

       Создание детского топиария занятие кропотливое и занимает достаточно много времени. Поэтому воспитателю необходимо провести большую подготовительную работу: от подбора заранее всех ниток до создания до занятия отдельных элементов топиария. Во время всего занятия объяснение сопровождается показом воспитателя.

      Для изготовления дерева могут быть использованы различные декоративные или природные материалы: искусственные и живые цветы, красивые камушки и ракушки, зерна кофе и скорлупа орехов, сухоцветы, бумага и салфетки… Обычная древесная стружка подойдет в качестве декоративного оформления кроны, и, конечно же, в ход идут искусственное сено, ленты, бусинки, декоративные бабочки и птички. Можно изготовить сладкий Топиарий из конфет или же нарядный Топиарий из атласных лент.

       Хочется отметить, что топиарии не являются миниатюрной копией каких-либо конкретных деревьев. Это чисто декоративная вещь, ни в коей мере не претендующая на соперничество с природой. Следовательно, только от фантазии создателя зависит, какую форму будет иметь крона его собственного деревца. Наибольшей популярностью пользуются формы конуса и шара. В качестве основы можно использовать различные материалы. Кому – то удобно работать с флористической губкой, пенопластом. 

       Размер Топиария никто не ограничивает. Деревья можно сделать от миниатюрных до довольно солидных по величине и объемам.

       Прежде чем приступить к работе с данной бумагой, я рекомендую ознакомить детей с основными приемами работы, а также техникой безопасности при работе.

       Для ознакомительного занятия подготовьте разноцветные квадратики, полоски гофрированной бумаги (салфеток), и пусть дети немного с ней поэкспериментируют. Размеры бумаги могут быть произвольными. Они увидят, что данную бумагу можно растягивать по ширине, что бумага «мнется», «рвется», «скручивается в жгутик», «складывается», и еще она очень легко режется ножницами. И уже после этого знакомства, можно приступать к работе.

       Одним из доступных видов работы с детьми по формированию мелкой моторики стала работа с кофейными зернами. Работа кропотливая и требовала терпения не только от детей, но и от меня… Со временем стало всё получаться. Работа с кофейными зернами вызывала у детей желание мастерить. Дети дарили  топиарии близким.

       Практически, все работы моих детей имеют применяемость. Например, созданные поделки в техники «Топиари» в оформлении уголков группы и  раздевалки. Топиарии  используются для сюжетно-ролевых игр, украшение кукольной гостиной, украшение обеденного стола, в игре «Магазин»- продаваемый товар и т. д. Многие работы мы так же дарим сотрудникам детского сада. Дети видят практическое применение своим работам, это повышает их самооценку и служит мотивацией к продолжению творческой деятельности.

       Чтобы сделать Топиарий понадобятся:

       1. Горшок (стакан - непроливайка). Диаметр горшка должен зависеть от величины кроны и не превышать её. Горшок можно купить готовый или сделать емкость своими руками, а затем обтянуть его тканью или бумагой, покрасить или задекорировать оригинальным образом. Важно, подобрать горшок по цвету топиария и по стилю, чтобы он вписался в общий образ.

       2. Шар для кроны. Крона дерева формируется на шаре. Он может быть бумажным или пластмассовым. Бумажный легко сделать самостоятельно из старых газет или использованной бумаги методом папье-маше. Подойдёт и шар из пенопласта; в него проще втыкать элементы для флористической композиции.

      3. Палка для ствола. Это может быть любая палка подходящей толщины и длины или ветка. Например, обломанная палка от жалюзи, чистая ветка, несколько деревянных шампуров, связанных вместе или металлический прут. В последствие она окрашивается либо обматывается флористической лентой коричневого или зеленого цвета. Желательно палку выбрать подлиннее, ведь на ней будет крепиться шар-крона, а другим концов она практически полностью вставляется в горшок, закрепляясь в наполненном фундаменте. Слишком короткий ствол только визуально испортит дерево.

       4. Клей. Для присоединения различных частей и закрепления деталей изделия подойдёт универсальный клей. Для отделочных работ понадобится клеевой пистолет, суперклей и жидкие гвозди.

5. Гипс, цемент, алебастр, песок. Они нужны для закрепления в них ствола и удержания веса кроны. Цементная основа заливается в горшок и сразу же в неё, пока не застыла, вставляется поглубже ствол-палка. Цемент не даст дереву упасть или перевесить горшок. Но, если для поделки и без того был выбран тяжелый горшок, то вместо цемента можно взять легкую монтажную пену.

6. Декоративные элементы: песок, камешки, цветная соль, ракушки, фасоль и т.д. Ими выстилается для украшения «почва» в горшке или они приклеиваются на раствор у основания дерева.

       7. Аксессуары для украшения дерева: искусственные цветы, сухоцветы, шишки, бантики, коктейльные зонтики, фисташки и скорлупки, гофрированная бумага и все то, что подойдёт для этой цели. Разные перышки, камешки и ракушки, мох, орешки и сухоцветы, а также, обычная древесная стружка подойдут в качестве декоративного оформления кроны, и, конечно же, в ход идут искусственное сено, ленты, бусинки, декоративные бабочки и птички.

 

Заключение

       Выдающийся педагог Мария Монтессори писала «Ребенок, берясь за вещи, которые делает плохо, притупляет в себе чувствительность к собственным ошибкам, при этом надо помнить, что первое впечатление у ребенка самое яркое и сильное».

       Поэтому я стараюсь предоставить детям возможность испытать удовольствие от творческого процесса, от того что он что-то сделал сам, учу тому, что любую работу можно сделать с интересом.

       Развивая мелкую моторику и координацию движений рук у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику «Топиари», я добилась следующих результатов: дети все более уверено работают в знакомой технике; более точно производят движения пальцами рук, дети стали более сосредоточенными; улучшилось развитие воображения, логического мышления, произвольного внимания, зрительного и слухового восприятия, творческая активности.  

      В заключение хочу отметить, что развитие мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста произойдет быстрее и эффективнее, если использовать разные виды деятельности.

  

Список литературы

1.     Иоханнес Иттен Искусство цвета   М., Д. Аронов, 2004.

2.     Иоханнес Иттен Искусство формы М., Д. Аронов, 2004.

3.     Брикелл К. «Обрезка и формирование деревьев и кустарников». Пер.с англ. М. С. Романова Издательство: АСТ, 2006.

4.     Анучина Н. А. Таланты детей на кончиках пальцев. //Ребенок в детском саду,№2,2006.

5.     Давыдова Г. Н. Подарки к праздникам. - М.: Издательство «Скрипторий 2003»,2011.-96с.

6.     Жукова О. Дошкольный возраст: о развитии ручной умелости. // Дошкольное воспитание, №8,2008.

7.     Жукова О. Развитие руки: просто, интересно, эффективно. // Дошкольное воспитание. №6, 2006

8.     Киселева В. Развитие тонкой моторики. // Дошкольное воспитание. №1,2006

9.     Нищева Н.В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. // СПб., Детство-Пресс, 2008.

10.  Косинова Е. Гимнастика для пальчиков. Москва, 2001.

11.  Шанина С.А., Гаврилова А.С. Играем пальчиками – развиваем речь. – М.: 2008.

Информационные ресурсы:

        1.http://festival.1september.ru/

    2.http://nsportal.ru

    3.Развитие мелкой моторики у детей [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://proigrushku.ru/razvitie-melkoj-motoriki-u-detej

    4.Развитие мелкой моторики у детей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://malutka.net/razvitie-melkoi-motoriki-u-detei

   5.Развитие моторики у детей [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://adalin.mospsy.ru/l_01_11.shtml