Конспект интегрированного занятия в средней группе

«Дерево счастья»

 

Цель: формирование творческого самовыражения дошкольников через приобретение ими практических навыков при создании сувенира в технике «топиарий».

Задачи:

Познакомить с историей возникновения топиария

Дать необходимые понятия и  последовательности выполнения работы по изготовлению топиария.

Расширять словарный запас (топиарий, шелковая лента, искусственные цветы, флористическая сетка, флористическая бумага, сизаль, убранство, интерьер малые декоративные украшения и т. д.);

Развивать память и внимание;

Развивать мелкую моторику рук и глазомер;

Формировать умение следовать устным инструкциям;

Формировать и развивать у детей  художественный вкус, аккуратность и точность, внимание и творческое искание;

Воспитывать аккуратность, усидчивость,терпение, умение довести начатое дело до конца.

Методы обучения:

Наглядный: использование готовых образцов.

Словесный:  рассказ, объяснение, метод примера: 

Практический: изготовление декоративного украшения интерьера,                               

тактильная гимнастика с используемыми материалами. 

Оборудование:

·        Арка  - вход в чудесный сад

·        Мягкие игрушки обшитые листвой (имитация топиариев)

·        Несколько деревьев счастья, выполненных из различных материалов

·        Арка - вход в творческую мастерскую 

·        Горшочки

·        Гипс

·        Деревянные палочки-стволы

·        Шелковая лента цветная

·        Шарик из пенопласта

·        Заготовок цветочков из салфеток

·        Полоски флористической бумаги

·        Клей ПВА, кисточки, подставки под кисточки, горячий клей пистолет

·        Малые декоративные украшения (бабочки, божьи коровки, птички, 

·        искусственные    цветы) 

·        Сизаль,   декоративные камушки,  флористическая сетка, искусственные листья

·        Влажные салфетки для рук

Предварительная работа: Просмотр презентации «Деревья счастья»; изготовление заготовок цветочков из салфеток

Ожидаемый результат: Дети научатся делать деревья счастья  (топиарии) и узнают историю появления топиариев, а также получат радость от работы и полученного

результата.

Ход занятия.

Организационный момент.

Приветствие детей педагогом:

-Добрый день мои друзья!

Перед вами снова я.

Очень рада видеть всех.

Ждет сегодня вас успех.

А еще скажу я вам

Улыбнитесь всем друзьям.

Соберитесь, подтянитесь

И тихонечко садитесь.

Мотивация на занятии:

Игра «Комплименты»

Стоя в кругу, участники берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он дарит комплимент своему соседу. Упражнение проводится по кругу.

  Воспитатель:   Ребята, сегодня у нас с вами необычное занятие, сегодня мы совершим небольшое увлекательное путешествие в чудесный сад. Согласны?

Дети: Да.

Дети вместе с воспитателем  проходят в арку и попадают в чудесный сад. ( Звучит музыка голоса птиц)

 

Воспитатель:    В этом чудесном саду растут необычные кусты и деревья  –  топиарии. Кто-нибудь из вас слышал такое слово «топиарий»? 

 

Ответы детей: нет 

Воспитатель: Подумайте, что оно может обозначать?

 

Ответы детей: ……….

    На самом деле топиари— это деревья и кустарники, которые по мере их подрастания постоянно стригут. Этим придавая  им определенной форму. За основу древние садоводы брали пряморастущие вечнозеленые кусты и деревья с большим количеством мелких листиков или иголок. Из них формировали большие шары, колонны, беседки, образы животных и птиц и т. д. Встретить такие зеленые скульптуры можно было только в пригородных усадьбах знати и высокопоставленных государственных чиновников, во дворцах древних правителей.
Воспитатель: Мне очень нравится, что вы можете фантазировать, выражать свои мысли. 

 

 

 

Первым кто придумал этот удивительный прием был присматривающий за угодьями Цезаря императорский садовник по имени Калвен. Правителю так понравилось, как Калвен фигурно подрезал дерево, что он потребовал, чтобы его владения украшали только такие красивые живые скульптуры. Позднее этот же садовник вырезал из большого куста бюст Цезаря, за что был щедро одарен императором. В римской империи мастер, знающий искусство топиари, не являлся, а был приближенным и передавал свои знания только лучшим своим ученикам.

Однако элементы и приемы топиари использовались и намного раньше: в Древнем Египте были распространены сады с рядами деревьев и кустарников, имеющими четкие геометрические формы, с декоративными бордюрами. 

Элементы топиарного искусства были широко представлены в висячих садах Семирамиды в древнем Вавилоне.

 

 Но настоящий бум в этой сфере наблюдался в XVII-XVIII веках в Англии, Франции, Италии: именно тогда были созданы удивительные шедевры топиарного искусства такие как Парк виллы Ланте и сады виллы Гарцони (Италия), Сад Люксембург и Версаль (Франция), Кенсингтон-гарден и Хэмптон корт (Англия) и др. 


В России же подобное мастерство распространилось при Петре I, который был наслышан про диковинные кусты и деревья неприродных форм, растущих в садах правителей Европы. Он приказал садоводам своего двора немедленно изучить все тонкости этого мастерства, зачем и отправил их учиться заграницу. По возвращении на родину они тут же принялись за работу в новом городе - Санкт-Петербурге. Но заграничные кусты и деревья плохо переносили российские морозы, и поэтому им пришлось искать подходящие отечественные “зеленые” аналоги. Ими стали рябина, ель, липа, можжевельник, черемуха.

Воспитатель:  вот такие  интересные и забавные формы можно придать

деревьям и кустарникам в результате стрижки. А вы видели когда-нибудь такие стриженные кустарники?

Ответы детей: Нет

Воспитатель: Давайте дальше прогуляемся по саду

(воспитатель подводит детей к столу, где расположены  мягкие игрушки, обшитые листвой   -  имитация стриженых кустарников). 

Воспитатель: Каких животных напоминают вам эти кусты? 

Ответы детей: медведя, зайца, жирафа

Воспитатель:  Продолжим наше путешествие.   

Воспитатель подводит детей к столу, где стоят несколько топиариев, выполненных из различных материалов. 

И люди перенесли искусство топиария в дом.  Оригинальные маленькие деревца, для изготовления которых используются различные материалы, также называются топиариями. 

Воспитатель: Посмотрите и скажите, какие материалы, использованы при изготовлении 

деревьев?

 

Ответы детей: исскуственные цветы, монеты,  ткань, бусины, и т. д. 

Воспитатель: Правильно,   в ход идет все, что лежит под рукой: ленты, нитки, шишки,

перья, бисер,  пуговицы… Фантазия необыкновенная! И чем необычнее материал, тем интереснее получается результат.  Такие деревца называют деревьями  счастья.  Каждое

такое дерево является отличным украшением интерьера и   приносит счастье и удачу всем

обитателям дома. Поэтому каждый рад получить подобную поделку в подарок.

Вы  знаете, что такое интерьер? Это убранство комнаты. Давайте повторим все вместе это

слово.

Я предлагаю вам порадовать своих близких и  научиться делать  дерево счастья. Для этого

 

нам надо пройти в творческую мастерскую. 

Физкультминутка: 

Во дворе который год

Чудо-дерево живет (ходьба)

К небу тянется ветвями (поднимаем руки вверх)

И растет все выше с нами. (поднимаемся на носочки)

Сильный ветер налетает

Чудо-дерево качает ( ноги на ширине плеч, покачивание туловища из стороны в  сторону)

Ветки гнутся взад-вперед, (покачивание руками)

Ветер их качает, гнет.

Будем вместе приседать –

Раз, два, три, четыре, пять. (приседание)

Мы размялись от души

 

В мастерскую все спешим. 

Входим в творческую мастерскую. Дети садятся за столы

Воспитатель: Сегодня мы вырастим своё «Дерево счастья».

Такое деревце вырстить  совсем не трудно. Давайте убедимся в этом сами

 1.  Для этого возьмем деревянную палочку.  Какую часть дерева можно сделать из нее? –

Дети: Ствол

Правильно, ствол. Обмотаем по всей  высоте ствол  шелковой лентой. 

 

2.  На ствол надеваем шарик из пенопласта. Это будет крона  нашего будущего дерева. 


3.   Закрепим ствол в  горшочке с глиной (это надо для устойчивости, чтобы ствол дерева не наклонился и не перевернулся)

 4. А сейчас будем формировать цветы.

 

Их надо сделать из всех заготовок салфеток,  что лежат у вас на подносах. Получился вот такой цветок.

5. Когда все цветы будут сделаны, начинаем заполнять ими поверхность шара. Для этого

намазываем каждый  цветок клеем и приклеиваем к  шару. Работу выполняем сверху вниз. 

6. Декорируем  поверхность искусственной травкой, камешками, флористической сеткой, 

листвой.

7.  Для придания законченного вида можно  украсить получившееся дерево бабочкой, божьей коровкой, бантом, птичкой, искусственным цветком (крепятся с помощью двустороннего скотча или горячего клея пистолета).

Воспитатель: С чего я начала свою работу? Что делала потом? Как я завершила работу?

  А теперь давайте  немножко поиграем,  чтобы подготовить пальцы к работе:

- возьмем палочку-ствол и покатаем ее между ладошками;

- шелковую ленточку пропустим между пальцами;

- вытрем пальцы о влажную салфетку и приступим  к самостоятельной работе.

 Дети под музыку выполняют работу. Воспитатель помогает, советует, подсказывает.

Готовые работы дети  ставят на демонстрационный стол.

Дети убирают  свое рабочее  место.

Рефлексия:

Воспитатель: Какие замечательные топиарии  (деревья счастья)  у нас получились! Вот такие разные, красивые деревья вы смастерили!
Что использовали для создания топиария в древние времена?
Какие материалы, инструменты, оборудование нужно для создания домашнего чудо-дерева в технике «ториари»?
Приведите примеры аксессуаров для украшения топиариев.

Из каких материалов вы хотели бы сделать топиарий в следующий раз?

Воспитатель:  вы проделали увлекательную и творческую работу, очень старались, вы порадовали меня и порадовались сами.

Этот день всех друзей соберет

И сегодня не будет ненастья

Пусть удачу скорей принесет

 

Наше дерево счастья!