ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «РАЗВИТИЕ РЕЧИ».

СТАРШАЯ ГРУППА

 

Сентябрь

недели

Грамота

Звуковая культура речи

Связная речь

1

 

 

Тема: «Мы воспитанники старшей группы»

Цели: Дать детям испытать гордость от того, что они теперь старшие дошкольники, напомнить, чем занимаются на занятиях по развитию речи.

Материалы: загадка.

Литература: В.В.Гербова - Занятия по развитию речи (стр. 26)

 

2

 

Тема: Звуковая культура речи: дифференциация звуков з –с

Цели: упражнять детей в отчетливом произношении звуков з – с  и их дифференциации; познакомить со скороговоркой.

Материалы: картинки с изображением синицы [с]  и комара [к], предметы  (совок, наперсток, салфетка, замок, игрушечный зайчонок, значок), 5 пирамидок, скороговорка.

Литература: В.В.Гербова - Занятия по развитию речи (стр. 33)

 

 

3

 

 

 Тема: Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений о ранней осени.

Цели: учить детей рассказывать, ориентируясь на план. Приобщать к восприятию поэтических произведений о природе.

Материалы: стихотворение об осени.

Литература: В.В.Гербова - Занятия по развитию речи (стр. 34)

 

4

 

 

 Тема: Рассматривание сюжетной картины «Осенний день» и составление рассказов по ней.

Цели: совершенствовать умение детей составлять повествовательные рассказы по картине, придерживаясь плана.

Материалы: картина «Осенний дар»

Литература: В.В.Гербова - Занятия по развитию речи (стр. 37)

 

 

Октябрь

недели

Грамота

Звуковая культура речи

Связная речь

1

 

 

Тема: Учимся вежливости

Цели: рассказать детям о некоторых важных правилах поведения, о необходимости соблюдать их; активизировать в речи дошкольников соответствующие слова и обороты.

Литература: В.В.Гербова - Занятия по развитию речи (стр. 40)

 

2

 

Тема: Звуковая культура речи: дифференциация звуков с –ц

Цели:  закрепить правильное  произношение звуков с – ц, учить детей  дифференцировать звуки: различать в словах, выделять слова с заданным звуком из речи, называть слова с этими звуками; закреплять умение слышать в рифмовке выделяемое слово; упражнять в произнесении слов с различной громкостью и в разном темпе; познакомить с новой загадкой. Материалы:  3 одноцветные пирамидки 1 двухцветная.

Литература: В.В.Гербова - Занятия по развитию речи (стр. 43)

 

 

3

 

 

Тема: Рассматривание  картины «Ежи» и составление рассказа по ней.

Цели: помочь детям рассмотреть и озаглавить картину; учить самостоятельно составлять рассказ по картинке, придерживаясь плана.

Материалы: картина «Ежи» (из серии «Дикие животные» П.Меньшиковой (М.: Просвещение))

Литература: В.В.Гербова - Занятия по развитию речи (стр. 44)

 

4

 

 

Тема: Учимся быть вежливыми. Заучивание стихотворения Р.Сефа «Совет»

Цели: продолжать упражнять детей в умении быть вежливыми; помочь запомнить стихотворение Р.Сефа «Совет», научить выразительно читать его.

 Материалы: стихотворение Р.Сефа «Совет»

Литература: В.В.Гербова - Занятия по развитию речи (стр. 46)

 

 

Ноябрь

недели

Грамота

Звуковая культура речи

Связная речь

1

 

 

Тема: Рассказывание по картине

Цели: учить детей с помощью раздаточных карточек и основы-матрицы самостоятельно создавать картину и составлять по ней рассказ.

 Материалы: фланелеграф, картинки

Литература: В.В.Гербова - Занятия по развитию речи (стр. 49)

 

 

2

 

Тема:  Звуковая культура речи: работа со звуками ж –ш

Цели: упражнять детей в отчетливом произнесении слов со  звуками ж и ш; развивать фонематический слух: упражнять в различении знакомого звука, в умении  дифференцировать звуки ж ш в словах; учить находить в рифмофках и стихах слова со звуками ж и ш; совершенствовать интонационную выразительность речи.

 Материалы: стихотворение Р.Х.Фархади «Про ослика», 4 пирамидки, картинка ослика.

Литература: В.В.Гербова - Занятия по развитию речи (стр. 51)

 

 

3

 

 

Тема:  Обучение рассказыванию.

Цели: учить детей творческому рассказыванию в ходе придумывания концовки к сказке «Айога» (в обработке Д.Нагишкина; в сокращении)

 Материалы: книга для чтения 5-6 лет

Литература: В.В.Гербова - Занятия по развитию речи (стр. 53)

 

4

 

 

Тема: Завершение работы над сказкой «Айога».

Цели: приучать детей ответственно относиться к заданиям воспитателя.

 Материалы: книга для чтения 5-6 лет

Литература: В.В.Гербова - Занятия по развитию речи (стр. 54)

 

 

 

Декабрь

недели

Грамота

Звуковая культура речи

Связная речь

1

 

 

Тема: Дидактические упражнения: «Хоккей», «Кафе»

Цели: упражнять детей  в умении различать и выполнять задания на пространственное перемещение предмета («Хоккей»); вести диалог, употребляя общепринятые обращения к официанту («Кафе»)

 Материалы: листы бумаги, кружки из картона; набор детской посуды

Литература: В.В.Гербова - Занятия по развитию речи (стр. 59)

 

2

 

Тема: Звуковая культура речи: дифференциация звуков с – ш

Цели:  совершенствовать слуховое восприятие детей с помощью упражнений на различение звуков с – ш, на определение позиции звуков в слове.

 Материалы: отрывок из стихотворения Е.Машковской «Жадина», фланелеграф, решетка из трех ячеек.

Литература: В.В.Гербова - Занятия по развитию речи (стр. 62)

 

 

3

 

 

Тема: заучивание стихотворения С.Маршака «Тает месяц молодой»

Цели: вспомнить с детьми произведения С.Маршака; помочь запомнить и выразительно читать стихотворение «Тает месяц молодой»

 Материалы: стихотворение С.Маршака «Тает месяц молодой»

Литература: В.В.Гербова - Занятия по развитию речи (стр. 64)

 

4

 

 

Тема: Дидактические игры со словами

Цели:  учить детей правильно характеризовать пространственные отношения, подбирать рифмующиеся слова.

 Материалы:  лист бумаги, фишки, стихотворение Е.Благиной «Есть еще игра…».

Литература: В.В.Гербова - Занятия по развитию речи (стр. 66)

 

 

 

Январь

 

недели

Грамота

Звуковая культура речи

Связная речь

1

 

 

Тема: Беседа на тему: «Я мечтал…». Дидактическая игра «Подбери рифму»

Цели: учить детей участвовать в коллективном разговоре, помогая им содержательно строить высказывания.

 Материалы: дидактическая игра «Подбери рифму»

Литература: В.В.Гербова - Занятия по развитию речи (стр. 67)

 

2

 

 

Тема: Обучение рассказыванию по картине «Зимние развлечения»

Цели:  учить детей целенаправленному рассмотрению картины; воспитывать умение составлять логичный эмоциональный и содержательный рассказ.

 Материалы: картина «Зимние развлечения», загадка.

Литература: В.В.Гербова - Занятия по развитию речи (стр. 69)

 

3

 

Тема: Звуковая культура речи: дифференциация звуков з – ж

 Цели: совершенствовать слуховое восприятие детей с помощью упражнений на различение звуков з – ж

 Материалы: стихотворение Н.Венгрова «Застукалка».

Литература: В.В.Гербова - Занятия по развитию речи (стр. 72)

 

 

 

4

 

 

Тема: Обучение рассказыванию. Дидактическое упражнение «Что это?»

Цели:  упражнять детей в творческом рассказывании; умении употреблять обобщающие слова.

 Материалы:  картинки с изображением обитателей морских глубин.

Литература: В.В.Гербова - Занятия по развитию речи (стр. 76)

 

 

Февраль

недели

Грамота

Звуковая культура речи

Связная речь

1

 

 

Тема: Рассказывание по теме «Моя любимая игрушка»

Цели: учить детей составлять рассказы на темы из личного опыта; упражнять в образовании слов-антонимов.

 Материалы: игрушки

Литература: В.В.Гербова - Занятия по развитию речи (стр. 78)

 

2

 

. Тема: Звуковая культура речи: дифференциация звуков ч – щ.

Цели:  упражнять детей в умении различать на слух сходные по артикуляции звуки.

 Материалы: отрывок и з сказки К.Чуковского «Федорино горе», загадка.

Литература: В.В.Гербова - Занятия по развитию речи (стр. 80)

 

 

3

 

 

Тема: Пересказ сказки А.Н.Толстого «Еж»

 Цели: учить детей пересказывать сказку, сохраняя некоторые авторские обороты, совершенствовать интонацию выразительности речи.

 Материалы: сказка А.Н.Толстого «Еж»

Литература: В.В.Гербова - Занятия по развитию речи (стр. 81)

 

4

 

 

Тема: Обучение рассказыванию по картине «Зайцы».

Цели:  продолжать учить детей рассказывать о картине, придерживаясь плана.

 Материалы:  картина «Зайцы» из серии «Дикие животные П.Меньшиковой»

Литература: В.В.Гербова - Занятия по развитию речи (стр. 83)

 

 

Март

недели

Грамота

Звуковая культура речи

Связная речь

1

 

 

Тема: Рассказы на тему «Как мы поздравляли сотрудников детского сада с Международным женским днем». Дидактическая игра «Где мы были мы не скажем…»

Цели:  учить детей составлять подробные и интересные рассказы на тему из личного опыта; развивать инициативу, способность импровизировать.

Литература: В.В.Гербова - Занятия по развитию речи (стр. 89)

 

2

 

 

Тема: Чтение  рассказов из  книги Г,Снегирева «Про пингвинов».Дидактическая игра «Закончи предложение».

 Цели: познакомить детей с маленькими рассказами из жизни пингвинов. Учить строить сложноподчиненные предложения.

Материалы: рассказы из книги Г.Снигирева «Про пингвинов».

Литература: В.В.Гербова - Занятия по развитию речи (стр. 90)

 

3

 

 

Тема: Пересказ  рассказов из  книги Г,Снегирева «Про пингвинов».

 Цели: учить детей свободно без повторов и ненужных слов пересказывать эпизоды из книги Г.Снегирева «Про пингвинов».

 Материалы: рассказы из книги Г.Снигирева «Про пингвинов».

Литература: В.В.Гербова - Занятия по развитию речи (стр. 90)

 

4

 

 Тема: Звуковая культура речи: дифференциация звуков ц – ч. Чтение стихотворения Дж. Ривза «Шумный ба-бах»

Цели:  учить детей дифференцировать звуки ц-ч; познакомить со стихотворением Дж. Ривза «Шумный ба-бах»  (перевод М.Боровицкого)

 Материалы:  отрывок

Литература: В.В.Гербова - Занятия по развитию речи (стр. 91)

 

 

 

 

Апрель

недели

Грамота

Звуковая культура речи

Связная речь

1

 

Тема: Звуковая культура речи: дифференциация звуков л-р

Цели: упражнять детей в различении звуков л-р в словах, фразовой речи; учить слышать звук в слове, определять его позицию, называть слова на заданный звук.

 Материалы: листок бумаги, загадка, скороговорка.

Литература: В.В.Гербова - Занятия по развитию речи (стр. 93)

 

 

2

 

 

 Тема: Обучение рассказыванию по теме «Мой любимый мультфильм»

Цели:  помогать детям составлять рассказы на темы из личного опыта

Литература: В.В.Гербова - Занятия по развитию речи (стр. 97)

 

3

 

 

Тема: Пересказ  «загадочных историй» (по Н.Сладкову).

 Цели: продолжать учить детей  пересказывать.

Материалы: «загадочные истории»  Н.Сладкова

Литература: В.В.Гербова - Занятия по развитию речи (стр. 98)

 

4

 

 

Тема: Дидактические игры со словами. Чтение небылиц.

Цели:  активизировать словарь детей.

 Материалы:  С.Маршак «Пудель», Д.Хармс «Иван Торопышкин»

Литература: В.В.Гербова - Занятия по развитию речи (стр. 100)

 

 

Май

недели

Грамота

Звуковая культура речи

Связная речь

1

 

 

Тема: Обучение рассказыванию по картинкам

Цели: закреплять умение детей составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием.

 Материалы: картинки с последовательно развивающимся действием

Литература: В.В.Гербова - Занятия по развитию речи (стр. 102)

 

2

 

 

Тема: Лексические упражнения.

Цели:  проверить, насколько богат словарный запас детей.

Материал: стихи о весне, стихотворение И.Белоусова «Весенняя гостья»

Литература: В.В.Гербова - Занятия по развитию речи (стр. 103)

 

3

 

Тема: Звуковая культура речи (проверочное)

Цели: проверить умеют ли дети различать звуки и четко и правильно произносить их.

Материалы: стихотворение Ф.Грубина «Ромашки», скороговорки.

Литература: В.В.Гербова - Занятия по развитию речи (стр. 104)

 

 

4

 

 

Тема: Рассказывание на тему «Забавные истории из моей жизни»

Цели:  проверить, умеют ли дети составлять подробные и логические рассказы на тему из личного опыта.

Литература: В.В.Гербова - Занятия по развитию речи (стр. 105)