Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детско-юношеский центр Киренского района «Гармония»»

 

 

 

Согласовано:                                                                           Утверждаю:

На методическом  совете МАОУ ДОД                                 Директор МАОУ ДОД

 ДЮЦ «Гармония»»                                                                 ДЮЦ «Гармония»

Протокол № 8 от 27 мая  2014 г.                                         ____________ Кулебякина И.Ю.

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«ПЛАНЕТА ЗАГАДОК», 1 год обучения

 

 

 

 

 

 

 

Педагог: Быкова Валентина Сергеевна

 

 

Киренск

 2014г.

Пояснительная записка

Рабочая  программа составлена на основе дополнительной общеразвивающей программы   «Планета загадок», разработана с учетом нормативно-правовых документов:

-Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

-Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам";

-Положения о дополнительной общеразвивающей программе МАОУ ДОД «Детско-юношеский центр Киренского района «Гармония».

            Программа предназначена для детей коррекционной школы, поэтому несколько тем в этой программе пришлось заменить на другие – более понятные для усвоения и занимательные. Вместо тем «Жили -  были динозавры…и не только они», «Тайны камней», «Утконос и компания», «Загадки под землей и под водой» были разработаны новые : «О чем шепчут деревья», «Тайны птичьего царства», «Молчаливые соседи», «Загадки животного мира». В содержании раздела «Загадки животного мира» уделяется достаточное внимание жизни различных видов животных, насекомых, птиц.

Цель и задачи программы.

Цель – воспитание гуманной, творческой, активной личности; бережно относящейся к богатствам природы и общества; обогащение экологических представлений обучающихся, их конкретизация, иллюстрирование новыми яркими, запоминающими примерами.

Задачи:

Образовательные:

-ознакомление с взаимосвязью человека и природы;

-формирование навыков безопасного, культурного, экологического, нравственного поведения в природе;

-расширение кругозора  учащихся, укрепление интереса к познанию окружающего мира, к учебным предметам естественнонаучного цикла;

-последовательное приобщение учащихся к научно-художественной, справочной, энциклопедической литературе и развитие навыков самостоятельной работы с ней.

Развивающие:

-развитие умений работать в парах, группах, индивидуально;

-развитие знаний и умений при изучении окружающего мира, взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы и человека;

-развитие творческого воображения, творческих способностей, креативного мышления и эмоциональной сферы обучающихся.

  Воспитательные:

-воспитание любви к природе, бережного отношения ко всему живому на Земле;

-воспитание эмоционально – положительного взгляда на мир

Срок реализации программы – 1 год.

Возраст обучающихся – 9-13 лет.

Программа рассчитана на 34 занятия (2 часа в неделю). В ней выделено 8 тем, а также введение и заключение, и указано число часов на изучение каждой темы. Данная программа предназначена для детей коррекционной школы. Формы проведения занятий как групповые, так и  индивидуальные.

Целесообразно разнообразить  занятия экскурсиями в природу, в музей.

            При изучении курса «Планета загадок» используются разнообразные формы подведения итогов:

-беседы;

-рассказ;

-игры;

-экологические сказки;

-практическая работа;

-творческая работа;

-праздники;

-конкурсы;

-викторины;

-КВН;

-сочинения – описания;

-заочные путешествия;

-рисунки.

Форма промежуточной аттестации – викторина.

Форма итоговой аттестации обучающихся– конкурс.

Критерии оценки уровня сформированности УУД:

Личностные – мотивация к учебной деятельности, личностная позиция, смыслополагание.

Регулятивные – целеполагание, планирование, контроль, прогнозирование уровня освоения, коррекция, оценка, умение оценивать других, саморегуляция.

Познавательные – анализ, синтез, сравнение, логические действия, постановка и решение проблемы, смысловое чтение.

Коммуникативные – умение слушать и вступать в диалог, взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми, постановка вопросов, умение выражать свои мысли.

Ожидаемые результаты:

Дети должны знать:

-значение слова «природа»;

-значение слова «НЛО»;

-основные признаки времен года;

-виды растений, животных и насекомых, их признаки, правила ухода за растениями и животными;

-характеристику и особенности дикорастущих и культурных растений, диких и домашних животных (на примере своей местности).

Дети должны уметь:

-характеризовать особенности явлений природы;

-применять на практике основные знания ухода за растениями и животными;

-сравнивать и различать домашних и диких животных, насекомых. Птиц и растений;

-рассказывать о роли живых существ в природе и жизни людей;

-группировать (квалифицировать) объекты природы по признакам;

-составлять рассказ – описание;

-извлекать необходимую информацию из дополнительных источников (словарей, энциклопедий, справочников) и обсуждать полученные сведения.

 

 

 

 

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

Тема

Всего часов

В том числе

Теоретические занятия

Практические работы

Вводное занятие.

Тайны за горизонтом.

О чем шепчут деревья

Тайны птичьего царства

Загадки растений

Молчаливые соседи

Планета насекомых

Загадки животного мира

Что такое НЛО

Итоговые занятия

2

2

6

2

12

10

12

16

4

2

2

1

3

1

9

4

7

9

1

1

-

1

3

1

3

6

5

7

3

1

Итого:

68

38

30

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1.   Вводное занятие

Раскрытые и нераскрытые загадки нашей планеты: обзор  основных тем курса. Начало путешествия  по « планете загадок».

2. Тайна за горизонтом 

 Географические открытия в древности. Путешествия Марко Поло. Открытие Америки. Экспедиции Д. Кука. Покорение Северного и Южного Полюсов. Открытия русских путешественников.

Практическая работа: работа с картой, сообщения о русских путешественниках.

3. О чем шепчут деревья

Знакомство с экологическим рассказом «Воскресенье в лесу». Правила поведения в лесу (в рисунках). Творческая работа из листьев деревьев. Аппликация.

Практическая работа: рассматривание картин с изменениями природы с приходом осени, рисование плакатов, аппликация из листьев.

4. Тайны птичьего царства

Здравствуй, птичья страна! КВН «Птичьи разговоры».

5.    Загадки  растений

История открытия удивительных растений: виктории -  регии, рафлезии, сейшельской пальмы и др. родины комнатных растений. Экзотические фрукты. История возделывания и замечательные свойства обычных овощей и фруктов. Интересные особенности и необычное применение  распространенных дикорастущих растений. Хлебное дерево. Зачем деревьям кора? Железное дерево.

Практическая работа: рассматривание растений и гербариев, рассматривание овощей и фруктов  и их муляжей. Приготовление чая с использованием дикорастущих трав и их плодов.

6.  Молчаливые соседи

Беседа «В гостях у тети кошки». Конкурс рисунков «Наши меньшие братья». Кошкин дом. КВН «Домашние животные». Рассказ – описание «Мой любимей».

Творческая работа: написание рассказа  про домашнего питомца.

Практическая работа: рассматривание иллюстраций с изображением домашних животных, изготовление плакатов.

7. Планета насекомых

Многочисленность насекомых. Жуки большие и разные. Работа с определителями. Бабочки. Практическая работа «Плоскостная лепка». Стрекоза и муравей. Практическая работа «Рисование». Полезные насекомые и наоборот. Работа с определителями и коллекциями.

Практическая работа: рассматривание насекомых в коллекции,  изготовление плакатов, листовок, рисунков в защиту насекомых. Изготовление оригами из бумаги. Работа с атласом – определителем насекомых

8. Загадки животного мира

Санитары леса. Викторина «Знакомые незнакомцы». Любопытные факты из жизни животных.  Путешествие к острову «Морского  дъявола». Животные зоопарка (заочное путешествие). Решение занимательных задач. Рыбьи «прогнозы». Конкурс загадок.

9. Что такое НЛО?

Загадки НЛО: свидетельства, сомнения, предположения.

10.   Итоговые занятия.  

Что мы узнали  и чему научились за год.

 

 

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА

1.Плешаков А.А.  Планета загадок. Методическое пособие  к факультативному курсу.- М. : Просвещение, 1996.

2.Плешаков А.А. Зеленые страницы: книга для учащихся. – М.: Просвещение, 1996.

3.Плешаков А.А. От земли до неба. Атлас – определитель. – М.: Просвещение,1998.

4.Энциклопедия  Что такое. Кто такой – М.: Педагогика – Пресс, 1992.

5.Рохлов В., Теремов А., Петросова Р. Занимательная ботаника.- М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.

6. Мосияш С. Летающие  ночью. - М.: Знание, 1985.

7 .Книга для чтения по ботанике М.: Просвещение, 1978.

8.Кондратов А. Шанс для динозавров.- СПб.: Гидрометеоиздат, 1992.

9.Уроки экологии. Комплект наглядных пособий для дошкольных учреждений и начальной школы. Харьков: Ранок, 2007.

10.Фадеева Г. А. Экологические сказки. Пособие для учителей 1-6 классов. Волгоград: Учитель, 2005.

11.Экологическое воспитание в дополнительном образовании. Приложение к журналу «Внешкольник. 12.Воспитание и дополнительное образование детей и молодежи» вып.№5, - М.: ГОУДОД ФЦРСДОД, 2006.

13.В.В.Петров. Растительный мир нашей Родины. Книга для учителя.-2-е издание, дополненное. М.: Просвещение, 1991г.

14.Д.М. Гиряев, И .М. Лемберик, О.И.Рожков. Юные лесоводы. Книга для учащихся. М: ВО Агропромиздат, 1998.

15.А.Смирнов. Мир растений. М.: Молодая гвардия, 1981.

16.Я. Ганзак. Иллюстрированная энциклопедия птиц. Артия, Прага,1974.

17.Н.Алфимова. Наши друзья – птицы. Кавказкая здравница. Минеральные воды,1993.

18.Р.Л.Беме. Жизнь птиц у нас дома. М.: Лесная промышленность, 1986.

19.И.Акимушкин. Мир животных (насекомые, пауки, домашние животные). М.: Мысль, 1990.

20.В.А.Алексеев. 300 вопросов и ответов о насекомых. Ярославль. Академия развития, 1998.

21.Н. Извенова. Веселый зоопарк. М.: Молодая гвардия, 1990.

22.Определитель насекомых. Краткий определитель наиболее распространенных  насекомых европейской части России. М.: Топикал, 1994.

 

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

23.Плешаков А.А.  Планета загадок. Методическое пособие  к факультативному курсу.- М. : Просвещение, 1996.

24.Плешаков А.А. Зеленые страницы: книга для учащихся. – М.: Просвещение, 1996.

25.Плешаков А.А. От земли до неба. Атлас – определитель. – М.: Просвещение,1998.

26.Энциклопедия  Что такое. Кто такой – М.: Педагогика – Пресс, 1992.

27. Рохлов В., Теремов А., Петросова Р. Занимательная ботаника.- М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.

28.Мосияш С. Летающие  ночью. - М.: Знание, 1985.

29.Книга для чтения по ботанике М.: Просвещение, 1978.

30.Кондратов А. Шанс для динозавров.- СПб.: Гидрометеоиздат, 1992.

31.Плешаков А. А. Зеленые страницы. Книга для учащихся начальных классов. Москва. Просвещение. 2007

32.Потапова Л. М. Детям о природе. Экология в играх для детей 5-10 лет. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002.

33.В.Г.Гусев. Наши питомцы. Альбом. М.: Лесная промышленность, 1986.

34.Окружающий мир глазами детей. Развивающие задания для работы со школьниками. СПБ. КАРО, 2004.

35.Игры, занятия по формированию экологической культуры младших школьников. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.

36.Занимательная зоология. Книга для учащихся, учителей и родителей. М.: АСТ – ПРЕСС, 1999.

 

 

 

СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

http://www.ecosystema.ru/

http://oksanagoncharova05.blogspot.ru/

http://www.konkursgrant.ru

 

 

Календарно-тематическое планирование

по программе «Планета загадок» (6б класс).

 

Тема занятия

Теоретические часы

Практические часы

Дата

1.

Вводное занятие

2

-

3.09

2.

Географические открытия в древности

1

1

10.09

3.

Знакомство с экологическим рассказом «Воскресенье в лесу»

2

-

17.09

4.

Правила поведения в природе (в рисунках)

1

1

24.09

5.

Творческая работа из листьев деревьев. Аппликация.

-

2

1.10

6.

Экзотические фрукты. Аппликация. Мозаика

1

1

8.10

7.

КВН «Здравствуй, птичья страна!»

1

1

15.10

8.

Родина комнатных растений. Уход за комнатными растениями

2

-

22.10

9.

Лекарственные растения. Составление чаёв из лекарственных растений

2

-

29.10

10.

Хлебное дерево. Зачем деревьям кора? Железное дерево.

2

1

5.11

11.

Удивительные растения. Аппликация.

2

1

12.11

12.

Беседа «В гостях у тети кошки»

2

-

19.11

13.

Конкурс рисунков «Наши меньшие братья»

 

1

26.11

14.

Кошкин дом

1

1

3.12

15.

КВН «Домашние животные»

-

2

10.12

16.

Рассказ – описание «Мой любимец»

1

2

17.12

17.

Многочисленность насекомых

2

-

24.12

18.

Творческая работа «Поделки насекомых из бумаги»

-

2

14.01

19.

Жуки: большие и маленькие

2

-

21.01

20.

Бабочки. Практическая работа «Плоскостная лепка»

1

1

28.01

21.

Стрекоза и муравей. Практическая работа «Рисование»

1

1

4.02

22.

Полезные насекомые и наоборот. Работа с коллекциями и определителями

1

1

11.02

23.

Санитары леса

2

-

18.02

24.

Викторина «Знакомые незнакомцы»

-

2

25.02

25.

Любопытные факты о животных

2

-

4.03

26.

Путешествие к острову «Морского дъявола»

2

-

11.03

27.

Животные зоопарка

1

1

18.03

28.

Решение занимательных задач

1

1

25.03

29.

Рыбьи «прогнозы»

1

1

1.04

30.

Конкурс загадок

-

2

8.04

31.

Загадки НЛО

1

1

15.04

32.

Сообщение воспитанников об НЛО. Практическая работа «Рисование НЛО»

-

2

22.04

33.

Чему мы научились. Конкурс

1

1

29.04

 

Итого:

38

30

68 часов

 

Календарно-тематическое планирование

по программе «Планета загадок» (7в класс).

 

Тема занятия

Теоретические часы

Практические часы

Дата

1.

Вводное занятие

2

-

4.09

2.

Географические открытия в древности

1

1

11.09

3.

Знакомство с экологическим рассказом «Воскресенье в лесу»

2

-

18.09

4.

Правила поведения в природе (в рисунках)

1

1

25.09

5.

Творческая работа из листьев деревьев. Аппликация.

-

2

2.10

6.

Экзотические фрукты. Аппликация. Мозаика

1

1

9.10

7.

КВН «Здравствуй, птичья страна!»

1

1

16.10

8.

Родина комнатных растений. Уход за комнатными растениями

2

-

23.10

9.

Лекарственные растения. Составление чаёв из лекарственных растений

2

-

30.10

10.

Хлебное дерево. Зачем деревьям кора? Железное дерево.

2

1

6.11

11.

Удивительные растения. Аппликация.

2

1

13.11

12.

Беседа «В гостях у тети кошки»

2

-

20.11

13.

Конкурс рисунков «Наши меньшие братья»

 

1

27.11

14.

Кошкин дом

1

1

4.12

15.

КВН «Домашние животные»

-

2

11.12

16.

Рассказ – описание «Мой любимец»

1

2

18.12

17.

Многочисленность насекомых

2

-

25.12

18.

Творческая работа «Поделки насекомых из бумаги»

-

2

15.01

19.

Жуки: большие и маленькие

2

-

22.01

20.

Бабочки. Практическая работа «Плоскостная лепка»

1

1

29.01

21.

Стрекоза и муравей. Практическая работа «Рисование»

1

1

5.02

22.

Полезные насекомые и наоборот. Работа с коллекциями и определителями

1

1

12.02

23.

Санитары леса

2

-

19.02

24.

Викторина «Знакомые незнакомцы»

-

2

5.03

25.

Любопытные факты о животных

2

-

12.03

26.

Путешествие к острову «Морскогодъявола»

2

-

19.03

27.

Животные зоопарка

1

1

26.03

28.

Решение занимательных задач

1

1

2.04

29.

Рыбьи «прогнозы»

1

1

9.04

30.

Конкурс загадок

-

2

16.04

31.

Загадки НЛО

1

1

23.04

32.

Сообщение воспитанников об НЛО. Практическая работа «Рисование НЛО»

-

2

30.04

33.

Чему мы научились. Конкурс

1

1

7.05

 

Итого:

38

30

68 часов

 

 

 

Календарно-тематическое планирование

по программе «Планета загадок» (6а класс).

 

Тема занятия

Теоретические часы

Практические часы

Дата

 

Вводное занятие (2 часа)

 

 

 

1.

Вводное занятие

2

-

5.09

 

Тайна за горизонтом (2 часа)

 

 

 

2.

Географические открытия в древности

1

1

12.09

 

О чем шепчут деревья (6 часов)

 

 

 

3.

Знакомство с экологическим рассказом «Воскресенье в лесу»

2

-

19.09

4.

Правила поведения в природе (в рисунках)

1

1

26.09

5.

Творческая работа из листьев деревьев. Аппликация.

-

2

3.10

 

Тайны  птичьего царства (2 часа)

 

 

 

6.

КВН «Здравствуй, птичья страна!»

1

1

10.10

 

Загадки растений (12 часов)

 

 

 

7.

 Родина комнатных растений. Уход за комнатными растениями

1

1

17.10

8.

Удивительные растения. Аппликация.

2

-

24.10

9.

Лекарственные растения. Составление чаёв из лекарственных растений

2

-

31.10

10.

Хлебное дерево. Зачем деревьям кора? Железное дерево.

2

1

7.11

11.

Экзотические фрукты. Аппликация. Мозаика

2

1

14.11

 

Молчаливые соседи (10 часов)

 

 

 

12.

Беседа «В гостях у тети кошки»

2

-

21.11

13.

Конкурс рисунков «Наши меньшие братья»

 

1

28.11

14.

Кошкин дом

1

1

5.12

15.

КВН «Домашние животные»

-

2

12.12

16.

Рассказ – описание «Мой любимец»

1

2

19.12

 

Планета насекомых (12 часов)

 

 

 

17.

Многочисленность насекомых

2

-

26.12

18.

Творческая работа «Поделки насекомых из бумаги»

-

2

16.01

19.

 Бабочки. Практическая работа «Плоскостная лепка»

2

-

23.01

20.

Жуки большие и маленькие

1

1

30.01

21.

Стрекоза и муравей. Практическая работа «Рисование»

1

1

6.02

22.

Полезные насекомые и наоборот. Работа с коллекциями и определителями

1

1

13.02

 

Загадки животного мира (16 часов)

 

 

 

23.

Санитары леса

2

-

20.02

24.

Викторина «Знакомые незнакомцы»

-

2

27.02

25.

Любопытные факты о животных

2

-

6.03

26.

Путешествие к острову «Морскогодъявола»

2

-

13.03

27.

Животные зоопарка

1

1

20.03

28.

Решение занимательных задач

1

1

27.03

29.

Рыбьи «прогнозы»

1

1

3.04

30.

Конкурс загадок

-

2

10.04

 

Что такое НЛО (4 часа)

 

 

 

31.

Загадки НЛО

1

1

17.04

32.

Сообщение воспитанников об НЛО. Практическая работа «Рисование НЛО»

-

2

24.04

 

Итоговые занятия (2 часа)

 

 

 

33.

Чему мы научились. Конкурс

1

1

8.05

 

Итого:

38

30

68 часов