Психокоррекционное занятие “Сосуд моей души”

Цель: гармонизация внутреннего мира за счёт скрытых резервов личности, развитие самосознания, повышение уверенности в себе, личностное развитие, развитие креативности.

Задачи: снижение уровня тревожности, психоэмоционального напряжения, повышение самооценки, формирование позитивного восприятия мира, творческое самовыражение.

Необходимые материалы: релаксационная музыка, стеклянные бутылки, баночки, вазочки (любые сосуды из прозрачного стекла), акриловая краска по стеклу (или витражная), кисти, подручный материал для заполнения сосуда (любая крупа, бусины, камушки, ракушки, красивые фантики, веточки, засушенные и искусственные цветы и т. п.), салфетки для вытирания рук.

Рекомендации в применении:

  • кризисные состояния у детей и подростков;
  • психокоррекция и психопрофилактика конфликтности, замкнутости, тревожности;
  • невротические и эмоциональные расстройства;
  • развитие собственного представления о себе.

Контроль эмоционального состояния проводится до и после занятия при помощи цветового теста Люшера.

Ход занятия

Приветствие.

Контрольная диагностика по цветовому тесту Люшера перед занятием.

Психолог: “Перед вами лежат восемь цветных карточек. Необходимо выбрать карточку того цвета, который приятен, нравится больше других на данный момент и убираем её в сторону. Теперь другую карточку из семи оставшихся. И так до последней”.

Настрой на работу.

Психолог: “Сегодня на занятии мы с вами поговорить о душе и внутренней гармонии”.

Зачитываются строки из стихотворения Александра Блока:

“Не нарушай гармонии моей – 
в ней всё светло и всё духовно.
Когда и ты душой ответишь ей,
с тобой мы связаны любовно”.

Психолог: “Как вы думаете, что такое душа? Где душа находиться? Зачем душа нужна человеку? Связаны ли наши чувства и эмоции с состоянием души, с чувством внутренней гармонии? Какой он, человек, обладающий внутренней гармонией?”.

Перед обсуждением необходимо дать детям правила по психологической безопасности.

Психолог: “Важно сейчас выслушать друг друга без оспаривания и осуждения. Просто принять всё услышанное как информацию. Каждый человек как личность индивидуален, получает свой личный жизненный опыт, начиная с рождения, воспитывается и живёт в разных условиях и т.д.”

Идёт обсуждение. Подростки высказывают своё мнение, мысли, которые приходят в ходе обсуждения. Затем озвучиваются некоторые определения души философов, психологов, поэтов и писателей.

Основное упражнение “Сосуд моей души”.

Психолог: “Представьте себе, что каждому из нас при рождении даётся сосуд души. Этот сосуд хрупок и пуст. И всю свою жизнь мы наполняем его. И от того, что мы туда положим, как и сколько, будет формироваться наш характер, наша судьба и наш внутренний мир. А будет ли в нашей душе внутренняя гармония? Как вы считаете, что это – внутренняя гармония души? Какой это человек обладающий этим качеством?”.

Идёт обсуждение.

Психолог: “Перед вами несколько сосудов. Возьмите тот, который вам хочется взять, тот который по душе. Украсьте свой сосуд, разрисуйте его так, как вам бы хотелось, как нравится. Во время работы необходимо сохранять молчание. Постарайтесь сосредоточиться на процессе”.

Включается приятная, спокойная музыка.

После того как все сосуды украшены, даётся время на подсыхание краски. В это время дети выбирают материал для наполнения сосудов. Затем заполняют сосуды выбранным материалом. При заполнении звучит та же музыка. После того, как все сосуды наполнены, участники занятия выставляют их на середину стола так, чтобы их можно было хорошо рассмотреть. Детям даётся время на изучение всех сосудов. При этом можно только спрашивать и уточнять: “Что это?”, но нельзя давать оценку “хорошо-плохо”.

Психолог: “Когда мы с вами размышлял о том, что такое душа, были разные мнения. И сейчас, когда вы видите готовые сосуды души, найдите одинаковые ... Таких нет”.

Зачитывается стихотворение Надин Буре:
“Ты обрети, гармонию в душе. 
И ты узнаешь, где ты проживаешь. 
Ведь ты увидишь, счастье на земле. 
Уж очень много, и для всех его хватает. 
И ты узнаешь, как любить, и жить. 
И с чистой, озарённою душою. 
И как на свете, всех счастливей быть. 
И как для всех быть, счастьем и судьбою. 
Ты подари любовь себе, и всем... 
Она к тебе в двойне вернется. 
Узнаешь ты, то счастье на земле... 
Когда с любовью, сердце отдается”.

Рефлексия.

Необходимо при обсуждении занятия подвести детей к тому, чтобы они сами проговорили об индивидуальности каждого из них. О принятии другого человека с его, возможно, особым складом души. Что другой тем и интересен, что он другой, также как и сосуды души на данном занятии получились разные и тем самым интересные.

Контрольная диагностика по цветовому тесту Люшера после занятия.

Психолог: “Перед вами лежат восемь цветных карточек. Необходимо выбрать карточку того цвета, который приятен, нравится больше других на данный момент и убираем её в сторону. Теперь другую карточку из семи оставшихся. И так до последней”.

Важно, чтобы подростку нравился свой заполненный сосуд, вызывал приятные чувства. Если же это не так, то необходимо в дальнейшем продолжить работу с этим ребёнком индивидуально.

Это занятие даёт и диагностические возможности. Как правило, закрытые, тревожные, ранимые, не принятые в коллективе подростки выбирают в качестве сосуда бутылки и баночки с узким верхом цветного стекла и, по возможности, после заполнения сосуда, закрывают его крышкой или чем-нибудь красивым.

Презентацию данного занятия можно использовать для педагогов-психологов как методическую разработку на семинарах по обмену опытом.