Интегрированное занятие  с элементами сказкотерапии

Тема: «Волшебные краски»

Цель: Воспитание добрых чувств, уверенности в себе, формирование мотиваций деятельности, снятие эмоционально-психического напряжения.

Задачи: Учить эмоционально-чувственному восприятию: испытывать радость от возможности поделиться с друзьями, помочь другу.

Развитие воображения, символических представлений, креативности.

Развивать желание детей участвовать в совместных игровых действиях, навыки содружества педагога и детей.

Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Музыка», «Коммуникация», «Здоровье», «Чтение художественной литературы», «Художественно-творческая деятельность».

Материалы:

1. Краски

2. Мука

3. Соль

4. Масло подсолнечное

5. Клей ПВА

6. Вода

7. Пластмассовые баночки

8. Пластмассовые ложечки

9. Ветошь для обтирания рук

10. Клеенка 

11. Картон прессованный

Ход занятия:

Здравствуйте, ребята! (Звучит песня «Где водятся волшебники»)

Я маг, волшебник-чародей! Я рада вас видеть в школе волшебников. Давайте поприветствуем, друг друга, для этого все вместе возьмемся за руки, улыбнемся друг другу и скажем «Доброе утро! » Молодцы!

-Ребята, скажите, пожалуйста, а вы верите в сказку? В волшебство?

- А что такое волшебство?

- Это чудо. Чудеса. Сказка. Превращение…

- Настоящие волшебники говорят, что волшебство – это творчество.

Сегодня я хочу предложить вам стать волшебниками и отправиться в сказочное путешествие в волшебную страну. Но туда можно попасть только с помощью волшебного хрустального шарика, который мы сейчас будем передавать друг другу.

(Дети по кругу передают друг другу шар).

Каждый из вас превратился в маленького волшебника. А ведь у каждого волшебника есть какие-то волшебные вещи, верно? У нас, это волшебные колпачки. И сегодня мы вместе создадим волшебство – волшебные краски, чтобы в сказочной стране всегда царило хорошее настроение.

- Вы готовы приступить к превращениям? Тогда начнем. Вот наш поднос со всеми необходимыми вещами для волшебства.

(мука в стаканчиках, краска, соль, подсолнечное масло, вода, клей ПВА).

Ребята, возьмите в руки волшебные горшочки с мукой. Давайте познакомимся с ней, потрогайте ее руками. Какая мука на ощупь? (мягкая, холодная). Дайте ей тепло своих рук, и тогда в ней появится волшебная сила. Теперь мы добавим соль. Возьмите пятью пальчиками и смешайте с мукой. Мука никогда не встречалась с солью, она ее боится. Надо их подружить.

А теперь в наш горшочек мы добавим «живую воду», чтобы у нас получилась настоящая волшебная краска. Перемешайте хорошо, чтобы не оставалось комочков, иначе краска может не получиться (добавляем воду, чтобы тесто было жидким до густоты сметаны).

Теперь в наш сосуд мы добавим волшебный эликсир и снова все тщательно перемешиваем (каждому ребенку в стакан с мукой наливаем столовую ложку масло). Волшебный эликсир придаст нашей краске блеск.

Еще мы добавим клей, чтобы наши картины были прочными. Снова хорошо перемешиваем. Вот уже почти все готово. Нам осталось придать нашей волшебной краске цвет. Выберите себе тот цвет, который вам нравится, и добавьте немного в краску.

Вы молодцы! Вы сотворили настоящее волшебство: изготовили волшебные краски. Давайте поставим их в центр. Сейчас мы их испробуем и нарисуем нашу сказочную страну.

 

ИГРА-ТРЕНИНГ     «ВОЛШЕБНЫЕ КРАСКИ» (проводится под музыку).

Представьте, что вы — художники. Руки — это кисти. А вот и наш материал, на котором вы будете рисовать. Внимательно слушайте музыку и начинайте рисовать волшебную страну, какой вы ее себе представляете. Вы волшебники, вам и решать какой она будет.

Какие цвета у вас получились?

Что можно нарисовать красным, зеленым, синим, желтым, оранжевым, голубым  и т.д.?

Перед вами чистый лист. Как мы будем рисовать волшебными красками? Правильно – руками, будем прикладывать свою фантазию, свои силы, творить, чтобы на ваших листах волшебная страна ожила и засияла. Как сделать так, чтобы было красиво? Можно краски капать, размазывать, отпечатывать, водить их друг к другу в гости. Нарисовать чудесную радугу, и, конечно же, жителей волшебной страны, маленьких, разноцветных.

(Детям предлагается прессованный картон, включается спокойная музыка, и дети рисуют руками).

Какая прекрасная картина у нас получилась! Посмотрите, нравиться ли вам то, что вы создали? Вы смогли бы жить в таком ярком мире? (самооценка своей работы, работы своей группы и других групп). А что же вы нарисовали, расскажите пожалуйста.

Итог:

-А если бы пришли сюда не волшебники и сказали: «Ой, это  - просто цветные пятна!» Чтобы вы им ответили?

- Приглядитесь, откройте глаза и душу счастью и добру навстречу. Здесь столько много сказочных героев, жителей волшебной страны. Про каждого из них можно рассказать сказку, но это уже будет совсем  другая история.

- Спасибо, спасибо, дорогие волшебники! Вы сегодня отлично поколдовали. Вам удалось создать целую сказочную страну, и волшебные краски. Смогли бы мы это сделать по одному? Нет. Так красиво получилось, потому что мы все вместе трудились.

Но нам уже пора возвращаться. Мы сегодня были волшебниками в сказочной стране. Мы учились творить волшебные краски. А теперь пришло время возвращаться. Наш волшебный  шар поможет вернуться из волшебной страны домой. (Дети передают друг другу  шар).

Ну, вот мы и в саду. Вы были замечательными волшебниками. И мне с вами было очень интересно. Спасибо.

И до новых встреч в волшебной стране красок.

Здравствуйте, ребята! (Звучит песня «Где водятся волшебники»)

Я маг, волшебник-чародей! Я рада вас видеть в школе волшебников. Давайте поприветствуем, друг друга, для этого все вместе возьмемся за руки, улыбнемся друг другу и скажем «Доброе утро! » Молодцы!

-Ребята, скажите, пожалуйста, а вы верите в сказку? В волшебство?

- А что такое волшебство?

- Это чудо. Чудеса. Сказка. Превращение…

- Настоящие волшебники говорят, что волшебство – это творчество.

Сегодня я хочу предложить вам стать волшебниками и отправиться в сказочное путешествие в волшебную страну. Но туда можно попасть только с помощью волшебного хрустального шарика, который мы сейчас будем передавать друг другу.

(Дети по кругу передают друг другу шар).

Каждый из вас превратился в маленького волшебника. А ведь у каждого волшебника есть какие-то волшебные вещи, верно? У нас, это волшебные колпачки. И сегодня мы вместе создадим волшебство – волшебные краски, чтобы в сказочной стране всегда царило хорошее настроение.

- Вы готовы приступить к превращениям? Тогда начнем. Вот наш поднос со всеми необходимыми вещами для волшебства.

(мука в стаканчиках, краска, соль, подсолнечное масло, вода, клей ПВА).

Ребята, возьмите в руки волшебные горшочки с мукой. Давайте познакомимся с ней, потрогайте ее руками. Какая мука на ощупь? (мягкая, холодная). Дайте ей тепло своих рук, и тогда в ней появится волшебная сила. Теперь мы добавим соль. Возьмите пятью пальчиками и смешайте с мукой. Мука никогда не встречалась с солью, она ее боится. Надо их подружить.

А теперь в наш горшочек мы добавим «живую воду», чтобы у нас получилась настоящая волшебная краска. Перемешайте хорошо, чтобы не оставалось комочков, иначе краска может не получиться (добавляем воду, чтобы тесто было жидким до густоты сметаны).

Теперь в наш сосуд мы добавим волшебный эликсир и снова все тщательно перемешиваем (каждому ребенку в стакан с мукой наливаем столовую ложку масло). Волшебный эликсир придаст нашей краске блеск.

Еще мы добавим клей, чтобы наши картины были прочными. Снова хорошо перемешиваем. Вот уже почти все готово. Нам осталось придать нашей волшебной краске цвет. Выберите себе тот цвет, который вам нравится, и добавьте немного в краску.

Вы молодцы! Вы сотворили настоящее волшебство: изготовили волшебные краски. Давайте поставим их в центр. Сейчас мы их испробуем и нарисуем нашу сказочную страну.

 

ИГРА-ТРЕНИНГ     «ВОЛШЕБНЫЕ КРАСКИ» (проводится под музыку).

Представьте, что вы — художники. Руки — это кисти. А вот и наш материал, на котором вы будете рисовать. Внимательно слушайте музыку и начинайте рисовать волшебную страну, какой вы ее себе представляете. Вы волшебники, вам и решать какой она будет.

Какие цвета у вас получились?

Что можно нарисовать красным, зеленым, синим, желтым, оранжевым, голубым  и т.д.?

Перед вами чистый лист. Как мы будем рисовать волшебными красками? Правильно – руками, будем прикладывать свою фантазию, свои силы, творить, чтобы на ваших листах волшебная страна ожила и засияла. Как сделать так, чтобы было красиво? Можно краски капать, размазывать, отпечатывать, водить их друг к другу в гости. Нарисовать чудесную радугу, и, конечно же, жителей волшебной страны, маленьких, разноцветных.

(Детям предлагается прессованный картон, включается спокойная музыка, и дети рисуют руками) .

Какая прекрасная картина у нас получилась! Посмотрите, нравиться ли вам то, что вы создали? Вы смогли бы жить в таком ярком мире? (самооценка своей работы, работы своей группы и других групп). А что же вы нарисовали, расскажите пожалуйста.

Итог.

-А если бы пришли сюда не волшебники и сказали: «Ой, это  - просто цветные пятна!» Чтобы вы им ответили?

- Приглядитесь, откройте глаза и душу счастью и добру навстречу. Здесь столько много сказочных героев, жителей волшебной страны. Про каждого из них можно рассказать сказку, но это уже будет совсем  другая история.

- Спасибо, спасибо, дорогие волшебники! Вы сегодня отлично поколдовали. Вам удалось создать целую сказочную страну, и волшебные краски. Смогли бы мы это сделать по одному? Нет. Так красиво получилось, потому что мы все вместе трудились.

Но нам уже пора возвращаться. Мы сегодня были волшебниками в сказочной стране. Мы учились творить волшебные краски. А теперь пришло время возвращаться. Наш волшебный  шар поможет вернуться из волшебной страны домой. (Дети передают друг другу  шар) .

Ну, вот мы и в саду. Вы были замечательными волшебниками. И мне с вами было очень интересно. Спасибо.

И до новых встреч в волшебной стране красок.

 

Развивающее занятие с элементами сказкотерапии и арт-терапии

«Времена года»

   Возраст детей: 5-6 лет 

   Цель: Развитие познавательной сферы детей дошкольного возраста. 

   Задачи: 

   1.Профилактика негативных эмоциональных проявлений: агрессивности, тревожности, страхов; 

   2.Создание условий дляразвитии личности детей, активизации психических функций; 

   3.Развитие творческого мышления, воображения, способностей к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации. 

   Форма работы: фронтальная. 

   Оборудование: цветовой модуль «Времена года», иллюстрации относительно каждого времени года, терапевтическая сказка «Четыре дочери года», бумага по количеству детей, гуашь, шерстяные клубочки для каждого ребенка, цветные карандаши, музыкальное сопровождение П.И.Чайковский «Времена года».

  Ход занятия: 

   Организационный момент: 

   Столы расставляются полукругом, дети рассаживаются, психолог у доски. Включается музыкальное сопровождение. 

   Психолог: 

Ребята, давайте поприветствуем друг друга.

Мы стоим, рука в руке,

Вместе мы большая сила

Можем маленькими быть, 

Можем мы большими быть,

Но никто один не будет.

Упражнение «Здравствуйте ладошки»

Здравствуйте ладошки, (хлопают в ладоши друг с другом)

Здравствуйте сапожки, (топают ногами)

Здравствуй в небе облака, (плавные покачивания руками над головой)

Здравствуй бурная река; (показывая руками, проговаривают бл-бл-бл)

Здравствуй звонкий голосок. (Кричат а-а-а-а-а-а

   - Сегодня мы с вами поговорим о временах года.

   - Какие вы знаете времена года? (ответы детей) 

   - Правильно: Зима, весна, лето, осень. 

   - А как это будет на казахском языке? (ответы детей) 

   Основная часть: 

   Психолог вывешивает на магнитную доску цветовой модуль «Времена года» 

    Психолог:

   -Посмотрите на картинку, что на ней нарисовано? (ответы детей) 

   - Все времена года разделены по месяцам. Сколько месяцев в каждом времени года? (ответы детей) 

   - Назовите зимние месяца на русском (ответы детей). 

   Далее разбираются весенние, летние и осенние. По ходу обсуждения психолог вывешивает иллюстрации к каждому времени года. 

   - А сейчас я хочу вам рассказать одну очень интересную сказку, в которой рассказывается от, куда появились времена года. Хотите послушать? Тогда садитесь ровно, выпрямите спинки? и внимательно слушайте.

  Давным-давно было так: сегодня солнце припекает, цветочки распускаются, птички поют, а на следующий день холод, снег - все погибает. Потом жара, да такая, что реки пересыхают. А на следующий день проливной дождь... Люди от этого очень страдали. 

    Высоко-высоко на небе, в Заоблачном дворце жил царь по имени Год. Царю было очень жалко людей, поэтому он решил послать на землю одну из своих дочерей, чтобы она помогла людям навести порядок. Дочерей было у царя четыре. Все они были умными, добрыми и красивыми, только не были похожи друг на друга. 

   Первая дочь любила одевать белые, синие и серебряные платья. Она умела рассыпать повсюду пушистый снег, сковывать реки гладким, как зеркало, льдом и охранять сон природы. Звали ее Зима. 

   Вторая дочь была веселая и озорная. Она одевалась в нежные зеленые и розовые платья. Она умела растапливать снег и лед, созывать перелетных птиц и дарить первые цветочки. Ее звали Весна. 

   Третья дочь тоже была веселая и шумная. Она одевалась в яркие платья. Дарила много тепла и света, много цветов и ягод. Ее имя было Лето. 

   Последнюю дочь года звали Осень. Она была очень грустная. Она умела проливать дожди, убаюкивать природу и дарить много грибов и овощей. 

   Царь никак не мог решить, какую же дочь послать ему на Землю. Он долго думал и решил так: на Земле должна побывать каждая из дочерей. Потом люди сами выберут, кого из них оставить. Сказано - сделано. И вот все девушки по очереди отправляются на Землю: Зима, Весна, Лето, Осень. 

   Наконец, пришло время выбирать. Царь стал спрашивать людей: 

   - Понравилась ли вам Зима? Что плохого и что хорошего было? 

   И ответили люди: 

   - О, великий царь, твоя дочь Зима принесла нам холод, у нас не было цветов и плодов, улетели птицы. Но зато она подарила нам катание на коньках, на санках и на лыжах, игру в снежки и прекрасный праздник - Новый год. Мы полюбили Зиму. 

   - Что скажете вы о Весне - моей второй дочери? - спросил царь. 

   - Когда пришла Весна, растаял снег, стало грязно, разлились реки и нас затопило. Но зато снова стало тепло, вернулись домой птички, распустились цветочки и листики на деревьях. Твоя дочь Весна прекрасна, - ответили люди. 

   - Понравилась ли вам моя дочь по имени Лето? - спросил царь. 

   - Да, великий царь. Мы и ее полюбили. Нас кусали мошки и мы боялись гроз, но нет ничего приятнее купания в реке, ничего вкуснее сочных ягод и красивых летних цветов и бабочек. 

   - И, наконец, Осень. Что вы о ней скажете? 

   - Осенью опять стало холодать, пошли дожди и стало грязно, улетели певчие птички. Но зато лес оделся в красные, желтые и оранжевые одежды. Это так красиво. У нас было много овощей, фруктов, грибов и орехов.      Осень хоть и грустна, но мы ее тоже полюбили. 

   Задумался царь. И впрямь, как же быть? Людям все дочери понравились, а вместе править они не могут. Но царь был очень мудрый и справедливый. 

   Он нашел выход и объявил людям свое решение: "Отныне, пусть каждая из моих дочерей приходит на Землю в свой черед на одинаковое время". 

   Так и повелось с тех пор: гостят у нас по очереди зима, весна, лето и осень.

  Задания к сказке 

   1. Кто из сестер вам больше нравится? Почему? 

   2. Есть ли кто-нибудь в сказке, кто вам не нравится? Почему? 

   3. Какие самые хорошие подарки дарит нам Зима (Весна, Лето, Осень)? 

   4. Как вы думаете, почему людям было плохо без дочерей Года?

  Психолог: 

   - Вот мы с вами и узнали все о временах года. А теперь давайте закроем глазки и пофантазируем. 

Психолог проводит релаксационное упражнение «Волшебный сон», под музыкальное сопровождение. 

Реснички опускаются... 

Глазки закрываются... 

Мы спокойно отдыхаем (2 раза) 

Сном волшебным засыпаем. 

Дышится легко, ровно, глубоко. 

Наши руки отдыхают... 

Ноги тоже отдыхают 

Отдыхают, засыпают (2 раза) 

Шея не напряжена 

И расслаблена.... 

Губы чуть приоткрываются, 

Всё чудесно расслабляется (2 раза) 

Дышится легко... Ровно... Глубоко. 

   Длительная пауза. Давайте представим себе какие красивые сестрички – времена года. 

Мы спокойно отдыхали, 

Сном волшебным засыпали. 

Хорошо нам отдыхать! 

Но пора уже вставать! 

Крепче кулачки сжимаем, 

Их повыше поднимаем. 

Подтянуться! Улыбнуться! 

Всем открыть глаза и встать.

  Психолог: 

   - Молодцы! А сейчас давайте нарисуем, кому какое время года больше нравиться, но не просто так, а рисовать мы будем ладонями.   Дети рисуют под музыкальное сопровождение – П.И.Чайковский «Времена года». 

   По желанию дети демонстрируют свои работы и комментируют их. Рисунки детей вывешиваются на «Творческую выставку»

  Рефлексия: 

   Что нового вы узнали сегодня на занятии? 

   Что вам понравилось больше всего? 

   До свидания ребята!