НОД  старшая логопедическая группа «Звездочки»

Учитель-логопед Боргоякова Елена Александровна

Тема: «Зимнее путешествие в страну «Знаний».

«Речевое развитие», «Познавательное развитие (фцкм)»

Цель: Обобщение и уточнение знаний детей о зиме и зимних забавах.

Коррекционно-образовательные задачи:

- активизировать и расширять словарь по теме «Зима», «Зимние забавы»

- развивать языковое чутьё путём образования родственных слов

- развивать связную речь, упражнять в составлении предложений 

-обогащать словарь по теме.

Коррекционно-развивающие задачи:

- развивать зрительное и слуховое внимание, память, зрительное восприятие, логическое мышление.

- развивать общую и тонкую  моторику, координацию речи с движением

- развивать личностные качества: любознательность, активность, умение применять полученные знания в самостоятельной деятельности

- развитие диалогической речи

- доставить детям радость от заданий развивающей направленности.

Коррекционно-воспитательные задачи:

- воспитывать устойчивый интерес к занятию, взаимопонимание, доброжелательность, самостоятельность, инициативность.  

Ход НОД

1.Организационный момент.

 - С добрым утром! Начат день!

Первым делом гоним лень!

На занятии не зевать,

Красиво, чётко отвечать!

2. Введение в тему.

- Ребята, сегодня по дороге в детский сад я повстречала грустного и печального Снеговика. Этот Снеговичок из сказочной страны «Знаний». Напала на их страну злая волшебница, заколдовала всех жителей и украла все знания о зиме. И поселилась в сердцах жителей злоба и печаль. Снять колдовство  можно, если выполнить семь ее заданий. За каждое выполненное задание мы будем получать по одной снежинке-букве. У нас должно получиться волшебное слово, которое разрушит колдовство и вернёт жителям радость и их знания о зиме.

-Ребята вы готовы помочь Снеговичку и жителям  волшебной страны «Знаний»?- Ответы детей.

 Первое задание. «Доскажи словечко».

1 .Солнце не греет,

Трава не зеленеет,

Замели сейчас метели,

Птицы давно уж улетели,

В лесу тишина,

Значит на дворе (зима) .

2. Синий- синий,

По кустам развешан. .(иней) .

3. Не пускай гулять ты друга

Завывает громко (вьюга) .

4. Девочка, как снежинка бела,

Она очень боится костра,

Солнышку рада вся детвора,

Ему не рада только она,

Что за снежная девчурка?

Это милая (Снегурка) .

5. Зла коварна и хитра

Это бабушка (Яга) .

-Ребята мы справились с первым заданием и получаем снежинку с буквой (о).

Второе задание. «Чего не стало»?

Логопед показывает детям картинки с изображением предметов связанных с зимой и зимними забавами (санки, ёлка, снеговик, снежинка, лыжи, снегирь, лиса,коньки) дети называют их. Логопед вывешивает их на доску и предлагает детям запомнить все картинки. Затем снимает одну из них. Дети должны сказать, какой картинки не стало.

- Молодцы ребята.                       Дети получают букву-снежинку (т) .

Третье задание. «Подбери родственные слова к слову (снег) ».

«Тихо, тихо, как во сне,

Падает на землю. (Снег.)

С неба всё скользят пушинки —

Серебристые (Снежинки)

На дорожки, на лужок

Всё снижается (Снежок.)

Вот веселье для ребят —

Всё сильнее (Снегопад.)

Все бегут вперегонки,

Все хотят играть в (Снежки.)

Словно в белый пуховик

Нарядился (Снеговик.)

Рядом снежная фигурка —

Эта девочка — (Снегурка.)

На снегу-то, посмотри —

С красной грудкой (Снегири.)

Словно в сказке, как во сне,

Землю всю украсил (Снег.) »

- И с этим заданием вы справились.  

                                                          Дети получают букву-снежинку (о) .                                                                          

Четвёртое задание. «Закончи предложение»

- Ребята, слушайте внимательно, отвечайте, поясняя причину события.

Утром кругом было всё белым-бело, потому что…..(выпал снег)

Дети приготовили санки для того, чтобы …..(кататься с горки)

Люди зимой ходят в теплой одежде, потому что …..(на улице холодно)

Лисе трудно увидеть зайца, потому что…..(зимой он белый)

Дети любят зиму, потому что…….

 -Молодцы, ребята. Вы справились с этим заданием.

                                                              Дети получают букву-снежинку (а) .

 

Физкультминутка.  «Мы во двор пошли гулять»

Раз, два,три, четыре,пять,     загибают пальчики по одному, начиная с больших, одновременно на                                                                                                  обеих руках

Мы во двор пошли гулять.        шагают на месте

Бабу снежную лепили,               «лепят» комочек двумя руками

Птичек крошками кормили,      «крошат хлебушек» всеми пальцами

С горки мы потом катались,      ведут указательным пальцем по ладони левой руки

А еще в снегу валялись.             показывают ладошки то одной, то другой стороной

Все в снегу домой пришли,       отряхивают ладошки

Съели суп и спать легли.           движения воображаемой ложкой, руки под щечку.

Пятое задание. «Зимние забавы » (дети смотрят на сюжетную картинку «Зимние забавы».)

- Как на горке, на горе.

На широком на дворе,

Кто на санках, кто на лыжах,

Кто повыше, кто пониже,

Кто потише, кто с разбегу,

Кто по льду, а кто по снегу.

С горки – ух, на горку – ух!

Бух! Захватывает Дух!

- О чём это стихотворение? (Это стихотворение о зиме, зимних забавах, которые очень любят все детишки зимой)

- В какое время года можно кататься с горы?   (С горы можно кататься зимой ) .

- А на чем можно кататься с горы, ребята?   (С горы катаются на санках)

- Во что вы любите играть зимой? ( Я люблю играть в снежки. Я люблю кататься на коньках. Я люблю лепить снеговика.  Я люблю кататься с горы на санках) .

                  Дети получают за выполненное задание букву-снежинку (р) .

Шестое задание. «Четвертый лишний» (дети определяют на слух какое из слов лишнее).

Зима, снегопад, воробей, сугроб.

                                                   Дети получают букву-снежинку (б) .

Седьмое задание. «Повторяй! Да смотри, не зевай! »

-Ребята, назовите зимние месяцы.

                                  Дети открывают последнюю букву-снежинку (д) .

Итог: Логопед с  детьми из полученных букв составляют волшебное слово (доброта) .

- Ребята я помогу вам составить это волшебное слово. Вы догадываетесь какое? (предположения детей).

-Ребята - это слово «ДОБРОТА». Ведь не зря же говорят, что доброта спасает мир, а как вы думаете мы разрушили чары злой волшебницы? - Ответы детей.

 

- Сейчас мы свами соберем снежинки на которых написано это волшебное слово, положим их в конверт и отдадим Снеговичку. Пусть он возвращается в свою волшебную страну и расколдует всех жителей.