Мой педагогический опыт

       Одним из приоритетных направлений по музыкальному воспитанию детей, считаю  развитие двигательных  и музыкально ритмических способностей. Много лет   использую в практике "метод художественного движения" по   А.Алексеевой,  программу "Со-фи-дан-се" Фирилевой, Сайкиной,  разработала и внедрила  свою авторскую программу   Игроритмопластика.

  Разработанная мною программа Игроритмопластика   направлена на приобретение опыта пластической интерпретации музыки, овладение разнообразными двигательными навыками и умениями, навыками творческого осмысления музыки, ее эмоционально – телесного выражения.

          На современном этапе очень актуально стоит вопрос подхода к детям с позиции здоровьесберегающих технологий, и идея применение этюдов  «Психогимнастики» М.И. Чистяковой сразу нашла отклик в моей работе. Эти несложные развивающие эмоции игры помогали мне устанавливать с детьми контакт. Столкнувшись с  проблемой неумения детей открыто выражать свои эмоции, зажатостью я поставила для себя еще одну цель: раскрепостить детей, стимулировать их к самовыражению, взяв за основу главные эмоции человека: интерес, радость, удивление, горе, страх. Я считаю, что эмоциональная открытость ведет к более полному проявлению креативности.

        В своей педагогической практике использую собственные методические разработки по логоритмике, позволяющие эффективно решать задачи коррекции двигательной сферы,  развития чувства  темпа, ритма, метрической пульсации и  умения выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки. Это логоритмическая гимнастика, направленная на ощущение ритмической пульсации в движении под музыку с речевым сопровождением, ритмо-речевые танцы и упражнения, развивающие чувство ритма, эмоционально выразительную речь и ритмические подговорки, помогающие раскрыть технику танцевального движения. Ритмодикломации, омузыкаливание стихов и ритмизированная речь- направленные на ритмизацию текста во время движенияи и тем самым способствующие формированию чувства ритма у детей.Разработала и внедрила серию игр и упражнений для развития двигательной сферы,      направленных на формирование навыков здорового образа жизни.   

        Развитие двигательных способностей дошкольников осуществляю параллельно с формированием группы сенсорных способностей. Это  звуковысотный, ритмический, динамический, тембральный слух, чувство метрической пульсации, где развитию каждого уделяю особое внимание.

       Модуль  «Игроритмика», один из составляющих компонентов программы, является основой для развития чувства ритма и двигательных способностей занимающихся, позволяющих свободно, красиво и координационно правильно выполнять движения под музыку, соответственно ее структурным особенностям, характеру, метру, ритму, темпу и другим средствам музыкальной выразительности. В этот раздел ввожу специальные упражнения для согласования движений с музыкой, музыкальные задания и игры основанные на программе «Этот удивительный ритм» И. Каплуновой, И. Новоскольцевой.

     С помощью игровых приемов, укрупняя движения, связывая их с узнаваемыми образами животных или сказочных героев,  развиваю способность  ребенка попадать в метрическую сетку, чувствовать метрическую пульсацию и телесно ее воплощать. Считаю,  что для выработки способности к телесному воплощению метра значимым является выбор точного характера шагов, подскоков или прыжков, включение в пластическую композицию звучащих жестов – хлопков или щелчков в такт музыке.

       Большое внимание уделяю выработки мягкости, пластичности движений у детей, способности выражения в жесте протяженности и объемности музыкального звучания. Здесь также задействую игровые приемы. Показываю детям что звуки  и музыкальные фразы можно «передавать» друг другу, «отправлять» их по воздуху своим партнерам, как воображаемые воздушные шары, «гладить» звуки руками, совершать плавные, широкие, раскачивающиеся движения и т.д.

       Обогащая детей звуковыми образами, музыкальными впечатлениями развиваю тембровый слух используя инструментальное, оркестровое, симфоническое, эстрадное звучание, отличающееся своими характеристиками. Вначале предлагаю контрастные звучания, затем все более близкие, требующие более тонкой дифференцировки инструменты одной и той же группы. Программа «Музыкальные шедевры» О.П. Радыновой стала для меня большим подспорьем в работе над «тонким» музыкальным слухом детей через разнообразие тематики – «Чувства и настроение в музыке», «Природа и музыка», «Сказка в музыке», «Танец в музыке русских и зарубежных композиторов». Включение в работу этой программы способствовало развитию музыкально-образного мышления у детей, когда они самостоятельно находили свою неповторимую «нотку» в окружающих их звуках и творили собственную музыку тела.