Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение

Дополнительного Образования Детей

Дом Детского Творчества "Град чудес"

Кронштадтского района Санкт- Петербург

 

Конспект

занятия по сценической речи

«Речевой тренинг. От движения к слову»


подготовила

педагог дополнительного образования

Безбородова Ольга Борисовна

 

 

Название занятия: «Речевой тренинг. От движения к слову.».

 

Цель: ознакомить детей с основными, первоначальными элементами актерского мастерства

Задачи:

 

Образовательные:

- освоение начальных теоретических знаний, практических умений и навыков в области сценической речи

- формирование представления о различных приемах и возможностях выразительности театрального искусства

 

Развивающие:

-воспитать свое слуховое внимание

- сформировать навык слышать и контролировать свою речь, воспринимать свою речь.

- воздействие на ум, волю, чувства учащегося с целью его введения в богатый мир родной речи во всех ее видах - чтении, говорении, аудировании, письма

-развитие связной устной речи учащихся, т.к. она является залогом успешной деятельности учащихся

- развитие внутренней свободы личности ребенка (освобождение от лишнего напряжения, мешающего творческой работе – «творческих зажимов») и внешней координации движений и чувств;

- развитие чувства пространства и композиции;

- развитие творческих способностей ребенка;

 

Воспитательные:

- способствование формированию нравственных качеств личности ребенка: толерантности, ответственности, активной жизненной позиции, приобщая детей к духовно-нравственным и культурным ценностям;

- воспитание общей коммуникативной культуры ребенка, тактичности, доброжелательности, открытости;

- совершенствование творческой индивидуальности и воспитание чувства причастности к общему делу, ответственности за свои действия, уважения к творчеству каждого занимающегося в группе.

 

Приемы

Беседа, тренинг на основе наработанных умений, вплетение в тренинг нового материала, практическая работа, обсуждение, подведение итогов.

 

Формы организации деятельности учащихся на занятии:

индивидуальные, коллективные.

 

Тип занятия:

Комбинированный.

 

Оборудование и материалы:

Музыкальный центр, салфетки, плакаты алфавита, фонограммы, колокольчик.

 

План-конспект занятия

 

Введение в тему:

 

Сценическая речь — одно из основных профессиональных средств выразительности актёра, и входит в основной курс обучения актёрскому мастерству. Комплекс обучения предусматривает переход от бытовой, упрощённой речи, свойственной большинству учащихся, к выразительному яркому сценическому звучанию голоса актёра. В первую очередь в предмет «Сценическая речь» входит постановка голоса, дикции, освоение норм орфоэпии и логико-интонационных закономерностей устной речи. Обучение сценической речи также неразрывно связано с формированием пластической свободы, развитием эластичности и подвижности дыхательной и голосовой аппаратуры, совершенствованием речевого слуха и т. п. Главной целью занятий сценической речью является овладение учащимся мастерством слова в процессе исполнения роли. Работа над речью будущего актёра требует индивидуального подхода и часто ведётся отдельно с каждым учеником. Отработка верных речевых навыков проходит на базе литературно-художественного материала.

Занятия по «Сценической речи» направлены на выполнение важной задачи в системе обучения школьников – научить действовать словом в предлагаемых обстоятельствах.

В основе методики работы над техникой звучащего слова лежит метод комплексной тренировки, который состоит из нескольких этапов ( голосо- речевой тренинг).

Итак начинаем мы всегда с разминки на освобождение мышц и суставов.

10. Темпо-ритм речи.

11. Мелодика и логика речи.

12. Эмоциональный тембр.

 

Рече - голосовая гимнастика.

 

Разминка на освобождение мышц и разогрев суставов:

Упражнения для шеи и головы:

·         медленное вращение головой - круги;

·         метроном;

·         массаж шеи и головы

Упражнения для плеч и рук:

·         разогрев ладоней;

·         массаж ушных раковин;

·         круговые движения плечами;

·         массаж лица.

Разогрев суставов:

·         - круговые движения щиколотками, коленями, бедрами;

 

Вибрационный массаж на головной и грудной резонаторы;

Артикуляционная гимнастика для языка, губ, щек.

 

Упражнения:

·         улыбка-хоботок;

·         часы;

·         уколы языком,

·         золотая рыбка.

·         Варенье

·         Переворачивание языка

 

- Следующим этапом будет тренинг, опирающийся на наработанные умения в скороговорении. Важной деталью является то, что цель не БЫСТРО проговорить текст скороговорки, а КАЧЕСТВЕННО БЫСТРО его произнести!

 

Дикционный тренинг.

 

Материал на скороговорках:

 

Сшит колпак, да не по- колпаковски, вылит колокол, да не по-колоколовски, надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать, надо колокол переколоковать, перевыколоковать.

В шалаше шуршит шелками желтый дервиш из Алжира и жонглируя ножами штуку кушает инжира.

Скороговорун скороговорил выскороговаривал, что все скороговорки перескороговорит, перевыскороговорит, но заскороговорившись выскороговаривал, что все скороговорки не перескороговорить, не перевыскороговорить.

·         в разных регистрах,

·         с сомкнутыми челюстями,

·         с языком под верхними альвеолами,

·         - с прыжками на одном дыхании.

 

- Двигаемся далее! Обязательным пунктом на занятиях сценической речью стоит дыхательная гимнастика. Сегодня я предлагаю вспомнить упражнения по системе Стрельниковой.

 

Дыхательные упражнения Г.Стрельниковой

 

·         «восьмерки»,

·         «сирень»,

·         «насос»

·         «стол»

 

 

 

- Молодцы! А теперь перейдем к самой любимой части занятия. Подключаем фантазию, воображение и т.д., ведь занятия сценической речью должны быть не только «сухой тренировкой» , а синтезом упражнений для широкого спектра развития творческой личности.

 

 

Развитие слухового внимания и памяти, внимания и воображения.

 

Прослушивание композиции П.И. Чайковского «Танец феи дражже»

 

·         прослушав песню, каждый из обучающихся, должен выразить одним словом эмоциональное ощущение от этого произведения (упражнение «снежный ком» на ассоциативный ряд),

·         после обсуждения сделать вывод - одинаково ли всеми воспринимаются произведения искусства. (напрашивается вывод о субъективности восприятия произведений искусства.)

 

Упражнение на внимание «Построение»

·         по первой букве своего имени ,

·         по росту,

·         по цвету волос.

 

Упражнения на импровизацию « Смешные походки»

·         одна походка,

·         две разнохарактерные походки «через точку»,

·         походки со звуками

 

 

 

Заключительная часть

 

- Прекрасно! Я надеюсь, все сегодня получили радость от нашего творческого трудового процесса ,ведь именно только так можно сформировать коллектив единомышленников, в идеале коллектив индивидуальностей, где будет царить творческая атмосфера, атмосфера взаимопонимания, взаимопомощи, взаимной ответственности за результаты коллективного труда.

 

 

Анализ работы. Подведение итогов занятия.

 

Обсуждение вместе с детьми интересных моментов, открытий, творческих впечатлений от упражнений .

 

 

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

 

1.     Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике.– Москва: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 1996

2.     Библер В.С. Мышление как творчество.– Москва: Политиздат, 1975

3.     Белюшкина И.Б, Витковская Ю.Н., Никитина А.Б. Театр, где играют дети. - Москва: Владос, 2001

4.     Бруссер А.М. Основы дикции. – Москва: Реглант, 2005

5.     Вахромеев В.А. Элементарная теория музыки. – Москва: Музгиз, 1962

6.     Выготский Л. С. Воображение и творческие способности в детском возрасте. - Москва: Просвещение, 1967

7.     Ганелин Е.Р. Школьный театр.- Санкт-Петербург: СПбГАТИ, 2002

8.     Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг - С-Пб: Планета музыки, 2007г.

9.     Ершов П.М. Технология актерского искусства. – Москва: Горбунок, 1992

10.                        Жабровец М.В. Тренинг воображения. – Тюмень: ТГИИК, 2002

11.                        Запорожец Т. И. Логика сценической речи, - Москва: Просвещение, 1974

12.                        Клубков С.В. Уроки мастерства актера. Психофизический тренинг сб. Театр практические занятия. – Москва: ВЦХТ, 2001

13.                        Кнебель М.О. Слово в творчестве актёра. – Москва: ВТО, 1970