Формирование духовно-нравственных ценностей

на занятиях декоративно прикладным творчеством

в клубе «Мастера»

 

Детство – каждодневное открытие мира, поэтому

надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего,

познанием человека и Отечества, их красоты и величия.

 В.А. Сухомлинский

 

     Система дополнительного образования ориентирована на свободный выбор и освоение детьми дополнительных образовательных программ, предоставляет значительные возможности для современного решения задач духовно-нравственного воспитания. 

     Цель дополнительного образования – развитие мотивации детей к познанию и творчеству, содействие личностному и профессиональному самоопределению обучающихся, их адаптации к жизни в динамичном обществе, приобщение к здоровому образу жизни.             

В сфере личностного развития духовно–нравственное воспитание осуществляется по следующим направлениям:

1. Воспитание патриотизма и гражданственности.

2. Воспитание морального сознания и нравственных убеждений.

3. Воспитание трудолюбия.

4. Формирование экологической культуры.

5. Формирование семейных ценностей.

6. Эстетическое воспитание.

      В Центре детского творчества «Кристалл» реализую общеобразовательную общеразвивающую программу художественной направленности «От подмастерья  - к мастеру». Из опыта своей работы могу сделать следующие выводы:

     Большие возможности в развитии нравственных представлений детей и их духовного мира оказывает декоративно-прикладное искусство, имеющее яркое эмоциональное воздействие и формирующее у детей образное мышление. В творчестве ребенок всегда четко выражает то, что ему нравится, а что нет.

     Занятия декоративно-прикладным искусством не только формируют эстетический вкус у ребят, знакомя их с произведениями народного искусства, но и дают им необходимые творческие знания, развивают трудовые умения и навыки, т.е. осуществляют психологическую и практическую подготовку к труду, к выбору профессии. Ребенок с творческими способностями — активный, пытливый.

     Если  у детей  младшего школьного возраста художественно-творческая деятельность  протекает на эмоционально-чувственном уровне,  в старшем возрасте  она строится больше на познавательно-аналитическом уровне. Включение обучающихся  в различные виды художественной деятельности, подготовка к осознанному выбору профессии – одно из главных условий полноценного эстетического воспитания.

     Произведения народного декоративного искусства все больше входят в семейный быт как художественные произведения, отвечающие нашим эстетическим идеалам, сохраняющие историческую связь времен. Народное искусство соединяет прошлое с настоящим, сберегая национальные художественные традиции – это красной нитью проходит через все занятия декоративно-прикладным творчеством.

     Для успешного нравственного и эстетического воспитания  на занятиях по ДПИ используется процесс коллективной деятельности, где присутствует взаимопомощь и взаимовыручка. Выполняя коллективную работу,  каждый из детей изготавливает свою часть  задания  и, если возникают затруднения, ему на помощь присоединяются товарищи по работе. Коллективная работа помогает развивать чувство коллективизма, стремление прийти на помощь. Такое воспитание детей, через занятия по ДПИ, заставляет ребенка соответствовать нравственным и духовным нормам поведения, принятым в обществе. Нравственное воспитание и эстетическое воспитание обучающихся  в коллективе наиболее эффективно тогда, когда каждый ребенок занимает место, наиболее адекватное его возможностям, становясь при этом личностью незаменимой.

     Приобретение творческого опыта, обеспечение эмоционального благополучия ребенка, профилактика асоциального поведения, целостность процесса психического и физического здоровья детей – такие задачи решаются на занятиях клуба «Мастера». Кроме того, формируются личностные качества ребенка: коммуникабельность, аккуратность, трудолюбие, усидчивость, успешность, воля.

     Ощутить радость труда и чувство гордости позволяет детям участие в разнообразных конкурсах. Роль конкурсов в воспитательном процессе значительна, так как, участвуя в них, ребенок получает возможность продемонстрировать свою работу и творческие достижения перед зрителями, получить оценку своих трудов. Но при выполнении работ на конкурсы перед педагогом встает еще одна важная задача - научить детей правильно относиться к результатам, не завидовать друг другу, не тщеславиться перед другими, а радоваться за ближнего и помогать ему. А так же учить детей понимать ответственность за выставляемые работы, за их нравственное и эстетическое содержание, которое должно оказывать положительное влияние на зрителя.

     Кроме участия в конкурсах и выставках у кружковцев есть возможность участвовать в благотворительных и социальных акциях («Я – Дед Мороз», «Дети Солнца», «Подари улыбку»). У учащихся формируется понимание, что своим трудом они могут доставить радость ближнему человеку не за материальное вознаграждение, а за награду, заключающуюся в улыбке и благодарности человека, находящегося в более печальных жизненных условиях.

     Патриотическое воспитание – отражение отношения к Родине, своему народу. 

Воспитание патриотизма и гражданственности на занятиях по ДПИ происходит через:

·         участие в тематических городских, краевых, всероссийских  выставках, викторинах и конкурсах («Этих дней не смолкнет слава», «Письмо солдату», «Сила России – в единстве народов», Мое Отечество» и др.) таким образом, обучающиеся объединения «Мастера» проявляют уважение  и память к людям, благодаря которым наша Родина выстояла в страшной войне;

·         творческие задания, в которых дети готовят цветы, подарки и открытки для ветеранов ВОВ, ко Дню матери, ко Дню пожилого человека и т.д., ведь поделки, сделанные руками детей, вносят в нашу жизнь праздничность и красоту;

·         семейные конкурсы и мастер-классы, открытые занятия («Семейный Новый год», «Февромарт», «Моя семья» и др.), что формирует у воспитанников представления о большой и крепкой семье;

·         тематические занятия, посвященные государственной символике, которые    направлены на популяризацию государственных символов Российской Федерации, края и города – Флага, Герба, Гимна РФ;

·         изображения животного и растительного мира с помощью бумаги, ткани, природных и других материалов раскрывают перед детьми красоту родного края, окружающего мира, который они должны научиться любить, заботиться и защищать;

·         изготовление и оформление выставок детских работ, стендов и уголков по безопасности жизнедеятельности, ПДД, ЗОЖ, так как важно научить детей правилам жизни во взрослом мире, мире спешащих людей и машин, воспитывать ответственность в детях за свою жизнь.

 

     Подведу итог  словами В. А. Сухомлинского - «Каждый человек уже в годы детства и, особенно в отрочестве и ранней юности, должен постичь счастье полноты своей духовной жизни, радость труда и творчества».