Деловая игра

  «Мастерская по изготовлению игрушек связанных спицами»

 

Цель: развивать способность эффективно взаимодействовать друг с другом.

Задачи

Образовательные:

- обобщить  и закрепить  знания  о материаловедении, о свойствах пряжи, о спицах.

Развивающие:

- расширить знания о  истории игрушек., о профессии дизайнера.

Воспитательные:

- воспитывать культуру общения, коммуникабельность, работу в группах.

Наглядные  пособия: иллюстрации из журналов и книг о пряже, о спицах, об игрушках, cтенд « Виды пряжи и  спиц».                         

 Ход   игры 

I. Организационный  момент.

- Добрый день, ребята! Я  приветствую вас на деловой игре  «Мастерская по изготовлению игрушек связанных спицами», улыбнитесь друг другу и начнем нашу игру.   

II. Теоретическая  часть.

- Представьте себе, что мы открываем мастерскую по изготовлению игрушек связанных на спицах. Прежде чем открыть мастерскую послушайте историю игрушек.

История  игрушек.

- Игрушки появились рядом с человеком очень давно. В древности их делали из того материала, который был под рукой, - из кожи, дерева, ткани и глины.

- Самые древние игрушки России  найдены на территории древних  городов – Киева, Новгорода, Москвы, Коломны. Персонажами игрушек были кони, птицы, медведи, фигурки всадников... В забавных игрушках не копировались черты реальных героев, а подчеркивались наиболее яркие особенности.   Шло время. Совершенствовались приемы изготовления игрушек из различных материалов и развивались местные традиции. Часто народное творчество обращалось к таким материалам, как солома, лен, пряжа. Иногда игрушки  вязались крючком и спицами. Игрушки из дерева, глины, кости, камня постепенно утратили свое значение – с ними не играют дети.

- Искусство вязаной игрушки берет свои корни из давних времен — вязание декоративных предметов  спицами было популярно еще в Древнем Египте. Несмотря на то, что история этих игрушек весьма древняя, они всегда актуальны и современны — ведь каждая из связанных вручную игрушек неповторима и имеет свой характер, способна создать определенное настроение.

Зверята, выполненные своими руками, сегодня необычайно популярны. Не секрет, что даже взрослые любят игрушки. Они позволяют пусть и на короткое время вернуться в мир, где нет тревог и забот, где все просто и интересно, в мир своего детства. Вязаные игрушки несут в себе самое теплое и  светлое — они являются олицетворением чего-то очень домашнего и ласкового. Их невероятно приятно держать в руках: эти игрушки очень мягкие и созданы только с одной целью — дарить минуты радости и хорошего настроения.

III. Подготовка к игре.

- Для игры нам необходимо создать несколько творческих групп, которые решат следующие вопросы:

1 группа рассмотрит вопросы материаловедения и свойства пряжи.

2 группа разрабатывает рекомендации по подбору спиц.

3 группа  разрабатывает критерии, которые нужно учитывать при вязании игрушки.

 И побывает в роли дизайнера.

IV.  Теоретическая часть игры.

Материаловедение (вариант ответа детей 1 группы)

- В качестве сырья для изготовления пряжи для ручного вязания используются натуральные материалы и искусственные, а также синтетические. К натуральным относятся шерсть, хлопок, лен, шелк и др., т.е. сырье растительного и животного происхождения. Искусственные волокна: вискозное, медно-аммиачное, ацетатное и белковое – это натуральное сырье химически обработанное; синтетическое: полиамидное, полиэфирное и полихлорвиниловое – результат химической промышленности.

- Для ручного вязания используются различные виды текстильных нитей, прежде всего, пряжа. Пряжу получают из текстильных волокон путем скручивания (прядения). Свойства пряжи определяются свойствами входящих в ее состав волокон.

По происхождению текстильные волокна делятся на две большие группы: натуральные и химические. Натуральные волокна - это волокна природного происхождения, наиболее известные и широко применяемые шерсть, хлопок, лен, шелк. Безусловным преимуществом натуральных волокон являются их высокие гигиенические свойства. Химические волокна производят в заводских условиях, их подразделяют на искусственные и синтетические. Сырьем для искусственных волокон служат природные высокомолекулярные соединения, например целлюлоза, полученная из древесины или хлопка. Такие широко известные волокна, как вискозные и ацетатные относятся к искусственным. Синтетические волокна вырабатывают из синтетических полимеров. Исходным сырьем для них служат продукты переработки нефти и угля. Кроме того, многие химические волокна обладают рядом ценных свойств: высокой эластичностью, устойчивостью к светопогоде, малой сминаемостью, их не поражают микроорганизмы и насекомые. Добавление химических волокон в натуральные зачастую улучшает свойства тех и других в готовой пряже - важно соблюсти оптимальные пропорции.

Определить вид пряжи можно путем сжигания нити. Хлопчато – бумажная нитка горит без пламени быстро, с запахом жженой бумаги, оставляя после сжигания серый пепел. Шерстяная нитка горит медленно, спекается в обуглившийся комочек, издает запах жженого рога. Синтетическая нитка не горит, а плавиться, образуя жесткий спек.

 К основным свойствам пряжи относятся: толщина, длина, крутка, ровность, упругость, прочность.

Упругость и прочность нитки – свойства, неотделимые друг от друга. Если нитка пружинит в      руках при растяжении, значит она прочна, изделия из неё будут хорошо носиться и сохранять форму. Менее прочную нитку лучше соединить с другой, более прочной.

Из сильно скрученных ниток изделие получится жёстким, неэластичным, оно будет плохо сохранять тепло. Но если нужно связать изделие, которое должно сохранить форму (сумка, тапочки и др.), то для вязания таких изделий нужно брать именно эти нитки.

В зависимости от вида изделия подбирают и толщину пряжи.

 

Подбор спиц (вариант ответов для второй группы)

          - Спицы – это основной инструмент.

 От правильного подбора спиц зависит качество связанной вещи.  Сейчас в продаже есть            большой выбор спиц разных типов и выполненных из разных материалов. При выборе спиц   нужно учитывать, что они должны быть для Вас удобны в работе, гладкие и кончики должны быть не слишком острыми, но и не тупыми.

 Спицы бывают металлические (стальные, никелированные или хромированные, алюминиевые или латунные, карбоновые или тефлоновые), пластмассовые, костяные и деревянные. В работе удобнее легкие и хорошо отполированные спицы: металлические из легких сплавов, деревянные и пластмассовые.

 Алюминиевые спицы легкие, но часто пачкают вязание, кроме того они гнутся, а стальные спицы несколько тяжеловаты. Для толстой пушистой пряжи хорошо подойдут деревянные или пластмассовые спицы. Из деревянных спиц хорошо зарекомендовали себя бамбуковые, так как они очень легкие.

Все спицы по виду и назначению можно разделить на несколько групп.

 Прямые спицы имеют один рабочий конец и колечко или шарик на другом конце. Обычными спицами вяжут детали, имеющие с двух сторон закрытые кромки. Они служат для вязания плоских деталей, которые затем будут сшиты в цельное изделие. Вязание осуществляется в прямом и обратном направлении.

  Круговые спицы имеют два рабочих конца, соединенных гибким тросом или леской. Эти спицы универсальные.  На них можно вязать все: детали одежды, платки, шапки, чулки, юбки, свитера. Они удобны для вязания по кругу, чтобы изделие получилось без швов. Также они удобны при вязании изделий, когда на спицах находится очень большое количество петель, например, при вязании шалей. В этом случае вязание осуществляется в прямом и обратном направлении. Также для вязания таких изделий применяют гибкие спицы – это спицы с одним рабочим концом и ограничителем на конце гибкого троса

Чулочные спицы – это набор из 5-ти спиц, имеющих по два рабочих конца. Петли при вязании чулочными спицами распределяются на четыре спицы и провязываются 5-ой спицей. Используются  для вязания по кругу маленьких изделий: варежек, перчаток, носков, шапочек.

 Кроме этих видов  есть еще  вспомогательные спицы. Они бывают прямыми и фигурными. На прямой вспомогательной спице соответствующего номера можно оставить открытые петли, например, для входа в карман. Фигурные спицы - это короткие спицы с изгибом, их используют для выполнения перекрещивания петель для узоров из кос или снимают петли, которые сейчас не участвуют в процессе вязания.

Все спицы имеют определенный диаметр и длину.

         Чаще всего встречается длина спиц:

прямые спицы – 25 см  и  36 см

чулочные спицы – 18 см  и  25 см

круговые спицы – 40, 60, 80, 90, 120 см длиной

гибкие спицы – 45 см длиной

Все спицы имеют определенный номер, который соответствует её диаметру.

От толщины спиц зависит плотность вязания. Выбирают номер спиц соответственно толщине нити: спица должна быть почти в 2 раза толще нити. Определить это можно так: сложить нить вдвое и слегка скрутить – толщина скрученной нити равняется диаметру нужных спиц. При этом следует учитывать манеру исполнения работы: вязать чуть слабее или туже обычного. Если вы вяжете слабо, то спицы должны быть на полномера меньше, а если туго - то на столько же больше обычного. Неправильно подобранные спицы могут испортить полотно: если в работе окажутся спицы тоньше, чем нужно, то полотно получится жесткое, неэластичное. Работать такими спицами будет тяжело, каждую петлю придется вязать с усилием. Если же спицы толще, чем требуется, то полотно будет рыхлым, бесформенным.

Критерии при вязании игрушки. (Варианты ответа детей 3 группы)

          Выбирая игрушку нужно учитывать  следующие критерии:

- Цвет. Любая игрушка обязательно должна быть жизнерадостной, и цвет играет огромную роль в создании яркого художественного образа. Как бы хорошо ни была сделана  игрушка, но если у нее мрачный, отталкивающий вид, то вряд ли она будет пользоваться популярностью.

- Форма. Она в каждом отдельном случае может быть разной, все зависит от идеи и фантазии того человека, кто делает игрушку. Если игрушки из бумаги то они могут легко потерять форму.  Игрушки из меха и трикотажа более долговечны. Более того, их даже можно стирать и после долгого пользования они опять приобретут свежий вид.

- Эстетический вид изделия. Все предметы, окружающие ребенка, должны быть красивыми, нести свет, добро, любовь. Кроме любящих родителей с ним должны быть и художественно выполненные игрушки. Через них он познает мир, общается с ровесниками, учится ценить близких людей.

- Безопасность. Совершенно очевидно, что любая игрушка должна быть безопасной во всех отношениях. Говоря о безопасности, необходимо отметить, что игрушка должна быть выполненной из экологически чистого материала. Самодельные игрушки в основном вяжутся, изготавливаются из ткани, меха, бумаги, поэтому не представляют особой опасности.

- Цена. Считается, что все эти необходимые для ребенка изделия являются наиболее дешевыми произведениями искусства, они доступны всем. Массовую игрушку могут позволить себе купить многие родители. А вот авторские, игрушки, которые существуют в единственном экземпляре, стоят очень дорого. Если же что-то изготавливается в домашних условиях, то делается это из остатков пряжи, ниток, кожи и др., поэтому можно сказать, что ничего не стоит.

         - Современность. Любая игрушка должна соответствовать духу времени.

V.  Практическая часть игры.

А сейчас я предлагаю вам освоить профессию дизайнера, вам необходимо нарисовать эскиз будущей вязаной игрушки, которую вы решили связать.

VI.  Итог игры.

- На этом наша игра подошла к концу.

- Какие новые навыки вы приобрели?

- Какие эмоции вы получили?

- Что новое вы узнали?

- Если игра вам понравилась,  покажите нам зеленые клубочки (если не очень – желтые, нет – красные).

 

- Всем спасибо за игру!