Игровая  программа для  учащихся 5-х классов  «Веселая азбука».

(14 декабря - день Наума Грамотника, покровителя учащихся).

Цель: познакомить учащихся с празднованием дня Наума Грамотника, организовать соревнование между командами на лучшее знание заданий по русскому языку.

Подготовка к мероприятию:

·        Оформляется книжная выставка по русскому языку

·        Задания к конкурсам пишутся на  карточках.

·        На доске портрет  Пророка Наума и репродукции картины Кустодиева и Рачинского.

Понадобятся:

·        « черный ящик»- сундучок Грамотейки, куда складываются карточки с заданиями;

·        призы для победителей

Действующие лица:

·        Ведущие 1,2,

·        Грамотейка

·        Чтец

Ход   игровой программы:

Ведущий 1: По церковному календарю 14 декабря – день  памяти святого пророка Наума. Известно, что родился он в Галилее  в 7 веке до Рождества Христова. Несмотря на то, что другие подробности жизни пророка неизвестны, наш народ издревле  почитал его помощником во всякого рода умственных занятиях, отчего и прозвали его Грамотником. Поэтому 14 декабря в России отмечается день Наума Грамотника.

Ведущий2: В детских прописях и азбуковниках 17 века можно было прочитать такую молитву …

Чтец: Святой пророче Божий Науме, вразуми мя и накажи своею милостью добре руководствию навыкати.

Ведущий 1: Обучение на Руси начиналось осенью – в день Козьмы  и Демьяна( 14 ноября), а через месяц - ко дню Наума Грамотника - ученики уже могли показать свои успехи. Этот день отмечался как праздник грамоты, как праздник посвящения в ученики. Поднимали ребятишек рано, приговаривали…

Чтец: Просыпайтесь радехонько

Умывайтесь белехонько.

В Божию церковь собирайтесь,

За Азбуку принимайтесь!

Богу помолитесь-

До всего дойдете:

Святой Наум наставит на ум.

Ведущий 2:  Пословицы и поговорки, посвященные грамотности, показывают, как высоко ценили ее наши предки.

Чтец:

·        Кто грамоте горазд, тому не пропасть.

·        Голова без ума, что фонарь без  свечи.

·        Грамоте учиться всегда пригодится.

Ведущий 1: Отцы  семейства приглашали учителя ( мастера грамоты)- чаще всего дьячка - в свой дом. Он приносил  с собой  букварь и плетку. Вначале ученик получал три символических удара плеткой, а затем показывал родителям свои успехи. Но иногда грамота упорно не хотела входить в голову, тогда ее вбивали силой – и подтверждение этому тоже есть в пословицах.

Чтец:

·        Азбуку учат, на всю избу кричат.

·        Азбука наука, а ребятам мука.

Ведущий 2: Родителям советовали…

 Чтец: Учи сына, пока поперек лавки лежит, а как вдоль ляжет- то поздно учить.

Ведущий 1: А вот как процесс обучения детей описала Наталья Кончаловская в книге «Наша древняя столица. Картины из прошлого Москвы»...

Чтец: В старину учились дети-

Их учил церковный дьяк,-

Приходили на рассеете

И твердили буквы так:

А да Б - как Аз да Буки,

В - как Веди, Г-глагол

И учитель для науки

По субботам их порол.

Вот какой чудной вначале

Наша грамота была!

Вот каким пером писали-

Из гусиного крыла!

Этот нож не без причины

Назывался « перочинный»

Очиняли им перо,

Если не было остро.

Трудно грамота давалась

Нашим предкам в старину.

А девицам полагалось

Не учиться ничему.

Обучались лишь мальчишки.

Дьяк с указкою

Нараспев читал им книжки

На славянском языке.

Так из летописей старых

Знали дети москвичей

О литовцах, о татарах

И о родине своей.

Ведущий 2:  Учителя после его трудов угощали, дарили ему подарки. Иногда по древнему обычаю это был горшок, густо усыпанный монетами. У ребят были свои приметы: « Во время учения есть нельзя – заешь выученное».

Ведущий 2: Русский народ сложил много пословиц и поговорок о грамоте, чтении, уме и учении. Давайте их вспомним…

Чтец:

·        Сперва аз да буки, а там и науки.

·        Не пером пишут, а умом…

·        Кто хочет много знать, тому надо  мало спать.

·        Корень ученья горек, да плод его сладок.

·        От умного научишься, от глупого разучишься.

·        Красна птица перьем, а человек уменьем.

·        Ученый водит, неученый следом ходит.

·        Век живи - век учись.

Ведущий 2: А теперь проведем турнир знатоков русского языка. Турнир - это состязание двух команд. Та команда, что ответит на большее количество вопросов и выполнит все задания, выйдет в финал. А в финале из игроков этой команды жюри выберет лучшего игрока - самого умного, самого начитанного, самого – самого…

Ведущий 1: Названия нашим командам мы выбрали необычные, но  они имеют непосредственно  отношение к обучению грамоте. Это –

« Азбучники» и» Букварники».

Так в « Толковом словаре живого великорусского языка» В.И Даля  называют тех, кто только начинает учиться грамоте. Право начинать игру  будет у той команды, которая отгадает загадки.

Загадки

Какая водица только для грамотных годится? ( Чернила).

Хорошо видит, а слепой? ( Неграмотный).

( Команды отгадывают загадки).

Ведущий 2: Помогать нам в этом состязании будет гном Грамотейка. Он обещал подготовить для вас различные  ребусы, шарады, кроссворды и многое другое.

(Появляется гном Грамотейка. Он выносит «черный ящик» - сундучок Грамотейки, где лежат карточки с заданиями для конкурсов.)

Грамотейка:

В заветном сундучке у Грамотейки

Головоломки, ребусы, затейки …

Задачек и шарад каких там только нет!

Над ними потрудись, на все найди ответ.

«Перевертыши»

Грамотейка: Итак. Первый конкурс – разминка. Я буду называть сказочных героев, имена которых «перевернуты». То есть изменены. Ваша задача - угадать, о ком идет речь. Правильно назвать имена героев и сказки, из которых они пришли.

Задание

Для команды 1

·        Синяя бейсболка (Красная шапочка)

·        Квадратик (Колобок).

·        Мышка в босоножках (Кот в сапогах).

·        Петушок бесцветный (Курочка Ряба).

·        Солнечный принц (Снежная королева).

Для команды 2

·        Красные усы (Синяя борода).

·        Прекрасная лебедь (Гадкий утенок).

·        Пиноккио (Буратино).

·        Собачья конура (Кошкин дом).

·        Белый петух (Черная курица).

«Игра в прятки»

Грамотейка: Во многих словах буква» А» встречается несколько раз. Попробуйте по согласным буквам восстановить слова, добавив букву « А» столько раз, сколько потребуется.

(Слова без гласных написаны на карточках. Грамотейка достает их из сундучка и раздает командам.)

Задание

Для команды 1

·        Брбн (барабан)

·        Стрх (страх)

·        Игр (игра)

·        Рссд (рассада)

·        Тлс (атлас)

·        Стр (астра)

·        Тк (атака)

Для команды 2:

·        Зрт (азарт)

·        Мрк (марка)

·        Тмн (атаман)

·        Стрт (старт).

·        Лмз (алмаз).

·        Сткн (стакан).

·        Плтк (палатка)

«Закончите строку»

Грамотейка: А теперь поиграем в такую игру – я начинаю стихотворную строчку, а вы, ребята,- заканчивайте!

·        Любуясь красотою зимней :

Искрится  на деревьях   …(иней)

·        Идет через речку народ.

Здесь мелкое место –здесь…(брод).

·        Кривляется мальчишка,

Как будто он -…(Мартышка).

·        С друзьями Незнайка играет давно

В настольные игры – лото, … (домино).

·        Снова стал я весел и здоров –

Мне сказали столько добрых…..(слов!)

·        Уже стемнело, зажигаем свечи,

Дюймовочка сказала: «Добрый … (вечер).

«Веселая математика»

Грамотейка: Вы уже знаете, что в некоторых словах, как белка в дупле могут прятаться другие слова. Например,  «пар» - в слове « паркет», « раб» - в слове «карабин».  В словах могут прятаться также цифры и числа, конечно, написанные буквами. Например, в слове «подвал» спряталась цифра «2».

(грамотейка достает из сундучка карточки и раздает командам)

Задание

Для команды 1

·        Три..- спортивная одежда (трико).

·        ..Три.. – моллюск (Устрица).

·        .ТРИ. – ПТИЦА (СТРИЖ)

·        ТРИ….. – ТКАНЬ (ТРИКОТАЖ)

·        ТРИ. – ансамбль из трех человек (Трио).

Для команды 2

·        СТО. – куча сена (Стог)

·        СТО.. – «деревянных дел мастер» (Столяр)

·        СТО..-начало реки (Исток)

·        СТО.. – восхищение (Восторг)

·        СТО.. – главный город страны (Столица)

«ЗАГАДКИ-ШУТКИ»

·        Что стоит посередине земли? (Буква «М»)

·        Что находится в начале книги? (Буква «К»)

·        Из какого полотна нельзя сшить рубашку? (Из железнодорожного)

·        Как называется государство, которое можно носить на голове?  (Панама)

·        Какой город летает? (Орел)

·        За чем язык во рту? (За зубами)

«НАЙДИ ОШИБКУ»

Грамотейка: А теперь прочитайте стишки и исправьте в них ошибки.

(Стихи написаны на карточках. Грамотейка достает карточки из сундучка и раздает командам.)

Задание

Для команды 1

·        Рот открыла наша Люба: У меня растут три ДУБА! (Зуба)

·        Мы сидели  у Петрушки, Пили кофе, ели КЛЮШКИ (Плюшки)

·        МАЙКУ на конверт наклею - полетит письмо в Гвинею (Марку)

·        Знает каждый: у быка на макушке есть НОГА (Рога)

Для команды 2

·        В огород пришел мой друг, Посадил на грядке ЩУК (лук)

·        Праздничный САЛЮТ мы съели. Было вкусно! В самом деле! (Салат)

·        В ШЛЯПКУ сядем вчетвером, в край далекий поплывем (Шлюпку)

·        На лугу цветут ромашки, колокольчики и ЧАШКИ

(Кашки)

«УДИВИТЕЛЬНЫЕ ЖИВОТНЫЕ»

Грамотейка: А в этих словах все буквы перепутались. Догадайтесь, имена каких представителей животного мира здесь зашифрованы, и правильно ответьте на вопрос.

(Слова с перепутанными буквами написаны на карточках. Грамотейка достает карточки из сундучка и раздает командам)

Задание

Для команды 1

·        У кого из этих животных 38 ног: коросоножка, томегеб, акр? (Сороконожка, бегемот, рак. Ответ: Сороконожка)

·        Какое из этих животных ядовитое: кагла, безра, дюгака, луксис? (Галка, забра, гадюка, суслик. Ответ: Гадюка)

 

Для команды 2

·        У какого из этих животных всегда с собой сумка: речепаха, богуль, уркуген, лютень? (Черепаха, голубь, кенгуру, тюлень. Ответ: кенгуру)

·        Какая из этих рыб плюется водой: скетра, раська, зырбунг? (Треска, карась, брызгун. Ответ: брызгун)

«ГОЛОВОЛОМКИ»

Грамотейка:  этот конкурс – для самых сообразительных. Попробуйте отгадать зашифрованные слова.

Задание

Для команды 1

·        Для одного танцора танец, приказ природы ветерку. Соединим  - и слово станет певцом у липки на суку. (Соловей)

·        Две ноты – два слога, а слово одно. И меру длины означает оно. (Миля)

Для команды 2

·        Всего лишь две ноты возьмите и вкусное блюдо из слова сварите (Фасоль)

·        Я старика сопровождаю, ему в пути помочь хочу, но если «П» на «Г» сменю, то от него я улечу. (Палка, галка)

«УМА ПАЛАТА»

Грамотейка: Сложите части слов и при необходимости переставьте буквы. Что получилось?

(Части слов написаны на карточках. Грамотейка достает карточки из сундучка и раздает командам)

·        Тина + рак =… (Картина)

·        Ель + пар =… (Апрель)

·        Рис + кипа = …(Кипарис)

·        Оса + пол = … (Полоса)

·        Ил + копка = … (копилка)

 

«ВЕСЕЛЫЙ НАБОРЩИК»

Грамотейка: Ребята, а вам нравится мое имя? Попробуйте составить как можно больше слов, используя буквы слова «Грамотей».

(Команды выполняют задание)

ВЕДУЩИЙ 1: Дорогие ребята! Русский язык богат, разнообразен и неисчерпаем. Давайте вместе учиться ему, совершенствуя свои знания!

ВЕДУЩИЕ 1 и 2, ГРАМОТЕЙКА (вместе) До свидания! До новых встреч!

Литература:

1.Агапова И.А лучшие игры и развлечения со словами.- М.:Лада. 2006.

2.Зайкова Г.А. Азбука – наука, а ребятаммука!

3.Малая Н.Ф Сокровище зеленого сундучка.

4.Рябкова Т.Г Праздник грамоты « Наум, наведи меня на ум»