Муниципальное бюджетное учреждение

Центр дополнительно образования детей «Эврика» муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва

 

 

 

Отчет

по реализации проекта «Мы разные, но вместе» в рамках республиканской инновационной площадки МБУ ЦДО детей «Эврика» МР «Кызылский кожуун» РТ  по теме «Формирование толерантной среды в условиях учреждения дополнительного образования детей»

    Экспериментальная работа по развитию толерантности у подростков в условиях УДОД находится на 3 этапе  реализации – в завершающем ( 2013-2016 г.г.)

Целью нашего исследования явилось развитие толерантности, как свойства личности у подростков в условиях учреждения дополнительного образования. Как известно, для развития личности важны социальная ситуация развития и ведущая деятельность. С этой точки зрения, учреждение дополнительного образования обладает огромным потенциалом в развитии подростка, так как в нем создается пространство, где ценным значимым признается самобытность каждого, стремление к самосовершенствованию, развитию.

   Анализируя современные теоретико-методологические подходы к изучению темы: «Формирование толерантной среды в условиях учреждения дополнительного образования детей», мы выделили несколько направлений психологического аспекта толерантности:

1.Терпимое отношение к кому-нибудь, к чему-нибудь, к чужим мнениям, верованиям, поведению.

  Второе значение – это адаптация человека к окружающим.  И адаптация является результатом активного приспособления индивида к условиям социальной среды и основано на том, что личность регулирует свое поведение, исходя из взаимодействия с другими людьми.

  Третье значение толерантности связано с устойчивостью: приобретенная устойчивость, устойчивость к неопределенности, устойчивость к стрессу, конфликту, устойчивость к поведенческим отклонениям.

  Четвертое значение связано с признанием того, что есть люди во многом отличные от нас, что у других есть собственное мнение, ценности, идеалы, иные эмоциональные способы реагирования.

  Пятое значение – условие для продолжения взаимодействия.

   Шестое значение: это стремление человека достичь понимания с другими, не прибегать к насилию и подавлению человеческого достоинства. Это понимание толерантности как активного принятия многообразия. Результатом которого становится сотрудничество, конструктивный диалог, помощь.

Выделяется два аспекта толерантности: внешняя толерантность – убеждение, что они могут иметь свою позицию, способны видеть вещи с разных точек зрения, с учетом разных факторов;

второе – внутренняя толерантность - гибкость, отношение к неопределенности, риску, стрессу.

Поэтому педагогический коллектив ЦДО «Эврики» определили два вида личности:  интолерантный,  толерантный. Как известно, интолерантный путь характеризуется стремлением переносить ответственность на других - на окружающих, ощущением нависшей угрозы. Второй путь  - путь свободного, хорошо знающего себя человека с положительным отношением к окружающим и доброжелательным отношением к миру. Педагогический коллектив уделял особое внимание формированию толерантности у подростков, поскольку данный возраст является важнейшим периодом в психосоциальном развитии человека. Подросток в это время активно включается во взрослую жизнь, формирует свою идентичность, осваивает различные социальные роли. Его дальнейшая социальная жизненная ориентация зависит от того, как он будет относиться к миру в целом, к себе и другим в этом мире.

Поэтому мы старались открывать его индивидуальность, его «Я» и формировали у подростков мировоззренческую картину, и все, что он впитает в себя, в будущем определяеть его жизненную позицию и способы поведения в обществе.

Проводя учебно-воспитательную работу, мы в качестве основных принципов толерантности выделяли следующее:

1.Принцип доверительного сотрудничества – установление в ЦДО детей «Эврика» отношений взаимопонимания и взаимной требовательности между администрацией, педагогами и учащимися.

2.Принцип экологии взаимоотношений – педагогический коллектив обеспечивал благоприятный социально-психологический климат в образовательном учреждении, как основу формирования толерантного пространства.

3. Принцип правоведения – формировались чувства собственного достоинства, самоуважение, уважение к окружающим людям, народам, независимо от их социальной принадлежности, национальности, расы, культуры, религии.

4.Принцип творчества, который обеспечивал реализацию вариативных подходов к установлению толерантных отношений и анализу ситуаций взаимодействия.

  Безусловно, сегодня существует много форм, способов организации работы с подростками, но особое внимание педагоги уделяют работе с «трудными», что составляет 35% от общего числа обучающихся,  где особенность этой работы состоит в том, что их слабо привлекает общественно-полезная деятельность, они не хотят совершать усилий для изменения привычного образа жизни, стиля поведения, их мало занимают проблемы, которыми живет сегодня страна, мир. О будущем эти ребята не задумываются и  для таких ребят специально были созданы гражданско-патриотические объединения «Традиции народов России», «Этнокультура», подростковый клуб «Чеди-Хаан» которые тесно взаимодействуют с общественными организациями ветеранов боевых действий, способствуют духовно-нравственному гражданскому становлению подростков, готовят их к самостоятельной жизни, осознанному выбору своего будущего. Кроме того, здесь же создаются условия для становления у подростков таких качеств, как патриотизм, толерантность, позитивный взгляд на мир, активность, ответственность за свою судьбу, будущее страны, формирования у подростков уважения к культурно-историческом у наследию своей страны, ее героическому прошлому.

  Одной из форм групповой работы в нашем учреждении с подростками является тренинг развития толерантности. Тренинг помогает подростку научиться понимать себя, видеть себя глазами других людей, особенно ровесников. Ведь только проявив себя вовне, человек может судить о том, что он из себя представляет  и на что способен, получить от других людей обратную связь. Выполняя разные задания и психологические упражнения (испытания) подросток получает в тренинге такую возможность.

   Проводились исследования  в течение двух лет с 2014по 2016. В исследовании принимали участие 90 человек. Это подростки 12-14 лет, которые составили экспериментальную и контрольную группы по 45 человек в каждой. Экспериментальная группа – это подростки из объединения «Этнокультура», контрольная группа – обучающиеся 6-8 классов МБОУ СОШ №2 им.Т.Б, Куулар пгт.Каа-Хем.

   В процессе исследования были использованы методики:

1.Методика диагностики общей коммуникативной толерантности В.В. Бойко, позволяющая диагностировать толерантные и интолерантные установки личности, проявляющиеся в процессе общения, способность принимать или не принимать индивидуальности, встречающихся им людей, тенденцию оценивать людей, исходя из собственного «Я»;

2.Экспресс-опросник «Индекс толерантности» (авторы: Г.У. Солдатова, О.А. Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А. Шайгерова), благодаря которому можно выявить общее отношение к окружающему миру и другим людям, социальные установки в различных сферах взаимодействия, где проявляются толерантность и интолерантность человека. Субшкалы  опросника направлены на диагностику таких аспектов толерантности, как этническая толерантность, социальная толерантность, толерантность как черта личности.  

    Исследование состояло из нескольких этапов. Так, в начале эксперимента, проводился констатирующий этап исследования толерантности подростков, выявивший незначительное различие подростков двух групп по параметрам толерантности.  Повторная диагностика проводилась через два года.  

  Результаты исследования показали, что за время проведения эксперимента в контрольной группе уровень толерантности у подростков изменился незначительно. А у подростков из объединения «Этнокультура» уровень толерантности вырос. По методике В.В. Бойко было выявлено, что у подростков экспериментальной группы на констатирующем этапе средний балл уровня толерантности составил 76 баллов, на контрольном этапе уровень толерантности изменился на 11 баллов и составил 87 баллов. При этом в контрольной группе подростков существенных изменений не произошло: при констатирующем эксперименте средний балл был 57,2 балла при контрольном эксперименте 58,2 балла.

По экспресс - опроснику «Индекс толерантности» было выявлено,  что у подростков экспериментальной группы на констатирующем этапе средний индекс толерантности 66,7 балла, а на контрольном этапе 77,4 балла.

Уровень  толерантности изменился на 9,7 балла. При этом в контрольной группе уровень толерантности подростков на констатирующем этапе был 79,1 балла, на контрольном этапе 79,6 балла. как показывают результаты анализа, существенных изменений не произошло.

  В процентном соотношении на первом этапе исследования по экспресс-опроснику «Индекс толерантности» выявлено: низкий уровень толерантности в контрольной группе показали 8% школьников (22-60 баллов), высокий уровень показали 5% школьников (100-132 баллов), средний уровень-87%. В экспериментальной группе низкий уровень  толерантности показали 15%, высокий уровень не показал никто, средний уровень-85% подростков.

  На втором этапе было выявлено, что у подростков контрольной группы следующие результаты: низкий уровень толерантности 0%, средний уровень-95%, высокий -5%. В экспериментальной группе все 100% воспитанников показали средний уровень толерантности.

  Анализируя результаты исследования, необходимо отметить, что все объединения ЦДО детей «Эврика» создают пространство, как способствующие развитию таких личностных качеств, как толерантность. Выходя из стен образовательного учреждения, подростки окунаются в другой мир, где учатся социально-приемлемым способам выражать свое отношение к миру как вокруг себя, так и внутри себя.  Педагоги Центра помогают подростку сформироваться как личности. Обновление содержания образования в настоящее время выступает как решающее условие формирования системы современных социально-значимых ценностей и общественных установок, когда толерантность в процессе развития личности должна стать естественной нормой, определяющей стилю поведения и мышления. А это происходит в условиях толерантного пространства, толерантной среды.

  Построение толерантной среды актуальна для процесса формирования новой модели непрерывного образования. Толерантная среда основывается на гуманистических, нравственных ценностях и создает условия для развития интерсубъективного процесса образования на фоне актуальных преобразований личности и сама является условием гуманистического образования, развивающего и воспитывающего толерантную личность с адекватной самооценкой, активно осваивающую и преобразующую окружающий мир, открытую свободную, с высоко развитыми механизмами самоидентификации, выражающие определенные духовные и культурно-исторические ценности.

   ЦДО детей «Эврика» расположен в пгт.Каа-Хем и является единственным Центром дополнительного образования во всем Кызылском кожууне с населением 29777 человек (из них 4824 учащихся). Это небольшое УДО в нем работают 20 педагогов,  но есть в нем нечто, что из года в год привлекает к нему около 500 детей, подростков и их родителей. И это – идея развития творческих способностей детей на основе инновационной деятельности «Формирование толерантной среды в условиях учреждения дополнительного образования детей».

   Педагоги используя свой профессиональных опыт и духовно-личностные качества, стараются формировать нравственность, духовность, толерантность и патриотические чувства в наших воспитанниках.

   Ежегодно в  Центре проводится интернациональные праздники «Фестиваль дружбы», «Диалог культур», «Гостеприимная Тыва», в которых участвуют учащиеся разных национальностей и их родители. Во время этих встреч подростки рассказывают о традициях своего народа, показывают танцы, игры песни, делятся секретами национальной кухни. Эти праздники способствуют уменьшению этноцентризма, взаимопониманию и взаимообогащению этнокультур, повышают настроение, воспитываю уважение и доброжелательные отношения к сверстникам любой национальности, разрушают стереотипы и предубеждения, формируют способность ценить в себе и других индивидуальность, и непохожесть, обусловленную, в том числе, и этническими различиями. Взаимообогащение культур происходит в тот момент, когда наши педагоги  воплощая принципы поликультурного воспитания в практику, с интересом работают с гостями, приглашая их в наши объединения, показывают им работы наших детей. В свою очередь, гости и родители рассказывают детям о своих обычаях, национальных костюмах, показывают даже танцы, исполняют национальную музыку.

Разве нужно знание языков, чтобы играть в шахматы. В Центре большой популярностью пользуется объединение «Шахматы». Ребята показывают высокие результаты в конкурсах и соревнованиях разного уровня. Наших воспитанников, гостей, родителей, педагогов и подростков просто не оторвать, когда они устраивают шахматные турниры.

Эффективно работает в Центре семейная гостиная «Русская изба», где родители, педагоги, учащиеся с огромным удовольствием занимаются изготовлением кукол разных нардов. Куклы - это целый мир, отражающий целые исторические эпохи, в них просматриваются условия жизни того или иного народа. Во все времена рукотворные кукла была средством постижения тонкостей межличностных отношений и важнейшим педагогическим инструментом, посредством которого происходила передача ценнейшего опыта жизни народа, знаний о народных традициях, обычаях и обрядах, а также различных навыков, необходимых ребенку для дальнейшей жизни.

Педагог хореографии, обучая детей одному из самых красивых  видов искусства – танцу, также вносит свой неоценимый вклад в поликультурное воспитание, в формирование толерантной среды. Для того,  чтобы понять танец другого народа, не нужно знания языка; это – один из первых средств, которым люди могли выразить свои чувства и эмоции. Танцевальное мастерство разных народов бережно хранится и передается следующим поколениям. Обучая народным танцам, педагоги обогащают мировосприятие детей, воспитывают коммуникативные навыки, учат пониманию и уважению иных культур и цивилизаций, осознанию необходимости взаимопонимания между людьми и целыми народами.

 По формированию толерантной среды большую работу проводит педагог-психолог. Среди детей дошкольного и младшего школьного возраста проводятся занятия по общей теме: «Мы - вместе: на одной земле, под одним небом», направленное на сплоченность, взаимодействие, взаимопонимание, развитие интегративных процессов. С детьми подросткового возраста проводятся тренинги по теме «Я и Мы!» на установление сплоченности, доверия, развития дружеских связей, формирование этнокультурной компетенции, сознание взаимовлияния и взаимообогащения культур в современном мире. Большинство наших педагогов интуитивно разрабатывают методы, направленные на работу с полиэтническим коллективом своих воспитанников, это объединения «Юный модельер», «Уроки мастерства», «Обережка», «Бумажные фантазии», «Резьба по дереву», «Природа и фантазия», «Эстрадное», «Основы рукоделия», «Чонар-Даш» и в др.в которых поводится деятельность по сплочении коллектива. Тщательное изучение и сохранение обычаев своего народа имеет прикладное значение, так как способствуют развитию преемственности поколений, укреплению семьи, уважительному отношению к своей и другим культурам. В течении года во всех объединениях Центра проводятся собрания группы, беседы, родительские собрания и мероприятия, направленные на формирование гармоничных отношений: «Декада национальной культуры», «Музыка моего народа», «Национальный быт и старинные ремесла», «Русская изба», «Эликсир жизни», «Праздник чая», «Праздник русского самовара», «Лежи на печи и ешь калачи», этнокультурный тренинг «Кто мы, живущие в России?», «Борцовская шапка», неделя русской культуры «Вот за что тебя глубоко я люблю, родная Русь!», «Шагаа-белый праздник», русские посиделки «Весела была беседа», путешествие в старину «Не красна изба углами, а красна пирогами», конкурс народных ремесел «Птицу видно в полете, а человек - в работе», плановые экскурсии «По страницам истории народов, живущих на территории Республики Тыва», «Русский балаган», «У истоков русского театра», по древней дороге народных художественных промыслов «Игрушечное ремесло», музыкально-развлекательные игры с элементами народных песен «Дедушка-соседушка-Домовой», «Обещаю жить я по твоим заветам, старенькая юрта, дедовская юрта…», мудрость наших предков «Обережные куклы», «Юрта-традиционное жилище тувинцев» и т.д.

  Совместная деятельность педагогов, родителей, детей, изначально принадлежащих к разным культурам по подготовке и проведению  разных мероприятий  имеет конечной целью сплочения полиэтнического коллектива детей. Родители являются не только зрителями,  но и помощниками и участниками совместных мероприятий. Поэтому вся работа в ЦДО детей «Эврика» по формированию толерантной среды хорошо продумывается, тщательно планируется, последовательна на всех этапах. Для воспитания полиэтнического коллектива педагоги всегда тщательно изучают специфику различных этнических общностей, осмысливают морально-психологическую атмосферу коллектива, характер взаимоотношений и постоянно «держат руку на пульсе», вверенного коллектива, занимаются интернациональным воспитанием; безусловно не допускают никаких вербальных или невербальных агрессивных выпадов по отношению к друг другу, предотвращают возможные конфликтные ситуации. И главным элементом воспитательной деятельности по сплочению полиэтнического коллектива является интернациональная позиция самого педагога, так как именно он является тем индуктором, который передает детям информацию,  целью который станет формирование подрастающего поколения, как патриотов своего поколения, нравственно здоровых личностей, с ярко выраженной индивидуальностью, имеющей свои особенности мышления, характера и поведения.

  Наши педагоги четко понимают, что только при выполнении этих условий  появляется возможность интеграции коллектива в нацию, формирование единой нации или народа из многочисленных этносов.

  Эра приоритета этноцентрических государств отступает, уступая место государствам полиэтническим  «Чем государство просвещеннее, тем больше они сообщают друг другу идей и тем больше увеличивается сила и деятельность всемирного ума» Клод Адриан Гельвеций. К сожалению или к счастью, мы живем в условиях усиливающихся процессов глобализации.

    Глобальными являются абсолютно все системы: экономика, политика, рынки, миграция населения Земли. Была и одномерность политического мышления, вмещающая лишь внутригосударственные, политические и культурные ценности нации, сменяется феноменом многоступенчатого национального политического  мышления.

    Как бы ни были правы во многих вопросах антиглобалисты, попытки противостоять этому феномену вряд ли увенчаются успехом, поскольку от качества укрепления межкультурного и межполитического общения, составляющего основу данной многомерности, зависит благополучие, безопасность и экономическая стабильность наций, населяющих нашу планету.