Методическая разработка учебного занятия. Тема: «Башкирский орнамент».

Разработал педагог дополнительного образования Астахова Т.Л. Объединение начального технического моделирования «Умелые ручки» Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Центр технического творчества «Гефест» городского округа город Уфа Республики Башкортостан, 2017 г.

 

Пояснительная записка

Актуальность.

Обращение к теме народного искусства, в том числе башкирского, приобретает в наши дни особое значение в связи с ростом национального самосознания и попытками сохранить культурное наследие и местные традиции. Народное и декоративно-прикладное искусство являются неотъемлемой частью этой культуры. Актуальность этого занятия заключается в том, что мы живём в мире новых дизайнов. Но мы не должны забывать то, что народное искусство – универсальное средство «духовного общения тысяч и тысяч людей». Приобщение к народной культуре с одной стороны и развитие творческих способностей с другой. На основе знакомства с народным искусством, дети учатся понимать прекрасное, усваивают эталоны красоты. Рассматривая произведения декоративно – прикладного искусства у них возникает стремление самим научиться создавать прекрасное.

 

Цель: научить учащихся выполнять аппликацию с башкирским орнаментом; познакомить их с его контрастной цветовой гаммой.

 

Задачи:

Обучающие:

  • Сформировать понятие о башкирском народном орнаменте, его элементах, симметрии и цвете.
  • Научить изображать башкирский орнамент, располагать элементы орнамента в композиции, сочетать их по размеру, форме.

Развивающие:

·         Развивать художественный вкус, творческое воображение, фантазию.

·         Расширять знания о технологических приемах.

Воспитательные:

·         Воспитывать аккуратность, ориентировать на высокое качество изделия.

·         Воспитывать интерес к творчеству и истории башкирского народа.

 

Ожидаемые результаты занятия:

Должны знать:

  1. Правила работы с инструментами (ножницами, клеем).

2.      Свойства бумаги (толщина, фактура, упругость, цвет).

3.      Как наклеивать бумажные детали на основу картона.

4.      Правила бережного использования материала.

  1. Понятие шаблон.
  2. Виды аппликаций.

 

Должны уметь:

1.      Использовать знания о свойствах бумаги при работе с ней.

2.      Пользоваться клеем и ножницами.

3.      Делать аппликацию по образцу.

4.      Работать аккуратно, бережно, опираясь на правила техники безопас­ности.

  1. Бережно и экономно использовать материал.
  2. Уметь работать с шаблонами.

 

Возраст участников – 7-9 лет

Форма проведения: групповая

Тип занятия: закрепление пройденного материала и изучение нового.

Межпредметная связь: содержательная (теория, геометрия и трудовое обучение)

 

Методические рекомендации по организации и проведению:

Данное занятие разработано в рамках группового занятия по закреплению и изучению нового материала. Используется наглядный материал (показ готового образца, слайды с образцами башкирского орнамента). Применяются здоровьесберегающие технологии, 2 минутки отдыха.

На этапе сообщения материала целесообразно устное объяснение, беседа, стихи по теме;  практические (трудовые действия). При выполнении аппликации необходимо научить учащихся не копировать работу, а по возможности работать творчески: что-то дополнять (изменить цвет).

Оборудование для педагога: образец готового  изделия, стихотворение Р.Б. Даутовой, шаблоны, башкирские мелодии, слайды с  изображением башкирского орнамента, ноутбук, интерактивная доска. 

Оборудование для учащихся: цветная бумага и картон, простой карандаш, клей, ножницы.

 

План занятия.

 

  1. Начальный этап                                                                      -2 мин.
  2. Закрепление пройденного материала                                 - 5 мин.
  3. Сообщение нового материала                                            - 15 мин.
  4. Физкультминутка                                                                 -  2 мин.
  5. Практический этап  занятия                                               - 15 мин.
  6. Подведение итогов                                                               – 6 мин.

 

Ход занятия

I этап: Начальный этап

Цель: проверить готовность учащихся к занятию.

Педагог: Здравствуйте! Как я рада видеть всех вас на своем занятии. А теперь проверим всё ли готово у нас к занятию.

Чтоб работа закипела,
Приготовьте всё для дела.
Будем клеить, мастерить –
Всё должно в порядке быть.
Ножницы, бумагу, клей
Клади на место поскорей.
Не забудь про карандаш

Он в труде помощник наш

 

II этап: Закрепление пройденного материала.

Цель: закрепить уровень знаний учащихся об аппликации.

 

Педагог: Сегодня мы с вами выполним аппликацию. Давайте вспомним, какие материалы можно использовать в аппликации?

Ответы учащихся.

Педагог: А что такое шаблон?

Учащиеся: Это деталь для обведения.

Педагог: Какие аппликации бывают?

Учащиеся: Предметные, сюжетные и декоративные.

Педагог: Правильно. Сегодня мы с вами выполним декоративную аппликацию.

 

III этап: Сообщение нового материала.

Цель:  познакомить учащихся с башкирским орнаментом, с его контрастной цветовой гаммой.

 

Педагог: Я хочу прочитать вам одно стихотворение нашей башкирской поэтессы Даутовой Р.Б., а вы послушайте.

В башкирском орнаменте – цвет меда, пшеницы,
Бескрайних лугов и степей красота,
Цвет синего неба, земли плодородной,
Цвет красных цветов, родников чистота.
Мы слышим протяжную песню курая,
В сплетении цвета природы холста.
В башкирском узоре – сэсэна сказанье,
И щедрость народа, его доброта.

 

- О чём говорится в этом стихотворении?

Учащиеся: О башкирском узоре.

Педагог: Правильно. Тогда подумайте и скажите, какая тема нашего занятия?

Учащиеся: Башкирский узор.

Педагог: Да, тема нашего занятия «Башкирский орнамент». А какая цель нашего занятия?

Ответы учащихся.

Педагог: Цель нашего занятия выполнить аппликацию с башкирским орнаментом.

Орнамент – с латинского переводится, как «украшение», узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов. Его используют для украшения одежды, оружия, предметов быта и сувениров. Башкирский народный орнамент в основном состоит из яркой цветовой гаммы, строится на контрастных, сильных и чистых цветов, преобладает:

красный – цвет тепла и огня
желтый – цвет изобилия и богатства
черный – цвет земли и плодородия
зеленый – цвет вечной зелени
белый - чистота помыслов, миролюбие
синий – цвет свободолюбия
коричневый – цвет старости увядания.

 

Реже синий, голубой, оранжевый, лиловый, алый. Фон изделий чаще всего красный, черный, реже желтый и белый. Эти цвета башкиры отождествляли с плодородием земли, светилом, зарей и всем красивым в природе. Характерны для орнамента геометрические и растительные элементы, а так же криволинейные элементы, узоры в виде завитков, спиралей, роговидных и сердцевидных фигур (показываю слайды). 




Причём криволинейные узоры связаны в основном с техникой аппликации, а геометрические мотивы обычно выполнены на ткани или вязаных вещах. Орнамент - важная часть народной культуры, является средством выражения художественных вкусов, национальных особенностей народа, его мировоззрения. Башкирский орнамент симметричен и многоцветен. 



Так, что же такое симметрия в орнаменте? (показываю слайд с башкирским орнаментом).

Симметрия – это греческое слово означает соразмерность, а слово асимметрия - ее отсутствие. Симметрия - это определенный пространственный порядок, математически точная закономерность в расположении предметов или их частей. Именно благодаря симметрии, присущей орнаменту, он может играть организующую роль в произведениях декоративного искусства. Существует несколько видов симметрии. Чаще всего мы встречаемся с зеркальной симметрией. Она присуща телу человека и большинства животных, а также многим предметам, которыми мы пользуемся. Она широко применяется в искусстве. Симметрия - основное преобразование фигур для создания орнаментальных мотивов.

Теперь вы знаете, что такое орнамент и что такое симметрия в орнаменте, какие цвета в основном преобладают в башкирском орнаменте, давайте повторим (педагог вместе с учащимися повторяют основные цвета присущие башкирскому орнаменту – красный, желтый, черный, зеленый, белый, синий). А теперь перед началом работы давайте сделаем разминку.

 

IV этап. Проведение физкультминутки.

Цель: создать условия для отдыха учащихся через смену деятельности.

 

Все ребята дружно встали И на месте зашагали.

Руки к верху поднимаем, А потом их отпускаем,

А потом их разведем, А потом к себе прижмем,

А потом похлопаем, На местах потопаем (2 раза)

Отдохнули, разрядились, Тихо на места садились.

V этап: Практическая работа.    

Цель: научить применять полученные знания и умения в практической творческой деятельности; соблюдать правила ТБ при работе с ножницами.

Педагог: А сейчас перед тем как начнём выполнять работу, давайте хором повторим правила техники безопасности с ножницами.

С ножницами не шути, Зря в руках их не крути,
И, держа за острый край, Другу их передавай.

Будьте внимательными, Не отвлекайтесь, И не отвлекайте других.

 

 

Демонстрирую готовые образцы. 



Анализ образцов изделия.

- Какие материалы использованы в аппликации? (картон и бумага)

- Какие основные детали изделия? (геометрические, растительные, криволинейные)

- Какие инструменты будут необходимы для работы? (клей, ножницы)

- Какой способ изготовления деталей применим? (по шаблону)

- Как расположены детали узора на аппликации? (симметрично)

- Как можно получить четыре детали сразу? (сложить бумагу в четыре раза, приложить шаблон, обвести и вырезать все детали вместе)

- Как можно выполнить кружочки на аппликации? (сложить полоску бумаги в четыре раза, приложить крышечку клея, обвести по контору, вырезать все детали вместе)

- Для чего может, служит это изделие? (для украшения интерьера или подарка).

 

Педагог - Раздаю шаблоны растительных и роговидных элементов и предлагаю учащимся самостоятельно выполнить одну из аппликаций на выбор по желанию (включаю тихо музыку башкирских мелодий, и учащиеся начинают работать).

В ходе работы помогаю учащимся индивидуально, напоминая об аккуратности, правилах безопасной работы с ножницами и клеем.

Прибираем рабочие места, отходы, не пригодные для работы собираем и складываем в корзину для мусора.

Vэтап: Подведение итогов.

Цель: анализ проделанной работы на занятии.

 

Анализ выполненной работы.

- Что нового вы узнали?

- Что означает слово орнамент?

- Что означает симметрия в орнаменте?

- Что мы научились сегодня делать на нашем занятии?

- Какие цвета преобладают в башкирском орнаменте?

- Какие элементы используются в башкирском орнаменте?

- Из каких фигур состояли наши работы?

- Каким способом вырезали эти фигуры?

- Что понравилось? Что не понравилось?

- Почему?

- Что оказалось наиболее легким при выполнении работы?

- Кому было трудно?

- Почему?

 

Провожу мини выставку. Отмечаю качество складывания, вырезания и склеивания. Благодарю учащихся за хорошую работу. Предлагаю вставить свои работы в рамочки и подарить как подарок своим друзьям или близким.

До свидания ребята! Жду вас на следующем занятии.

 

Список литературы: 

  1. Народное творчество башкир. /Сб.ст.- Уфа, 1987, 541 с.
  2. Кузеев Р.Г., Бикбулатов Н.В, Шитова С.Н. Декоративное творчество башкирского народа. – Уфа, 1979 г., 244с.

3.      Молчева А. В.Народное декоративно-прикладное искусство Башкортостана - Уфа: Башкирское издательство «Китап»,1995,с.6-12.

  1. Хисаметдинов Ф. Г. История и культура Башкортостана: Учеб. пос. для учащ. ср. спец. уч. з.-2-е изд. и доп.- Уфа: Галем 2003,с.254-261.
  2. Янбухтина А.Г. Народные традиции в убранстве башкирского дома. - Уфа, 1993г., 132с.

 

 

Интернет ресурсы:

 

  1. Сайт содержащий раздел «башкирский орнамент» - режим доступа - www.rpp.nashaucheba.ru;
  2. Сайт содержащий раздел «башкирские орнаменты и узоры» - режим доступа – www.profnastil-krovlya.ru;
  3. Сайт содержащий раздел «башкирские узоры и орнаменты рисунки для детей» - режим доступа – www.isbomc16.ru.