Введение

Экологическое воспитание школьников – постоянно развивающийся педагогический процесс, обусловленный требованиями современного общества. Привлекая обучающихся к изучению экологии, мы способствуем не только воспитанию бережного отношения к природе, но и развитию познавательной активности детей, формированию патриотических чувств.

Викторины для школьников с ответами — это хорошая возможность проверить знания учеников. Их можно провести на уроке с одним классом, а можно объединить несколько, чтобы мероприятие стало более интересным и познавательным. Экологическая викторина для школьников поможет проверить, насколько дети хорошо поняли и закрепили материал за весь учебный год, и насколько они эрудированны, ведь некоторые важные и довольно интересные вопросы не были изучены на уроках. Викторину можно проводить в старших и младших классах, главное, чтобы задаваемые вопросы не были слишком легкими или слишком простыми для учеников. Желательно, чтобы вопросы были интересными.

Данные методические рекомендации направлены на оказание помощи педагогам дополнительного образования, педагогам-организаторам, учителям экологии, биологии, занимающимся экологическим воспитанием будущего поколения.

В ней представлена подборка вопросов для проведения экологических викторин, конкурсов, по возрастам, объединенных экологической тематикой, адресованных детям и подросткам от 7 до 15 лет.

Загадки

для 1-2 класса:

1)      Кто поззабыв тревоги

Спит в своей берлоге?

(Медведь)

2)      Кто зимой холодной

Ходит злой голодный?

(Волк)

3)      Пятак есть,

А ничего не купит?

(Свинья)

4)      С бородой, а не мужик

С рогами, а не бык?

(Козёл)

5)      Кого раз в году наряжают?

(Ёлка)

6)      Стоят в лугах сестрички-

Золотой глазок, белые реснички.

(Ромашка)

7)      Сладкая, красная,

На грядке растёт.

(Морковь)

8)      Прежде чем его съели,

Все наплакаться успели.

(Лук)

9)      Маленький, горький,

Луку брат.

(Чеснок)

10)  Посреди двора,

Золотая голова.

(Подсолнух)

11)  Красненькая матрешка,

Беленько сердечко.

(Малина)

12)  И в лесу мы и в болоте,

Нас везде всегда найдете

На поляне, на опушке

Мы зелёные…

(Лягушки)

13)  С хвостом, а не зверь, 
с перьями, а не птица.
(Рыба)

14)  Летом много их бывает,

А зимой все вымирают.

Прыгают, жужжат над ухом,

Как они зовутся

(Мухи) .

15)  Это лесной зверь. Днем спит, а ночью выходит на кормежку. Зимой питается корой деревьев. Зимой легко передвигается по глубокому снегу. Быстро бегает, но спасает его от врагов шуба, которая цветом, как снег. (Заяц.)

16)  Шерсть и рыжеватая по цвету, и походит на сосновую кору. Гнездо сооружает около вершины ели или пихты. Питаются орехами, семенами, грибами, ягодами. Основной корм – семена хвойных деревьев. (Белка.)

17)  Это хищник. Похож на большую собаку. Называют их санитарами леса, так как они в первую очередь нападают на больных и ослабленных животных. (Волк.)

18)  Это мохнатые тяжеловесы среди хищников. От холода его спасает толстый слой жира. Морды у этих зверей вытянуты, как у собак. Глаза и уши очень маленькие, зато когти огромные. Едят корни, ягоды, орехи. Встречают и черные, и темные, и бежевые, и даже ярко-рыжие. Но любимое их лакомство – мед. (Медведь.)

19)  Хорошо ловит мышей. Их можно держать вместо кошки. Главная пища – насекомые. Охотится по ночам. У него короткие ноги. Почуяв опасность, сворачивается в клубок и выставляет острые твердые иглы. (Еж.)

20)  Живет в озерах, болотах, топях и трясинах. Проводит день в сладкой дремоте. Когда пролетает какое-нибудь насекомое, оно выбрасывает липкий язык и, поймав добычу, быстро ее проглатывает. Вечернюю зарю встречают эти земноводные большими компаниями с обязательным концертом. (Лягушка.)

 

Вопросы:

1.      Кто собирает ягоды спиной? (Еж.)

2.      У какого дерева ствол белый? (Береза.)

3.      Кто спит вниз головой? (Летучая мышь)

4.      Когда чаще всего бывает первая гроза? (В мае)

5.      Какая птица подбрасывает яйца в чужие гнезда? (Кукушка)

6.      Кровожадный хищник наших лесов? (Волк)

7.      Перед какой погодой птицы перестают петь? (Перед дождливой)

8.      Назовите животное наших лесов, похожее на кошку? (Рысь)

9.      Дерево – символ нашей Родины? (Берёза)

10.  Где у кузнечиков ухо? (На ноге)

11.  Что теряет лось каждую зиму? (Рога)

12.  Сколько ног у паука? (Восемь.)

13.  Чьи листья опадают осенью зелеными? (Ольха)

14.  Кто полгода живет без обеда? (Медведь)

15.  Какая птица выводит птенцов зимой? (Клёст)

16.  Когда температура тела воробья ниже: летом или зимой? (Одинаковая.)

17.  Какое животное строит дом на воде? (Бобёр)

18.  Родилась в воде — живет на земле? (Лягушка)

19.  Кто поедает тлю и похож на мухомор? (Божья коровка)

20.  Какие птицы живут под снегом? (Глухари, тетерева)

 

Игра  «Вода – не вода»

(игра на внимательность.)

        Называется слово, если названное слово обозначает то, что содержит воду – учащиеся должны хлопают в ладоши, если называется предмет или явление, не имеющее никакой связи с водой– учащиеся поднимают руки вверх.

 Цвет, ветер, лужа, облако, камень, водопад, рыба, река, мост, книга, ручей, окно, мел, чай, таз.

Ответы:

По горизонтали: 1.Лиса 2.Сова 3.Медведь 4.Кабан

По вертикали: 1.Лось 2.Ёжик 3.Волк 4.Заяц

Раздел для 3-4 класса.

Загадки:

1.      На окошке,

А не кошка.

Не возьмёшь,

А не ёж

(Кактус)

2.      От рожденья он усат,

А совсем не ест мышат.

Но зато в реке, бывает,

Даже раков он глотает.

(Сом)

3.      Волшебница эта -

Хозяйка морей.

Без всякой задержки

Она для людей

Готова всегда,

Если очень уж надо,

Невидимым сделать

Кусок рафинада.

(Вода)

4.      Они украшают луга и леса

И это не только природы краса –

В них пчёлы находят целительный дар

И бабочки пьют их них сладкий нектар.

(Цветы)

5.      Они – лесные санитары.

Так прозвали люди их недаром.

Чтобы лес был красив и здоров,

Без личинок вредных и жуков,

Они на страже день и ночь

Гонят разных короедов прочь!

(Муравьи)

6.      Хоть с виду он и непригож -

На паука чуть-чуть похож,

Но безобиден и притом

Всегда живёт на дне морском

(Краб)

7.      У этой розы

Нету пышной красоты,

Зато полезны

Витаминные плоды.

(Шиповник)

8.      Он стоит в одёжке,

Как огонь на ножке!

Станет без одёжки

Шариком на ножке.

(Мак)

9.      Я — травянистое растение

С цветком сиреневого цвета.

Но переставьте ударение —

И превращаюсь я в конфету.

(Ирис)

10.  Была зелёной, маленькой,

Потом я стала аленькой.

На солнце почернела я —

И вот теперь я спелая.

(Вишня)

11.  Я красна и кисла,

На болоте росла,

Дозревала под снежком,

Ну-ка, кто со мной знаком?

(Клюква)

12.  Пушистая вата

Плывёт куда-то.

Чем вата ниже,

Тем дождик ближе.

(Облака)

13.  Круглое, румяное,

Я расту на ветке.

Любят меня взрослые,

Любят меня детки.

(Яблоко)

14.  Без рук, без ног,

По свету рыщет,

Поёт да свищет.

(Ветер)

15.  Пробивается росток,

Удивительный цветок.

Из-под снега вырастает,

Солнце глянет — расцветает.

(Подснежник)

16.  К нам приехали с бахчи

Полосатые мячи.

(Арбузы)

17.  Виден край, да не дойдёшь.

(Горизонт)

18.  Вкусны — оближешь пальчики —

Оранжевые мячики.

Но только в них я не играю,

Я неизменно их съедаю.

(Мандарины)

19.  Я шариком пушистым

Белею в поле чистом,

А дунул ветерок —

Остался стебелёк.

(Одуванчик)

20.  Кто за стенкою шуршит, Тонким голосом пищит,

Сыр от них не утаишь. Всем ворам воришка ...
     (Мышь)

 

 

 

Вопросы:

1.      На следу каких хищных зверей нет когтей? (рыси , кошки)

2.      Чем можно объяснить, что одни птицы улетают на юг, а другие остаются зимовать на родине? (Основные причины, по которым птицы улетают зимой на юг, — отсутствие еды и холод. Но есть птицы, которым холод нипочем. Они круглый год находят на родине подходящие условия для существования и не совершают перелетов.)

3.      Кто может пить ногой? (Лягушка.)

4.      Какая птица в нашей стране самая маленькая?( Королёк)

5.      Какая птица никогда в жизни не садится на землю?  (Стриж)

6.      Самое сладкое дерево наших лесов? (Липа)

7.       Самая высокая трава. (Бамбук.)

8.      Видит ли сова днём?   (Видит, и очень даже неплохо)

9.      Какая птица летает выше всех? (Орел.)

10.  Как стрекочет кузнечик? (Трет ногой о крыло.)

11.  Что случается с пчелой после того, как она ужалит? (Умирает)

12.  Какое дерево весной дятла поит? (Береза)

13.  Трава от 99 болезней. (Зверобой.)

14.  Какая ягода бывает черной, красной, белой? (Смородина.)

15.  Кто спит вниз головой? (Летучая мышь.)

16.  Когда еж не колется? (Когда только родился.

17.  Зимуют ли птицы в скворечниках? (Нет, там холодно.)

18.  Какая птица достает себе пищу подо льдом? (Оляпка.)

19.  Какое животное обладает самым громким голосом? (Крокодил.)

20.  Какая птица может летать хвостом вперед?  (Колибри.)

 

 

Игра «Тепло - холодно»

«Какая будет погода?»
- Муравьи не спешат на работу, закрыты все ходы. (Холодно)
- Пчёлы сидят в улье и громко гудят. (Холодно)
- Соловей поёт всю ночь. (Тепло)

- Благоухают цветы сирени, жасмина, жёлтой акации. (Холодно)
- Чуть свет вылетают пчёлы. (Тепло)
- Паук усиленно плетёт сеть. (Тепло)
- Одуванчик складывает свой пушистый зонтик. (Холодно)

- Комары – толкуны толкутся столбом. (Тепло)
- Муравьи спешат на работу. (Тепло)

7. Вечером наземь слетает,
Ночь на земле пребывает,
Утром опять улетает.

По вертикали:

2. По синему морю белые гуси плывут.

4. Гуляет в поле, да не конь,
Летает на воле, да не птица.

5. Бел, как мел, с неба прилетел.
Зиму пролежал, в землю убежал.

 

Ответы:

По горизонтали: 1.Небо 3.Лёд 4.Вода 6.Солнце 7.Роса

По вертикали: 2.Облако 4.Ветер 5. Снег

 

6. У меня длинней иголки, чем у елки.
Очень прямо я расту в высоту.
Если я не на опушке, ветви – только на макушке.

7. Есть у родственницы елки неколючие иголки,
Но в отличие от елки, опадают те иголки.

8. Весной зеленела, летом загорала,
Осенью надела красные кораллы.

9. Синенький звонок висит, никогда он не звенит.

10. На лесной полянке красуется Татьянка –
Алый сарафан, белые крапинки.

11. Я в красной шапочке расту среди корней осиновых.
Меня увидишь за версту, – зовусь я – ...

12. Беленькие горошки на зеленой ножке.

Ответы:

1. Береза. 2. Липа. 3. Осина. 4. Тополь. 5. Ель. 6. Сосна. 7. Лиственница. 8. Рябина. 9. Колокольчик. 10. Земляника. 11. Подосиновик. 12. Ландыш.

В выделенных клетках получится: "растения леса".

Раздел для 5-6 класса.

Загадки:

1.      В болоте плачет, а из болота не идет. (Кулик)

2.      Без рук, без топоренка построена. избенка. (Гнездо)

3.      На шесте дворец, Во дворце певец. (Скворец)

4.      Не дровосек. не плотник, а первый в лесу работник. (Дятел)

5.      Он серенький, на вид, Но пением. знаменит. (Соловей)

6.      В воде купался, сухим остался. (Гусь)

7.      Спереди шильце, сзади вильце, на груди белое полотенце. (Ласточка)

8.      Не ездок, А со шпорами, не сторож, а всех будит. (Петух)

9.      Днем спит, ночью летает. и прохожих пугает. (Сова)

10.  Весной за пахарем ходит, а под зиму с криком уходит. ( Грач)

11.  Вот так звери, нор не роют,

Но зато плотины строят,

Все они одеты в шубы,

Инструмент не пилы – зубы.

(Бобры) 

12.  Угадай-ка, что за шапка –

Меха целая охапка.

Шапка бегает в лесу,

У стволов грызет кору.

(Заяц) 

13.  Хвост пушистый,

Мех золотистый.

В лесу живет,

А кур крадет.

(Лиса.)

14.  Прусский король Фридрих Великий был большой любитель этих плодов; их любили и воробьи. Фридрих не стерпел такого и объявил пернатым войну. Воробьи были перебиты, но победа принесла королю не радость, а лишь хлопоты, потому что через два года плоды исчезли из садов, которые наполнились жирными гусеницами. Поняв свою ошибку, король вынужден был пойти на мировую с воробьями. (Вишня).

15.  Когда-то эту ягоду называли «царской», собирали ее в сибирских лесах и везли во дворец русского царя. Она чудодейственно залечивала раны и ожоги. Теперь кустарник «царских ягод» прижился и в наших лесах, в конце лета и осенью сплошь покрываясь сочными, с кислинкой плодами. Что это за ягода? (Облепиха).

16.  Родина этого плода – Китай. Голландцы так и называли его – «китайское яблоко». Его русское название происходит от слова «оранжерея» - первоначально теплица для выращивания этих плодов. (Апельсин).

17.  Легендарные герой Вильгельм Телль, чтобы продемонстрировать свою меткость, прострелил из лука этот плод, помещенный на голове сына. С тех пор стрелки называют центр мишени именем этого фрукта. Назовите его. (Яблоко).

18.  Этим словом называют и экзотический цитрусовый фрукт, и высших чиновников Китая. (Мандарин).

19.  Настоящую славу этому растению принесло масло, которое из него получают. От него целиком зависит существование редких австралийских животных – коал. (Эвкалипт).

20.  Одно из самых нарядных деревьев. Весной, когда ветви деревьев еще не покрылись листьями, оно зацветает. Осенью созревшие плоды «вертолётики» разносятся ветром, а пятилопастные листочки окрашиваются в ярко – желтый, красный и даже темно-бардовый цвет.   Лист этого дерева стал национальным символом Канады. (Клен).

 

Вопросы:

1.      Как называется искусство составления букетов? (Икебана)

2.      Какая страна специализируется на выращивании тюльпанов? (Голландия)

3.      В какой сказке С. Я. Маршак заставил цвести подснежники в январе?(«Двенадцать месяцев»)

4.      Название какого растения связано со звоном? (Колокольчик)

5.      Цветы ангельские, а когти дьявольские. (Шиповник, роза)

6.      Какой цветок является символом самовлюбленности? (Нарцисс)

7.      Какой необыкновенный цветок описал С. Т. Аксаков? (Аленький цветочек)

8.      В каком балете П. И. Чайковского цветы танцуют вальс? ( «Щелкунчик»)

9.      Как называется напиток древнегреческих богов, сделанный из   цветочной пыльцы? (Нектар)

10.  Про какой цветок говорят, что он вырос на крови прикованного   Прометея? (Эдельвейс)

11.  Какой сказочный персонаж родился в цветке? (Дюймовочка)

12.  Какой цветок первым  вырастает на месте пожарищ? (Иван-чай)

13.  Какое растение самое быстрорастущее? (Бамбук)

14.  Какой цветок имеет прямое отношение к царю зверей? (Львиный зев)

15.  Какой цветок, судя по названию, обладает хорошей памятью? (Незабудка)

16.  Какое растение любят кошки? (Валерьяну)

17.  Древние греки дали этому цветку название по имени  богини радуги Ириды. В народе его ласково зовут касатик, петушок, радужница. А как его называют ботаники? (Ирис).

18.  Символом России является береза. А какой символ у Франции? (Лилия).

19.  На каком растении писали древние египтяне и как называлась та бумага, которую из нее изготавливали? (Циперус, папирус).

20.  В ветках  какого кустарника очень любят вить гнезда птицы, потому что у него много колючек? (Боярышник).

 

 

Игра «Верю-не верю»

1.      Верите ли вы, что некоторые млекопитающие могут поворачивать шею на 270 градусов?

Ответ: Да (у ленивца).

2.      Верите ли вы, что Китай – единственная страна, где растут голубые розы?

Ответ: Нет, таких роз вообще не существует в природе.

3.      Верите ли вы, что сороконожка и тарантул являются ядовитыми насе­комыми?

Ответ: Нет.

4.      Верите ли вы, что раки зимуют в норках под водой, впадая в спячку?

Ответ: Нет. Раки и зимой актив­ны.

5.      Верите ли вы, что уткам и курам в пищу добавляют известь и мелкие камни? (Да, известь нужна для того, чтобы скорлупа их яиц была прочной, а камешки – для перетирания пищи, ведь у них нет зубов.)

6.      Верите ли вы, что дятел пьет березовый сок? (Да.)

7.      Верите ли вы, что рыбы и змеи спят с открытыми глазами? (Да.)

8.      Верите ли вы, что есть искусственный ветер? (Да: веер, вентилятор.)

По горизонтали:1.Биосфера 2.Лишайники 3.Осина

По вертикали: 1.Экология 2.Хемосинтез 3.Ель 4.Анабиоз 

Раздел для 7-9 класса.

Загадки «Узнай меня»:

1.      Это растение имеет листья, которые закрываются словно челюсти. Эти челюсти захлопываются, как только какое-нибудь существо прикасается к волоскам на поверхности листьев. Раскройте листок и вы увидите, сколько в нем пойманных крошечных животных. (Венерина мухоловка)

2.      Эти растения ловят насекомых при помощи особых сосудиков с жидкостью, расположенных на их необычных листьях. Так, один листик может поймать тысячи насекомых всего за несколько месяцев. В этих сосудах-ловушках были найдены скорпионы и даже ящерицы. (Кувшинчик).

3.       Я самое большое животное из всех, которые когда-либо жили на Земле. Я больше трёх доисторических динозавров и вешу столько, сколько весят 33 африканских слона. Я слышу и разговариваю с себе подобными на расстоянии до 60 км. Это происходит потому, что в воде звук распространяется лучше, чем в воздухе. Я также использую «локатор» – как и летучая мышь. Моё тело имеет очень толстый слой жира, который согревает меня в ледяных водах океана. Благодаря этому жиру моё тело очень гладкое и красивое. Я – теплокровное животное. ( Голубой кит)  

4.      У меня есть четыре ноги, два глаза и позвоночник. Я – зелёного цвета и могу жить в воде и на суше. Мой язык находится на кончике рта. Я выстреливаю языком, чтобы поймать насекомых – мою основную еду. Я – холоднокровное животное, хорошо плаваю и откладываю яйца в воду. Зимой я сплю, зарывшись в грунт на дне пруда. Я спасаюсь в воде от тех, кто хочет меня съесть. В детстве я питаюсь растениями, но когда вырастаю, начинаю поедать насекомых. (Лягушка)

5.       Люди очень уважают меня и никогда не говорят: собрал столько-то килограмм. Про другие говорят, а вот про меня: собрал столько-то штук. Я не расту в глухомани, но и в молодых лесах меня не найдешь. Лесу, в котором я расту, должно быть не меньше 60-70 лет. Но мое царство из года в год, становится все меньше, потому что многие из людей не умеют собирать правильно грибы. (Белый гриб)

6.      Он отлично переносит суровый климат, морозы и засуху. Летом он выдерживает без воды 5 дней, а зимой – 20. После столь продолжительной жажды он выпивает до 120 литров воды. (Верблюд)

7.      Я самое высокое животное в мире. В моей шее находится всего 7 позвонков, как в шее человека. Ем я преимущественно листья. Если я хочу достать траву, мне нужно широко расставить ноги, чтобы достать головой до земли. (Жираф)

8.      Это дерево всегда пользовалось любовью и уважением. Однако в Европе леса из этих деревьев почти все вырублены. Уж больно хороша его древесина – прочная и красивая: дверь из него не вышибешь, паркет – не протрешь, стол – не сломаешь. У древних греков это дерево было посвящено  богу Аполлону, римляне и греки так любили это дерево, что венком из его ветвей награждали самых смелых, древние славяне приносили своим богам жертвы только под этим деревом. Здесь собирались князья на важные советы. Дерево это обладает восхитительным ароматом. Из его цветков заваривают ароматный и приятный на вкус чай. Его пьют при простуде. Мед из цветков этого дерева ценится очень высоко. (Липа).

9.      Растет она на лугах, по полям, сорным местах, в огородах. Ее родина – Америка. В России появилась в 19 веке, ее как редкость показывали в Петербургском ботаническом саду. Она обладает противовоспалительным  действием. Отвар из ее корзинок – замечательное средство от простуды, кашля, для полосканий. Употребляют и как чай. О ней написано много песен и стихов. (Ромашка аптечная).

10.   Это растение одно из самых распространенных. Все его части содержат млечный сок. Соцветие – желтая корзинка, расположенная на верхушке безлистного полого стебля. Помогает при болезнях органов пищеварения, заболеваниях суставов. Молодые соцветия и листья кладут в салаты. (Одуванчик обыкновенный).

11.  Это растение  мы выращиваем в садах и парках. Его желтые или оранжевые соцветия раскрываются с восходом солнца и закрываются с закатом. Широко использовали это растение в годы Великой Отечественной войны при лечении гнойных ран. Сейчас настойку этого растения используют для полоскания горла, при заболеваниях органов пищеварения, болезнях печени. Молодые соцветия кладут в салаты. (Календула лекарственная).

12.  Что это за ягода? В Африке, на родине его называют «капитаном пустыни». Растут эти ягоды и у нас. Русскому царю Алексею Михайловичу их везли из Астрахани в телегах конным транспортом. Чтобы в пути плоды не потрескались, их подвешивали на ремнях, да еще к каждому прикрепляли подушку, чтобы не побились друг об друга. (Арбуз).

13.  Индейцы называли этот цветок падающей звездой, а древние римляне  - просто звездой Соцветие этого растения и в самом деле напоминает яркую звезду. Как этот цветок называют сейчас? (Астра).

14.  Это хищник длина которого примерно 3 см, для которого охота — главное занятие в жизни.Быстроходный, маневренный  нападает практически на любую водную живность, особенно если она мельче него. Обитая в воде, дышит атмосферным воздухом Относится к классу насекомых. Личинки тоже живут в воде, но не похожи на взрослую особь. Задние лапки у этих жуков превратились в пару весел с волосками, что дает  им значительную гребную силу (Жук плавунец)

15.  Это животное относится к типу хордовых. Ведет ночной образ жизни. Способно к полету. Питаясь насекомыми, уничтожают вредителей лесного и сельского хозяйства. На зиму улетают в теплые края или впадают в спячку. ( Летучая мышь)

Вопросы:

1. Какая птица самая большая в мире? (Страус.)

2. Любимое лакомство аистов. (Лягушки.)

3. Какая птица носит фамилию известного русского писателя? (Гоголь.)

4. Какую птицу называют «лесной кошкой»? (Сову. За ее способность охотиться ночью.)

5. Зимуют ли птицы в скворечнике зимой? (Нет.)

6. Птица-гадалка. (Кукушка.)

7. Пингвин относится к отряду птичьих или млекопитающих? (Птичьих.)

8. Где находится ухо у кузнечика? (На ноге.)

9. Из нее выводятся головастики…(Икра.)

10. В народе этот цветок называют «цветком солнца». (Подсолнух.)

11. Какую хищную птицу можно назвать «санитаром»? ( Черного коршуна. Он

       питается не только грызунами, но и поедает падаль.)

12. Кто часто меняет одежду, не раздеваясь? (Хамелеон.)

13. Какая рыба вьет гнездо? (Сом, колюшка.)

14. Кто трижды родится, прежде чем стать взрослым? (Бабочка.)

15. Чем питается зимой жаба? (Ничем. Жаба вынуждена сидеть на «диете», так как

      обычно в это время года она крепко спит.)

16. Какая ягода бывает белой, черной, красной? (Смородина.)

17. Какая лесная птица считается самой болтливой? (Сорока.)

18. Кого по праву в народе называют «лесным доктором»? (Дятла.)

19. Какие птицы прилетают на юг первыми? (Грачи.)

20. Что подразумевается под термином «тихая охота»? (Сбор грибов.)

21. Какая птица «коллекционирует» блестящие предметы? (Сорока.)

22. Из какого дерева делают спички? (Из осины.)

23. Какую птицу принято считать символом мудрости? (Сову.)

24. Какое дерево по праву считается символом России? (Береза.)

25. Какая птица не желает «исполнять свой родительский долг» по отношению к

      своему будущему потомству, подбрасывая яйца в чужие гнезда? (Кукушка.)

26. Трава, которую можно узнать даже с закрытыми глазами. (Крапива.)

27. Какая птица круглый год ходит во фраке? (Пингвин.)

28. Эта птица стоит на первом месте по скорости полета среди всех птиц. (Стриж.)

29. Самая маленькая птичка планеты. (Колибри. Ее размер не превышает полутора-

      двух сантиметров.)

30. Наука о животных. (Зоология.)

31. Кто из лесных зверей меняет свой «гардероб» два раза в год? (Заяц, белка, лиса.)

32. Самый чистоплотный зверек. (Барсук)

33. Какую рыбу зовут «речным санитаром»? (Щуку. Ослабленную и больную рыбу она

      поедает в первую очередь.)

34. Инженер-строитель» дома на реке. (Бобер.)

35. Какой зверь по праву считается самым быстрым? (Гепард.)

36. Животное наших лесов, похожее на кошку в увеличенном виде?
      (Рысь.)

37. Какое животное во время бега выставляет вперед задние лапы?

      (Заяц.)

38. Какое животное собирает яблоки спиной? (Еж.)

39. Когда ежи не колются? (Едва родившись.)

40. Какое животное в народе прозвали «косым»? Почему?

     (Зайца. За его необычную – раскосую – форму глаз.)

41. Какое животное является обладателем самого громкого голоса? 

     (Крокодил.)

42. Какую коровку «доят» муравьи? (Тлю-коровку.)

43. Какие ноги у жирафа длиннее – передние или задние?

      (Все ноги у жирафа одинаковой величины.)

44. Какого насекомого в народе прозвали «глазастым охотником»?

     (Стрекозу.)

45. Какая рыба названа именем человека? (Карп.)

46. Детеныши каких животных питаются молоком чужой матери?

     (Зайчата.)

47. Сколько ног у паука? (Восемь.)

48. А сколько ног у жука? (Шесть.)

49. Какое животное каждую зиму теряет свой «головной убор»?

     (Лось. Раз в год, зимой, он сбрасывает свои рога.)

50. Какое животное любит спать вниз головой? (Летучая мышь.)

 

1.      Часть экосистемы, которая состоит из группы организмов, отличающихся друг от друга по способу питания: продуценты, редуценты, консументы.

2.      Организмы, питающиеся организмами, создающими органические вещества.

3.      Организм, длительное время существующий за счёт другого организма.

4.      Среда, обеспечивающая условия жизни живым организмам, включающая земную кору, рельеф, почву, поверхностные и подземные воды, атмосферу, солнечный свет и тепла, питательные вещества.

5.      Разрушители мёртвого органического вещества.

6.      Организмы, питающиеся растительными остатками и трупами животных.

7.      Организм, который употребляется в пищу другим животным.

8.      Процесс превращения зелёными растениями, бактериями, водорослями энергии излучения Солнца в энергию химических связей органического вещества.

9.      Организмы, употребляющие в пищу и растения, и животные.

10.  Организмы, производящие с помощью фотосинтеза органические вещества и выделяющие в атмосферу кислород.

11.  Организм, который употребляет в пищу другое животное.

 

 Ответы:

По горизонтали: 1.Биотическая 2.Консументы 3.Паразит 4.Абиотическая 5.Редуценты  6.Детритофаги

По вертикали: 7.Жертва 8.Фотосинтез 9.Всеядные 10.Продуценты 11.Хищник

1.      Компактная пространственная группировка поселений, объединённых в одно целое интенсивными производственными, трудовыми, культурно-бытовыми и рекреационными связями.

2.      Процесс внедрения в общество научных, технологических, управленческих решений в социально-экономическую жизнь, позволяющих повышать эффективность использования естественных ресурсов и условий и одновременно сохранять и улучшать качества природной среды на локальном, региональном и глобальном уровнях.

3.      Наследственные изменения признаков организма, возникающие под влиянием изменившихся условий среды.

4.      Нарушение образования хлорофилла, листья желтеют и бледнеют, растения отстают в росте и развитии.

5.      Тип развития, для которого характерен переход от высшего к низшему, утраты способности  выполнять ранее достигнутое.

6.      Процесс повышения роли городов в развитии общества.

7.      Исторически сложившаяся совокупность видов животных, обитающих на определённой территории.

8.      Ядовитый туман.

Игра: Правда ли, что…?

1.      Лиственница сбрасывает хвою на зиму?  (Да)

2.      Папоротник цветёт? (Нет)

3.      Из плодов сои изготавливают мыло, лаки и краски? (Да)

4.      Одиноко стоящий дуб считался священным деревом на Руси? (Да)

5.      Плоды арахиса созревают в земле?  (Да)

6.      Типы корневых систем растений делятся на ветвистые и не ветвистые? (Нет)

7.      Ночью растения потребляют кислород? (Нет)

8.      В мексиканских и южноамериканских пустынях некоторые кактусы играют роль деревьев, в которых живут птицы? (Да)

9.       Анютины глазки – это садовая форма фиалки?   (Да)

10.  Дицентра – это насекомоядное растение? (Нет)

11.  Кактусы живут только в пустыне? (Да)

12.  В степи растут преимущественно деревья? (Нет)

13.  Фиговое дерево или инжир могут опылять только один вид насекомых? (Да, крохотные осы бластофаги)

14.  Грецкий орех - с научной точки зрения не совсем орех? (Да, на самом деле скорлупа грецкого ореха – это косточка, находящаяся под зелёной наружной оболочкой)

15.  Мангровые деревья растут в воде?  (Да, корни затапливаются морской водой)

Раздел для 10-11 класса.

Загадки:

1.      Это растение, которое занесено в Красную книгу. Как и все подснежники, оно спешит привлечь внимание насекомых-опылителей. Оно регулирует посещение насекомых, как светофор, то есть меняет свою окраску: становится попеременно синей, фиолетовой и розовой. Розовый цвет сообщает насекомым о том, что сладкое угощение, нектар, закончилось. (Медуница)

2.      Это озеро. Его приблизительный возраст 25 миллионов лет. Озеро пресное. В чистой и прозрачной воде этого озера можно невооруженным глазом наблюдать предметы на глубине более 40 метров. Обитатели этого озера -  голомянка, нерпа, осетр, таймень. (Байкал)

3.      Один из известных полярных исследователей так описывает район земного шара: "На краю нашей планеты лежит, как спящая принцесса, материк, закованный в голубое, зловещий и прекрасный, он покоится в своей морозной дремоте в складках мантии из снега, светящегося льдинами". О каком районе земного шара идет речь? (Антарктида)

4.      "Она настолько большая, что невозможно вообразить, где ее начало, а где конец. Она на самом деле невероятна и в своем великолепии. Она самая большая в мире, в ней, как и в морях и океанах есть заливы и моря, состоящие только из песка и жгучего солнца" О каком месте земли сказаны слова Вавилова? (Сахара)

5.      Они выпадают строго по сезонам года впрочем перевод этого слова с арабского и означает сезон. Иногда они приносят долгожданную влагу , а иногда страшные последствия в виде наводнений.О каких осадках идет речь?(Муссон)

6.      О пользе этого дерева в народе говорят так: «У этого дерева четыре дела: первое дело – мир освещать; второе дело – крик утишать; третье дело – больных исцелять; четвертое дело чистоту соблюдать». Назовите это дерево?( Береза.)

7.      На Руси это растение долгое время считали сорняком и изгоняли с полей и огородов. Весной, когда витамины особенно необходимы истощенному за долгую зиму организму, это растение готово попасть к нам на стол. Он обогатит организм белками, сахарами, железом, калием, витамином С и другими полезными веществами. Назовите это растение? ( Щавель)

8.      На свежих влажных лугах, по берегам рек и болот, вдоль дорог, на лесных вырубках в гарях в середине лета распускает свои ярко – розовые цветы растение. Яркие цветы его привлекают пчел. Обилие нектара делают это растение прекрасным медоносным растением. Его листья сушат и заваривают, получая целебный напиток. Это растение называется… (Иван – чай).

9.       Каждый, кто ходил по тенистому ельнику, видел ковер из нежно – зеленых тройчатых листочков. Эти листочки и цветочки съедобны, чуть кисловаты на вкус и содержат массу витаминов, особенно весной. Листья обладают интересной особенностью. Если легонько дотронуться до листочка, он тут же сложиться как зонтик. В народе это растение прозвали «заячьей капустой». Назовите это растение…( Кислица обыкновенная).

10.   Это растение одно из самых распространенных растений в России. Ползучим он называется потому, что его стебель тянется – «ползет» - по земле, укореняясь во многих местах. А от стебля растут на длинных черешках тройчатые листочки и цветы на безлистных цветоножках. Часто можно видеть , что нижние цветы в соцветии отцвели и завяли, став бурыми, а верхние все еще цветут. Как называется это растение? (Клевер луговой).

11.   В Китае это растение сто лет стало огородной культурой. Из этого растения китайцы готовят супы и пюре, употребляют как в свежем, так и в сушеном виде. Это растение еще и целебное. Ее настой принимают при внутренних кровотечениях, язве, воспалениях кишечника, болезнях печени и мочевого пузыря, а также для понижения артериального давления. (Пастушья сумка).

12.   Это растение – настоящее чудо природы, а «сто сил» этого растения спрятаны в корне. Китайские медики называют это растение «даром богов» и «корнем жизни», излечивающим все области тела и духа. (Женьшень).

13.   «Комнатным женьшенем» и «деревом жизни» называют в народе это растение за его лечебные свойства сока. Что это за растение?  (Каланхоэ дегремона).

14.  Какую ягоду в народе называют «царская ягода»? За что её так называют? (Клюква. Она обладает почти всеми лекарственными свойствами. Она полезна для зрения, снимает кровяное давление, помогает при диабете, ягоды клюквы понижают жар, препятствует образованию камней в почках и так далее…)

15.   Растения эти цветут ранней весной – их мелкие цветы собраны в колоски, которые образуют метелки, кисти или головки. Несмотря на невзрачность соцветий, привлекают к себе пчел, которые собирают с них пыльцу и совершают опыление. Это растение имеет большое хозяйственное значение. В ряде регионов оно является важным кормовым растением. Например это растение в Средней Азии – основной корм для овец в зимнее время. Что это за растение? (Осока).

16.   На лугу среди цветов и травы почти всегда можно встретить это растение. Это старинное лекарственное растение. Препараты из этого растения назначают при воспалениях мочевого и желчного пузыря, болезнях печени. Свое название растение получило за собранные в гроздья желтые соцветия. Назовите это растение? (Пижма).

17.  Это самое обыкновенное, самое обыденное растение. Растет он на пустырях, на огородах, близ жилья и, конечно вдоль дорог. Его крупные округлые листья собраны в прикорневую розетку, а из ее центра поднимается высокий колосок. (Подорожник).

18.   Свойства этого травянистого растения, распространенного почти по всей лесной зоне Евразии, знали еще древние греки и римляне. Это растение использовали как успокоительное средство при нервном перенапряжении. Это растение входит в состав многих бальзамов, успокоительных чаев. Американские индийцы потребляют в пищу поджаренные на раскаленных камнях мясистые корни этого растения. О каком растении идет речь? (Валериана лекарственная).

19.  Каждому знакомы нежно – розовые «грамофончики» травянистого растения с вьющимся стебельком. Его можно встретить на лугу среди травы, возле дорог. Его нарядные цветочки со сросшимися в воронку, лепестками, цветут всего один день – распускаясь утром, а к вечеру увядая. Но этого краткого времени цветку вполне хватает, чтобы опылиться. (Вьюнок полевой).

20.  Посмотришь на это растение, и кажется, будто у него на одном стебельке есть желтые и фиолетовые цветы. Это впечатление обманчиво: настоящие цветы только желтые, вытянутые в трубочку и разделенные на конце на две «губы». А фиолетовые прицветники – листочки, в пазухах которых и прячутся цветы. Людям показалось, будто нежная девушка в желтом сарафанчике спряталась от непогоды в объятьях молодого парня в фиолетовой рубахе. Как люди назвали этот цветок? (Иван – да – Марья).

 

Вопросы:

1.) Кто тяжелее слона?

Муравей

Бегемот

Акула

Жираф

 

2.) Какая птица выводит птенцов зимой?

Снегирь

Клёст

Воробей

Кукушка

 

3.) Кого считают предком собак?

Лису

Гиена

Медведь

Волк

 

4.) Кто спит головой вниз?

Летучие мыши

Морской конёк

Слизняк

Бабочка

 

5.) Какие млекопитающие откладывают яйца?

Скунс

Ехидна

Морская свинка

Пингвин

 

6.) Какое дерево считается символом России?

Дуб

Тополь

Кедр

Берёза

 

7.) Где раки зимуют?

В Караганде

В иле

В своём гнезде

В песке

 

8.) Для чего нужны бивни моржам?

Копать картошку

Добывать пищу

Драться

Грести в воде

 

9.) Какое насекомое слышит ногами?

Жук – навозник

Сороконожка

Кузнечик

Лягушка

 

10.) Какие птицы не летают?

Страусы

Утка

Жаворонок

Ворон

 

11.) Как называется детёныш овцы?

Козлёнок

Жеребёнок

Ягнёнок

Телёнок

 

12.) Кто дышит хвостом?

Водный скорпион

Карась

Белка

Павлин

 

13.) Сколько ног у паука?

Три

Одна

Восемь

шесть

 

14.) Самое большое животное на Земле?

Слон

Муха

Тритон

Синий кит

 

15.) Как узнать возраст рыбы?

По чешуе

По цвету

По хвосту

По плавникам

 

16.) Зачем некоторым бабочкам узор на крыльях  в виде глаз?

Для привлечения самцов

Чтобы лучше видеть

Для защиты

Для красоты

 

17.) Для чего зебра полосатая?

Чтобы труднее распознать

Испачкалась грязью

Родители разных цветов: мама – белая, папа – чёрный

Ошибка природы

 

18.) Кто на себе лес носит?

Верблюд

Ёжик

Олень

Свинья

 

19.)Каких  животных в Индии считают священными?

Тигр

Корова

Скунс

Горилла

 

20.)Какие зверьки, в Австралии, являются злейшими врагами фермеров?

Кролики

Кенгуру

Обезьяны

Жук

По горизонтали: 1. Метод для исследования взаимо­отношений в экосистемах. 2. Абиотический фактор. 3. Состояние длительного покоя у животных. 6. Реак­ция организмов на продолжительность дня. 11. Ком­плекс мелких взвешенных в воде организмов. 12. Этаж леса. 14. Рыба. 15. Микроорганизм — разрушитель органических остатков. 16. Физиологический процесс остановка развития, вызванная низкой температурой. 17. Вид цапель, занесенный в Красную книгу.

20. Организм, синтезирующий органические вещества из неорганических соединений. 22. Биогеоценоз. 23. Комплекс мероприятий, направленных на сохра­нение того или иного вида. 26. Выделение на основе каких-либо признаков. 27. Сложившаяся в процессе эволюционного развития совокупность растений и жи­вотных, населяющих одну территорию и взаимно вли­яющих друг на друга. 28. Разрушение поверхностно­го слоя. 29. Фактор среды, образующий атмосферу. 30. Минеральная подкормка для растений. 31. Фак­торы, вызывающие изменения генотипа.

По вертикали: 1. Наука о закономерностях взаи­моотношений организмов между собой и со средой обитания. 3. Абиотический фактор. 4. Годичный цикл роста и развития. 5. Способность организмов выносить отклонение факторов среды от оптималь­ных условий. 7. Одно из мероприятий для управле­ния численностью популяций. 8. Охраняемая тер­ритория, на которой сильно ограничена охота и ис­пользование природных ресурсов. 9. Организм, питающийся готовыми органическими веществами, не паразит. 10. Органическое вещество почвы, обра­зующееся в результате разложения растительных и животных остатков. 13. Ученый-биолог, изучающий закономерности и периодичность явлений в приро­де в связи со сменой времен года. 18. Общее количе­ство органического вещества всей совокупности осо­бей с заключенной в нем энергией. 19. Мероприя­тие по регуляции численности животных. 21. Замкнутый цикл процессов и явлений. 23. Ком­плекс мероприятий по сбору, транспортировке и обез­вреживанию отбросов. 24. Временное состояние орга­низма, при котором все жизненные процессы замед­лены до минимума и отсутствуют все видимые признаки жизни. 25. Территория, занимаемая опре­деленным видом растений или животных.

Ответы

По горизонтали: 1. Эксперимент. 2. Вода. 3. Спяч­ка. 6. Фотопериодизм. 11. Планктон. 12. Ярус. 14. Язь. 15. Редуцент. 16. Покой. 17. Ибис. 20. Автотроф. 22. Дубрава. 23. Охрана. 26. Отбор. 27. Биоценоз. 28. Эрозия. 29. Воздух. 30. Азот. 31. Мутагены.

По вертикали: 1. Экология. 3. Свет. 4. Ритм. 5. Толерантность. 7. Отлов. 8. Заказник. 9. Сапро­фаг. 10. Гумус. 13. Фенолог. 18. Биомасса. 19. От­стрел. 21. Круговорот. 23. Очистка. 24. Анабиоз. 25. Ареал.

1.      Зона значения экологического фактора, наиболее благоприятная для организма.

2.      На графике действия экологического фактора на организм зона, обозначающая пределы выносливости.

3.      Экологический закон.

4.      Совокупность всех жизненных условий, необходимых для существования того или иного вида.

5.      Факторы неживой природы.

6.      Эффект разогрева земной атмосферы, вызванный повышенным содержанием в ней углекислого газа.

7.      Один из наиболее значимых экологических факторов.

8.      Факторы живой природы.

9.      Зона, находящаяся за пределами выносливости.

10.  Зона, в которой прекращается размножение организмов и их нормальная жизнедеятельность.

11.  Экологические факторы, связанные с воздействием человека на окружающую среду.

12.  Основной источник световой и тепловой энергии для земли.

13.  Ученый биолог и агроном, создавший один из экологических законов.

14.  Один из наиболее значимых экологических факторов.

 

Ответы:

1. оптимума 2. толерантности 3. минимума 4. ниша 5. абиотические 6. парниковый 7. температура 8. биотические 9. гибели 10. угнетения 11. антропогенные 12. солнце свет 13. либих 14. влажность

 

 

Игра «Верите ли вы, что…»

1.      Верите ли вы, что бордер-коли, по кличке Чейсер  знает 1022 человеческих слова! ( да)

2.      В некоторые виды цветных карандашей добавляется экстракт моркови для большей прочности грифеля? (Нет)

3.      Правда ли что, пауки питаются собственной паутиной? (Да)

4.      Если камбалу положить на шахматную доску, она тоже станет клетчатой. (Да) 

5.      Некоторые лягушки умеют летать? (Да, в тропических лесах Азии и Африки)

6.      В некоторых странах жуков-светляков используют в качестве осветительных приборов? (Да)

7.      Верите ли вы, что мхи и лишайники растут с южной стороны деревьев и пней? (Нет. С северной.)

8.      Верите ли вы, что клесты рождаются с прямыми клювами? (Да. Но как только молодой клест начинает доставать еловые семечки клюв его загибается крест-накрест.)

9.      Верите ли вы, что птицы сеют лес? (Да. Семена и косточки съеденных растений не перевариваются, а проходят через кишечник, а затем разносятся птицами в разные места.)

10.  Верите ли вы, что лиса зимой спит? (Нет. Она не впадает в спячку.)

11.  Верите ли вы, что ласточка, чтобы прокормить птенцов делает до 500 вылетов в сутки? (Да)

12.  Верите ли вы, что волк – санитар леса? (Да. К волку на обед, прежде всего, попадают старые, слабые и больные животные.)

13.  Верите ли вы, что муравьи ориентируются в муравейнике по запаху? (Да.)

14.  Верите ли вы, что живица – это насекомое? (Нет. Это прозрачная смола, которая вытекает из трещин коры хвойных деревьев: она используется в медицине и парфюмерии.)

15.  Верите ли вы, что ежи плохо видят? (Да. Поэтому он не убегает в случае опасности, а сворачивается клубком.)

16.  Верите ли вы, что звери - голые землекопы - ведут общественный образ жизни, как, например, пчелы и муравьи? (верю)

17.  Верите ли вы, что клещ может находиться без пищи до 7 лет? (верю)

18.  Верите ли вы, что рыба далия может выдержать понижение температуры до минус 40 градусов по Цельсию, промерзая до костей, но с повышением температуры оттаивает и оживает? (верю)

19.  Верите ли вы, что белые медведи не питаются в природе пингвинами, потому что пингвины живут стадами и нападать на них опасно? (не верю)

20.  Верите ли вы, что создание крупных водохранилищ приводит к увеличению парникового эффекта? (верю)


Список использованной литературы:

1.      http://biouroki.ru

2.      http://pechnikovo-dr.ucoz.ru/index/ehkologicheskie_faktory/0-41

3.      http://ped-kopilka.ru

4.      http://veselajashkola.ru/viktoriny/viktorina-po-ekologii/

5.      http://scenary.at.ua/load/scenarii_scenarii/scenarii_ecology/21

6.      http://www.teatrbaby.ru/scenarnaya/ecology.htm