В  помощь учителю

Игры и упражнений

 

Игра «Веселый котенок»

(Игра проводится под веселую, подвижную музыку).

На одного из детей надевается маска котенка. Остальные встают в цепочку, держась друг за друга. «Котенок», поворачиваясь то влево, то вправо, пытается поймать свой «хвост», т.е. крайнего ребенка в цепочке.

После того, как это ему удается, «котенок» становится в конце цепочки. Игра повторяется несколько раз.

 

Игра–пантомима

Звучит музыка из серии  «Звуки природы».

– Предлагаю вам жестами показать то, о чем я буду говорить:

– распустились цветы

– пчелы полетели собирать мед

– подул ветерок – закачались деревья

– солнышко улыбнулось из-за тучи

– в траве прыгают кузнечики

– паучок плетет паутинку

– птицы перелетают с ветки на ветку

и поют песни

 

Упражнение “Неоконченные предложения”

Воспитатель предлагает детям предложения, которые нужно закончить:

– «Я люблю…»

– «Меня любят…»

– «Обо мне заботятся…»

– «Я забочусь…»

– «В меня верят…»

(Ответы детей).

 

Упражнение-игра «Рядом с другом»

На полу разложены два обруча. Дети делятся на две команды и по сигналу воспитателя пытаются разместиться всей командой в одном обруче. Побеждает та команда друзей, в которой все дети поместились в обруче.

  

Игра «Я позабочусь»

Если бы я был  птицей, я бы заботился …….

Если бы я был  тигром, я бы заботился …….

Если бы я был  муравьем, я бы заботился …….

Если бы я был  рыбой, я бы заботился …….

Если бы я был  цветком, я бы заботился …….

Если бы я был  взрослым человеком, я бы заботился….

И т. д.

  

Упражнение-игра «Солнечный лучик любви»

Воспитатель демонстрирует игрушку «солнышко» и предлагает детям встать вокруг него.

– Любовь – это маленькое солнышко внутри каждого из нас. У солнышка есть лучики любви, они умеют творить чудеса.

Давайте поиграем. Представьте, что вы все – солнечные лучики. Встаньте вокруг нашего «солнышка». Потяните руки в стороны, как лучи солнца, представьте, что направляете свой «луч» кому–нибудь из близких и родных, скажите ему слова- пожелания. А начать можно с таких слов: «Любви лучик направляю…».

(Далее дети сами формулируют пожелания. Воспитатель при необходимости помогает детям).

                                Любви лучик направляю,

Всем здоровья я желаю!

Любви лучик направляю,

Маме счастья я желаю!

При проигрывании этого упражнения-игры пожелания детей могут быть самые разнообразные. Они могут адресоваться любому человеку по желанию ребенка. Пожелания проговариваются ребенком в свободной форме.

 

Игра «Волшебная почта»

– Волшебной почта называется потому, что она помогает пересылать только те письма и открытки, в которых есть слова любви, нежные и ласковые слова, слова утешения.

– Вы знаете такие слова? А кому мы говорим эти слова?

(Рассуждения детей).

– Слова любви мы говорим своим родным и близким, своим друзьям. Чтобы отправить другу письмо по волшебной почте, нужно пройти по дорожке.

Дети делятся на две команды и становятся напротив друг друга на расстоянии 12-16 шагов. Цель игры: встретиться с тем, кто напротив тебя.

Условия игры: шаг можно сделать, только сказав ласковое слово.

Например: «Айгерим, ты добрая!», «Коля, ты заботливый!», «Серик, ты внимательный!» Красивый! Веселый! (И т.д.).

  

Упражнение

«Успокой сердце»

– Ребята, слышите, здесь кто-то плачет. Кто это? (Воспитатель показывает детям мягкую игрушку «Маленькое сердце». Можно использовать любую мягкую игрушку, изображающую какое-либо животное  в качестве персонажа, пришедшего на урок. )

(Ответы детей).

– Это – Маленькое сердце. Что случилось с тобой, Маленькое сердце? Скажи мне на ушко. (Воспитатель прикладывает игрушку к уху).

– Оно рассказало мне, что заблудилось, потерялось, не знает, где его дом, не знает, где его семья. Самое грустное, что это сердце одиноко.

Мне так его жалко, потому что оно не знает любви. Что же нам делать, как помочь Маленькому сердцу?

(Рассуждения детей).

– Пусть каждый из вас успокоит, утешит Маленькое сердце ласковыми и добрыми словами.

(Дети по кругу передают игрушку).

– Не плачь, Маленькое сердце, не горюй. Ты больше не одиноко. Оставайся с нами. Живи в нашей группе, радуй нас. А мы будем любить и радовать тебя.

 

Упражнение

«Волшебное зеркало»

– Фея Любви прислала нам волшебное зеркальце. Посмотрите, кого вы в нем увидели?

– Как вы думаете, есть на земле еще такой же человек, как вы?

– Каждый из нас – единственный, каждый из нас неповторим.

Солнце, Небо и Земля!

Хорошо, что с вами – Я!

Всему миру прокричу:

Очень я себя Люблю!

Я – самый хороший!

Я – самый красивый!

Я – самый умный!

Я – самый-самый-самый!

Я – очень люблю себя!

 

Игра

«Разговор с солнышком»

Звонит игрушечный телефон. Воспитатель поднимает трубку и имитирует разговор в ролях:

– Алло! Здравствуйте! Кто это?

– Это – я, ваш добрый друг Солнце. Каждое утро я заглядываю в окошки детского сада и вижу хороших и веселых ребят. И мне очень хочется познакомиться с ребятами и узнать, какие они.

– Спасибо, солнце, за теплые слова. Дети будут очень рады все рассказать о себе. Они даже расскажут тебе то, за что они себя любят.

– А ты, солнышко, любишь себя?

– Да, люблю себя за то, что я большое, яркое, теплое и бываю даже жаркое. А еще за то, что помогаю расти детям, цвести садам и согреваю землю.

– Ребята, вы хотите рассказать солнышку о себе?

Дети передают телефонную трубку друг другу и рассказывают о себе. Воспитатель подбадривает детей и помогает наводящими вопросами тем, кто затрудняется либо стесняется говорить о себе.

Воспитатель говорит от имени солнца:

  

Упражнение «Теплая пушинка»

В одной сказочной стране, которая называется «Страна теплых пушинок», все люди очень любили дарить пушинки друг другу. Как только они встречали друг друга, то сразу же доставали теплую пушинку из мешочка и дарили ее. Это означало: «Я рад встрече с тобой; ты очень хороший; я тебя очень люблю…». Пушинка мягкая, теплая, разноцветная, и ее приятно держать на ладошке. Каждый человек, который получал в подарок пушинку, сразу же чувствовал тепло, внимание и заботу.

– Фея Любви прислала мешочек с теплой пушинкой для каждого из вас.

Воспитатель раздает пушинки, сделанные из кусочков синтепона, ваты, мишуры, пуха и прочих мягких материалов.

– Каждую пушинку нужно согреть в ладони и прошептать ей нежные и ласковые слова любви. Если подарить пушинку со словами любви, она станет волшебной.

Воспитатель предлагает подарить пушинки друзьям с добрыми пожеланиями.

   

Упражнение «Необычный подарок»

Звучит музыка вальса.

– Вчера я встретилась с Феей Любви. Я рассказала ей о вас, ребята.

Она внимательно выслушала меня. И порадовалась тому, что на занятиях по самопознанию вы учитесь понимать друг друга, любить и уважать. Фея Любви подарила мне вот этот волшебный флакончик.

Посмотрите, какой он красивый. Он пока пуст. Сила и секрет волшебного флакончика в том, что мы по капельке можем наполнить его своей любовью. А Фея пообещала, что капельки любви и нежности обязательно попадут к тем, кто в этом нуждается, кому одиноко, у кого плохое настроение.

– Давайте попробуем наполнить флакончик, представив себе того, кому мы хотим подарить нашу радость...

– Моя капелька любви для мамы, чтобы она никогда не уставала.

– Моя капелька для птиц, чтобы они радовались своим птенцам.

– А кому вы подарите свою любовь?

(Рассуждения детей).

–        Как хорошо, как прекрасно, когда мир, в котором мы с вами живем, наполнен  любовью.

 

 Упражнение  «Эхо Счастья»

Воспитатель выразительно читает текст, соблюдая паузы.  Дети повторяют каждую вторую строчку,  как эхо, приложив руки «рупором» к губам.

Видеть солнце – это счастье?

Счастье, счастье, счастье…

 

Улыбнуться маме – счастье?

Счастье, счастье, счастье…

 

Помириться с другом – счастье?

Счастье, счастье, счастье…

 

Пожалеть котенка – счастье?

Счастье, счастье, счастье…

 

Получить подарок – счастье?

Счастье, счастье, счастье…(И т.д.).

 

Игра «Угадай мелодию»

– Мне очень нравится передача «Угадай мелодию». Я принесла с собой цветочный барабан. Будем его крутить и угадывать, какие прозвучат песни.

Звучит песенка из мультфильма «Львенок и черепаха»: «Я на солнышке лежу и на солнышко гляжу. Все лежу, и лежу, и на солнышко гляжу».

– Кто это поет?

– Как вы думаете, почему черепаха такая счастливая?

(Ответы детей).

Звучит песенка из мультфильма «Крошка енот»: «От улыбки станет всем светлей, от улыбки в небе радуга проснется, поделись улыбкою своей, и она к тебе не раз еще вернется».

– Кто это поет?

– Чему радуется Крошка енот?

– Символом какого чувства является улыбка?

(Ответы детей).

Игра - упражнение «Пирог счастья»

– Чтобы всем было радостно, давайте испечем пирог счастья!

– Как вы думаете, из чего получается такой пирог? Что нужно добавить в пирог счастья?

– Можно добавить в пирог чуть-чуть радости, доброты, здоровья, веселья и три ложечки смеха.

Дети сопровождают стихотворение подходящими по смыслу движениями.

Встали все на место,

Замесили тесто!

Раз месили, два месили,

Что-то положить забыли,

Что для мамы мы положим?

Радости!

Месим с радостью мы тесто,

Вот ему уже и тесно,

Что для папы мы положим?

Успеха!

Очень даже мы успешно

Замесили снова тесто.

Доброты в него добавим,

Смехом мы его приправим.

В нем и радость, и успех,

Хватит счастья нам на всех!

 

Воспитатель может взять готовое тесто, чтобы все дети могли, встав вокруг,  помесить его, и каждый из детей может добавить «радости» – изюм, «успеха» – орешки, «доброты» – «сахар»,  смеха – «мак» и т.д.  После того,  как дети все добавят, можно отдать его в столовую для  выпечки.

  

Упражнение «Моя планета»

– Если смотреть на нашу планету из космоса, то она тоже кажется разноцветной. Не видно отдельных городов, лесов, рек, озер, а просто красивые пятнышки.

Представьте, ребята, что на одной планете все жители поссорились друг с другом, они обижаются друг на друга, злятся.

– Раскрасим такую планету. Вместо обычных кисточек у вас будут ваши пальчики.

Дети рисуют на заранее приготовленном листе с нарисованным для каждого кругом.

Они обмакивают пальчики в краску и раскрашивают круги.

– На планету, где люди ссорились, прилетели голуби. Они научили жителей, как жить дружно и без обид.

– Дети, вы знаете, как можно научить жителей этой планеты жить дружно?  (Рассуждения детей).

– Давайте представим, какой стала эта планета после того, как люди на ней помирились, и раскрасим ее.

Если гуашь влажная, воспитатель сверху кладет белый круг, закрывая планету ссоры;   если гуашь высохла, то можно рисовать снова поверх сухого слоя краски.

      – А теперь что вы чувствуете, глядя на эту планету?

– Эта красивая планета похожа на ваше настроение в тот момент, когда вы помирились с друзьями.

– Какое название вы придумаете своей планете? Прислушайтесь, что подскажет вам сердце?

(Рассуждения детей).

 

Упражнение «Если бы я был…»

– Фея Любви мечтает о том, чтобы каждый человек на земле, большой и маленький, научился беречь родную природу. Вы уже превращались в волшебные капельки воды, а теперь, ребята, давайте представим себе, что каждый из вас стал травинкой или птичкой, превратился в деревце или в речку.

– Если бы ты был речкой, Ержан, хотелось бы тебе, чтобы люди помогали и заботились о тебе?  Какую помощь ты от них ждешь?

– А если бы ты была деревцем, Света?   И т.д. 

Воспитатель обращается к каждому ребенку, давая ему возможность представить себя в роли и высказать свое мнение по заботливому отношению к природе.

(Ответы детей).

 

Игра «Конкурс хвастунов»

Воспитатель предлагает провести конкурс на лучшего «хвастуна». Но  хвастаться нужно не своими успехами или красотой, а  другом, который стоит справа.

– Посмотрите внимательно на  своего друга, который стоит   справа,  и подумайте:

– Какой он человек, какое у него сердце? Что он умеет делать и что у него  хорошо получается?

Например: «Акмарал – очень умная, добрая, веселая, у нее доброе сердце» и т.д.

Когда все  дети расскажут о своем друге, можно выбрать  лучшего «хвастуна». Воспитатель спрашивает  у каждого ребенка, что ему понравилось больше – говорить хорошие слова о друге или слушать, как рассказывают о тебе?

 

Игра «Волшебный круг»

Учитель предлагает учащимся встать в тесный круг. Один из них по желанию выходит в середине круга. Все остальные вытягивают руки вперед на уровне груди. Стоящий в центре ученик начинает свободно падать в разные стороны. Остальные должны осторожно вернуть его в исходное положение. Учитель помогает ученикам.

Игра длится 4-5 минут.

В конце упражнения учащиеся делятся своими впечатлениями.

· О каком секрете путешественников вы узнали из этой игры?

(Ответы учащихся).

– Правильно, в путешествии главное – помощь друга, его поддержка, понимание, доверие. Вместе с другом любой путь становится веселее и короче.

На доске цветным мелом учитель записывает слово «доверие».

Игра «Волшебный круг»

Учитель предлагает учащимся встать в тесный круг. Один из них по желанию выходит в середине круга. Все остальные вытягивают руки вперед на уровне груди. Стоящий в центре ученик начинает свободно падать в разные стороны. Остальные должны осторожно вернуть его в исходное положение. Учитель помогает ученикам.

Игра длится 4-5 минут.

В конце упражнения учащиеся делятся своими впечатлениями.

· О каком секрете путешественников вы узнали из этой игры?

(Ответы учащихся).

– Правильно, в путешествии главное – помощь друга, его поддержка, понимание, доверие. Вместе с другом любой путь становится веселее и короче.

На доске цветным мелом учитель записывает слово «доверие».

  

Упражнение «Помним о доброте»

Учащиеся становятся в круг, учитель каждому бросает мяч. Поймавший мяч ученик называет имя хорошего человека и объясняет, почему он считает его добрым. Например: «Мой друг Арман добрый, потому что он всегда делится со мной игрушками. Моя сестра Алия добрая, потому что она всегда помогает мне выполнить трудное задание. Я тоже стараюсь быть добрым, я никого не обижаю и всем помогаю…».

 

Игра «Море доброты»

– Представьте себе, что вместо классной доски появилось море. Его название состоит из этих букв: т, о, д, р, б, а (на доске таблички с буквами).

·   Как называется наше море? (Доброта).

–У вас на партах бумажные кораблики. На них написаны разные слова. Выберите те кораблики, которые поплывут по морю Доброты.

Ученики выбирают кораблики и объясняют свой выбор, например: «Я выбрала кораблик «Помощь», потому что добрый человек всегда поможет другому». «Я выбрал «Вежливость», потому что добрый человек никогда не говорит грубых, злых слов, и он всегда вежлив с людьми».

 

Игра «Я добрый великан»

– В этом волшебном сундучке помещены интересные задачи-ситуации, из которых надо найти правильный выход. Если мы их решим, то получим диплом «Добрый великан». Ответ следует начинать словами: «Я добрый великан, поэтому…».

Например, играющему досталась карточка, на которой напечатано:

1. Поймаю бабочку, посажу ее в коробочку и буду с ней играть.

Решение: Я добрый великан, поэтому не буду этого делать.

2. Малыш в траве потерял игрушку.

Решение: Я добрый великан, я помогу ему найти игрушку.

Подводя итоги игры, учитель вручает ученикам дипломы «Добрый великан».

 

 Игра «Я ответственный»

– Я предлагаю вам поиграть и заодно поразмышлять над вопросом: «За что мы ответственны?»

Учитель зачитывает фразу. Если учащиеся с ней согласны, они хором произносят: «Это я, это я, это все мои друзья».

Кто несет ответственность

–    за свои знания,

–    за домашних животных,

–    за свое здоровье,

–    за порядок в своей комнате,

–    за погоду на улице,

–    за выполнение своих обязанностей по дому,

–    за порядок в квартире соседа,

–    за деревья, травы и цветы,

–    за сохранность автомобиля дяди Коли,

–    за настроение товарища?

 

Упражнение «Строим дворец ценных качеств»

Учитель раздает ученикам карточки, на которых напечатаны слова: доброта, правдивость, милосердие, ответственность, доброжелательность. Нужно ответить, какое из указанных качеств они больше всего ценят в своих одноклассниках, друзьях.

Ребята выходят к доске, прикрепляют «кирпичик» на силуэт здания и объясняют, почему именно это качество они больше всего ценят.

Когда дворец «построен», учитель подводит итог:

– Каждый человек мечтает о том, чтобы его окружали хорошие, добрые люди. А для этого нужно и самому быть таким же. Пусть в сердце каждого из нас поселятся доброта, отзывчивость, честность, милосердие, забота и другие хорошие качества человека.

Сегодня мы поговорим о том, как доброта преобразует человека, делает его красивым.

  

Упражнение в тетради «Я – ученик»

Учитель предлагает детям заполнить анкету «Я – ученик», поставить рядом с каждым словом знаки « + » или « – ».

Я – ученик и поэтому я:

 

Настойчивый

 

Упрямый

 

Любознательный

 

Внимательный

 

Трудолюбивый

 

Ленивый

 

Дисциплинированный

 

Непоседливый

 

Аккуратный

 

Скромный

 

 

·       Какие из этих качеств помогают вам хорошо учиться в школе? А какие вредят?

·        Кто поставил знак « + » рядом со словом  «упрямый»?

·        Чем настойчивость отличается от упрямства?

·         Кто поставил знак « + » рядом со словом «ленивый»?

·         Легко ли учиться в школе, если ты ленив? Как избавиться от лени?

·        Если бы кто-то спросил вас о том, как стать дисциплинированным, что бы вы посоветовали ему?

 

Упражнение «Неоконченные предложения»

     Учитель предлагает ученикам  подумать и ответить на вопросы: умеют ли они сами дружить и надо ли этому учиться. Работа над  вопросами проводится в форме групповой дискуссии. Для этого учитель записывает на доске начало нескольких предложений и предлагает детям выбрать один из предложенных вариантов,  завершить его, поясняя свой ответ:

1.       «Я умею дружить, потому что…».

2.      «Я могу дружить с ребятами, которые …».

3.      «Со мной можно дружить, потому что я …».

4.      «Я хочу научиться дружить, чтобы….».

5.      Собственный вариант  ответа по  предложенной теме.

   

Игра «Не намочи ноги»  (или «Острова»)

Учитель предлагает игру, в процессе которой дети получают возможность проявить взаимопомощь, взаимовыручку и заботу.

На полу отделяется белой чертой «болото» шириной 4-5 метров. Двум детям дается по две дощечки. Обоим надо по этим дощечкам-мостикам перейти на другой берег. Каждый участник кладет одну дощечку на землю, осторожно переступает по доске, а другую держит в руке, а затем кладет вторую, идет дальше и т.п.

Когда дети подходят к середине болота, создается ситуация, будто у одного сломалась дощечка и утонула. Как поступить?

  

Игра «Острова»

Класс делится на две группы. На полу чертятся два небольших «острова». Под музыку  ребята выполняют любые движения, а когда она закончится, то быстро занимают место на своем «острове» (чтобы разместиться на них, некоторым ребятам придется стоять на одной ножке, а другим их поддерживать). Выигрывает та команда, которая вся разместится на «острове».

 

Игра «Волшебный лучик»

Учитель проводит игру с целью обучения детей видеть положительные качества в других.

– «Волшебный лучик» помогает видеть в людях только положительные качества. Сейчас мы посветим «волшебным» фонариком. На кого упадет лучик, тот выйдет из класса, а мы у лучика узнаем, какие у (Маши, Керима и т.д.) есть качества, достойные уважения.

Учитель предлагает детям назвать качества, достойные уважения, у одноклассника, который вышел за дверь. На лучиках солнышка он записывает называемые детьми качества. После этого ребенок приглашается в класс, и учитель подробно рассказывает ему, что о нем говорили дети, и вручает солнышко. Игру проводят не более трех раз.

  

Упражнение в тетради «За что я уважаю себя»

1. Прочитайте  предложение.

Видеть положительное в людях -  человеческое качество достойное уважения. 

– Почему так важно увидеть в людях положительные качества?

  1. Запишите  на лучиках звездочки свои  качества, которые достойны уважения.
  2. Раскрасьте свои лучшие качества яркими красками.

 

Игра «Волны»

Учитель и дети садятся, образуя круг. Учитель предлагает представить, что они купаются в море, окунаясь в ласковые волны, и изобразить эти волны – нежные и веселые. Тренировка заканчивается «купанием в море»: один из детей становится в центр круга, к нему по одному подбегают «волны» и ласково «поглаживают пловца». Когда все «волны» погладят его, он превращается в «волну», а его место занимает следующий купающийся.

 

Упражнение «Делаем вместе»

Учитель предлагает детям перечислить и написать перечень дел, которые в их доме все члены семьи выполняют вместе. Например, совместный отдых, приготовление праздничного обеда, покупки вещей и т.д.

 

Затем можно перечислить такие дела, которые каждый член семьи выполняет самостоятельно, например, уборка своей комнаты, утренний подъем, зарядка и т.д.

Затем учитель просит ребят подумать и написать, хотят ли они, чтобы родители:

– всегда делали вместе с ними уроки;

– всегда играли и гуляли вместе с ними;

– ходили вместе с ними в школу и сидели с ними за одной партой;

– читали с ними одни и те же книги (и т.д.).

 

Игра «Мост»

На полу из скамеек, дощечек, листов картона и т.д. делается «мостик».

Учитель рассказывает историю о том, как на мосту встретились две упрямые козы и не смогли разойтись, потому что ни одна из них не хотела уступить дорогу другой.

Два ученика одновременно переходят через «мостик» так, чтобы никто из них не упал «в реку». По «мостику» навстречу друг другу могут переходить не только два человека, но и две группы игроков.

Чтобы не упасть, ребята дружески и заботливо помогают друг другу, меняются местами, пропускают друг друга и т.д.

 

Упражнение «Будем знать, чтобы дружить»

Порядок работы:

1. Учитель предлагает детям разделиться на две группы. В одной группе будут работать мальчики, а в другой – девочки. Каждая группа получает по листу ватмана, который следует разделить пополам вертикальной чертой. Детям предлагается подумать и записать на ватмане те качества, которые соответствовали бы их идеальным представлениям о девочках (для мальчиков) и о мальчиках (для девочек), которые необходимы для настоящей,  крепкой дружбы между ними. По окончании работы прикрепляются к доске, списки зачитываются.

2. Учитель предлагает группам обменяться списками. Теперь каждая группа, прочитав описание идеального образа мальчика-друга и девочки-подруги, создает соответствующий портрет на второй половине ватмана. Можно посоветовать детям, что это может быть реальный портрет, а может быть и портрет - коллаж, т.е. картинка, на которой изображены предметы живого и неживого мира, символы, линии, цветовые пятна в соответствии с полученным описанием. По окончании работы группы представляют портреты.

3. Мальчики и девочки вновь обмениваются листами ватмана, т.е. девочки получают описание и портрет идеального друга-девочки, а мальчики – идеального друга-мальчика. Каждая группа сгибает лист по вертикальной линии так, чтобы был виден только рисунок. Теперь девочки рассказывают, как выглядит идеальная девочка-друг в соответствии с рисунком, а мальчики – каким представляется по рисунку идеальная подруга-девочка.

4. Заключительное обсуждение

Дети обмениваются впечатлениями о том, что нового они узнали о своих друзьях – мальчиках и девочках после занятия.

 

Упражнение «Свеча дружбы»

Учитель и дети встают в круг с маленькими свечками в руках. Затем мальчик-девочка-мальчик (и т.д.) зажигают свечу. Ребенок, чью свечу зажгли, говорит о своем соседе по кругу что-то светлое, а затем зажигает своей свечой его свечу.

Завершается упражнение, когда в кругу зажгутся все свечи. После этого дети задувают свечи и делятся на группы. Каждая группа придумывает сказку о волшебной свече дружбы между мальчиками и девочками. Дети иллюстрируют свои сказки. Затем из рисунков делается выставка



Блиц-турнир «Поприветствуйте и пообщайтесь»

Ученикам дается задание без подготовки поприветствовать и пообщаться:

– с мамой, приехавшей из дальней командировки;

– с заболевшим товарищем, которого вы навестили;

– с встретившимся вам по дороге в школу другом;

– с любимой бабушкой, которую вы давно не видели;

– с классной руководительницей, которую вы встретили на пороге школы;

– с девочкой, которая нравится вам;

– с закадычным другом;

– с новеньким учеником, который пришел в ваш класс и сел рядом с вами;

 

– с вашим кумиром – любимым певцом, спортсменом, артистом и т.д.;

– с соседкой, которая вам приятна;

– с друзьями, пришедшими к вам на день рождения.

  

Упражнение «Диалог с незнакомым человеком»

Учитель дает задание – подготовить и разыграть сценки различных способов начала разговора. Учащимся раздаются подготовленные заранее карточки с ситуациями.

1) Позвони оператору телефонной станции, чтобы узнать номер телефона поликлиники неотложной помощи.

2) Позвони в магазин и узнай о наличии минеральной воды и ее видах.

3) Позвони другу и поговори с его родителями.

4) Поприветствуй знакомого на улице.

5) Поздоровайся со знакомым в читальном зале библиотеки.

6) Не пройди мимо малознакомого человека, случайно встретившегося тебе в кинотеатре.

7) Спроси незнакомого человека на улице, как пройти к ближайшей стоянке такси. 

8) Предложи свою помощь (что-то донести или открыть дверь) незнакомому человеку.

9) Начни разговор с незнакомым человеком в общественном месте (в очереди, в поликлинике, на стадионе во время спортивного матча).

Просмотр классом разыгрываемых сценок. После каждой детям задаются вопросы:

– Успешно ли начат разговор?

– Были ли вежливыми его участники?

Попросите учеников подумать и предложить интересные способы начала разговора из их личного опыта. Выслушайте всех желающих. Подведите класс к выводу о том, что в некоторых ситуациях необходимо начать разговор с незнакомым человеком. Важным условием успешного начала разговора является взаимная вежливость.

– Как видим, умение начать разговор –  полезный навык.  Начиная

разговор, сначала поздоровайся и представься, а затем задай вопрос.

. Игра «Мы и наши родители»

Дети делятся на группу «детей» и группу «родителей». Затем обе группы, одна с точки зрения родителей, а другая, с точки зрения детей, должны составить списки ситуаций и проблем, наиболее часто приводящих к конфликтам между родителями и детьми. После того как дети выполнят эти задания, они садятся за стол переговоров. Представители каждой группы зачитывают свои списки. И все вместе дети обсуждают методы и способы решения этих конфликтных ситуаций.