Информатика и математика (интегрированный урок)

Тема: «Сложение и вычитание двузначных чисел. Устройства компьютера»

 

Общая цель урока.

1. Применение способов универсального правила для сложения и вычитания двузначных чисел через  включение каждого ребенка в совместную учебную деятельность.

2. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. 3.Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

4.Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ– компетенции)

Цель для учащихся: умение применять полученные знания в разных учебных ситуациях и на разных учебных предметах, и оценивать правильность выполнения учебной задачи.

Ожидаемый результат:  учащиеся умеют применять разные способы в решении учебных задач.

Информатика:

Задачи:

  • Закрепить знания учащихся по теме “Устройства компьютера”.
  • Закрепить знания и умения по работе с клавиатурой и мышью.
  • Проверить умения пользоваться основными элементами интерфейса графического редактора
  • Способствовать развитию логического мышления, развитию внимания и памяти.
  • Привить навыки самообучения, коммуникативных умений.
  • Научить использовать полученные знания на разных уроках в различных областях учебной деятельности.
  • Научить работать с информацией, предоставленной различными способами.

·         Создать условия для выполнения действий с графическими  объектами в графическом редакторе Paint.

·         Обеспечить применение практических навыков для работы с программой, папкой и файлом

 

Математика:

Задачи:

·         продолжать работать над навыком сложения и вычитания чисел в пределах 100;

·         развивать математическую речь, аналитические способности, логическое мышление, память, внимание, повторить название компонентов при сложении, вычитании;

·         развивать умение доказывать высказывания, используя математическую терминологию;

·         развивать умение самоконтроля и взаимопроверки;

·         воспитывать уважительное и доброжелательное отношение друг к другу.

Форма урока- нетрадиционная ( интегрированная)

Технология – ИКТ –технология, РО Л.В.Занкова

Оборудование: АРМ учителя, рабочее место для ученика, маркерная доска

Дидактический материал: презентация, карточки-«кроссворд», электронные задания, «бортовой  журнал», «дерево успеха», электронная физминутка

 

 

Учитель начальных классов.

 

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Садитесь.

 

 Прозвенел веселый звонок

 Мы начинаем наш  НЕОБЫЧНЫЙ урок!

 

-А как вы считаете, в чем эта необычность выражается? Ваше мнение! ( гости,  2 учителя, не весь класс, группа детей и т.д.)

-Ребята, посмотрите вокруг, сегодня  мы  принимаем гостей. А как гостеприимные хозяева принимают гостей? Ну, конечно же,  с улыбкой. Создадим хорошее настроение. Улыбнулись, подули на ладошку и подарили друг другу  и нашим  уважаемым гостям улыбку и хорошее настроение.

 

  1. Сообщение темы урока. Целеполагание.

Если кроссворд, нам разгадать, он нам поможет тему узнать.

 

Кроссворд

 

 

 

 

 

 

 

 

в

ы

ч

и

т

а

н

и

е

 

 

 

 

 

м

а

т

е

м

а

т

и

к

а

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с

л

о

ж

е

н

и

е

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

л

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

и

н

ф

о

р

м

а

т

и

к

а

 

  • Одно из действий с двузначными числами….(Вычитание)
  • Царица наук… (Математика)
  • Обратное действие вычитанию …(Сложение)
  • Наука, изучающая компьютер…(Информатика)

Ключевое слово: число

С какими числами мы работали с вами на последних уроках? Что с ними можно делать?  Тогда назовите тему нашего сегодняшнего урока…

 

Учитель информатики:

-А где же еще можно работать с двузначными числами?

Учащиеся: На компьютере, на бумаге

Тогда давайте дополним тему нашего урока

Учащиеся: Закрепление сложение и вычитание двузначных чисел .Устройства компьютера.

 

  -Так в чем же еще выражается необычность нашего урока- что у нас не только урок математики, но и урок информатики

 

Учитель начальных классов:

(На экране появляется космическая карта с Космиком). Ребята как вы думаете, куда мы с вами сегодня отправимся?

Учащиеся: в  космическое путешествие вместе  с Космиком

Что вы ожидаете сегодня от урока? Какая цель  нашего  урока?

Какие задачи будете решать на уроке? Поставьте для себя цели нашего путешествия! Спасибо!

 

Сегодня нам предстоит сложное, но очень интересное путешествие. В конце, которого мы проверим свои знания по нашей теме. Для этого нам понадобится компьютер, а чтобы его собрать, нужно посетить все планеты на карте Космика. Только совместными усилиями мы сможем пролететь весь путь. И еще : -Ребята сегодня на уроке у нас существует накопительная система оценок, вы будете накапливать  свой « кейс» оценок ( бортовой журнал) . За каждый вид задания вы можете оценить себя сами или вашу  работу может оценить группа или тот учащийся с которым вы будете работать в паре.

 

Девиз обучения в сотрудничестве: « Помогая другим – учимся  сами»

 

  1. Актуализация знаний.

Учитель начальных классов:

 

У Космика есть карта для путешествия, как вы думаете, что нам не хватает для путешествия?

Учащиеся Корабля

Правильно, а для того чтобы мы смогли отправиться в путешествие нам необходимо построить летающий объект. А в этом нам поможет –какая наука ? (информатика)

 

Учитель информатики:

Чтобы построить летающий объект необходимо выполнить первое задание. Для этого на рабочем столе компьютера найдите папку «Проектировщики», в ней находится первое задание

 

 

Проверка:

1) Какую операцию вы выполнили? (Перемещали фигуры)

2) С помощью чего вы их перемещали? (С помощью инструмента выделение)

3) Сколько фигур пришлось переместить? (Девять).

4) Какой объект получили? На что он похож? (Возможные варианты.)

Наш летающий объект собран. И называется он…..

Давайте представим что мы все находимся в нашем Корабле, который наполнен различными устроиствами. Для безопасности полета нам с вами необходимо вспомнить правила безопасного поведения при работе с этими устроиствами.

Учащиеся называют правила поведения в компьютерном классе.

И так, раз все помнят о безопасности, то нам пора в путь. Корабль двигается по карте. И Космик попадает на планету. А чтобы узнать на какой планете мы оказались необходимо ответить на вопрос: Какое устройство компьютера поможет нам отследить наши передвижения?

Учащиеся Монитор, т.к он выводит информацию на экран

 

На пазле открывается устройство монитор.

В бортовых журналах оцените правильность выполнения этого задания: умею строить из фигур заданный объект в ….

Одно устройство мы нашли, можно двигаться дальше.

 

Космик двигается к следующей планете.

 

Учитель начальных классов:

Полетели на планету Физминутка

 

Мы 5 раз в ладоши хлопнем,

8 раз ногами топнем,

Прибавляем 5 к 8 – столько раз присесть должны.

4 раза потянись,

А 7 раз ты наклонись,

Семь прибавим к четырем – столько ноги мы согнем.

 

 

Пока мы  с вами  летели на планету Физминутка мы истратили топливо. Для того чтоб узнать на какую планету мы отправимся дальше необходимо решить задачку.В этом нам поможет информатика.

 

Учитель информатики:

На рабочем столе компьютера  найдите папку «Экономисты».  В ней находятся 2 файла с заданиями разного уровня, откройте файлы и выберите ту задачу, которую вы сможете решить.

Уровень А

 Задание: сделайте краткую запись к задаче и решите ее.

 

«До планеты «Физминутка» корабль истратил 13 л топлива. И в баке осталось еще 65 л.

1.Сколько л ракетного топлива было в баке сначала?

2.Хватит ли нам топлива для всего путешествия, если корабль совершит еще 5 посадок, расходуя одинаковое количество ракетного топлива? (Да)

 

 

 

 

 


Уровень Б

Задание: поставьте вопрос, запишите краткую запись и решите задачу.

 

«До планеты «Физминутка» корабль истратил 13 л топлива, до следующей планеты истратит  26 л топлива.»

 

 

Учитель начальных классов:

- Что вам помогло решить задачи? (алгоритм решения задач).

-Почему вы выбрали именно этот способ решение задачи? Какие знания вам потребовались?

- Где нам в жизни пригодятся эти знания? На каких уроках? (экономика, физика)

 

 

 Учащиеся решают задачу удобным способом.

 

Проверка: сравнивают свое решение с эталоном на экране. Сравните со своим решением ( анализ задач) кто ответил на дополнительный вопрос, отметьте смайликом в бортовом журнале.

 

В бортовых журналах оцените правильность выполнения этого задания и умения:

1)умею решать задачи разных видов

2) умею записывать краткую запись в виде схемы или чертежа.

3) умею использовать инструменты для решения задач

 

Учитель информатики.

 

Какое устройство компьютера помогло вам выполнить задание? Для чего оно необходимо?

Учащиеся Мышь необходима для ввода информации в компьютер и управления им.

Отправляемся в путь. Космик двигается к следующей планете Мышь

На пазле открывается следующее устройство мышь.

Вот мы нашли еще одно устройство, можно двигаться дальше

 

 

Космик двигается к следующей планете Физминутка для глаз (электронная)

 

Космик двигается к следующей планете. Чтобы открыть название этой планеты нужно решить примеры вместе с Космиком.  Откройте папку «Математический тренажер»

 

 

Учитель начальных классов:

Выполняют задание на компьютере, если правильно решили, появляется название планеты,на которую мы прилетели.Системный блок.

Вывод: Что вам помогло решить данные выражения, какие знания вам потребовались? Что вы использовали для решения данных выражений?

 

Универсальный алгоритм.

1. Записать сумму или разность; рассмотреть, есть ли переход через десяток при сложении.

2. Единицы складывать или вычитать с единицами.

3. Десятки складывать или вычитать с десятками (не забыть про десяток из единиц).

4. Записать результат.

 

Учитель информатики:

Для чего нам необходим системный блок

Учащиеся: В нем происходят все вычисления, в нем хранится информация

 

Учитель начальных классов:

Космик продолжает движение по карте. Секрет этой планеты раскроет нам следующее задание.

 

Учитель информатики:

Задание с клавиатурой.

 ?????

 

 

Вот мы с вами собрали 4 устройства компьютера. Как вы думаете, достаточно ли этих устройств для работы с информацией?

Учащиеся: Да

 

Звучит вывод:

 

- Кто какие цели и задачи ставил на уроке? Вы их достигли?

-А как это можно проверить, ваше мнение?

-Раз необходимые устройства найдены, значит мы теперь можем проверить наши знания по данной теме. А чтобы это сделать найдите на рабочем столе папку «Проверь себя» и выполните тест, результат теста внесите в бортовой журнал.

 

  1. Итог урока. Рефлексия..

- Что было интересного, познавательного на уроке?

-Какие трудности вы испытывали на уроке?

--Где можно найти ответы на интересующие вас вопросы?

-Довольны ли вы своей работой на уроке?  Составим «Башня успеха»

 

(написано на кирпичиках)

красный – урок прошел для меня плодотворно, с пользой, я научился и могу помочь другим складывать и вычитать двузначные числа, знаю из чего состоит компьютер

зеленый – я научился складывать и вычитать двузначные числа, но мне еще нужна помощь

синий -  мне было трудно на уроке, я еще плохо усвоил вычислительный прием, но буду тренироваться

 В конце к бортовому журналу

 

 5.Домашнее задание: разноуровневое (слайд)

1 уровень- стр. 83 №181с.84 з.183

2 уровень- стр. 83 №181с.84 з.183, оформи решение на компьютере

 

3 уровень – творческий: нарисовать компьютер будущего и описать его возможности при работе с двузначными числами

 

Скачать
Приложение к уроку.zip
Сжатый архив в Zip формате 9.9 MB
Скачать
урок.doc
Microsoft Word документ 123.0 KB